Васнецов В.М. Эскизы для мозаики Собора св. Георгия Победоносца в г. Гусь-Хрустальном
Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный. 1904 г. Источник изображения http://mi-galka.livejournal.com/24930.html
С 1896 по 1904 год Васнецов Виктор Михайлович работал над художественным оформлением Георгиевского собора.
«В этот храм я все вложил, что мог, и, может быть, он останется лучшим из моих произведений». (Архитектор Л.Н. Бенуа)
Георгиевский собор — бывший православный храм в городе Гусь-Хрустальный во Владимирской области.
Собор был построен в период 1892–1903 гг. в городе Гусь-Хрустальном на средства мецената и стеклопромышленника Юрия Степановича Нечаева-Мальцова, по проекту архитектора Леонтия Николаевича Бенуа. Для оценки значения Нечаева-Мальцова в развитии монументального и декоративно-прикладного искусства России небезынтересно высказывание И.Е. Репина: «Весьма редкие просвещенные меценаты понимают и ценят (как, например, Юрий Степанович Нечаев-Мальцов) новые художественные средства и пользуются ими для своих сооружений».
Началось все в 1890 году, Ю.С. Нечаев-Мальцов заказал Л.Н. Бенуа церковь для своего имения при Гусевских фабриках. Заказчик четко оговорил форму и стиль здания - базилика в русском стиле. «Это интересная задача, - писал позднее Л.Н.Бенуа, - создать большую русскую базилику».
Храм св. Георгия Победоносца стал своеобразной вариацией на тему «русского стиля». Л.Н. Бенуа справедливо считал подобную задачу не из легких. Удачно спроектированный и богато декорированный, храм выходил из ряда обыкновенных. Георгиевская церковь создавалась с использованием приемов синтеза искусств. Эскизы росписи интерьера, фонарей при входе, металлических деталей ограды и ворот исполнял сам Л.Н. Бенуа. К работам в церкви был привлечен В.М. Васнецов. Автор проекта очень увлекся работой по созданию Гусевской церкви; он подчеркивал, что задумал храм как величественный памятник и что для него было «важно и интересно» успешно завершить сооружение здания, в которое «вложил все силы». Помогали Л.Н. Бенуа воплотить его замысел верные соратники мастера - Г.Я. Леви и В.А. Покровский.
Современники дали собору высокую оценку, о Георгиевском соборе писали: «…Церковь эта составляет редкое явление в художественном отношении среди сооружений, воздвигаемыми частными лицами, не говоря уже о материалах внешней и внутренней отделки, как-то: мозаике, лабрадоровых колоннах, майолике, бронзовых, художественно-слесарных и прочих работах...».
Специально для создания мозаики и трех панно в Историческом музее был создан павильон, где художник работал в течение шести лет. Первой работой, сделанной для церкви, была мозаика «О тебе радуется». Набранная в Санкт-Петербурге в мозаичной мастерской Фроловых, она была величиной в 10 × 18 метров. Для лучшего освещения именно этого панно Л. Бенуа сделал окно над алтарной частью, где и была установлена мозаика. За ней последовали картина «Голгофа», предназначенная для левого придела, «Сошествие во ад» – для правого придела, и «Евхаристия», помещенная в апсиде алтаря.
Мозаика "О тебе радуемся Благодатная". Гусь-Хрустальный. Георгиевский собор. http://denifoto.ru/thumbnails.php?album=search&keywords=on&search=%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80
Васнецов создал собственные композиции сюжета "О Тебе
радуется...".
В центре композиции изображена богоматерь Оранта (в переводе с латинского -
человек молящийся). Исходя из своего названия эта богоматерь всегда
изображается с воздетыми к небу руками и молится за род
человеческий - за нас с вами...
Богоматерь стоит в окружении ангелов и святых. Ее голова и головы святых украшены золочеными нимбами (это и есть символ святости). В России этот образ больше известен как "Нерушимая стена".
Мозаичное панно «О тебе радуется». Фрагмент. Источник изображения http://religo.ru/city/3816
Для мозаичного панно «О тебе радуется, Благодатная!» в алтарной части В.М. Васнецовым был создан живописный эскиз в натуральную величину (10 x 18 м). Мозаика набиралась в Петербурге в мозаичной мастерской Фроловых. В январе 1901 года между академиком Александром Николаевичем Фроловым и Ю.С. Нечаевым-Мальцовым был заключен контракт, в котором говорится: «Я, Фролов, обязуюсь исполнить мозаику прочно (на цементе, с заложенным внутрь железным каркасом), точно, в смысле передачи тонов и рисунка по оригиналу... Всю означенную работу я, Фролов, обязуюсь выполнить и сдать на месте не позднее 1-го сентября 1902 года...». Несмотря на то, что контракт был подписан А.Н. Фроловым, непосредственным исполнителем был его сын — Владимир Александрович Фролов.
В целях дополнительного освещения будущей мозаики Л.Н. Бенуа внес в проект небольшое изменение. Над алтарной частью в большом куполе было сделано окно.
Васнецов В.М. Сошествие во ад. Запрестольный образ в правом приделе Георгиевского собора. 1904 г. http://www.museum.gus-info.ru/georg-sobor.php
Виктор Михайлович Васнецов с большой радостью принял участие в оформлении Георгиевской церкви.
Живопись Васнецова в зрелый период, отличаясь стремлением к монументально-декоративному художественному языку, приглушённому звучанию обобщённых цветовых пятен, а порой и обращением к символике, предвосхищает позже получивший распространение в России стиль "модерн".
Картины и эскизы В.М. Васнецова репродуцировались в журналах и приложениях различных газет. Все эскизы Васнецова для Георгиевского собора при Гусевских фабриках Нечаева-Мальцова были приобретены художественной галереей Павла и Сергея Третьяковых.
Являясь большим поклонником искусства мозаики, Ю.С. Нечаев-Мальцов старался украсить вновь построенную церковь композициями из цветной смальты.
Васнецов В.М. Евхаристия. Запрестольный образ в апсиде алтаря Георгиевского собора. 1904 г. Источник изображения http://www.museum.gus-info.ru/georg-sobor.php
В убранстве церкви были использованы самые различные виды прикладного искусства (мозаичное дело, резьба по камню, литье, эмальерное искусство, живопись) и элементы декоративного древнерусского зодчества, характерные для XVII века. Творение рук Л. Бенуа, В. Васнецова и их помощников было высоко оценено современниками.
«Иконография "Голгофа" не имеет прообразов в древнерусской живописи. Основу композиции составила творческая переработка известного сюжета "Распятие". Композиция "Голгофы" наполнена персонажами, каждый из которых отмечен особым настроением от ненависти и злобы до молчаливой скорби и отчаяния. Все оттенки душевного состояния людей, присутствовавших во время казни Господа, переданы исключительно пластическими средствами. Руки изображенных персонажей выражают больше эмоций, чем их лица. В центре - распростертые руки Христа, напоминающие крылья израненной птицы, рядом ломаной линией изображен распятый разбойник, безвольно опущенные к подножию креста руки Марии Магдалины, поднятые в гневном возгласе и сжатые в бессильной муке кулаки в толпе». (Виктория Олеговна Гусакова, кандидат искусствоведения)
Васнецов В.М. Распятие. Запрестольный образ в левом приделе Георгиевского собора. 1904 г. Эскиз росписи. Источник изображения http://www.artiana.ru/painting/vasnecov-vm/58
Для создания огромного полотна «Страшный Суд» (700 x 680см),
благодаря содействию Ю.С. Нечаева-Мальцова, при Историческом музее в Москве был
выстроен специальный павильон.
В 1904 году в Историческом музее «Страшный Суд» был выставлен для публичного
обозрения. Специально к выставке были выпущены листовки с описанием этого
полотна. А осенью 1905 года эскиз картины в натуральную величину экспонировался
в Академии Художеств в Санкт-Петербурге. Произведения Васнецова вызвали
многочисленные восторженные отзывы среди любителей и историков живописи.
Васнецова В.М. Страшный суд. Гусь-Хрустальный. Георгиевский собор. Источник изображения http://mi-galka.livejournal.com/24930.html
В самом центре картины мы видим маленькую полуобнаженную фигуру человека, стоящего в деревянном гробу - это символ души человека предстает перед судом и молящейся о своих грехах...
Чуть выше его - мы видим ангела хранителя этого человека. В правой руке он держит свиток его добрых дел (за семью печатями), а в левой руке - весы, на которых и будет происходить оценка добра и зла... Справа мы видим Сатану, который на чашу весов кладет свиток с грехами этого человека... Один из свитков Васнецов показывает в развернутом виде: среди первых, самых тяжких и непрощенных грехов там записаны безбожие, богохульство и гордыня... Далее идут зависть, воровство, скупость, пьянство, чревоугодие, прелюбодеяние, блуд, ложь, клевета, сквернословие, злоба, гнев, убийство, разбой, казнокрадство и т.д. ...
На облаках восседает сам главный судья - Иисус Христос...
В ногах у него прородители рода человеческого - Адам и Ева, которые молят о пощаде своих детей. К Иисусу склонились его мать - Дева Мария и Иоанн Предтечи... Они также молят о снисхождении к роду человеческому... Но лицо Христа беспристрастно и непреклонно - он будет судить людей по всей строгости... За Христом сидят его ученики - 12 апостолов...
По бокам Христа (у краев полотна) расположены два его архангела:
у ворот рая мы видим архангела Гавриила, за которым течет молочная река с кисельными берегами
У ворот ада - архангел Михаил... В одной руке у него карающее копье, а в другой - сверкающая молния.
Низ картины - это царство смерти... Трубящие ангелы возвещают о начале страшного суда. Из гробов поднимаются усопшие...
Вскипает море, отдавая на суд утопленников...
Из расщелины земли выползает гигантский чудовищный черный змей - олицетворение зла... На борьбу со змеем и идет архангел Михаил...
К сожалению, полотно Васнецова было забыто учеными и до сих пор считается малоизученным. Некоторые специалисты утверждают, что работая над полотном автор поместил в рай и ад конкретные исторические личности...
О картине «Страшный суд» известный критик искусств П.П. Гнедич писал: «Впечатление ошеломляющее... Тут и великие итальянцы, и упадочники, и Византия, а главное — наши старые московского письма иконы. Думается, в той фабричной церкви г. Нечаева-Мальцова, для которой писал икону Васнецов, картина эта будет предметом бесконечного удивления не только местных прихожан, но и создаст целую армию паломников... Это одно из тех немногих истинно художественных творений, которое стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда».
Известный русский православный библеист и церковный писатель Иоанн Соловьев говорил, что картина «Страшный Суд» «исполнена… согласно древним иконописным подлинникам, картина дышит, так сказать, духом церковности».
После трех передвижных выставок, проходивших в разные годы в Москве и С-Петербурге, в 1910 году живописные полотна Васнецова были установлены на свои места в Георгиевском соборе.
Современный вид Георгиевского собора в Гусь-Хрустальном. Источник изображения http://mir.moifoto.org/120246/f3599041
В период советской власти купол, колокольня и верхняя часть собора были снесены, а с 1983 года в здании храма размещен Музей хрусталя, входящий в объединение Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
В 1923 году, после закрытия собора, все картины были отправлены на хранение во Владимирский губернский музей. В 1935 году четыре картины В.М. Васнецова: «Распятие», «Евхаристия», «Сошествие во ад» и «О тебе радуется, Благодатная!» были переданы Центральному Анти-религиозному Музею. Более 60 лет о «Страшном Суде» Васнецова не вспоминали исследователи творчества русского художника.
Вместе с началом работ по восстановлению Георгиевского собора, встал вопрос и о реставрации картины «Страшный Суд». В 1979 году в Крестовой палате Суздальского кремля собралась комиссия из авторитетных реставраторов для определения состояния уникального полотна. Более четырех лет ленинградские реставраторы под руководством А.Я. Казакова трудились над изуродованным холстом.
Благодаря титаническому труду реставраторов, научных сотрудников и специалистов во главе с генеральным директором Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алисой Ивановной Аксеновой бывший храм, обреченный на разрушение, был превращен в музей. Но как бы ни был красив музей, храм нужно восстановить и передать церкви, ибо в храм принадлежит Богу, в храме должны совершаться богослужения и причащение. Это усеченное здание и смотрится как оскверненное святое место…
Восстановленная картина В.М.Васнецова «Страшный Суд» вернулась на свое место.
Источники:
http://www.museum.gus-info.ru/georg-sobor.php подробно о Георгиевском соборе в Гусь-Хрустальном
http://www.zhais.ru/R-vladimir-gus-hrust-sobor.htm много фотографий о Георгиевском соборе в Гусь-Хрустальном
Комментариев нет:
Отправить комментарий