понедельник, 14 сентября 2020 г.

Рождество Пресвятой Богородицы: иконы и храмы России

Рождество Пресвятой Богородицы: иконы и храмы России
Автор текста: Валерий Сергеев
Икона. Рождество Богородицы. Фрагмент иконы
Владимир Сапронов
Рождество Пресвятой Богородицы
Льются звуки заоблачной звонницы,
Славят ангелы в пенье своем
Рождество Пресвятой Богородицы –
Светлый праздник во имя Ее.

И звезда в небесах разгорается,
Озаряя людские сердца:
Богородица ныне рождается
Милосердною волей Творца.

Славят Господа Бога родители –
Дал Дитя им на старости лет;
И в земной их, невзрачной обители
Неземной занимается свет.

Этот благостный свет от рождения
Будет Деву Марию вести
По дороге святого служения,
Не давая Ей сбиться c пути.

И свершится былое пророчество:
Дух Святой на Нее снизойдет –
благодатью Небес осененная
Дева Сына во чреве зачнет.

И родит непорочно Спасителя.
И душою, и плотию свят
Он в терновом венце Искупителя
за грехи наши будет распят.

Но из мертвых Его Воскресение
ярче солнца над миром взойдет!
Славь же Матери Божьей Рождение
всей земли православный народ!
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы, как и другие церковные праздники, пришел из Византии, одновременно с кре­щением Руси. Уже первым поколениям образованных русских христиан было известно, что торжество это, ежегодно вспоминающее и просла­вляющее рождение Марии — ма­тери Иисуса Христа, очень давнего происхождения и, возможно, вос­ходит к первым векам нашей эры.
В богослужебных славянских кни­гах можно прочесть имена авто­ров, которые складывали вдохно­венные песнопения в честь Рож­дества Богородицы, - это знамени­тые византийский поэты - гимнографы VI—IX веков: Стефан Святоградец, Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, Иосиф Студит, чьи произведения в переводе на церковнославянский язык до на­ших дней звучат в русской православной церкви. Те новокрещеные русичи, кто преуспел в глубо­ком постижении «поучения книж­ного», твердо знали, что сам пра­здник еще древнее этих поэтических текстов, и указания на него имеются уже в творениях святого Иоанна Златоуста, который жил в IV веке.
Рождество Богородицы. Икона. XV век. Псковская школа. Музей-квартира П.Д. Корина. На псковской иконе «Рождества Богоматери», написанной в XV столетии, поражает образ Анны — огромной духовной силы и как бы таинственного ведения будущей необыкновенной судьбы дочери.
Однако само событие Рождества Богоматери, и это понимал каждый человек, книж­ный и вовсе неграмотный, отно­сится ко временам куда более от­даленным, доевангельским. Его смысл нашим предкам был извес­тен с детских лет благодаря выдающемуся произведению раннехристианской литературы, кото­рое ежегодно вслух прочитыва­лось в церкви. В современной нау­ке это произведение носит наз­вание Протоевангелия или Первоевангелия Иакова. Оно представ­ляет собой подробное повест­вование о жизни Богоматери. Как известно, в четырех канонических Евангелиях, входящих в Священное писание, о Марии говорится очень немного, и еван­гелисты пишут главным образом о ее Сыне. Поэтому можно по­нять, какое важное место занимает Первоевангелие в христи­анском предании. Именно из него известно и о родителях Марии, и о тех необыкновенных событиях, которые предшествовали ее рождению, и о самом ее Рождестве...
Икона. Рождество Пресвятой Богородицы
Попробуем перенестись мыслен­ным взором в те, столетиями от нас отдаленные стародавние времена Древней Руси, когда на нашей земле утвердилось и распрост­ранилось особенное почитание Богоматери и праздников в ее честь.
Рождество Богородицы прихо­дится на 8 сентября по старому стилю (21 сентября по новому), на то время ранней, золотой осени, которое нередко дарит последни­ми по-летнему теплыми днями. Словно празднично украшенный храм, стоят осенние леса, полы­хая золотисто-желтыми, красны­ми, багряными, зелеными огнями. Собран урожай, закончены хотя и не все, но самые трудные кресть­янские работы. Отдыхают поля, подходит время передохнуть и труженику-земледельцу. Совсем недавно, 1 сентября, отпраздно­вали Новый год. (Первоначально христианский Новый год на Руси отмечался 1 марта; с XIV века по 1700 год - 1 сентября. Ян­варский Новый год, установленный Пером I, был только граждански праздником. Церковный же год до наших дней считается с 1 сентября).
И вот неделю спустя наступает первый в году ве­ликий церковный праздник, он же первый день бабьего лета. В наро­де так и зовут его «Бабий день». Издавна ведется примета — вы­дастся он сухим и теплым, значит, и осень будет долгая, «ведряная», — с устойчивой хо­рошей погодой. В северных об­ластях России, на Вологодчине и в Костромских пределах зо­вут его «луков день». По яс­ной погоде здесь дергают с гряд, запасают на всю долгую зиму созревшие золотистые луковицы. Странное дело: издавна существу­ет и строго соблюдается в народе церковный запрет на какую-либо работу в большие праздники. А в этот день принято также в иных местах доставать из ульев душис­тые медовые соты. Видно, прият­ные и необременительные эти занятия и за труд не считались, делались в охотку и на радость, не мешая праздничному настрое­нию. Но это все бытовые, домаш­ним обиходом связанные приметы праздника. Духовное же в нем соучастие — совсем в другом.
Икона. Рождество Богородицы. Конец XV — начало XVI века. Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник.
Накануне вечером, «пришедшу на запад солнцу», над сельскими полями и городскими улицами в прозрачном осеннем воздухе тор­жественно гудят колокола, созы­вая празднично приодетый люд в церкви. Повсюду этот день велик и почитаем, но особое торжество там, где сегодня «престол», в храмах, посвященных Рождеству Бо­городицы. А их на Руси немало. Есть и городские соборы, как, например, в древнем Суздале, чьи жители почитают 8 сентября своим городским праздником. И многие именитые монастыри, от подмосковного Саввино-Сторожевского под Звенигородом до далекого северного Ферапонтова посвящены то­му же событию. Прекрасные соборные храмы возводили здесь талантливые зодчие и умельцы-каменщики. А один из них, в обители Рождества Богородицы близ города Боровска, белокаменный, стройный, вдохновенно возносив­ший к небу свою увенчанную крестом главу, современники-лето­писцы XV века за красоту и сияющую чистоту сравнивали с невестой.
Боровск. Собор Рождества Богородицы. РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СВЯТО-ПАФНУТЬЕВ БОРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ. Источник изображения http://lana-kr.ru/Borovsk_2014.html
Собор Рождества Богородицы – центральное сооружение монастыря, начало его истории положено во времена основания обители преподобным Пафнутием. В 1444 году на месте современного собора была построена первая деревянная церковь, освященная в честь Рождества Пресвятой Богородицы, но уже через пару десятков лет, в 1460-х годах, вместо нее строится богатый белокаменный собор. Из жития преп. Пафнутия известно, что новый храм был расписан иконописцами Митрофаном и Дионисием. Собор был столь великолепен, что ему дивились даже московские князья. Просуществовал белокаменный храм чуть более ста лет.
Калужская область. г. Боровск. с. Роща. Церковь Рождества Богородицы. http://sobory.ru/article/?object=01763
Существующий ныне храм был построен в несколько этапов. В 1701 году здесь на погосте стояла деревянная церковь. В 1708 году на средства прихожан был возведен каменный одноглавый Храм в стиле позднего барокко. Его композиция - восмерик на двухсветном четверике с выступающей округлой целостной апсидой. Купол увенчан барабаном, завершающимся луковичной главкой. Оконные проемы обрамлены выполненными из кирпича пышными наличниками с разорванными фронтонами. В настоящее время эта часть храма используется только в качестве летней церкви, поскольку не имеет отопления. Трапезная и трехъярусная колокольня в стиле классицизма были построены уже значительно позже. Трапезная - двухскатная с выступающими фронтонами, сейчас выполняет роль зимней церкви (здесь печное отопление). Колокольня увенчана высоким куполом, а барабан несет сферическую главку, вырастающую из раковины - символа Богородицы.
Деревянных и каменных церквей того же посвящения, раз­бросанных по русским просторам, по селам, погостам, городским по­садам и слободам, и вовсе не перечесть. Особенно много церк­вей Рождества Богородицы стали строить в Московской Руси после 1380 года, в память о великой победе над завоевателями-тата­рами, потому что Куликовская битва произошла как раз 8 сен­тября, на самый праздник «честнаго Рождества Пречистой Бого­родицы, заступницы усердной за род христианский». Одна из первых, памятных — в Москов­ском Кремле.
Московский Кремль. Церковь Рождества Богородицы на Сенях. Белокаменный портал 1394 года. Церковь Рождества Богородицы на Сенях древнейший из дошедших до наших дней памятников архитектуры Кремля. Она была построена в 1393-1394 гг. по заказу вдовы Дмитрия Донского княгини Евдокии, предположительно, в память Куликовской битвы. http://old.kreml.ru/ru/kremlin/buildings/Bogorodisty_Senyah
Длительна и размеренна ве­черняя служба в канун праздни­ка. Отпылал на горизонте холодный осенний закат, загадоч­ны сумерки за слюдой церковного оконца, когда под сводами хра­ма в долгой чреде молитв, пес­нопений, чтений наступает время и этому. Его можно слушать си­дя, и все, стар и млад, рассажи­ваются на скамьи вдоль стен, дети устраиваются на солее — возвышении перед иконостасом, чтобы сочувственно внимать древнему повествованию о Рож­дестве Богородицы. И вот начи­нается чтение, неторопливо, от­четливо, нараспев...
Несказанно давно, еще до явле­ния в мир Спасителя, далеко-далеко, на Святой земле, жила супружеская пара. Имя мужа бы­ло Иоаким, жену звали Анной. Люди они были богатые и родо­витые, делали много добра и были усердны к храму, ревностно и от души выполняя предписания вет­хозаветной своей веры. Но, к вели­кой их скорби, не было у них де­тей. А по учению их религии, от­сутствие детей — знак отвержен­ности, неблагословения свыше, по­чти проклятие.
В отчаянии Иоаким удалился в пустыню, где сотворил себе жили­ще и решил больше не возвра­щаться домой. Жена его Анна осталась дома одна со служан­ками. И вот наступил памятный, но горький для нее день — годов­щины свадьбы. Безутешно плачет несчастная женщина — ведь она осталась теперь не только без де­тей, но и без мужа... Надев сохранившиеся как память брач­ные свои одежды, Анна выходит в сад...
Подлинная, высокая литерату­ра, исполненная драматизма и на­учающая сочувствию, живому со­переживанию, предлагалась в тот предпраздничный вечер в церков­ном чтении сотням тысяч рус­ских людей, из года в год, из поколения в поколение.
Одно из самых удивительных мест Протоевангелия — плач Ан­ны в саду, потрясающий по си­ле чувства, скорби и надежды. Образы этого плача коренятся в самых глубинных ощущениях, связывающих человека с окружа­ющим его миром. Во время мо­литвы, подняв глаза к небу, Ан­на видит на дереве птичье гне­здо и, зарыдав, взывает к бе­зответному небу: «Горе мне, кому уподобилась я, не уподобилась я и птицам небесным, потому что и птицы небесные плодовиты перед тобою, Господи! Горе мне, не упо­добилась я и зверям земным, по­тому что и у них есть дети! Даже воды и те родят волны, которые играют и плещут, славя Бога. И с землей не могу сравниться, по­тому что земля приносит плоды свои».
Суздаль. Собор Рождества Богородицы. Кремль. XIII—XVI век. Богоро́дице-Рожде́ственский собо́р — православный храм Владимирской и Суздальской епархии, расположенный на территории Суздальского кремля, один из интереснейших памятников древнерусского зодчества. http://img-fotki.yandex.ru/get/6502/111963417.26/0_8735c_7d289196_L
Такой силы и скорби молитва, повествует Первоевангелие, не могла быть неуслышанной. Ан­гел — небесный вестник является Анне со словами утешения и на­дежды. Вскоре вернется домой Иоаким, и в положенный срок Анна родит девочку, которую назовут Марией. Но эта по-человечески трогательная история с хорошим концом становится событием все­ленского, космического значения. Ведь, по церковному учению, родилась не просто чудная малень­кая девочка, радость и утешение родителям, но будущая мать Иису­са Христа, Спасителя мира, вочеловечившегося Бога, с воплоще­нием которого земное соединяется с небесным, человеческое с боже­ственным, а люди обретают воз­можность жизни в вечности.
Эта мысль звучит уже в Первоевангелии, но особо подробно развивается в песнопениях празд­ника, удивительно образных, ярко поэтичных. Поэзия эта в подлин­ном смысле слова космична. Не­бо и земля, все творение участ­вует в событиях Рождества Бого­родицы. Рождение Марии — это победа света над тьмой. Явление ее в мир — первые лучи зари, предвещающие восход солнца — Христа Спасителя. Она свеча, озаряющая землю золотым неуга­симым светом вечности. Соединя­ющая небесное и земное, Бого­матерь прославляется здесь как плодоносная земля, на которой возрастает хлеб небесный. Она сравнивается с колосом, дающим спасительный хлеб человечеству, с виноградной лозой, на которой созреют сладостные гроздья, с цветущим садом. Она, маленькая, только что родившаяся — цветок на яблоневой ветви, завязь буду­щего благоухающего яблока. Она же — удивительный храм, дивная палата, в которой установлен божественный престол.
Один из самых глубоких и тон­ких образов — это сравнение Марии с книгой. Запечатленная, закрытая книга... Ее нельзя ни раскрыть, ни прочесть тому, кто ведает лишь земное. Только духов­ное, горнее зрение откроет читающему смысл таинственных строк. Но, пожалуй, господствующая, сквозная поэтическая тема всего праздничного богослужения — тема радости. Рождеству Бого­матери радуются небо и зем­ля, ангельский и человеческий род. Даже неодушевленная природа, горы и холмы призваны к соу­частию в торжестве праздника. Взволнованно звучит обращение к людям: «Торжествуйте, обновляйтесь духом, радуйтесь, веселитесь, ликуйте, пойте: «Ныне да веселится небо, да радуется же земля!» Вся эта высокая поэзия — не просто тексты, она воплоще­на музыкально, в чистых, сереб­ристых напевах, в хоровом искус­стве, которым веками славилась Русь.
Икона. Рождество Богоматери XIV в.
Темами этого праздника вдох­новлялись многие поколения русских художников. Они полу­чили зримое воплощение на ико­нах, в настенных храмовых рос­писях, в лицевом шитье. Вероят­но, в Древней Руси не было ни одного мастера кисти, знамени­того или безвестного, который бы не изображал «Рождества Пречистыя». Можно твердо сказать, что значительное место праздник занял в творчестве великого Фео­фана Грека, который вместе с русским художником Семеном Черным расписывал в 1395 году упомянутый уже храм Рождества Богородицы в Московском Крем­ле. Эти росписи не сохранились…
Икона. Рождество Богородицы XVI век. Ростовская икона
За многие века в православном искусстве сложился легко узнава­емый тип такого изображения. Иконография Рождества Богоро­дицы изображает Анну полулежа­щей или сидящей на ложе в глу­бокой задумчивости. К ней под­ходят служанки, которые подно­сят ей в сосудах питье и еду. Мария — на руках у повивальной бабки, которая сидит перед ку­пелью, готовясь искупать ново­рожденную. Место Иоакима — различно. Иногда он рядом, чаще изображен отдельно, в окне соседнего здания. Следуя этому канону, каждый художник вкла­дывал в работу свое понимание события, собственное его пережи­вание. Возвышенная красота и торжественность, воплощенные в сиянии чистых, ярких красок, в идеальных пропорциях вытяну­тых, словно бы лишенных земного притяжения фигур, отличает мно­гие иконы. Для других мастеров на первом плане драматизм собы­тия, его глубокий смысл, от­раженный в ликах, потрясенных и исполненных одновременно осоз­нания происходящего.
Икона. Рождество Богородицы с клеймами жития Иоакима, Анны и Богоматери. Век:XVII. Место хранения: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. http://www.liveinternet.ru/users/2762759/post292280741
В XVI столетии одной из рас­пространенных тем в русской ико­нописи станет изображение Рож­дества в окружении клейм-сцен, иллюстрирующих историю жизни Богоматери. Иконописцы XVII ве­ка с их вниманием к подробностям, любовно изображенным частнос­тям семейных отношений и быта, торжество и радость праздника передают и сложным, музыкаль­ным ритмом архитектуры, обилием орнамента, сочной красочностью.
Русские иконы Рождества Бого­родицы, а их сохранились сотни, могли бы составить целую ин­тересную галерею творчески ос­мысленных, разнообразных по ду­ху и стилю произведений.
Неизвестный художник. Вид Малой Дмитровки с церковью Рождества Богородицы в Путинках. 1860—1870. Масло. Государственный Исторический музей.
Из множества картин и графических листов на эту тему можно по праву выде­лить пейзажную работу «Вид Ма­лой Дмитровки с церковью Рож­дества Богородицы в Путинках». Картина создана в шестидесятых-семидесятых годах прошлого сто­летия. К сожалению, имя ее ав­тора сейчас неизвестно. Здесь Изображен храм XVII века, и в на­ши дни представляющий досто­примечательность и гордость Мо­сквы. Написанная в перспективе старой московской улицы, с ее небольшими уютными домами и двориками, в соседстве с деревь­ями, в мягком свечении летнего дня, эта старинная церковь без­молвно, но явственно свидетель­ствует о былом, о мыслях и чувст­вах людей, воздвигших ее неког­да на земле «в память и похвалу» Богоматери и чтимого на Руси ее великого праздника.
Тимм. Московский дворик у церкви Рождества в Путинках. Источник изображения: https://lubelia.dreamwidth.org/575650.html
Храм Рождества Богородицы в Путинках построен в 1652 году. Здание построено в стиле «русского узорочья». Церковь была построена из специально формованного кирпича и включала в себя: вытянутый с севера на юг четверик, увенчанный тремя шатрами, пониженный прямоугольный алтарный объём, кубообразный придел Неопалимой купины, увенчаный завершением в виде шатрика на барабане, двухъярусную колокольню и небольшую трапезную, примыкавшую к четверику церкви с запада.
После завершения строительства храма, в 1653 году, Патриарх Никон прекратил строительство шатровых храмов на Руси. Таким образом, церковь Рождества Богородицы в Путинках является одним из последних шатровых каменных храмов в Москве.
Москва. Церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649–1652 гг.)
Строительство этой церкви велось, как это было со многими древнерусскими храмами, не по инженерным чертежам, а по рисункам, отчего композиция здания получилась очень динамичной и живописной. Самая заметная черта – маленькие декоративные шатры, венчающие и основной объем, и придел храма, и его колокольню. На всех фасадах храма практически невозможно отыскать ровной поверхности – так он изукрашен разнообразной резьбой и каменным кружевом.
После завершения строительства храма, в 1653г., патриарх Никон издал запрет на строительство шатровых храмов на Руси.
Большой вклад в восстановление храма оказал знаменитый российский актер Александр Абдулов, по инициативе которого во дворе театра им. Ленинского комсомола с конца 1980-х годов проходил фестиваль «Задворки», средства от которого направлялись на восстановление Храма Рождества Богородицы.
Общий вид Ферапонтова монастыря
Ферапо́нтов Белозе́рский Богоро́дице-Рожде́ственский монастырь —православный монастырь в Кирилловском районе Вологодской области. В течение 400 лет обитель являлась одним из важнейших культурных и религиозных просветительных центров Белозерского края. Здесь сохранился уникальный по чистоте и сохранности ансамбль архитектуры и стенописи допетровского времени. Сессия ЮНЕСКО внесла в 2000 г. монастырь в список Всемирного наследия. В зданиях монастыря действует музей.
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы (1534 год) строился на пожертвования царя Василия III в честь рождения наследника — будущего царя Ивана Грозного. Под этим храмом находится обширное помещение, в нем некогда размещались монастырские кухня и трапезная.
Ферапонтов монастырь. Собор Рождества Богородицы (1490 г.) и шатровая церковь. (Ферапонтово, Вологодская обл.). Стенопись собора - единственная роспись Дионисия, дошедшая до нашего времени в полном составе. http://vk.com/wall-58615663_169 Здесь же фрески Дионисия
Каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы (1490 год), прежде всего, знаменит росписями Дионисия. На удивительных по красоте и возвышенности фресках Дионисия в Ферапонтове монастыре мы до­ныне имеем возможность увидеть изображения Рождества Марии и связанных с ним событий.
Современный музей фресок Дионисия появился на территории монастыря в 1975 году, формально он является филиалом Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Сегодня здесь ведется научно-исследовательская и просветительская работа. В то же время с лета 1990 года возобновились службы в небольшой надвратной церкви Богоявления, которую некогда отвели для молитв патриарху Никону.
Дионисий. Рождество Богородицы. Фрагмент росписи портала Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Начало XVI века.
По словам поэта Юрия Кублановского, «пока звонят колокола у Сергия Радонежского, в Кириллове, в Ферапонтове... хочется верить, что ферапонтовское „послание“ Дионисия, чудом до нас дошедшее, чудом нам возвращенное, не только наше прошлое, но и залог чаемого всеми нами русского возрождения».
Роспись Рождественского собора посвящена как земной жизни Матери Божьей, так и богословскому толкованию Ее образа. Например, в верхнем ярусе храма размещены аллегорические сцены из Акафиста Богоматери. Среди изображений вселенских святых появляются и образы Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского, канонизированных незадолго до написания фресок.
Цвета фресок нежные, в колорите преобладают бледно-зеленые, светло-желтые и белые тона, вместо красного мастера использовали розовый цвет. Мягкая, спокойная композиция должна настраивать паству на молитвенный лад.
Это соедине­ние земного творчества с неистре­бимой духовной тягой человека к вечному хорошо выражено в стихотворении замечательного русского поэта XX века Николая Рубцова, плененного красотой монастыря Рождества Богородицы в Ферапонтове:

Николай Рубцов
***
В потемневших лучах горизонта
Я смотрел на окрестности те,
Где узрела душа Ферапонта
Что-то божье в земной красоте.
И однажды возникло из грезы,
Из молящейся этой души,
Как трава, как вода, как березы,
Диво дивное в русской глуши!
И небесно земной Дионисий,
Из соседних явившись земель,
Это дивное диво возвысил
До черты, небывалой досель...

Источники:
  • СЕРГЕЕВ В. Рождество Богородицы./ Валерий СЕРГЕЕВ.// Юный художник. – 1991. - № 1. – с.13-16. – (Годовой круг праздников)
  • Интернет - ресурсы


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...