Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
21 января (08 января старого стиля)
Преподобная Домника
Константинопольская, игумения. († 474).
Преподобная Домника прибыла из Карфагена в Царьград при святом царе Феодосии
Великом. Здесь она приняла Крещение от Патриарха Нектария и поступила в
монастырь. Строгими и продолжительными подвигами взошла она на высоту духовного
совершенства. Святая исцеляла больных, являла силу над стихиями, предсказывала
будущее. Своими чудесами преподобная обращала жителей столицы к заботам о
вечной жизни, о душе. Украшенная добродетелями, святая отошла из жизни
непорочной девой в глубокой старости http://azbyka.ru/days/sv-domnika-konstantinopolskaja
… Что делал Господь, ходя по земле? Он созидал Церковь. Он
выбрал Себе изо всего народа иудейского преданных Ему мужей и жен.
Возникла
иерархия: трое самых приближенных апостолов — Петр, Иаков и Иоанн, потом
остальные из двенадцати, потом семьдесят. Каждый следующий круг был немножко
дальше от Христа. Лука, который шел в Эммаус, был от семидесяти. Также и Марк
тоже не входил в число двенадцати самых близких учеников, а в число семидесяти.
И Господь этих людей учил Царствию Божию; учил их тому, что Он есть Сын Божий,
сшедший с небес, и что если они облекутся силою свыше и будут веровать в Его
Воскресение, то станут Ему братьями. И раз они станут братьями Христу — а
Христос есть Сын Божий, — то они, таким образом, усыновятся Богу Отцу, то есть
будут детьми Божиими. Если считается высоким происхождение от какого-то
великого полководца, художника, писателя, то сколь выше благородство
происхождения от Бога, звание Сына Божия! И Господь создал Церковь, чтобы из
людей создать новый, духовный род. Господь дает нам новое родство, не по плоти,
а по духу, то есть по духу усыновляется человек Богу. Так как Бог есть Дух, то
и родство в Церкви — духовное. Господь создал новую, духовную семью, чтобы
после смерти она не была отвержена от Бога, чтобы души людей не убегали в
бесконечность, в холодное адское пространство, а, наоборот, приближались к
Богу.
Преподобный Гео́ргий
Хозевит († IX). Георгий Хозевит за
свой кроткий нрав снискал всеобщую любовь и прославился как чудотворец. Чтобы
избежать излишнего поклонения других монахов он решил присоединиться к своему
брату Ираклию, который отправился в Палестину раньше него и стал монахом в
лавре Каламон, неподалёку от монастыря св. Герасима. Они провели вместе 20 лет,
но затем, после смерти брата и по совету настоятеля монастыря, Георгий вернулся
в Козибу. Вскоре он сделался духовным наставником общины, даже
отшельники, приходившие в монастырь из отдаленных пещер испрашивали у него
благословения http://hram-predtecha.ru/publikacii/article_post/svyatoy-nashikh-dney-ioann-rumyn-novyy-khozevit
… Господь, как бы сочувствуя нам, говорит: «Какая польза
человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? какой выкуп даст
человек за душу свою?» Действительно, какой? Все равно умрем, все равно все наше
лукавство ради материальных благ выявится, мы все равно понесем урон в этом и
все равно в гроб с собой все не возьмем. Поэтому разумней, конечно, с высшей
точки зрения быть учеником Христовым, хотя физически будет всякий ущерб, даже
вплоть до смерти.
… Из этой временной жизни мы все перейдем в вечность, но она
будет у каждого своя. Как жизнь здесь у всех разная, так и вечность нам
предстоит разная. Но если в земной жизни наблюдаются некие изменения: мы
стареем, умнеем или, наоборот, глупеем от времени, — то там такого изменения
нет. Известно, что от того, насколько мы здесь духовно преуспеем, и зависит
наша вечная участь.
Что происходит с человеком, с его душой, когда он покидает этот временный мир? Если он сподобляется вечной жизни, то есть созерцания Бога, то непрестанно славословит Бога. Именно поэтому апостол Павел заповедал нам непрестанно молиться — для того, чтобы стяжать этот дар. Чтобы всегда, и днем, и ночью, что бы мы ни делали, мы своим умом, сердцем прославляли Бога и тем самым подготовили себя к вечности. Потому что в вечной жизни не нужно будет ни хлеб сеять, ни в очереди стоять, ни рубашки гладить — там только одно занятие: либо страдать от своих страстей, которые будут разрывать нас на части, либо славословить Бога.
Что происходит с человеком, с его душой, когда он покидает этот временный мир? Если он сподобляется вечной жизни, то есть созерцания Бога, то непрестанно славословит Бога. Именно поэтому апостол Павел заповедал нам непрестанно молиться — для того, чтобы стяжать этот дар. Чтобы всегда, и днем, и ночью, что бы мы ни делали, мы своим умом, сердцем прославляли Бога и тем самым подготовили себя к вечности. Потому что в вечной жизни не нужно будет ни хлеб сеять, ни в очереди стоять, ни рубашки гладить — там только одно занятие: либо страдать от своих страстей, которые будут разрывать нас на части, либо славословить Бога.
Преподобномученик
Пафнутий Костин, иеромонах, 1938
г. расстрела. Он
поступил в Оптину Пустынь и на тридцать четвертом году жизни, 5 августа 1900
года, был пострижен в монашество с именем Пафнутий; 23 августа 1904 года он был
рукоположен во иеродиакона, а 8 августа 1910 года — во иеромонаха.
В 1937 году иеромонах Пафнутий посетил свою родину, вероятно думая остаться здесь до своей кончины — в это время он уже был болен туберкулезом. После ареста виновным себя не признал «Виновным себя в предъявленном обвинении... не признаю». Иеромонах Пафнутий (Костин) был расстрелян на рассвете дня праздника Богоявления, 19 января 1938 года, и погребен в общей безвестной могиле. https://pensionerka.ru/pravoslavie/january-20.php
В 1937 году иеромонах Пафнутий посетил свою родину, вероятно думая остаться здесь до своей кончины — в это время он уже был болен туберкулезом. После ареста виновным себя не признал «Виновным себя в предъявленном обвинении... не признаю». Иеромонах Пафнутий (Костин) был расстрелян на рассвете дня праздника Богоявления, 19 января 1938 года, и погребен в общей безвестной могиле. https://pensionerka.ru/pravoslavie/january-20.php
…В Царствии Небесном обители разные. Совершенно очевидно,
что никто из нас, сколько бы он ни трудился, не достигнет меры апостола Павла
или Пресвятой Богородицы. Главная наша цель — хоть последними, но оказаться в
Царствии Небесном, перейти отдаляющую от Бога пропасть греха. Многое в нашей
жизни уже потеряно, многое мы растлили, многие таланты, которые даровал нам
Господь, втоптали в грязь. Мы похожи на человека, который упал с горы и
переломал себе кости. Теперь мы вроде начинаем выздоравливать, но все еще
остаемся духовными калеками, и опять подниматься в гору нам очень трудно, и,
конечно, достичь самой высоты мы не сможем за эту жизнь. Но хотя бы от земли
приподняться, хоть один шаг на Небо сделать — это мы не только можем, но и
должны.
Только надо быть честными перед Богом, потому что это человека можно обмануть, а Бога — нет. Бог видит наше сердце, Он знает все наши мысли, все чувства; мы совершенно открыты перед Ним. Каждый входит в Царствие Небесное по желанию. Господь так и различает: хочешь в Царствие Небесное — входи, не хочешь — двери закроются. Только если ты не хочешь, не говори, что хочешь. Если кто-то говорит: «Я люблю Бога, ничего мне, кроме Бога, не надо», но сам палец о палец не ударит для Царствия Небесного, то эти слова — ложь. Господь сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди».
Только надо быть честными перед Богом, потому что это человека можно обмануть, а Бога — нет. Бог видит наше сердце, Он знает все наши мысли, все чувства; мы совершенно открыты перед Ним. Каждый входит в Царствие Небесное по желанию. Господь так и различает: хочешь в Царствие Небесное — входи, не хочешь — двери закроются. Только если ты не хочешь, не говори, что хочешь. Если кто-то говорит: «Я люблю Бога, ничего мне, кроме Бога, не надо», но сам палец о палец не ударит для Царствия Небесного, то эти слова — ложь. Господь сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди».
Источники:
Энциклопедия
российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997.
– 448с.
Помни о Боге:
Православный календарь 2012 год:
Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера
Правдина – Нижний Новгород.:
Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге:
Православный календарь 2013 год: Из
проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина – Нижний Новгород.: Издательство
«Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу:
Православный календарь 2015 год: Из
проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П.
Коршунов – М.: Православное Сестричество
во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01 Православный календарь
Комментариев нет:
Отправить комментарий