Ярославская майолика
Автор текста: Астраханцева Т.
Источник: АСТРАХАНЦЕВА
Т. ЯРОСЛАВСКАЯ МАЙОЛИКА./ Т. АСТРАХАНЦЕВА, кандидат
искусствоведения// Юный художник. -
2004, № 12. - с.4-6.
Н. Павлова, С. Рыжкина. Скульптурная
композиция «Вертеп»
Обычно, когда речь заходит о
майолике, первая яркая ассоциация с этим
словом — итальянская расписная керамика
XVI века: изысканные кувшины, аптечные сосуды, блюда, тарелки, богато
украшенные «картинообразными» мифологическими сюжетами, орнаментальным декором
«гротеск» и портретами юных красавиц. Именно эти произведения стали для многих
европейских мастеров последующих эпох эталоном для подражания и вдохновения в
создании собственного искусства.
Н. Павлова, О. Чеснокова. Шкатулка «Храм». 2002
В России майолику, то есть
изделия из цветной обожженной глины с крупнозернистым черепком, покрытые непрозрачной
белой глазурью (эмалью), стали использовать только в XVIII веке, и долго,
вплоть до конца XIX века, называли «фаянсом русской работы». Хотя сам термин в
качестве специального названия для такой же итальянской керамики появился в
отечественной литературе в 1795 году.
Н. Павлова, М. Серенко. Солдатики
Одним из первых русских
предприятий, выпускавших изделия из майолики, стал московский завод Афанасия
Гребенщикова, основанный в 1724 году. Однако славу этому материалу и всему
отечественному декоративно-прикладному искусству XVIII века принесли
произведения гжельских крестьян-керамистов, быстро освоивших и переработавших
у себя дома в Гжели европеизированную гребенщиковскую продукцию, создав
совершенно самобытное искусство и такой оригинальный сосуд, как квасник. Большого
успеха добились и гжельские мастера в конце XX века. И казалось, уже трудно
появиться чему-то интересному, не похожему на гжельскую майолику. Но буквально
за несколько последних лет мы стали свидетелями рождения и развития еще одного
очага керамического искусства.
М. Серенко. Елочные игрушки: Бояре
В 1992 году в Ярославле
появилась производственная фирма «Майолика» (первоначально она называлась
«Икар»). Ее основали художники: выпускник Ивановского художественного училища
Евгений Владимирович Шепелев и Наталья Михайловна Павлова, ныне главный художник
этой фирмы, окончившая скульптурное отделение ЛВХПУ им. В.И.Мухиной.
Художественное образование Натальи во многом предопределило основное
направление предприятия: специализацию на малой пластике и расписной
скульптурной миниатюре. В создании своих произведений художница во многом
исходила не только из профессиональной скульптуры, но и огромной любви к
русскому народному искусству, народной игрушке.
М. Серенко. Елочные игрушки: Барышни
Сегодня фирма уже известна во
многих городах нашей страны, ценят и охотно покупают ее продукцию, особенно к
Рождеству и Новому году, в России и за рубежом: в Англии, США, Италии, Франции.
А в первые годы своего становления известность нужно было завоевывать, искать
свой стиль, ассортимент, добиваться высокой художественности.
М. Серенко. Елочные игрушки: Клоуны
Ярославль - город, имеющий
богатейшие керамические традиции. Ярославские глазурованные полихромные
изразцы (по материалу это та же майолика, только более грубая по массе),
украшавшие стены храмов XVII века, интерьеры и печи домов в XVIII — XIX веках,
составили особую страницу в истории древнерусского искусства.
М. Серенко. Елочные игрушки: Скоморохи
Именно они стали одним из
главных достоинств и отличий ярославской архитектуры, да и всей местной
художественной культуры. Это производство активно развивалось на Ярославской
земле вплоть до XX века. В годы революционного лихолетья оно исчезло.
Н. Павлова, С. Рыжкина. Боярин и боярыня
Лишь с появлением на рубеже
веков такого явления, как «Ярославская майолика», изделий с полихромной
росписью по белой эмали (технология, аналогичная гжельской), стало ясно, что
древняя художественная традиция ярославской поливной керамики отнюдь не
умерла. Имея в прошлом такое богатейшее наследие, а в настоящем сильных
гжельских конкурентов, художникам и производственникам новой фирмы было просто
необходимо создать что-то свое, свою технологическую базу, свою школу
подготовки мастеров. За основу было взято местное сырье, характерная для
Ярославской области красная, довольно жирная глина, имеющая красновато-оранжевый
цвет, и дулевские надглазурные краски.
Н. Павлова. Часы «Георгий Победоносец». Майолика,
роспись по эмали во всех иллюстрациях
Уже в ранних изделиях многих
специалистов удивило высокое техническое качество ярославской скульптуры,
чистота и яркость цветов, ровность белой эмали, покрывающей довольно грубый
глиняный черепок. Первый ассортимент был несложный, по большей части сувенирный:
колокольчики, фигурки котов, рождественские ангелы и сразу же ставшие
популярными расписные керамические яблоки. Однако, заявив о себе, предприятие
и прежде всего художники (в экспериментальной группе фирмы работают вместе
с Павловой еще несколько
художников-живописцев) все же попытались отойти от общеевропейской моды на
всеядно-эклектичную сувенирную продукцию и обратиться к национальной
традиции, воскресив интересные художественные образы и формы.
Н. Павлова, С. Иванова. Ягненок. 2003
Наталья Павлова с огромным
желанием начала лепить фигурки животных и людей, солдатиков и офицеров старой
русской армии, скоморохов, всадников, успешно продолжая историческую тему в
серии колоритных образов боярынь, длиннобородых бояр, барышень и суровых купчих,
грозных стрельцов. Костюмированные скульптурки, по-театральному решенные,
бытовые сцены Ярославля и других волжских городов, смотрелись в керамике
по-декоративному звучно и пластически выразительно.
Н. Павлова, С. Рыжкина. Зайцы. 2001
Произведениям Н. Павловой присуще
прекрасное чувство материала, его особенностей и возможностей, мягкость
скульптуры малых форм, ее способность быть самостоятельной, перемещаться в
пространстве интерьера и в то же время украшать его, быть соразмерной
человеку, живущему в нем, - отсюда и верно угаданный размер фигурок: от
достаточно крупной (50 — 60 см )
декоративной скульптуры, небольших (15 - 20 см ) статуэток до совсем крошечной миниатюры,
свистулек и елочных украшений.
Н. Павлова, М. Серенко. Стрельцы
Округлые,
декоративно-обобщенные по объему фигурки реалистичны, лиричны и задушевны, в
них много жизнерадостного юмора и созерцательности, немалая заслуга в этом и
мастеров-живописцев. Кстати сказать, мягкий теплый зеленовато-коричневый
колорит некоторых произведении, появившийся в последние годы, близок гамме старых
ярославских изразцов, только он более сложный и живописно проработанный. То же
впечатление возникает и от архитектурной серии - настольных шкатулок со
скульптурными изображениями ярославских храмов, и от расписных блюд с видами
Ярославля (художник О. Чеснокова). При этом колорит росписи основной массы
изделий красно-сине-белыи. Многое в них от ярославской народной глиняной
игрушки, покрытой глазурью или белой масляной краской с синими и красными
полосками, которые художницы охотно вводят в роспись. Можно сказать, что в
основу стиля фирмы «Майолика» легли две художественные традиции: поливной
ярославский изразец и народная игрушка, творчески переработанные и по-новому
увиденные мастерами.
Интересный факт: у
отечественного покупателя большим спросом пользуется мелкая пластика и
игрушки, в том числе и елочные, а крупная по форме скульптура больше популярна
в европейских странах и в США, особенно белоснежные, с тонкой акварельной
цветочной росписью зайцы, декоративно нарядные поросята и коровы. Самый запоминающийся
в этой серии «Ягненок» (роспись С.Ивановой). Что-то необычайно трогательное и
доверчивое, почти жертвенно-библейское звучит в этой рождественской фигурке
агнца. Тем же настроением проникнута многофигурная композиция «Вертеп» (роспись
С. Рыжкиной) — удивительно торжественная и сакральная по своим образам.
Сегодня очень важно сохранить
интерес и чувство любви к своим истокам, корням, народному и традиционному
искусству. Центр ярославских керамистов «Майолика», продолжая богатые
культурные традиции Ярославля, нашел эту правильную пропорцию, предлагая
доступные, но качественные, с художественной точки зрения, изделия, которые
будут органично смотреться как на кухонной полке, так и в серьезной коллекции
керамики.
Комментариев нет:
Отправить комментарий