суббота, 21 ноября 2020 г.

Сказочно красива Азбука. Буква Д

 Красота букв русской азбуки

Отправимся в путешествие на остров Азбуки, где каждая Буква имеет свое дерево, на листьях которого расписаны стихи, загадки, пословицы, сказки. Есть и листочки с расшифровкой значения того или иного старинного, церковнославянского языка. Остров украшен чудесными, орнаментальными буквицами. Итак, древо под названием:

Буква «Д»

Теплые слова на букву «Д»:
Дева Мария; Добро; Достояние; Дом; Дитя; Друг; Душа; Дух Святый


Буквица из книги: Библия для детей

«Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего…» (Хвалебная песнь Богородице)

***
Дева Мария родила Младенца
Бьется в груди его доброе сердце
Дышат любовью Младенца уста,
Дева Мария родила Христа.

***
Сею Божии слова
В сердце. А взойдут едва -
Их слезами поливаю
И молитвой удобряю.
Ангел мой тому свидетель,
Что ращу я (Добродетель)

***
У кого-то нету мамы,
Кто-то одинокий самый.
Но никто не сирота,
Если правит (Доброта)

***
Я упал, мне очень больно,
Слезы брызнули невольно,
Но себя беру я в руки,
Вспоминаю Божьи муки.
И в обиде, и в падении
Я учусь (Долготерпению)

Загадка про букву «Д»

***
Эта буква, словно домик.
В домике окошко.
Из трубы идет дымок,
А в окошке кошка. (Буква «Д»)

***
Слово с этой буквой – диво,
всем несет оно тепло,
людям радостно, счастливо,
мирно на душе, светло. (Слово «Добро», буква "Д")

Русские народные загадки на «Д»

Буквица из книги: Юдин Г. Аз, Буки, Веди: Азбука православия для детей

  • Тянется нитка на клубок не смотать. (Дорога)
  • Книга-раздвига о четыре листа, а середка пуста. (Дом, изба)
  • Всем, кто придет, всем, кто уйдет, руку подает. (Дверь. Дверная ручка)
  • Сидит мужик на палатях, на нем синенький халатик. (Дым)
  • Шел долговяз, в сыру землю увяз. (Дождь)
  • Один льет, другой пьет, третий растет. (Дождь, земля, трава)
  • Каждый год молодцу прибавляет по кольцу. (Дерево)
  • Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел)

Названия русских народных сказок на «Д»

Художник Станислав Ковалев

  • Двое из сумы
  • Диво дивное, чудо чудное
  • Две доли
  • Дока на доку
  • Дочь и падчерица
  • Два мороза. Загадка про эту сказку:
    Синий нос
    да Красный нос,
    двое братьев дружных,
    спор затеяли недюжий:
    кто сильней,
    да кто умней,
    человека одолеть,
    побороть сумеет.
    Сказку прочитай быстрей,
    станешь впятеро умней…
  • Дракон и Царевич. Загадка про Дракона:
    Он бывает только в сказках.
    Жить мы можем  без опаски,
    Что вдруг встретиться нам он,
    Огнедышащий... (Дракон)
    (В.Степанов)

Евангельские истины в народных пословицах на «Д»

Художник Сергей Ефошкин

  • Дал Бог денечек, даст и кусочек.
  • Друг познается в беде.
  • Доброе братство милее богатства.
  • Договор дороже денег.
  • Детство зелено, молодость храбра, а старость мудра.
  • Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
  • Добра желаешь, добро и делай.
  • Делу время, потехе час.
  • Других не суди, на себя – погляди.
    • Дай Бог подать, не дай Бог брать!
    • Дающего рука не оскудеет.
    • Дорога милостыня во время скудости.
    • Деньгами души не выкупишь.
    • Друг на друга глядючи – улыбнешься, на себя глядючи – только всплакнешься.

Словарь старинных русских слов на «Д»

Художник Станислав Ковалев

Дезерь — брат мужа.

Девятерик — вес,  мера, счёт, соединяющие девять единиц.

Девятина — срок в девять дней.

Дежа — опара для теста, квашня; кадка, в которой месят тесто для хлеба.

Деньга — древняя монета, равная полукопейке.

Джейлявы — летние пастбища и стоянки казахов.

Дивить — удивлять, удивить.

Добало — вероятно: бок, брюхо.

Дока — знаток, мастер, колдун.

Долонь — ладонь.

Домовище — гроб.

Донце — горизонтального сиденья для пряхи у прялки.

Доступать — добывать, доходить.

Досюльмый — давний, прежний.

Доха — шуба с мехом внутрь и наружу.

Дроля — милый, дорогой, любимый.

Дуван — дележ, а также сходка при дележе добычи; дуванить — делить.

Что означает буква «Д» в старославянской азбуке

«Добро» – буква, которая является символом чистоты и добра. Истинное значение этого слова «добро, добродетель», т.е.поддержания человеком религиозных канонов, которые символизируют Заповеди Господни. При этом в букву Добро вкладывались не только чисто человеческие черты характера, но и добродетель, которой должны придерживаться все люди, любящие Отца небесного. Например, старославянская фраза: «Добродетелью и житию истинно прилежати» несет в себе смысл о том, что человек должен в реальной жизни блюсти добродетель.

Числовое значение буквы Добро обозначается цифрой 4, т.е. четверкой. Что же вкладывали славяне в это число? Прежде всего, четверка символизировала четыре стихии: огонь, вода, земля и воздух, четыре конца священного креста, четыре стороны света и четыре угла в комнате. Таким образом, четверка была символом устойчивости, и даже незыблемости. Притом, что это четное число, славяне не относились к нему с негативом, ведь именно оно в совокупности с тройкой давало божественное число 7.

Значение слов в православии на букву «Д»

Давид (с евр.) — «возлюбленный, драгоценный». Царь и пророк иудейский. В Писании это имя часто употребляется вместо имени Христа.

Дароносица — переносная дарохранительница, представляю­щая собой небольшой серебряный или золотой ковчег и используемая священником для причащения вне храма запасными дарами (например, в больницах и т.д.).

Дары святые — хлеб и вино, освященные и преосуществленные в плоть и кровь Христову во время совершения евхаристии. Преждеосвященными, или запасными, дарами называются освященные дары оставленные для совершения литургии или причаще­ния вне храма. Запасные дары приготовляются в Великий Четверток.

Двоеперстио — сложение пальцев для крестного знамения, при котором указательный и средний пальцы остаются простертыми вверх, а три других прижимаются к ладони. Употребляется старообрядцами и является причиной разногласий с православной церковью в обрядовых вопросах.

Двунадесятые праздники — двенадцать ве­личайших (после Пасхи) праздников Церкви: 1) Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сен­тября); 2) Воздвижение Честного Креста Господня (14/27 сентября); 3) Введение во храм Пресвятой Девы Марии (21 ноября/4 декабря); 4) Рождество Христово (25 декабря/7 января); 5) Богоявление (Крещение Господне) (6/19 января); 6) Сретение Господне (2/15 февраля); 7) Благовещение Пре­святой Богородицы (25 марта/7 апреля); 8) Вход Господень в Иерусалим (за неделю до Пасхи); 9) Вознесение Господне (40-й день после Пасхи, чет­верг); 10) День Святой Троицы (Пятидесятница) (50-й день после Пасхи); 11) Преображение Гос­подне (6/19 августа); 12) Успение Пресвятой Бо­городицы (15/28 августа).

Девятины — поминовение православных усопших, совершаемое на девятый день после кончины по церковному чиноположению.

Деисис, или деисус (от греч. deesis — моление) — древнерус­ское название композиции из трех икон, изображающих Иисуса Христа в архиерейском обличении в центре, обращенную к нему Богородицу сле­ва (от смотрящего) и Иоанна Крестителя справа. Деисис ставится над иконой "Тайная Вечеря" в третьем ярусе иконостаса или в алтаре над горним местом. Название деисус появилось так: под перечисленными икона­ми (во времена раннехристианские) была написана молитва (по-гречес­ки). Эту надпись не знавшие греческого языка почли за собственное название икон.

Деисусный чин — многоиконная композиция иконостаса, в центре которой находятся три иконы деисуса.

Держава — сила, власть, утверждение, укрепление.

Дерзновение — смелость, бесстрашие.

Диак — дьячок, церковный причетчик, церковник. Сокращение сло­ва «диакон».

Диакон (с греч.) — «служитель скорый, всегда готовый к услугам». Служители низшей из трех степеней священства, в обя­занности которых входит помогать, прислуживать пресвитерам и епис­копам при совершении ими таинств и других священнодействий. Обя­занностью диаконов является также хранение священных сосудов, наблюдение за чистотой престола, жертвенника, находящихся на них вещей, а также церковное письмоводительство. Диаконы служат епископу или священнику при Богослужении и совершении таинств, но сами со­вершать их не могут. Участие диакона в Богослужении не обязатель­но, а потому во многих церквах служба происхо­дит без диакона. Некоторые диаконы удостаиваются звания про­тодиакона, т. е. перводиакона. Монах, получивший сан диакона, называется иеродиаконом, а старший иеродиакон — архи­диаконом.
Дивий — дикий, лесной.

Дикирий — подсвечник для двух свечей, употребляемый в архи­ерейском богослужении Согласно литургическим толкованиям, две све­чи символизируют два естества Иисуса Христа — божеское и человечес­кое.

Дискос — небольшое блюдо, на которое полагают большую просфо­ру (Агнца) — евхаристический хлеб.

Днесь — ныне, в настоящий день, в настоящее время.

До века — во веки.

Добростание — хорошее состояние, благоденствие.

Догматик — церковное песнопение в честь Богоматери, которое поется на всенощной накануне воскресенья.

Дольный — нижний, находящийся внизу, земной.

Дух – это то, в чем запечатлен образ и подобие Божие, то, что есть только у человека. Это начало творческое, начало мыслящее, самосознающее, незримое и бессмертное. Дух – это творчество, совесть, сознание. Дух выше души. Дух опирается на психику, но он уже творит. Дух человека не разрушается смертью, в вечность мы понесем то же сознание, которое у нас есть теперь, хотя это нелегко представить и вообразить. Дух должен быть воплощенным. Люди должны быть не просто душами, а быть воплощенными духами.

Духовность – это то, что отличает человека от животного. Способность к высокому абстрактному мышлению, к мистическому переживанию, к переживанию красоты. Этого в природе нет. Личностное начало является ведущим в духовности. Именно личность создает все шедевры в искусстве. В Библии говорится о том, что человек создан по образу и подобию Божию. Чем ближе человек к своему Первообразу, тем прекраснее и гармоничнее его жизнь, несмотря на возможные трудности и борьбу. Духовное является самым главным, самым важным. Это корень всего. Наше счастье зависит от того, что внутри нас, а потом уже от того, что вокруг нас.

Духовенство — священнослужители. Различают: белое духовенство — немонашествующее и черное — монашествующее духовенство. Д. делится на три категории: 1. архиереи (патриарх, митрополит, экзарх, архиепископ); 2. священники (протопресвитер, протоиерей, иерей); 3. дьяконы (протодьякон, дьякон). К белому Д. принадлежат протопресвитеры, протоиереи, иереи, дьяконы, дьячки. К черному Д. относятся все архиереи, игумены архимандриты и епископы, иеромонахи, иеродьяконы, монахи и послушники.

Духовник, Духовный отец — священник, с которым те, кого принято называть его духовными чадами, совершают общий путь ко спасе­нию. Но, поскольку он не просто рядом идущий, а еще и священник, он, во-первых, совершает таин­ство (в первую очередь речь идет о таинстве по­каяния — исповеди). Во-вторых, он как пастырь стремится помочь духовному чаду, чтобы в душе последнего внедрились те духовные и нравственные качества жизни, которые находятся в простран­стве Священного Писания и Предания. Духовный отец на самом деле внутренне, не обязательно с долгими словами и размышлениями, входит в жизнь духовных детей. В жизнь тех, кто с ним — просто потому, что он их любит, и душа за них болит. И одним только фактом, что душа о них болит, они оказываются вместе и вместе идут путем спасительным. А он старается вести их ко Христу. Духовный отец чуть впереди, потому что так оказался поставлен, и таинственным явлением ду­ховной жизни его как нового лица, первого лица, и своей любовью, имеющей очень обширную на­правленность. Потому что расширяющееся сердце вмещает в себя всех.

Душа – психика. Душа есть даже у простейших. Целесообразная реакция – это и есть элементы души. Есть элементарная психика и более сложная психика. У животных есть душа, то есть эмоции страха, радости, любви. Но животные творить не умеют, у них нет высшего понятия о добре и зле и нет того разума, который познает весь мир. И у животных нет Духа. В Библии сказано: когда Бог создал из земли первого человека, Адама, Он вдохнул в него душу, вдохнул Свою Божественную сущность, частицу Самого Себя. Без души люди были бы как роботы: ели, пили, работали, превратились бы в жестоких дикарей, цель жизни которых только в том, чтобы выжить. Душа – это совесть и любовь, сострадание и сочувствие, все добрые чувства. Душа человека бессмертна. Душа должна очищаться от темного, от плохого, от низкого, потому ч то если душа этим наполнена до краев, то в процессе очищения от нее останется лишь маленький кусочек. Это страшно. Душа, насквозь пропитанная злом, почти теряет свое бессмертие, потому что в процессе очищения и мытарств, как говорят в православии, от нее почти ничего не остается.

Дщерь — дочь.

Дьякон (от гр. diakonos — служитель) — низший духовный сан в православной церкви, помощник священника при богослужении и отправлении обрядов. Дьякон приготавливает священные сосуды, возглашает ектению и т.п. Поставление в Д. совершается архиереем через рукоположение.

Пропись церковнославянской буквы «Добро»:


 

Источники:

  • «Чудо чудное»: Русские народные сказки от А до Я./ Составитель Владимир Соколовский, художник Станислав Ковалев. – М.: ДОМ, 1992. – 204 с.
  •  Юдин Г. Аз, Буки, Веди: Азбука православия для детей с иконами и картинами русских художников.// Георгий Юдин. – М.: Белый город, Даръ, 2005. – 384 с.
  • Народные русские сказки: Из сборника А.Н. Афанасьева./ художник Т. Маврина – М.: Художественная литература, 1980. – 320 с. Веялис Ю. Мед и леденцы: О Деде Морозе – проказнике в Рождество и новогодние праздники (истории, шутки, игры, загадки). В помощь организаторам праздников. / Юрий Веялис. — 2-е изд., испр. и доп. - М.: НП «Изографъ», 2013. - 132 с. – (из серии «Незабудки. Приложение к детскому православному журналу «Лампадка»)
  • Колесникова В. Краткая энциклопедия православия. Путь к храму./ Валентина Савельевна Колесникова. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 589 с.
  • https://wellspeak.ru/the-letter-is-a-land-value-old-slavonic-cyrillic-and-modern-writing.html К. Титаренко «Тайна славянской азбуки», 1995 г.
  • http://armih.cerkov.ru/umk-vertograd/cerkovnoslav
  • https://vladk3.livejournal.com/315740.html Алфавит с героями сказок
  • https://vk.com/album-30504651_168801557 «Азбука в пословицах». Художник Сергей Ефошкин.
  • http://vertograd.cerkov.ru/cerkovnoslavyanskaya-azbuka Воскресная школа "Вертоградъ"

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...