Икона «Рождество Богоматери»
Рассказ об одном шедевре в деталях
Автор текста: Липатова С.Н.
Каждая древняя икона, сохранившаяся до наших дней вопреки многим испытаниям, доносит из глубины веков те идеалы прекрасного, которыми жили наши предки. У каждого образа своя судьба и свои неповторимые особенности. При этом из многочисленных памятников русского искусства нет ни одного, существующего отдельно от культуры того времени, когда она была создана. Икона, о которой пойдет речь, была написана в правление царя Бориса Годунова, и в полной мере отражает эту эпоху.
1590-е гг. Храмовый образ Рождества Богородицы в Муроме. 160 х 120. Находится в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в Москве. Ранее — Муромский историко-художественный музей
В царствование Годунова были созданы величественные росписи в Троицкой (ныне — Преображенской) церкви подмосковной усадьбы Вяземы и в Смоленском соборе столичного Новодевичьего монастыря. В них исчезает суровость, присущая искусству времени Ивана Грозного, просветляется красочная гамма, появляется умиротворенность в образах святых. В памятниках иконописи также ощущается камерность, близость духовного мира миру обычного человека. Все это в полной мере проявляется и в иконе Рождества Богородицы.
Ее композиция необычна своей выверенностью и ясностью. Пространство четко разделено по горизонтали на две части, в каждой из которых размещается по три сцены. Граница между «верхней» и «нижней» зонами проведена тонкой белой линией. Над ней изображено Рождество, Процессия с дарами и Ласкание Марии, под ней — Омовение младенца, Укачивание его в колыбели и Первые шаги Девы Марии, то есть те сюжеты, иконография которых развивалась, в основном, в составе небольших клейм. Теперь эти сцены занимают значительное место в центре крупного образа.
При первом же взгляде на икону нас восхищает ее чрезвычайно утонченный колорит, построенный на сочетании всего нескольких цветов — оливкового, светло-зеленого, различных оттенков розового и охристого. Среди них яркими пятнами красной киновари выделяются одежды девушек и платье самой Анны со свисающим вниз рукавом. Эта деталь очень точно взята художником из окружавшей его действительности, ведь наличие длинных рукавов было отличительной чертой национальной русской одежды до конца XVII в. В общей теплой гамме сияют белизной плат на голове Анны, покров на Ее ложе и пелены Марии, символизирующие непорочность и чистоту.
Недетскость и серьезность подчеркивается в сцене Омовения. По сложившейся иконографии здесь присутствуют две служанки, одна из которых держит младенца на коленях, а другая наливает воду в купель. Как правило, одна из служанок обычно пробует воду — и только на рассматриваемой иконе ручку в купель опускает сама Мария.
Раннее взросление девочки было связано с Ее особым предназначением стать Матерью Слова и Сына Божия. Так, в Протоевангелии указывалось, что Пречистая Дева сделала свои первые шаги, будучи всего шести месяцев отроду, а когда Ее в трехлетнем возрасте привели в Иерусалимский храм, то Она с легкостью рассталась с отцом и матерью. «И пошли родители Ее, дивясь и славя Бога, что дитя не обернулось к ним», — говорится в апокрифическом сказании.
Продуманные тонкие смысловые акценты, прекрасное чувство композиции, тонкость рисунка и колорита, — вот те особенности, что позволяют назвать икону Рождества Богородицы из муромского собора настоящим шедевром русского искусства конца XVI — нач. XVII вв. По всей видимости, она написана одним из лучших художников-иконописцев, работавших в царских мастерских. Следуя духу своего времени, он свободно и естественно насыщает древнюю иконографию бытовыми деталями и наблюдениями из повседневности. Но, привнося в сцены из жизни Богородицы теплоту человеческих чувств, приближая их к земному мироощущению, он не нарушает идеальности священного образа, который, прежде всего, был создан для молитвенного предстояния.
Икона вся пронизана золотистым сиянием. Золотом тронута колыбелька Марии, подвешенная внизу по центру на большом крюке. Одежды девушек по вороту, подолу и на поясе украшены широкими золотыми каймами, а их волосы, мягкими завивающимися прядями ложащиеся на плечи, придерживают узкие золотые обручи. На плечах некоторых из них застегнуты длинные плащи, спадающие ровными спокойными складками. В этих широких свободных одеждах в древней византийской и русской иконографии изображались ангелы, святые воины и мученики, — здесь они являются символами девства.
На иконе имеются утраты и потертости золочения. Конечно, в древности образ выглядел еще более нарядно, когда золоченые крыши и нимбы святых Иоакима, Анны и Пречистой Девы мягко сияли в живописном великолепии красок.
Исторической реалией быта того времени является скамья с фигурными ножками, на которой сидят Иоаким и Анна в сцене Ласкания. Сцена эта несколько уменьшена по размеру в сравнении с главным изображением Рождества, однако не является второстепенной, и призвана продемонстрировать благоговение родителей перед дочерью, посланной им Богом. Как величайшую святыню передает Анна младенца в руки Иоакима. Мария туго запелената, так, что нижний кончик ткани кажется почти завязанным узлом. Взгляд, с которым Она смотрит на мать, полон глубины и осмысленности.
В последней сцене на иконе в правом нижнем углу по-особому представлены первые шаги Марии. Она стоит с непокрытой головой перед Иоакимом. Девочку поддерживает сзади низко наклонившаяся Анна, а за ней изображены иерусалимские девы. Они, согласно описанию Протоевангелия, были приглашены ухаживать за Марией уже после того, как Та встала на ножки. Девы не были свидетельницами этого события, однако они изображены не случайно. Их присутствие при первых шагах Марии — это предвосхищение Введения Богоматери во храм, которое совершалось с торжественной процессией.
Типы женских ликов на иконе различны. Девушки представлены с округлыми скулами и припухлыми губами, что подчеркивает их юность, тогда как Лик Анны более вытянут и строг. Выразительно написаны глаза — и у Анны, и у дев они с крупными черными зрачками. Пышность причесок, изысканность одежд и походка, при которой кончики ног едва касаются земли, — все подчеркивает знатность происхождения пришедших поздравить роженицу. Они принесли богатые дары, золотые кувшины и блюда, а также ковши — два из них стоят на столе рядом с Анной, еще один держит перед собою одна из дев, вычурно отставив в сторону локоть. Форма ковшей в виде плоской круглой чаши с ручкой, напоминающей плывущую утку, являлась характерной русской питьевой посудой XVI—XVII вв.
Каждая сцена обрамлена архитектурой, чрезвычайно редкой и многообразной одновременно и уютной, и почти сказочной. Из светлого оливкового фона выступают разноцветные палаты с зарешеченными окошками, двускатными кровлями и высокими ступенчатыми фронтонами. Между ними мы видим розоватые стены с зубчатыми выступами и бойницами, напоминающими стены Московского Кремля. Изображение пяти башенок с шатровым завершением за спиной Анны и маленьких башенок над одной из построек справа вверху отражает архитектурные вкусы своего времени. Все эти детали изображены свободно, легко, краска на них нанесена не плотно, а с некоторым эффектом прозрачности, так, что кажется, стены отражают вечерний солнечный свет.
Б. Бартенев упоминает, что икона была «обложена серебром басменным», то есть на ней имелся оклад, сделанный в технике «басмы» — ручного тиснения по тонкой серебряной фольге, в результате которого на ней получали узор. Басменные листы крепились на иконе небольшими гвоздями. Многочисленные следы от басмы, отверстия от гвоздей и даже сами гвозди, свидетельствующие о существовавшем когда-то окладе, закрывавшем фон, имеются на иконе. По всей видимости, басма была снята с нее после 1929 г., когда вышло постановление советского правительства о запрещении богослужений и закрытии Рождественского собора. Сохранилось свидетельство об осмотре памятников Мурома в 1933 году, в котором говорится: «Живопись старинных икон сохранилась, но ворами почти все серебро украдено». В следующем году собор был снесен, а представляющие ценность иконы переданы в Муромский краеведческий музей. Среди них и икона Рождества Богородицы, которая после 1964 г. поступила в Центральный музей древнерусской культуры и искусства в Москве. Здесь она была раскрыта из-под потемневшей олифы и поздних записей и отреставрирована.
Этот прекрасный памятник был создан на рубеже двух столетий, на закате шестнадцатого века и самой заре века семнадцатого. Драматическое время правления царя Ивана Грозного уходило в прошлое. Прерванной оказалась древняя династия Рюриковичей — Федор Иоаннович недолго занимал трон после смерти отца, и умер бездетным. Последний представитель царской династии, малолетний царевич Дмитрий, трагически погиб в Угличе, став, возможно, жертвой заговора. В 1598 г. на царство был венчан Борис Годунов, один из знатнейших бояр, приближенный ко двору еще при Грозном. В его правление изменения в жизни страны, и, прежде всего, смягчение политического климата, благотворно скажутся на культурной жизни. В русском искусстве возникнет особый, «годуновский» стиль, развитие которого будет прервано в первое десятилетие XVII в. Смутным временем и вторжением польско-литовских войск.
Собор Рождества Богоматери в Муроме. Не сохранился. Фото начала ХХ века. Муромский историко-художественный музей
Образ происходит из собора Рождества Богородицы г. Мурома, стоявшего на Воеводской горе над рекой Окой. Собор был построен в сер. XVI в. после посещения Мурома Иваном Грозным. В нем хранились мощи самых известных и почитаемых муромских святых — благоверного князя Петра и его супруги Февронии. В 1636—1637 гг. Б. Бартенев, описывая город и его главный собор, упоминает об иконе Рождества Богородицы, которая находилась в иконостасе справа от Царских врат. Он указывает также, что она была создана по заказу муромского дворянина Ивана Чегодаева. Справа от Царских врат, в местном ряду иконостаса, по сложившейся традиции располагается главный храмовый образ, на котором изображен тот праздник или тот святой, в честь которого храм был построен. Обычно это большая по размеру икона, и действительно, рождественский образ достигает в высоту 160 х 120 см.
Источник:
ЛИПАТОВА С.Н. Рождество Богородицы/ Светлана Николаевна Липатова — СПб. : Метропресс : ООО «Метропресс», 2013 - 76 с. – (Русская икона: образы и символы)
Рождество Богородицы — событие таинственное. Не только потому, что о нем ничего не сказано в Новом Завете. Но и потому, что появление Приснодевы на свет стало настоящим чудом. Она родилась в семье престарелых и долгое время неплодных Иоакима и Анны. Этой тайне и этому чуду посвящено множество церковных гимнов. Они звучат в православных храмах в день праздника Рождества Богородицы - А на середину храма в этот день выносят особую праздничную икону с изображением этого великого события. Такие иконы в Византии и на Руси писались, по крайней мере, с X столетия. Об истории этого иконографического сюжета, о его духовном смысле и символике рассказывает эта книга. Сложно совместить научную компетентность, информативность с живостью языка и увлекательностью. Но автору тома данная задача оказалась по плечу. Эта книга для всех тех, кто неравнодушен к истории Отечества, кто хочет знать больше о русской духовной культуре. Том прекрасно проиллюстрирован и потому наверняка понравится и взрослым и детям.
Серия подготовлена в тесном взаимодействии с Русской Православной Церковью, по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и рекомендована в качестве пособия для учебных заведений
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-55204 от 26 августа 2013 года
Комментариев нет:
Отправить комментарий