Как Бог сотворил первых людей
В шестой день творения земля уже во всех своих частях
населилась живыми существами. Мир живых существ представлял стройное дерево,
корень которого состоял из простейших, а верхние ветви из высших животных. Но
это дерево было не полно, не было еще цветка, который бы завершал и украшал его
вершину, не было еще человека - царя природы. Но вот явился и он.
Сотворение Адама. Фрагмент двери в жертвенник вторая половина XVI века.
Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.
Москва. https://ok.ru/bogunashemuslava/album/53288375353582/771268436206
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему,
и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над
зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися
по земле». (Быт.1:26)
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою». (Быт. 2, 7).
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою». (Быт. 2, 7).
Здесь в третий раз совершился в полном смысле творческий акт
(бара), так как человек в своем существе опять имеет нечто такое, чего не было
в сотворенной до него природе, именно дух, отличающий его от всех других
существ.
Создав человеческое тело, Бог вдунул в лице его дыхание
жизни, и стал человек душею живою. Самая главная отличительная особенность
человека состоит в том, что его душа богоподобна. Бог сказал: «сотворим человека по образу Нашему [и] по
подобию Нашему» (Быт 1, 26).
Твое созданье я,
создатель!
Твоей премудрости я тварь,
Источник жизни, благ податель,
Душа души моей и царь!
Твоей то правде нужно было,
Чтоб смертну бездну преходило
Мое бессмертно бытие;
Чтоб дух мой в смертность облачился
И чтоб чрез смерть я возвратился,
Отец! - в бессмертие твое. (Державин Г. отрывок из стихотворения «Бог», 1784 г.)
Твоей премудрости я тварь,
Источник жизни, благ податель,
Душа души моей и царь!
Твоей то правде нужно было,
Чтоб смертну бездну преходило
Мое бессмертно бытие;
Чтоб дух мой в смертность облачился
И чтоб чрез смерть я возвратился,
Отец! - в бессмертие твое. (Державин Г. отрывок из стихотворения «Бог», 1784 г.)
Сотворение человека.
Фрагмент 3-частной иконы. 70-е гг. XVI в. Серпуховский
историко-художественный музей. http://slovobozhie.com/2017/01/bog-znaet-komu-nuzhny-deti-a-komu-net.html?cid=646081
Последним, как венец творения мира, был создан человек. Он
сотворен особым способом. Святые отцы, прежде всего, отмечают, что творению его
предшествовал Божественный совет между всеми Лицами Пресвятой Троицы: сотворим
человека. Человек выделен из всего тварного мира и тем, как его творит Господь.
Хотя его телесный состав был взят из земли, Господь не повелевает земле
произвести человека (как это было с другими тварями), а Сам творит его
непосредственно. Псалмопевец говорит, обращаясь к Творцу: «Руки Твои сотворили меня и устроили меня» (Пс 118, 73).
Именно для него был сотворен весь материальный мир, со всеми
его удивительными красотами, растительным и животными миром. Высокое небо,
волнительные моря и океаны, быстротекущие реки и тихие озера - все это лишь
царские чертоги для главного творения - человека, владыки всей новосотворенной
твари, живого храма Божия, сочетающего в себе земное и небесное начало. Ибо,
прежде творения человека, возлюбил его Бог и замыслил иметь как сына Себе. И
сотворил Господь человека по образу Своему, даровал чувства и разум, наделил
совершенной свободой и сделал его способным к беспредельной любви.
Сотворение человека. http://www.pravoslavie.us/RU/Icons-RU.htm
Создав тело человека из земли, Он сделал его разумным
животным и тотчас ознаменовал человека нетленным и животворящим духом, вдохнув
в него бессмертную душу. Таким образом, в человеке соединилась природа земного
существа, подобного всем животным, с природой ангельской. Сотворив человека для
общения с Собою, Творец, по слову апостола Павла, «славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Своих, все
покорил под ноги его» (Евр. 2:7,8). И в другом послании Павел пишет
первохристианам: «Разве не знаете, что вы
храм Божий, и Дух Божий живет в вас?... храм Божий свят; а этот храм - вы» (1Кор.3:17).
Святой Иоанн Дамаскин учит, что Бог сотворил человека как некий иной мир, малый
в великом и представляет собой таинственное единство материи и духа, видимого и
невидимого, земного и небесного, временного и бессмертного, пространственного и
бесконечного; представляет собой некую середину между великостью и малостью.
Бог сотворил человека иначе, нежели прочих тварей. Пред
творением его Бог, в Пресвятой Троице, утвердил Свое желание, Он сказал: «сотворим
человека по образу Нашему и по подобию Нашему».
Сотворение Адама.
Мозаика собора Монреале, пригороде итальянского города Палермо. XII в. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/28/Monreale_creation_Adam.jpg
И создал Бог человека из праха земного, то есть из вещества,
из которого был создан весь вещественный, земной мир, и вдунул в лицо его
дыхание жизни, то есть дал ему дух свободный, разумный, живой и бессмертный, по
образу и подобию Своему; и стал человек с бессмертною душою. Этим
"дуновением Божиим" или бессмертною душою и отличается человек от
всех остальных живых тварей.
Таким образом, мы принадлежим к двум мирам: телом - к миру
видимому, вещественному, земному, а душою - к миру невидимому, духовному,
небесному.
Удивительным образом устроено и тело человека, отличающееся
от тел всех животных, скотов, птиц и рыб. Человек ходит на двух ногах, имеет
высоко посаженную главу, весьма совершенные органы зрения и слуха. Ему даны
достаточно сильные руки, снабженные гибкими и искусными пальцами,
приспособленными к самому различному мастерству. С точки зрения механики и
кибернетики, нет в мире более совершенного существа, столь универсального и
способного самонастраиваться на любые роды деятельности. И это не говоря еще о
таинственных и непостижимых поэтических свойствах человеческого разума, его
чувствах, пребывающих в удивительной гармонической взаимосвязи, о способности
человека осмыслить величайшие премудрости, вместить в себя всю вселенную и
Творца ее.
И дал Бог первому человеку имя Адам, что значить
"взятый из земли". Для него произрастил Бог на земле рай, то есть
прекрасный сад и поселил в него Адама, чтобы он возделывал и хранил его.
Бог вводит Адама в
Рай. Собор Монреале, Сицилия. Мозаика в главном нефе. 1183-1189 http://ldn-knigi.lib.ru/R/Foto/Monr_005.jpg
Когда Бог сотворил человека, Он привел к нему всех животных
и птиц, человек дал им всем имена. Наречение имен было знаком господства
человека над всей тварью.
По сотворении плоть Адама была бессмертна и бесстрастна, то
есть, не испытывала никаких страданий, не томилась вожделениями. Благодатью
Божией он был огражден даже от тени тления, ему не вредила ни какая стихия, ни
какое животное или растение. В силу своей безгрешности, Адам как царь ступал по
земле, и благодать Божия ревниво оберегала его от малейшей неприятности - ведь
он не имел еще греха и весь сиял славою венца Божьих творений. В первозданном
творении все было здраво, гармонично и соразмерно, все «хорошо весьма». И не
чувство голода подвигало его вкушать и определяло меру пище, а благодатный
внутренний Божий совет, которому Адам всегда был естественно послушен. Плоть
его «молчала», ибо была совершенно послушна душе, а та - Святому Духу.
Фреска Феофана
Критского из монастыря Св. Николая Анапавсаса, Метеоры, Греция (1я треть 16
века). https://grizzly-bag.livejournal.com/347190.html
Преподобный Иустин Попович пишет: «человек не является ни только телом, ни одним духом; он - единство
тела и духа, и причем - богозданное единство, в котором все неизреченно
таинственно и загадочно. Ни душа без тела, ни тело без души не составляют
человека, но одно с другим и одно в другом. Так, по словам святого Иринея.
"душа может быть частью человека, но никак не человеком в целости; полный
человек - в единстве, в союзе души с телом. Точно так же и телесный состав сам
по себе не является полным человеком, но является телом человека и частью
человека"».
С радостью мы должны принять дар Божий и, осознав свою
ответственность, свой долг, употребить этот дар на богоугодное дело познания
мира, на исполнение заповеди, данной Господом еще Адаму через призыв к
наречению имен животным. «Ибо невидимое
Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений
видимы» (Рим. 1, 20).
Сотворение Адама. Из
коллекции И.Д. Сытина
Обращаясь к каждому из нас, святитель Григорий Богослов
учит: «Природа, как на общем пиршестве,
предложила тебе все, и что нужно для тебя, и что служит к твоему удовольствию,
чтобы ты, сверх прочего, из самых благодеяний познал Бога, и из своих
потребностей приобрел больше сведений о себе самом». Святитель
свидетельствует, что Бог восхотел «устроить
сей мир, который состоит из видимого и невидимого и служит великим и дивным
проповедником Его величия».
После того, как Адам дал имена всем зверям и птицам небесным,
то не нашел среди них себе друга и помощника, подобного себе. Бог сказал, что не
хорошо человеку быть одному.
Тогда Бог навел на Адама крепкий сон; и когда он уснул, взял
одно из ребер его и закрыл то место плотью (телом). И создал Бог из ребра, взятого
у человека, жену. Адам назвал ее Евою, то есть матерью людей.
Сотворение мира.
Сотворение человека. Фреска. Храм Рождества Богородицы в Костино http://www.pravoslavie.ru/103568.html
«И навел Господь Бог
на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то
место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел
ее к человеку» (Быт 2, 21–22).
Господь, конечно, мог сотворить не только одну супружескую
чету, но несколько и произвести от них весь человеческий род, но Он хотел,
чтобы все люди земли были едины во Адаме. Ведь даже Ева была взята от своего
мужа. Апостол Павел говорит: «От одной
крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли» (Деян
17, 26). И поэтому мы все являемся родственниками.
На заре человеческой истории Бог установил брак как
постоянный жизненный союз между мужчиной и женщиной. Он благословил его и
скрепил самыми тесными узами: «будут одна
плоть» (Быт 2, 24).
Бог благословил первых людей в раю и сказал им: "плодитесь и размножайтесь, наполняйте
землю и владейте ею".
Сотворение Евы. http://www.pravoslavie.us/RU/Icons-RU.htm
Сотворив жену из ребра первого человека, Бог указал нам, что
все люди происходят от одного тела и души, должны быть едиными - любить и
беречь друг друга.
Бог создал людей, так же как и ангелов, для того, чтобы они
любили Бога и друг друга и наслаждались великой радостью жизни в любви Божией.
Поэтому, так же как и ангелам, Он дал им полную свободу: любить Его или не
любить. Без свободы не может быть любви. А любовь проявляется в радостном
исполнении желаний того, кого любишь.
Но, так как люди были менее совершенны, чем ангелы, то
Господь и не дал им сразу и навсегда сделать выбор: принять или отвергнуть эту
любовь, как то было с ангелами.
Мне часто снились
райские сады,
Среди ветвей румяные плоды,
Лучи и ангельские голоса,
Внемировой природы чудеса. (Н. Гумилёв. Рай (1915)
Среди ветвей румяные плоды,
Лучи и ангельские голоса,
Внемировой природы чудеса. (Н. Гумилёв. Рай (1915)
Мозаики церкви
Сан-Марко в Венеции https://philologist.livejournal.com/6931609.html
Земной рай, или прекрасный сад, в котором Бог поселил первых
людей - Адама и Еву, находился в Азии, между реками Тигром и Евфратом.
Жизнь людей в раю была исполнена радости и блаженства.
Совесть их была спокойна, сердце было чисто, разум был светлый. Не боялись они
ни болезней, ни смерти, не имели нужды в одежде. Во всем у них был достаток и
довольство. Пищей для них были плоды райских деревьев.
Среди животных не было вражды - сильные не трогали слабых,
жили вместе и питались травой и растениями. Никто из них не боялся людей, и все
любили и слушались их.
Но самое высшее блаженство Адама и Евы было в молитве, то
есть в частой беседе с Богом. Бог являлся им в раю видимым образом, как отец
детям, и сообщал им все нужное.
В раю росли всевозможные деревья с прекрасными плодами,
среди которых были два особенных дерева: одно называлось древом жизни, а другое
- древом познания добра и зла. Вкушение плодов древа жизни имело силу охранять
человека от болезни и смерти. О древе же познания добра и зла Бог заповедал, то
есть повелел человеку: "от всякого
дерева в раю ты можешь есть, а от древа познания добра и зла не ешь, потому что
если вкусишь от него, то умрешь".
Первый человек в раю.
http://liveinorthodoxy.com/zhizn-i-grexopadenie-pervyx-lyudej-v-rayu
Бог стал учить людей любви. Для этого Он и дал людям эту
маленькую, не трудную заповедь - не есть плодов с дерева познания добра и зла.
Исполняя это повеление, или желание Божие, они могли так проявить этим свою
любовь к Нему. Постепенно, переходя от легкого к более сложному, они
укреплялись бы в любви и совершенствовались бы в ней. Адам и Ева с любовью и
радостью слушались Бога. И была в раю во всем воля Божия и Божий порядок.
С сотворением человека заканчивается шестидневное творение
мира. Бог сотворил мир совершенным. Рука Творца не внесла в него никакого зла.
Это учение о первоначальной благости всего творения представляет собой
возвышенную богословскую истину.
Адам и Ева в раю. Из
коллекции И.Д. Сытина
По замыслу Творца, венец творения - человек, созданный по
образу Божию, стал по благодати сыном Его, и наследником сотворенного Богом
мира. Действием Святаго Духа обеспечивалось совершенное и теснейшее духовное
единство твари и Творца. Благодать Святаго Духа наполняла все существо первого
человека, придавала смысл и значение его жизни, учила мудрости. Это единство
человеческой души с Богом в Духе Святом не было насилием над волей Адама.
Свобода его не нарушалась, - по своей первозданной чистоте он сам был
естественно послушен тихим благодатным внушениям Святаго Духа. Благодать открывала
ему и великие тайны унаследованного им мира. Через человека весь тварный мир
должен был наполниться любовью и славой Творца.
В конце времен будет восстановлено совершенство мира. По
свидетельству тайнозрителя, святого апостола Иоанна Богослова, будет новое небо
и новая земля (см.: Откр 21, 1).
Так закончилась история творения и образования мира. "И
увидел Бог все, что Он создал, и вот хорошо весьма. И был вечер, и было утро:
день шестой".
Седьмой День Мира. …
«почил в день седьмый от всех дел Своих».
Мозаика собора в Монреале, пригороде
итальянского города Палермо. XII в.
"И совершил Бог к
седьмому дню дела Свои, и почил в день седьмый от всех дел Своих, который Он
творил и создал. И благословил Бог седьмый день и освятил его".
В следующий затем период, то есть в седьмой "день"
мира, который, как учат св. отцы, продолжается и поныне, Бог перестал творить.
Он благословил и освятил этот "день", и назвал его субботой, то есть
покоем; и заповедал, чтобы и люди покоились в свой обычный седьмой день от дел
своих и посвящали его на служение Богу и ближним, то есть сделал день этот
свободным от житейских дел - праздником.
По окончании творения Бог, предоставил миру жить и
развиваться по установленному Им плану и законам (или, как принято говорить, по
"законам природы"), но в то же время Он непрестанно заботится о всем
сотворенном, подавая каждому творение то, что ему необходимо для жизни. Такая
забота Божия о мире называется "Промыслом Божиим".
Потому и человек, познавший истину Сотворения мира Богом
должен помнить День Седьмой и посвящать этот день благодарению Господу за все Его
великие благодеяния, за этот прекрасный мир, дарованный человеку из любви к
нему. Потому и необходимо каждое воскресение посещать храм Божий и возносить
молитвы покаяния и молитвы славословия, и совершать добрые дела в память о Сотворении
Господом всего мира, земного и небесного. Слава Тебе, Боже, слава Тебе!
Источники:
Закон Божий для семьи
и школы со многими иллюстрациями./ составил протоиерей Серафим Слободский. –
6-е изд. – М.: Издание Московского подворья Свято-Троицкой Лавры, 2008. – 722
с.
https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/besedy_na_shestodnev/#0_5
святитель Василий Великий
Беседы на Шестоднев
http://www.proza.ru/2015/07/02/1654
О. Серафим. Бытие. Сотворение мира, первые люди
http://pravoslavnye.ru/analitika/2016/09/26/o_pyatom_i_shestom_dnyah_tvoreniya
О пятом и шестом днях творения Протоиерей
Владимир Сушков
Изображения картин из
Интернет-ресурсов
Комментариев нет:
Отправить комментарий