Красота букв русской азбуки
Отправимся в путешествие на остров Азбуки, где каждая Буква имеет свое дерево, на листьях которого расписаны стихи, загадки, пословицы, сказки. Есть и листочки с расшифровкой значения того или иного старинного, церковно-славянского языка. Остров украшен чудесными, орнаментальными буквицами. Итак, древо под названием:
Буква «К»
Величественные слова на букву «К»:
Крест; Крещение; Колокол
Буквица из книги: Библия для детей
«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим» (Тропарь Кресту).
***
Всем народам при крещении
Крестик надевал священник,
Если с нами он всегда,
Не страшна лиха – беда.
***
Всякой твари взяв по паре,
И со всей семьею, старец
На корабль взошел с молитвой.
И корабль, крепко сбитый,
Сквозь потоп направил бег.
Ну, а звался он... (Ковчег)
***
Чтоб мелодия простая,
В предрассветной дымке тая,
Выводила к Церкви Божьей
И к молитве нас звала, -
Бьет звонарь ... (Колокола)
***
Чтоб молитва возгорела,
Пусть потрудится и тело,
И должна не полениться
Правая рука – ...(Креститься)
***
Гордость шишки набивает -
Зависти уколы знает.
Гордость стонет и болит,
Словно дряхлый инвалид...
Украшение сердца – скромность
И смирение, лучше… (Кротость)
Загадка про букву «К»
Что за буква? Красота!
Ноги, руки – лепота!
Много очень с нею слов,
И животных, и зверьков. (Буква «К»)
***
Загадка не в столице, а в каждом кошельке,
В сарае не поместишь, а прячешь в кошельке.
(Буква «К»)
***
Сигнальщик держит два флажка.
С флажками он – как буква... (К)
(В.Степанов)
Русские народные загадки на «К»
Буквица из книги: Юдин Г. Аз, Буки, Веди: Азбука православия для детей
- Стоит Филат, на нем сто лат. Не книжка, а с листьями. (Капуста)
- Курочка-пустодом свила гнездо за двором, Яйца несет – в землю кладет. (Картофель)
- Без ног, а бегает. (Клубок)
- Хвост во дворе, нос в конуре, Кто хвост повернет, тот и в дом войдет. (Ключ в замке)
- Черный конь прыгает в огонь. (Кочерга)
- Четыре ноги, да не зверь, есть перья, да не птица. (Кровать с периной)
- Гусек купается, из рук не вырывается, Часто на берег глядит. (Ковш)
- Что не имеет ни начала, ни конца? (Кольцо)
- С бородой, а не мужик, с рогами, а не бык. (Козел)
- Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (Корова)
- Мягкие лапки, А в лапках – цап-царапки. (Кошка)
- Не земледелец, не кузнец, не плотник, А первый на селе работник. (Конь)
Названия русских народных сказок на «К»
Художник Станислав Ковалев
- Крошечка - Хаврошечка
- Конек – горбунок
- Козьма Скоробогатый
- Кощей Бессмертный
- Колобок.
Загадка про эту сказку:
Как испекся Колобок,
Прыг с печи и за порог.
Евангельские истины в народных пословицах на «К»
Художник Сергей Ефошкин
- К большому терпению придет и умение.
- Коса - девичья краса.
- Кто ныне мал - завтра велик, а ныне велик - завтра мал.
- Кто родителей почитает, того Бог не забывает.
- Кто нужды не видал, тот и счастья не знает.
- Кто правду хранит, того Бог наградит.
- Кончил дело - гуляй смело.
- Красна птица пением, а человек умением.
- Корень учения горек, да плод сладок.
- Кто
хочет много знать, тому надо мало спать.
- Когда
подаешь милостыню в окно, то отворачивайся и молись иконам (не гляди, кому
подаешь).
- Кто сирых
питает, тот Бога знает.
- Как
поживешь, так и прослывешь.
- Когда
подаешь милостыню в окно, то отворачивайся и молись иконам (не гляди, кому
подаешь).
Словарь старинных русских слов на «К»
Художник Станислав Ковалев
Каган — правитель Хазарского государства.
Казак, казачиха — работник (работница), батрак, наемный работник.
Казна — встречается в значении: деньги, достояние, имущество.
Калантирь — воинский доспех в виде безрукавного панциря из блях или дощечек, соединённых металлическими кольцами.
Калика – странник, от слова калига – название обуви странника
Калиновый (об огне) — яркий, жаркий.
Камзол — нарядное мужское платье до колен, иногда без рукавов, обтягивающее корпус. Одевался под кафтан западноевропейского образца. В Западной Европе распространился во второй половине XVII в., в России — в начале XVIII в.
Камка — старинная плотная шелковая узорчатая китайская ткань.
Камус – полоса шкурки с ноги оленя, которой подбиваются лыжи, обувь шерстью наружи.
Камча — плеть.
Канун — праздничное пиво, брага, мед, приготовленные к церковному празднику.
Каравайцы — пшеничные блины.
Катанки — валенки.
Картуз — мужской головной убор, род невысокой, сшитой из сукна шапки с твердым козырьком; в России картуз начали носить в начале XIX в. Во второй половине века получил широкое распространение, а в начале XX в. вытеснился кепкой.
Картуш — скульптурное (лепное) или графическое украшение в виде декоративно обрамленного завитка или не до конца развернутого свитка.
Кафтан русский — самая распространенная одежда в допетровской Руси. В зависимости от назначения мог быть теплым или холодным, длинным или коротким (кафтан ездовой), одеждой верхней или нижней. Обычно шился чуть приталенным, долгополым, с расходящимися книзу полами.
Квочка — курица, которая водит цыплят.
Керженский наставник — главное лицо у раскольников-староверов Керженского края (вблизи Нижнего Новгорода).
Кивер — военный головной убор в армиях Европы XVIII-XIX вв.; в русской армии кивер существовал с 1741 по 1881 г., а затем с 1906 по 1917 г. в гвардии, военных училищах; в этот период кивер носили и генералы.
Кизяк – сухой навоз.
Кий, киек — палка, посох, батог.
Киндяк — хлопчатобумажная ткань красного цвета; киндяшная — одежда из подобной ткани или ткани красного цвета.
Киноварь — ярко-красная природная краска, в состав которой входят ртуть и сера.
Кирпичник — мастер, изготовляющий кирпичи из глины, или торговец кирпичами.
Киса — мешок.
Китина — ствол травы, стебель гороха.
Кичига — молотило, верхняя часть цепа
Кичка — старинный русский праздничный головной убор замужней женщины.
Кишка — домашняя колбаса.
Клетка — место, огороженное тыном, оградой
Клеть — прямоугольный бревенчатый сруб; комната или кладовая в доме; амбар; пристройка к избе, чулан.
Клюка — крюк, палка с загибом для поддержки желоба под стрехою крестьянской тесовой кровли или для пригнета соломенной.
Ковш — старинная русская посуда для напитков.
Кожух — кожа.
Кокошник — старинный женский русский головной убор; в допетровской Руси бытовал в боярской среде, в XIX в. — только в крестьянской и купеческой.
Кокурка — булочка с яйцом.
Колено — значит, старший в семье; следовательно, подколенные князья — младшие, удельные князья.
Колодочка — обструганный, короткий деревянный брусок.
Колотлива (о дороге) — беспокойная.
Колпак — вид покрытия здания округлой формы острием вверх.
Кольчуга — доспех в виде рубахи, составленный из продетых друг в друга железных колец. Кольчуга защищала от поражения холодным оружием.
Коляда — святочное величанье в честь хозяев дома; за коляду отдаривались подарком.
Комель — утолщенная нижняя часть прялки; прилегающая к корню часть дерева, волоса, рога.
Комонь — конь, лошадь.
Кондовые бревна — смолистые, крепкие, мелкослойные сосновые бревна, употреблявшиеся преимущественно для построек.
Конец — край деревни, а также улицы, ведущей к околице.
Коноватный — из азиатской шелковой ткани, шедшей на покрывало, фятт
Копань — яма, вырытая для сбора дождевой воды; неглубокий колодец без сруба.
Копыл — часть ствола дерева, включающая ответвление корня; короткий брусок в полозьях саней, служащий опорой для кузова.
Корец — ковш.
Кормщик — человек, который управляет судном с помощью кормового весла (кормовика).
Короб (коробья, или коробейка) — сундук со стенками из луба, дном и крышкой из дерева; лукошко, корзина.
Косарь — большой нож с толстым и широким лезвием; сделанный из обломка косы на длинной рукояти; употреблялся для снимания с дерева коры при подсочном способе добывания смолы.
Коска — кость, косточка.
Костер — поленница, сложенные в клетку дрова.
Кострица (костра) — жесткая кора льна и конопли, остающаяся после их трепления, чесания.
Косушка — четверть кружки вина.
Косящетое (косивчатое) окно — окно из ячей-косяков или переплетенных вкось металлических прутьев, типичное для Руси до XVIII в.
Кочет, кочеток — петух.
Кочок — кочка.
Коты — род теплой обуви.
Красный угол — угол в избе, где висели иконы.
Красота — венец невесты из лент и цветов, символ девичества и девичьей воли.
Крепость — грамота, документ, подтверждающий права владельца.
Крома — сума, мешок нищего; «Фома — большая крома» (19 октября) — обилие хлеба и запасов, так зовут и богатого, зажиточного человека.
Кросна (кросно) — ручной ткацкий станок; нитяная основа при тканье на ручном станке; полотно, вытканное на кроснах.
Кропачишко — от глагола кропотать — хлопотать, суетиться, сердиться, браниться.
Кросенца — домотканые рубашки.
Крутое крутище — почти отвесная круча, яр.
Крыница — родник, ключ, мелкий колодец; кринка, молочный горшок, узковатый и высокий.
Кститься — креститься, осенять себя крестом.
Кубовастая крыша — четырехскатное закругленное покрытие, заостренное кверху, напоминающее по форме массивную луковицу.
Кудель — вычесанный и перевязанный пучок льна или пеньки, изготовляемый для пряжи.
Кужель (кужаль) — кудель, вычесанный лен; льняная пряжа высшего качества.
Кузло — кузнечная работа, ковка; вообще пахотные снаряды.
Кукомоя — неряха, неопрятный человек.
Куна — куница.
Курень — место выжега в лесу углей, угольная яма и изба для рабочих.
Куржевина — иней.
Курить — вытворять.
Курчижка — сук, обрубок.
Кут, кутничек — угол, особенно в избе под образами или около печи; прилавок, ларь, в котором зимой держали кур; «гнилой кут» — северо-западный ветер.
Кутья — разваренные и подслащенные пшеничные зерна; ячменная или пшеничная каша с изюмом; еда на поминках.
Кучиться — просить, кланяться, умолять.
Кухта - косматый иней на деревьях, кустах.
Что означает буква «К» в старославянской азбуке
Како – буква-слово славянской азбуки, которое обозначает «как» или «подобно». Простой пример употребления этого слова «како он» сегодня звучит просто «как он». В этом слове Константин пытался выразить схожесть человека с Богом. Ведь Бог создал человека по образу и подобию своему. Числовая характеристика этой буквы соответствует двадцати.
Ее название в славянской азбуке происходит от местоименного наречия, которое начинает исконное вопрошание человека: как преодолеть смерть, как спастись? И ответ начинается с той же буквы: Крестом - «Образ бо дах вам, да, якоже Аз сотворих вам, и вы творите» (Ин. 13:15).
Крест - соединение двух векторов - есть призвание человека, которое он исполняет, неся земные тяготы (горизонталь) с молитвенным устремлением (вертикаль). Крест и Христос - однокоренные слова, заимствованные нами в разное время из разных языков: одно - из немецкого (крист- распятие), другое - из греческого.
Значение слов в православии на букву «К»
Кадило — металлический сосуд, в котором на горящих углях воскуривается ладан. Каждение фимиамом совершается в наиболее торжественных местах богослужения. Как литургическое действие оно входит в состав крещения, елеосвещения, отпевания, малого и великого водоосвящения.
Камилавка (от гр. kamelos — верблюд) — высокий, цилиндрический, расширяющийся кверху головной убор. Название происходит от византийских головных уборов, делавшихся из верблюжей шерсти. Фиолетовая богослужебная К. дается как награда архидьяконам, протодьяконам и священникам. Черная К. — часть облачения рясофорного монаха и иеродьякона (см. Духовенство).
Канон (от арамейского «кане» — правило или образец) — имеет несколько значений: перечень книг, принятых Церковью в качестве Св. Писания; чинопоследование евхаристических молитв; цикл молитв и песнопения утрени.
Канонарх — избранный чтец, громко и нараспев читающий слова песней, которые вслед за ним повторяет хор.
Канонизация (от гр. canonizo — узакониваю) — узаконение, через особое постановление высшей церковной власти, чествования церковью умершего подвижника веры и благочестия как святого. К лику святых изначально были причислены: 1) ветхозаветные патриархи (или праотцы); 2) новозаветные апостолы и 3) мученики. Установление общецерковных праздников в честь святых было способом их К. В IV в. обозначаются новые категории святых; 4) преподобные, т.е. святые из иноков-подвижников; 5) святые отцы церкви и вообще иерархи; 6) прославившиеся благочестием и заслугами перед церковью цари. Основаниями К. считаются: мученическая смерть за веру, исцеления и чудотворения, совершенные при жизни и посмертно, нетленность мощей, народное признание святости прославляемого, достойная и святая жизнь, заслуги в распространении христианства. К. местных святых совершается епархиальным архиереем, а общецерковных святых — собором. Почитание святого устанавливается православной церковью не по специальному чину, а совершением в избранный день торжественной службы святому.
Канонические книги — книги, которые по своему божественному достоинству могут и должны служить для верующих неизменным правилом их веры и благочестивой деятельности. Эти книги признаны Вселенской церковью богодухновенными. В Ветхом Завете таких книг 22, в Новом — 27.
Канун (от гр. kanon — установленный) — 1. подсвечник в виде стола со множеством ячеек для свечей и небольшим распятием; 2. Кутья и питье для поминовения усопших. 3. День, предшествующий какому-либо важному дню или событию.
Кафизма (кафисма) (по-гречески — «сидение», «седален») — один из 20 отделов Псалтири. Каждая кафизма делится на 3 части, или «Славы», так как по прочтении всякой такой части кафизмы читается: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аддилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды). Во время чтения кафизм можно сидеть, но во время краткого славословия надо встать.
Келья (от лат. cella — комнатка) — отдельное жилое помещение в монастыре или рядом с ним. Предназначалось для монашествующих лиц, желавших облегчить или усугубить для себя трудности монашеской жизни.
Киворий (гр. kiborium) — навес над престолом в алтаре в виде купола с крестом, держащийся на столбах. К. обычно бывает в соборах и крупных храмах. К. и престол символизируют место распятия и положения тела Христова.
Кивот, или киот, (гр. kibotos — ящик, ковчег) — 1. ящик; ковчег Завета. Это был ящик из драгоценного дерева ситтим (акации), внутри и снаружи обложенный золотом, осеняемый литыми из золота же херувимами. Он почитался важнейшей святыней Израиля. В ковчеге хранились скрижали Завета и чаша с манною. Когда в 70 году Иерусалим был разрушен, ковчег потерял свое значение, и во втором, вновь построенном Иерусалимском храме ковчега уже не было. 2. Деревянный ящик, поставец или специальный застекленный шкаф, в котором помещаются иконы. Рама для иконы.
Кий — какой.
Кириопасха (от греч. «Господня Пасха») — так в церковном уставе называется день Пасхи, если он совпадает с праздником Благовещения.
Клас — хлебный колос.
Клир (от гр. kleros — жребий) — священнослужители и церковнослужители. Каждый храм имеет свой К. — совокупность людей, совершающих в нем богослужение. К классу священнослужителей относятся, по различию трех степеней священства, диаконы, пресвитеры и епископы. Они посвящаются в сан через таинство священства посредством рукоположения (хиротония). К церковнослужителям причисляют иподьконов, чтецов, певцов, посвященных через обряд руковозложения (хиротессия), не относящийся к таинству священства.
Клирос — место на южном и северном конце солеи (возвышение перед иконостасом), предназначенное для певцов и чтецов. Название происходит от места в епископских кафедральных церквах, где вместе с низшими клириками пели соборные священники, называемые "клирошанами".
Клобук (тюрк, колпак, шапка) — головной покров монахов, состоящий из камилавки (цилиндрической формы) со спадающей на плечи тканью черного или белого (у митрополита и патриарха) цвета. В чинопоследовании пострига К. называется шлемом спасения и покровом послушания.
Ключ — означает иногда державу, или царство. Кроме того, имеет такое значение: «от Бога даруемая власть и способность» — к проповеди Слова Божия, совершению таинств и духовному управлению, то есть власть и способность приводить людей в Царство Небесное. Третье значение слова «ключ» содержится в выражении: «Ключ Девы невредивый» — то есть неповредивший заключенной (утробы) Девы.
Ключитися — случаться, приключаться
Книжник — ученый человек; в церковном отношении — законник, законоучитель; в военном — командир.
Книжники (от евр. «писцы») — или учителя Закона (законники) — сословие образованных людей, знатоков закона. Они списывали (переписывали) книги Св. Писания, хранили в памяти предания. Книжники были у евреев юристами и богословами. Они придерживались буквального толкования Закона, строго следуя предписаниям преданий. В религии были формалистами, довольствуясь мелочным соблюдением всех внешних правил. Почти все книжники были фарисеями.
Ков — умысел, заговор.
Коленопреклоненные молитвы — читает священник на коленях в вратах царских, обратившись лицом к народу. К.м. содержат прошения о милости Божьей, о ниспослании Духа Святого, об упокоении умерших. Составлены в IV в. Василием Великим. Читаются на вечерне в день Пятидесятницы.
Коливо — кутья, сочиво, пшеница или рис, сваренные и приправленные медом или сахаром. Иногда все это смешивается еще с черносливом, яблоками, изюмом и проч. Готовится коливо или в память усопших, или в честь какого-то святого. Каждый компонент кутьи имеет свое символическое значение. Пшеница и плоды — умерший восстает из гроба, подобно тому, как истлевают в земле пшеница и плоды, а потом опять приносят обильные плоды. Мед и сахар — в Небесном Царствии православных и праведных ожидает не горькая и прискорбная, но сладкая, благоприятная и блаженная жизнь. И собственно, коливо, или кутья, — это Символ веры каждого православного живого в воскресение умершего для лучшей жизни.
Коло — колесо, круг, обод.
Колокол - отлитый из медного сплава полый конус с языком, издающий громкий мелодичный звон. Колокола являются одною из необходимых принадлежностей православного храма. В богослужебных книгах колокол называется кампан, что этимологически связано с названием римской провинции Кампания, где добывалась лучшая медь для колоколов.
Колокольный звон — неотъемлемая часть православного
культурного пространства. По народным поверьям, К.З. есть нечто освященное
свыше и являющее присутствие высшей силы. Не случайно поэтому название колокола
— "глас Божий". К.З. разграничивает "чистое" и
"нечистое" время. В период молчания колоколов от Страстного четверга
до Страстной субботы в знак скорби по поводу мучений и кончины Иисуса Христа
К.З. принято было заменять звуками (парни ходили по ночам по селу с
колокольчиками и трещотками, старухи били ветками по церковному полу, чтобы
нечистая сила не имела возможности творить зло). Все содеянное во время К.З. освящалось
присутствием высшей силы, ее соучастием в деятельности человека. Под
пасхальный К.З. люди умывались у источников, чтобы быть здоровыми, а девушки —
чтобы быть красивыми и избавиться от веснушек. К.З. воспринял магические
функции, приписываемые народной традицией другим формам интенсивного звука —
громкому голосу, стрельбе, крику. К.З. использовался для разгона градовых туч.
Женщины звонили в колокола на Пасху, надеясь, что у них вырастет высокий лен.
Чтобы хорошо петь, девушки пили воду, которой предварительно обмыли церковный
колокол. Желающие исцелиться от глухоты становятся на Пасху под большой
колокол. К.З. соотносится и со смертью. Этим объясняется обыкновение креститься
при звуках церковного колокола, поминая умерших, и специально звонить на Пасху
в память о них. Провожая из дома или села нелюбимого всеми человека, устраивали
ему "позвонное", т.е. имитировали К.З., стуча по горшкам,
металлической посуде, чтобы он никогда назад не вернулся.
Как и другим видам звуков, К.З. приписывается медитативная функция. Полагают,
что звуки колокола в один из весенних праздников могут разбудить умерших
предков и донести до них весть о наступлении праздника.
Русский К.З. производится ударом в колокол языка, подвешенного внутри на
веревке, в отличие от западного, который производится раскачиванием всего
колокола, отчего колокола за границей не допускают такого большого размера.
Часто колокола настраивались так, чтобы давать гармоничный аккорд. В
большинстве случаев колокола подбирались разнозвучащие, настраивались на
определенный мотив ("Вечная память", "Со святыми упокой",
"Боже царя храни" и др.). Характерным для русского звона является
переодически-правильное сочетание ритмических фигур. Различаются виды К.З.:
благовест, трезвон, перезвон и перебор. Благовестом колокол возвещает начало
вечернего, утреннего и дневного богослужения. Перед более торжественными
службами за благовестом следует трезвон. К.З. производится и во время
богослужений — утрени и литургии, при крестных ходах, перед освящением воды в
дни храмовых праздников, при погребении епископов, архимандритов и священников.
Кольми — сколько.
Кондак — 1. Краткая песнь, содержащая изложение сущности праздника. Кондак и близкий ему по содержанию и форме икос поются или читаются после 6-й песни канона; этот же кондак читается и на часах. 2. Строфа акафиста (наряду с икосами). Песнь канона начинается ирмосом, за которым следуют составленные по его подобию тропари. Содержание каждой песни канона (прежде всего ирмоса, задающего тон) основано на определенных местах Священного Писания.
Косный — медленный, малоспособный.
Краниево место — лобное место, Голгофа. Название такому месту дало предание, что здесь были погребены кости Адама, первого человека. Вот почему внизу Креста Христова принято изображать голову Адама с костями.
Крест — 1. Символ спасения и искупления человечества, знамение победы над смертью и адом. Орудие смерти нашего Спасителя, которое стало для христиан орудием спасения и символом победы над смертью и дьяволом. Церковь употребляет образ Креста Господня как украшение храма, а также ограждения от темных, дьявольских сил. В храме все находящиеся там священные вещи украшены крестом: одежда, сосуды, пелены и пр. И сам храм венчается крестом. Это знамя победы веры Христовой.
В православии приняты три формы К. — четырехконечный, шестиконечный и восьмиконечный. К. бывают: 1) наперсные, даваемые при крещении (носимые на теле под одеждой, называются нательными, или тельниками); 2) иерейские, носимые священниками поверх рясы или фелони; 3) архиерейские, носимые архиереем рядом с панагией; 4) напрестольные, полагаемые на престоле рядом с Евангелием. Он употребляется в праздничные дни для осенения прихожан, а также для целования его всеми присутствующими в храме; 5) запрестольный — это животворящий крест, который водружается за престолом, на восточной стороне. Он занимает первое и самое видное место между всеми священными изображениями в храме. Благодаря этому все прихожане во время службы могут созерцать очами и сердцем таинство искупления крестной смертью Спасителя. 2. Термин христианского нравственного богословия, означающий совокупность жизненных лишений, страданий и борьбы долга с искушениями греха, которые должны переноситься без нарушения требований религии и совести. В этом смысле слово "крест" употребляется в высказывании Христа: "Кто не берет креста своего... тот не достоин Меня" (Мф. 10:38). Иногда слово «крест» означает «гонение, несчастье». Так возникло выражение и понятие «нести крест свой» — то есть терпеливо переносить несчастья, гонения, болезнь, беду, выстоять в борьбе со своими внутренними страстями и недостатками, уметь распять свое грешное самолюбие.
Крестилъня, или Купель, — священный сосуд особого устройства, в котором крещаются младенцы. Преподобный Симеон Солунский писал: «Возродившись, крестившийся исходит из священной купели, духовной матери нашей, как из девственной, чистой и святой утробы, всецело новым, просвещенным и Сыном Божьим. Ибо, как Христос родился от Девы, да очистит наше оскверненное рождение, так и мы рождаемся от чистой купели, и как там чистая кровь и чрево Девы и Дух Святый устроили плоть Бога-Слова, так и в нас чистая вода купели и Божественный Дух совершили чистое возрождение».
Креститель — это наименование исключительно и единственно Святой Церковью присвоено святому Пророку и Предтече Иоанну, крестившему на Иордане Господа нашего Иисуса Христа.
Крестное знамение — изображение креста рукою на себе или ком-либо (чем-либо) другом. В православной церкви при совершении К.З. принято складывать вместе большой, указательный и средний пальцы, а безымянный и мизинец прижимать к ладони. К.З. совершается прикосновением сложенными пальцами последовательно ко лбу, животу, правому и левому плечам. Три первых пальца, сложенных вместе, означают Святую Троицу, два же остальных пальца, пригнутых к ладони, символизируют Иисуса Христа в двух естествах, сошедшего на землю. Движение правой руки с таким образом сложенными пальцами означает Крест Христов. Приложение руки ко лбу, груди и плечам означает освящение мыслей, действий и чувств. Осенение себя тремя первыми перстами как православный обычай было утверждено и узаконено большим Московским собором 1667 года. Это было окончательным отделением от старообрядческого обычая осенять себя двумя пальцами — он бытовал на Руси примерно с XIII века.
Крестный отец — восприемник, кум, который при крещении выполнял функцию поручителя перед Церковью за веру крещаемого, а также наставника его. Крещаемый по отношению к нему называется крестником.
Крестный ход — торжественное шествие духовенства и народа вокруг храма или к какому-нибудь месту с иконами, хоругвями, крестами. Обыкновенные К.Х. совершаются по уставу в определенные праздники, чрезвычайные — с разрешения епархиального начальства в особо важных случаях церковной жизни (например, на поля во время молений об избавлении от засухи).
Крещение — таинство православной церкви, священное действие, во время которого крещаемый очищается от первородного греха, и от всех грехов, совершенных им самим до крещения, и подготавливается к миропомазанию и вхождению в церковное общество. Человек возрождается в новую духовную жизнь, духовно рождается. Совершается К. троекратным погружением в воду с произнесением крещальной молитвы: "Крещается раб Божий во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь." Над одним человеком К. совершается один раз в жизни. К. взрослых (после 7 лет) происходит по научении их вере, или оглашении (см. оглашенные). В крайних случаях крестить дозволяется и мирянам по сокращенному чину.
Кромешный — крайний, внешний.
Куколь (лат. cucullus — капюшон) — верхнее облачение монаха великой схимы (см. схимонах) в виде остроконечного капюшона с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи черного цвета с изображением на нем крестов, серафимов и текста трисвятого. Надевается поверх мантии. В чинопоследовании пострига называется К. беззлобия, шлемом спасительного упования.
Купель — сосуд, употребляемый в православной церкви для совершения таинства крещения.
Купно — вместе.
Пропись церковно-славянской буквы «Како»:
Источники:
- «Чудо чудное»: Русские народные сказки от А до Я./ Составитель Владимир Соколовский, художник Станислав Ковалев. – М.: ДОМ, 1992. – 204 с.
- Юдин Г. Аз, Буки, Веди: Азбука православия для детей с иконами и картинами русских художников.// Георгий Юдин. – М.: Белый город, Даръ, 2005. – 384 с.
- Народные русские сказки: Из сборника А.Н. Афанасьева./ художник Т. Маврина – М.: Художественная литература, 1980. – 320 с. Веялис Ю. Мед и леденцы: О Деде Морозе – проказнике в Рождество и новогодние праздники (истории, шутки, игры, загадки). В помощь организаторам праздников. / Юрий Веялис. — 2-е изд., испр. и доп. - М.: НП «Изографъ», 2013. - 132 с. – (из серии «Незабудки. Приложение к детскому православному журналу «Лампадка»)
- Колесникова В. Краткая энциклопедия православия. Путь к храму./ Валентина Савельевна Колесникова. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 589 с.
- https://wellspeak.ru/the-letter-is-a-land-value-old-slavonic-cyrillic-and-modern-writing.html К. Титаренко «Тайна славянской азбуки», 1995 г.
- http://armih.cerkov.ru/umk-vertograd/cerkovnoslav
- https://vladk3.livejournal.com/315740.html Алфавит с героями сказок
- https://vk.com/album-30504651_168801557 «Азбука в пословицах». Художник Сергей Ефошкин.
- http://vertograd.cerkov.ru/cerkovnoslavyanskaya-azbuka Воскресная школа "Вертоградъ"
Комментариев нет:
Отправить комментарий