Полеты в Космос во сне и наяву…
(космическая живопись)
Автор текста: Н. БЕГОВЫХ
Источник: БЕГОВЫХ Н. Полеты в Космос во сне и наяву…/
Н. БЕГОВЫХ.// Юный художник. – 2004, №11
В. Врадий. Начало. Окно Циолковского.
Масло. 1982
В России многие живописцы и
графики отдают свой талант воплощению различных фантастических тем. А началось
это все более 100 лет назад, когда на рубеже XIX и XX столетий наступил бурный технический
прогресс, появилось и
развивалось воздухоплавание, рождались дерзкие научные гипотезы о существовании параллельных миров, идея бесконечного космического пространства завладела умами ученых, философов, писателей, художников.
развивалось воздухоплавание, рождались дерзкие научные гипотезы о существовании параллельных миров, идея бесконечного космического пространства завладела умами ученых, философов, писателей, художников.
Алексей Акиндинов. Диптих «Миры Циолковского». https://ryazan.bezformata.com/listnews/napisal-diptih-miri-tciolkovskogo/60861233/?amp=1
Большое влияние на развитие
темы космоса, фантастических проектов и научных предвидений оказали труды
российских философов В. Вернадского, К. Циолковского, Н. Федорова, А. Чижевского,
книги Жюля Верна, Г. Уэллса, К. Чапека, С. Лема, академика Обручева.
Космические фантазии и экспериментальные импровизации стимулировали поиски
многих отечественных мастеров XX века в области научно-фантастического жанра.
Художники космической темы объединялись, выступали с лекциями и выставками.
А. Леонов. Над Черным морем. Масло. 1973
Искусство, так называемых,
очевидцев освоения и изучения космического пространства представляют два
замечательных имени - это летчики-космонавты Алексей Леонов и Владимир
Джанибеков, ставшие одновременно очень интересными и цельными художниками.
В. Джанибеков. Грёзы о небе. http://unbelievable.su/articles.php?id=615
Всего Владимир Джанибеков
принял участие в 5 космических экспедициях. Свой первый полет он совершил в
январе 1978 года в вместе с О. Макаровым. На орбитальной станции «Салют-6» они
работали с основным экипажем, в состав которого входили Г. Гречко и Ю.
Романенко.
В пятый и последний свой
космический полет Владимир Джанибеков отправился в 1985 году. Особенностью этой
экспедиции стала стыковка с неработоспособной, неуправляемой орбитальной
станцией союз «Салют-7», которая была отремонтирована, что позволило продолжить
ее эксплуатацию в течение еще нескольких лет.
Не краски и оттенки главное в
творчестве Владимира Джанибекова. Главное для него — это философское осмысление
значения исторической встречи Человека с Космосом. Извечная тема борьбы добра и
зла.
Андрей Соколов. Мир двойной звезды https://inosmi.ru/social/20200318/247070417.html
К их космической фактографии
и фантастике примыкает также творчество Андрея Соколова, создавшего немало
работ совместно с Леоновым. Казалось, очевидцы и участники космической одиссеи
должны были бы всецело сосредоточиться на деталях космических кораблей и
грандиозном оснащении космонавтов, на эффектных подробностях сверхсовременной
машинерии, наконец, на реальных космических ландшафтах и орбитальных маршрутах.
Все это так или иначе присутствует в работах художников-космонавтов, но за
этими точно и убедительно воссозданными внешними чертами космической
деятельности не теряется и не остывает живое романтическое чувство художников
именно фантастического направления.
В. Дубровин. Зарождение жизни. Масло. 1989
Вторая половина XX века (чуть
позже середины столетия зафиксированная космическим полетом героя-первооткрывателя
Юрия Гагарина) открывает в отечественном искусстве целую плеяду живописцев и
графиков, много, успешно и плодотворно воплощавших тему космоса, интересно и
разнообразно работавших в фантастическом жанре. А в 70 - 80-е годы проводятся
международные выставки и совместные акции художников-фантастов в СССР, США, в
городах Европы. К старым именам прибавляются новые, чьими работами постепенно
пополняется художественное собрание Музея космонавтики.
Ю. Походаев. Тревожное безмолвие. Масло. 1981
На слуху у многих посетителей
российских и московских выставок трех последних десятилетий XX века имена
живописцев, вписавших в художественную фантастику яркие, замечательные
страницы - это Юрий Походаев и Борис Окороков, Виктор Дубровин и Валерий
Врадий, Юрий Миронов.
Окороков Борис Владимирович (1933-2005) До свиданья,
Земля! 1970 https://v-shabunina.livejournal.com/1028745.html
В творчестве этих и других мастеров
намечены как бы два вида образных и стилевых решений: созерцание, осмысление,
воплощение реальных объектов, сведений, открытий в сфере космического
прогресса и обобщенные, опосредованные, эмоционально-фантазийные взгляды на
космос, предполагаемое инопланетное бытие, на темы рождения будущего
мироздания и тайны возникновения Вселенной.
В. Шмохин. Трагедия. Акварель. 1988
Часто, особенно в творчестве
графиков, обобщенная, нефигуративная фантастика тесно смыкается со стилистикой
абстрактного искусства: ирреальные пластические формы сами по себе создают
смутное ощущение космоса, его подсознательного узнавания и постижения на
уровне цветовых, линеарных и ритмических символов. В этом смысле поражает
философская глубина, красота и уникальность пластических решений графических
серий, созданных Генрихом Стопа, Ольгой Гречиной, Надеждой Девишевой, Виктором
Шмохиным, Анатолием Плаховым, Тамарой Тер-Гевондян.
Стопа Генрих Тадеушевич (1936–2015) «Мечтатели». Лист
из серии «Земля — Космос». Пробный оттиск. 1979. https://www.litfund.ru/auction/89/279/
По жанровым особенностям трудно
отнести к фантастике вполне реалистические, с ясным сходством портреты
космонавтов, ученых, конструкторов, инженеров и замечательных предтеч
космической эры, но эти работы все-таки неотделимы от огромного и
многообразного пласта живописи и графики на темы космоса. Не случайно все эти
произведения собраны в Мемориальном музее космонавтики.
А. Суворов. Портрет П.И. Беляева. Офорт. 1985
На одной стенке экспонируются
и работы прославленного космонавта, признавшегося, что страсть к рисунку
родилась в нем одновременно со страстью к полетам, и работы мастеров, никогда
не совершавших космических полетов наяву, но в своем воображении, в своих
фантастических художественных снах смело ступавших на Венеру, Юпитер, Марс и
прекрасно помнящих, достоверно запечатлевших неповторимую фактуру лунной
поверхности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий