Рождество Пресвятой
Богородицы: иконы и храмы России
Автор
текста: Валерий Сергеев
Икона. Рождество
Богородицы. Фрагмент иконы
Владимир Сапронов
Рождество Пресвятой
Богородицы
Льются звуки заоблачной звонницы,
Славят ангелы в пенье своем
Рождество Пресвятой Богородицы –
Светлый праздник во имя Ее.
И звезда в небесах разгорается,
Озаряя людские сердца:
Богородица ныне рождается
Милосердною волей Творца.
Славят Господа Бога родители –
Дал Дитя им на старости лет;
И в земной их, невзрачной обители
Неземной занимается свет.
Этот благостный свет от рождения
Будет Деву Марию вести
По дороге святого служения,
Не давая Ей сбиться c пути.
И свершится былое пророчество:
Дух Святой на Нее снизойдет –
благодатью Небес осененная
Дева Сына во чреве зачнет.
И родит непорочно Спасителя.
И душою, и плотию свят
Он в терновом венце Искупителя
за грехи наши будет распят.
Но из мертвых Его Воскресение
ярче солнца над миром взойдет!
Славь же Матери Божьей Рождение
всей земли православный народ!
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы, как и другие церковные праздники, пришел из Византии, одновременно с крещением Руси. Уже первым поколениям образованных русских христиан было известно, что торжество это, ежегодно вспоминающее и прославляющее рождение Марии — матери Иисуса Христа, очень давнего происхождения и, возможно, восходит к первым векам нашей эры.
В
богослужебных славянских книгах можно прочесть имена авторов, которые
складывали вдохновенные песнопения в честь Рождества Богородицы, - это
знаменитые византийский поэты - гимнографы VI—IX веков: Стефан Святоградец,
Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, Иосиф Студит, чьи произведения в переводе на
церковнославянский язык до наших дней звучат в русской православной церкви. Те
новокрещеные русичи, кто преуспел в глубоком постижении «поучения книжного»,
твердо знали, что сам праздник еще древнее этих поэтических текстов, и
указания на него имеются уже в творениях святого Иоанна Златоуста, который жил
в IV веке. Льются звуки заоблачной звонницы,
Славят ангелы в пенье своем
Рождество Пресвятой Богородицы –
Светлый праздник во имя Ее.
И звезда в небесах разгорается,
Озаряя людские сердца:
Богородица ныне рождается
Милосердною волей Творца.
Славят Господа Бога родители –
Дал Дитя им на старости лет;
И в земной их, невзрачной обители
Неземной занимается свет.
Этот благостный свет от рождения
Будет Деву Марию вести
По дороге святого служения,
Не давая Ей сбиться c пути.
И свершится былое пророчество:
Дух Святой на Нее снизойдет –
благодатью Небес осененная
Дева Сына во чреве зачнет.
И родит непорочно Спасителя.
И душою, и плотию свят
Он в терновом венце Искупителя
за грехи наши будет распят.
Но из мертвых Его Воскресение
ярче солнца над миром взойдет!
Славь же Матери Божьей Рождение
всей земли православный народ!
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы, как и другие церковные праздники, пришел из Византии, одновременно с крещением Руси. Уже первым поколениям образованных русских христиан было известно, что торжество это, ежегодно вспоминающее и прославляющее рождение Марии — матери Иисуса Христа, очень давнего происхождения и, возможно, восходит к первым векам нашей эры.
Рождество Богородицы.
Икона. XV век. Псковская школа. Музей-квартира П.Д. Корина. На псковской иконе «Рождества Богоматери», написанной в XV столетии,
поражает образ Анны — огромной духовной силы и как бы таинственного ведения
будущей необыкновенной судьбы дочери.
Однако
само событие Рождества Богоматери, и это понимал каждый человек, книжный и
вовсе неграмотный, относится ко временам куда более отдаленным,
доевангельским. Его смысл нашим предкам был известен с детских лет благодаря
выдающемуся произведению раннехристианской литературы, которое ежегодно вслух
прочитывалось в церкви. В современной науке это произведение носит название
Протоевангелия или Первоевангелия Иакова. Оно представляет собой подробное
повествование о жизни Богоматери. Как известно, в четырех канонических
Евангелиях, входящих в Священное писание, о Марии говорится очень немного, и
евангелисты пишут главным образом о ее Сыне. Поэтому можно понять, какое
важное место занимает Первоевангелие в христианском предании. Именно из него
известно и о родителях Марии, и о тех необыкновенных событиях, которые
предшествовали ее рождению, и о самом ее Рождестве...
Икона. Рождество
Пресвятой Богородицы
Попробуем
перенестись мысленным взором в те, столетиями от нас отдаленные стародавние
времена Древней Руси, когда на нашей земле утвердилось и распространилось
особенное почитание Богоматери и праздников в ее честь.
Рождество
Богородицы приходится на 8 сентября по старому стилю (21 сентября по новому),
на то время ранней, золотой осени, которое нередко дарит последними по-летнему
теплыми днями. Словно празднично украшенный храм, стоят осенние леса, полыхая
золотисто-желтыми, красными, багряными, зелеными огнями. Собран урожай,
закончены хотя и не все, но самые трудные крестьянские работы. Отдыхают поля,
подходит время передохнуть и труженику-земледельцу. Совсем недавно, 1 сентября,
отпраздновали Новый год. (Первоначально
христианский Новый год на Руси отмечался 1 марта; с XIV века по 1700 год - 1
сентября. Январский Новый год, установленный Пером I, был только граждански
праздником. Церковный же год до наших дней считается с 1 сентября).
И
вот неделю спустя наступает первый в году великий церковный праздник, он же
первый день бабьего лета. В народе так и зовут его «Бабий день». Издавна
ведется примета — выдастся он сухим и теплым, значит, и осень будет долгая,
«ведряная», — с устойчивой хорошей погодой. В северных областях России, на
Вологодчине и в Костромских пределах зовут его «луков день». По ясной погоде
здесь дергают с гряд, запасают на всю долгую зиму созревшие золотистые луковицы.
Странное дело: издавна существует и строго соблюдается в народе церковный
запрет на какую-либо работу в большие праздники. А в этот день принято также в
иных местах доставать из ульев душистые медовые соты. Видно, приятные и
необременительные эти занятия и за труд не считались, делались в охотку и на
радость, не мешая праздничному настроению. Но это все бытовые, домашним
обиходом связанные приметы праздника. Духовное же в нем соучастие — совсем в
другом.
Икона. Рождество
Богородицы. Конец XV — начало XVI века. Новгородский историко-архитектурный
музей-заповедник.
Накануне
вечером, «пришедшу на запад солнцу», над сельскими полями и городскими улицами
в прозрачном осеннем воздухе торжественно гудят колокола, созывая празднично
приодетый люд в церкви. Повсюду этот день велик и почитаем, но особое торжество
там, где сегодня «престол», в храмах, посвященных Рождеству Богородицы. А их
на Руси немало. Есть и городские соборы, как, например, в древнем Суздале, чьи
жители почитают 8 сентября своим городским праздником. И многие именитые
монастыри, от подмосковного Саввино-Сторожевского под Звенигородом до далекого
северного Ферапонтова посвящены тому же событию. Прекрасные соборные храмы
возводили здесь талантливые зодчие и умельцы-каменщики. А один из них, в
обители Рождества Богородицы близ города Боровска, белокаменный, стройный,
вдохновенно возносивший к небу свою увенчанную крестом главу,
современники-летописцы XV века за красоту и сияющую чистоту сравнивали с
невестой.
Боровск. Собор Рождества
Богородицы. РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СВЯТО-ПАФНУТЬЕВ БОРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ.
Источник изображения http://lana-kr.ru/Borovsk_2014.html
Собор
Рождества Богородицы – центральное сооружение монастыря, начало его истории
положено во времена основания обители преподобным Пафнутием. В 1444 году на
месте современного собора была построена первая деревянная церковь, освященная
в честь Рождества Пресвятой Богородицы, но уже через пару десятков лет, в
1460-х годах, вместо нее строится богатый белокаменный собор. Из жития преп.
Пафнутия известно, что новый храм был расписан иконописцами Митрофаном и
Дионисием. Собор был столь великолепен, что ему дивились даже московские
князья. Просуществовал белокаменный храм чуть более ста лет.
Калужская область. г.
Боровск. с. Роща. Церковь Рождества Богородицы. http://sobory.ru/article/?object=01763
Существующий
ныне храм был построен в несколько этапов. В 1701 году здесь на погосте стояла
деревянная церковь. В 1708 году на средства прихожан был возведен каменный
одноглавый Храм в стиле позднего барокко. Его композиция - восмерик на
двухсветном четверике с выступающей округлой целостной апсидой. Купол увенчан
барабаном, завершающимся луковичной главкой. Оконные проемы обрамлены
выполненными из кирпича пышными наличниками с разорванными фронтонами. В
настоящее время эта часть храма используется только в качестве летней церкви,
поскольку не имеет отопления. Трапезная и трехъярусная колокольня в стиле
классицизма были построены уже значительно позже. Трапезная - двухскатная с
выступающими фронтонами, сейчас выполняет роль зимней церкви (здесь печное
отопление). Колокольня увенчана высоким куполом, а барабан несет сферическую
главку, вырастающую из раковины - символа Богородицы.
Деревянных
и каменных церквей того же посвящения, разбросанных по русским просторам, по
селам, погостам, городским посадам и слободам, и вовсе не перечесть. Особенно
много церквей Рождества Богородицы стали строить в Московской Руси после 1380
года, в память о великой победе над завоевателями-татарами, потому что
Куликовская битва произошла как раз 8 сентября, на самый праздник «честнаго
Рождества Пречистой Богородицы, заступницы усердной за род христианский». Одна
из первых, памятных — в Московском Кремле.
Московский Кремль. Церковь
Рождества Богородицы на Сенях. Белокаменный
портал 1394 года. Церковь Рождества Богородицы на Сенях древнейший из дошедших
до наших дней памятников архитектуры Кремля. Она была построена в 1393-1394 гг.
по заказу вдовы Дмитрия Донского княгини Евдокии, предположительно, в память
Куликовской битвы. http://old.kreml.ru/ru/kremlin/buildings/Bogorodisty_Senyah
Длительна
и размеренна вечерняя служба в канун праздника. Отпылал на горизонте холодный
осенний закат, загадочны сумерки за слюдой церковного оконца, когда под
сводами храма в долгой чреде молитв, песнопений, чтений наступает время и этому.
Его можно слушать сидя, и все, стар и млад, рассаживаются на скамьи вдоль
стен, дети устраиваются на солее — возвышении перед иконостасом, чтобы
сочувственно внимать древнему повествованию о Рождестве Богородицы. И вот начинается
чтение, неторопливо, отчетливо, нараспев...
Несказанно давно, еще до
явления в мир Спасителя, далеко-далеко, на Святой земле, жила супружеская
пара. Имя мужа было Иоаким, жену звали Анной. Люди они были богатые и родовитые,
делали много добра и были усердны к храму, ревностно и от души выполняя
предписания ветхозаветной своей веры. Но, к великой их скорби, не было у них
детей. А по учению их религии, отсутствие детей — знак отверженности,
неблагословения свыше, почти проклятие.
В отчаянии Иоаким
удалился в пустыню, где сотворил себе жилище и решил больше не возвращаться
домой. Жена его Анна осталась дома одна со служанками. И вот наступил
памятный, но горький для нее день — годовщины свадьбы. Безутешно плачет
несчастная женщина — ведь она осталась теперь не только без детей, но и без
мужа... Надев сохранившиеся как память брачные свои одежды, Анна выходит в
сад...
Подлинная,
высокая литература, исполненная драматизма и научающая сочувствию, живому сопереживанию,
предлагалась в тот предпраздничный вечер в церковном чтении сотням тысяч русских
людей, из года в год, из поколения в поколение.
Одно
из самых удивительных мест Протоевангелия — плач Анны в саду, потрясающий по
силе чувства, скорби и надежды. Образы этого плача коренятся в самых глубинных
ощущениях, связывающих человека с окружающим его миром. Во время молитвы,
подняв глаза к небу, Анна видит на дереве птичье гнездо и, зарыдав, взывает к
безответному небу: «Горе мне, кому уподобилась я, не уподобилась я и птицам
небесным, потому что и птицы небесные плодовиты перед тобою, Господи! Горе мне,
не уподобилась я и зверям земным, потому что и у них есть дети! Даже воды и
те родят волны, которые играют и плещут, славя Бога. И с землей не могу
сравниться, потому что земля приносит плоды свои».
Суздаль. Собор Рождества
Богородицы. Кремль. XIII—XVI век. Богоро́дице-Рожде́ственский
собо́р — православный храм Владимирской и Суздальской епархии,
расположенный на территории Суздальского кремля, один из интереснейших
памятников древнерусского зодчества. http://img-fotki.yandex.ru/get/6502/111963417.26/0_8735c_7d289196_L
Такой
силы и скорби молитва, повествует Первоевангелие, не могла быть неуслышанной.
Ангел — небесный вестник является Анне со словами утешения и надежды. Вскоре
вернется домой Иоаким, и в положенный срок Анна родит девочку, которую назовут
Марией. Но эта по-человечески трогательная история с хорошим концом становится
событием вселенского, космического значения. Ведь, по церковному учению,
родилась не просто чудная маленькая девочка, радость и утешение родителям, но
будущая мать Иисуса Христа, Спасителя мира, вочеловечившегося Бога, с воплощением
которого земное соединяется с небесным, человеческое с божественным, а люди
обретают возможность жизни в вечности.
Эта
мысль звучит уже в Первоевангелии, но особо подробно развивается в песнопениях
праздника, удивительно образных, ярко поэтичных. Поэзия эта в подлинном
смысле слова космична. Небо и земля, все творение участвует в событиях
Рождества Богородицы. Рождение Марии — это победа света над тьмой. Явление ее
в мир — первые лучи зари, предвещающие восход солнца — Христа Спасителя. Она
свеча, озаряющая землю золотым неугасимым светом вечности. Соединяющая
небесное и земное, Богоматерь прославляется здесь как плодоносная земля, на
которой возрастает хлеб небесный. Она сравнивается с колосом, дающим
спасительный хлеб человечеству, с виноградной лозой, на которой созреют
сладостные гроздья, с цветущим садом. Она, маленькая, только что родившаяся —
цветок на яблоневой ветви, завязь будущего благоухающего яблока. Она же —
удивительный храм, дивная палата, в которой установлен божественный престол.
Один
из самых глубоких и тонких образов — это сравнение Марии с книгой.
Запечатленная, закрытая книга... Ее нельзя ни раскрыть, ни прочесть тому, кто
ведает лишь земное. Только духовное, горнее зрение откроет читающему смысл
таинственных строк. Но, пожалуй, господствующая, сквозная поэтическая тема
всего праздничного богослужения — тема радости. Рождеству Богоматери радуются
небо и земля, ангельский и человеческий род. Даже неодушевленная природа, горы
и холмы призваны к соучастию в торжестве праздника. Взволнованно звучит
обращение к людям: «Торжествуйте, обновляйтесь духом, радуйтесь, веселитесь,
ликуйте, пойте: «Ныне да веселится небо, да радуется же земля!» Вся эта высокая
поэзия — не просто тексты, она воплощена музыкально, в чистых, серебристых
напевах, в хоровом искусстве, которым веками славилась Русь.
Икона. Рождество
Богоматери XIV в.
Темами
этого праздника вдохновлялись многие поколения русских художников. Они получили
зримое воплощение на иконах, в настенных храмовых росписях, в лицевом шитье.
Вероятно, в Древней Руси не было ни одного мастера кисти, знаменитого или
безвестного, который бы не изображал «Рождества Пречистыя». Можно твердо
сказать, что значительное место праздник занял в творчестве великого Феофана
Грека, который вместе с русским художником Семеном Черным расписывал в 1395
году упомянутый уже храм Рождества Богородицы в Московском Кремле. Эти росписи
не сохранились…
Икона. Рождество
Богородицы XVI век. Ростовская икона
За
многие века в православном искусстве сложился легко узнаваемый тип такого
изображения. Иконография Рождества Богородицы изображает Анну полулежащей или
сидящей на ложе в глубокой задумчивости. К ней подходят служанки, которые
подносят ей в сосудах питье и еду. Мария — на руках у повивальной бабки,
которая сидит перед купелью, готовясь искупать новорожденную. Место Иоакима —
различно. Иногда он рядом, чаще изображен отдельно, в окне соседнего здания.
Следуя этому канону, каждый художник вкладывал в работу свое понимание
события, собственное его переживание. Возвышенная красота и торжественность,
воплощенные в сиянии чистых, ярких красок, в идеальных пропорциях вытянутых,
словно бы лишенных земного притяжения фигур, отличает многие иконы. Для других
мастеров на первом плане драматизм события, его глубокий смысл, отраженный в
ликах, потрясенных и исполненных одновременно осознания происходящего.
Икона. Рождество
Богородицы с клеймами жития Иоакима, Анны и Богоматери. Век:XVII. Место
хранения: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный
музей-заповедник. http://www.liveinternet.ru/users/2762759/post292280741
В
XVI столетии одной из распространенных тем в русской иконописи станет
изображение Рождества в окружении клейм-сцен, иллюстрирующих историю жизни Богоматери.
Иконописцы XVII века с их вниманием к подробностям, любовно изображенным
частностям семейных отношений и быта, торжество и радость праздника передают и
сложным, музыкальным ритмом архитектуры, обилием орнамента, сочной
красочностью.
Русские
иконы Рождества Богородицы, а их сохранились сотни, могли бы составить целую
интересную галерею творчески осмысленных, разнообразных по духу и стилю
произведений.
Неизвестный художник.
Вид Малой Дмитровки с церковью Рождества Богородицы в Путинках. 1860—1870.
Масло. Государственный Исторический музей.
Из
множества картин и графических листов на эту тему можно по праву выделить
пейзажную работу «Вид Малой Дмитровки с церковью Рождества Богородицы в
Путинках». Картина создана в шестидесятых-семидесятых годах прошлого столетия.
К сожалению, имя ее автора сейчас неизвестно. Здесь Изображен храм XVII века,
и в наши дни представляющий достопримечательность и гордость Москвы.
Написанная в перспективе старой московской улицы, с ее небольшими уютными домами
и двориками, в соседстве с деревьями, в мягком свечении летнего дня, эта
старинная церковь безмолвно, но явственно свидетельствует о былом, о мыслях и
чувствах людей, воздвигших ее некогда на земле «в память и похвалу»
Богоматери и чтимого на Руси ее великого праздника.
Тимм. Московский дворик
у церкви Рождества в Путинках. Источник изображения: https://lubelia.dreamwidth.org/575650.html
Храм Рождества Богородицы в Путинках построен в 1652 году.
Здание построено в стиле «русского узорочья». Церковь была построена из
специально формованного кирпича и включала в себя: вытянутый с севера на юг
четверик, увенчанный тремя шатрами, пониженный прямоугольный алтарный объём,
кубообразный придел Неопалимой купины, увенчаный завершением в виде шатрика на
барабане, двухъярусную колокольню и небольшую трапезную, примыкавшую к
четверику церкви с запада.
После завершения строительства храма, в 1653 году, Патриарх Никон прекратил строительство шатровых храмов на Руси. Таким образом, церковь Рождества Богородицы в Путинках является одним из последних шатровых каменных храмов в Москве.
После завершения строительства храма, в 1653 году, Патриарх Никон прекратил строительство шатровых храмов на Руси. Таким образом, церковь Рождества Богородицы в Путинках является одним из последних шатровых каменных храмов в Москве.
Москва. Церковь
Рождества Богородицы в Путинках (1649–1652 гг.)
Строительство
этой церкви велось, как это было со многими древнерусскими храмами, не по
инженерным чертежам, а по рисункам, отчего композиция здания получилась очень
динамичной и живописной. Самая заметная черта – маленькие декоративные шатры,
венчающие и основной объем, и придел храма, и его колокольню. На всех фасадах
храма практически невозможно отыскать ровной поверхности – так он изукрашен
разнообразной резьбой и каменным кружевом.
После
завершения строительства храма, в 1653г., патриарх Никон издал запрет на
строительство шатровых храмов на Руси.
Большой
вклад в восстановление храма оказал знаменитый российский актер Александр
Абдулов, по инициативе которого во дворе театра им. Ленинского комсомола с
конца 1980-х годов проходил фестиваль «Задворки», средства от которого
направлялись на восстановление Храма Рождества Богородицы.
Общий вид Ферапонтова
монастыря
Ферапо́нтов
Белозе́рский Богоро́дице-Рожде́ственский монастырь —православный монастырь в Кирилловском
районе Вологодской области. В течение 400 лет обитель являлась одним из важнейших
культурных и религиозных просветительных центров Белозерского края. Здесь
сохранился уникальный по чистоте и сохранности ансамбль архитектуры и стенописи
допетровского времени. Сессия ЮНЕСКО внесла в 2000 г . монастырь
в список Всемирного наследия. В зданиях монастыря действует музей.
Храм
Благовещения Пресвятой Богородицы (1534 год) строился на пожертвования царя
Василия III в честь рождения наследника — будущего царя Ивана Грозного. Под
этим храмом находится обширное помещение, в нем некогда размещались
монастырские кухня и трапезная.
Ферапонтов монастырь. Собор
Рождества Богородицы (1490 г .)
и шатровая церковь. (Ферапонтово, Вологодская обл.). Стенопись собора -
единственная роспись Дионисия, дошедшая до нашего времени в полном составе. http://vk.com/wall-58615663_169
Здесь же фрески Дионисия
Каменный
храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы (1490 год), прежде всего, знаменит
росписями Дионисия. На удивительных по красоте и возвышенности фресках Дионисия
в Ферапонтове монастыре мы доныне имеем возможность увидеть изображения
Рождества Марии и связанных с ним событий.
Современный
музей фресок Дионисия появился на территории монастыря в 1975 году, формально
он является филиалом Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и
художественного музея-заповедника. Сегодня здесь ведется
научно-исследовательская и просветительская работа. В то же время с лета 1990
года возобновились службы в небольшой надвратной церкви Богоявления, которую
некогда отвели для молитв патриарху Никону.
Дионисий. Рождество
Богородицы. Фрагмент росписи портала Рождественского собора Ферапонтова
монастыря. Начало XVI века.
По
словам поэта Юрия Кублановского, «пока
звонят колокола у Сергия Радонежского, в Кириллове, в Ферапонтове... хочется
верить, что ферапонтовское „послание“ Дионисия, чудом до нас дошедшее, чудом
нам возвращенное, не только наше прошлое, но и залог чаемого всеми нами
русского возрождения».
Роспись
Рождественского собора посвящена как земной жизни Матери Божьей, так и
богословскому толкованию Ее образа. Например, в верхнем ярусе храма размещены
аллегорические сцены из Акафиста Богоматери. Среди изображений вселенских
святых появляются и образы Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского,
канонизированных незадолго до написания фресок.
Цвета
фресок нежные, в колорите преобладают бледно-зеленые, светло-желтые и белые
тона, вместо красного мастера использовали розовый цвет. Мягкая, спокойная
композиция должна настраивать паству на молитвенный лад.
Это
соединение земного творчества с неистребимой духовной тягой человека к
вечному хорошо выражено в стихотворении замечательного русского поэта XX века
Николая Рубцова, плененного красотой монастыря Рождества Богородицы в
Ферапонтове:
Николай Рубцов
***
***
В потемневших лучах
горизонта
Я смотрел на окрестности те,
Где узрела душа Ферапонта
Что-то божье в земной красоте.
И однажды возникло из грезы,
Из молящейся этой души,
Как трава, как вода, как березы,
Диво дивное в русской глуши!
И небесно земной Дионисий,
Из соседних явившись земель,
Это дивное диво возвысил
До черты, небывалой досель...
Я смотрел на окрестности те,
Где узрела душа Ферапонта
Что-то божье в земной красоте.
И однажды возникло из грезы,
Из молящейся этой души,
Как трава, как вода, как березы,
Диво дивное в русской глуши!
И небесно земной Дионисий,
Из соседних явившись земель,
Это дивное диво возвысил
До черты, небывалой досель...
Источники:
- СЕРГЕЕВ В. Рождество Богородицы./ Валерий
СЕРГЕЕВ.// Юный художник. – 1991. - № 1. – с.13-16. – (Годовой круг
праздников)
- Интернет - ресурсы
Комментариев нет:
Отправить комментарий