Плоды
спасения
Источник: Плоды
спасения: Беседа с протоиереем отцом Алексием Гостевым, настоятелем храма
Святителя Николая в Аксиньино. /Записала Ася ШТЕЙН.// Крестьянка. - 2006. - №
8. - с.18-20
Преображение
Господне. Успение Пресвятой Богородицы. Художник Галина Скотина
В
августе Церковь отмечает два крупных праздника: Преображение Господне и Успение
Божией Матери.
Первый
хорошо известен и очень любим народом. О втором, как правило, знают меньше. Но,
видимо, в церковном календаре они не случайно оказались рядом. Между ними
существует глубокая богословская связь.
Церковный
год начинается с сентября, и августовские праздники - Успение Божией Матери и
Преображение Господне - являются в определенном смысле итоговыми, завершают
годичный праздничный круг. И если праздники, открывающие церковный год:
Рождество Богородицы, Введение во храм, Воздвижение, знаменуют первоистоки
евангельской истории, то Преображение и Успение подводят нас к ее вершинам,
раскрывают нам плоды спасения, показывают, как, собственно, мы можем ими
воспользоваться.
О
православных праздниках рассказывает протоиерей отец Алексий ГОСТЕВ, настоятель
храма Святителя Николая в Аксиньино.
- Разве Преображение Господне - итоговое
событие в евангельской истории?
- Нет, но в определенном смысле оно было
подготовкой к кульминации этой истории, потому что совершилось накануне
страданий Иисуса. И впервые Господь говорит о Своей предстоящей смерти и
Воскресении сразу после Фавора.
- Напомните, пожалуйста, об этом событии.
- Господь приводит своих ближайших учеников,
Петра, Иакова и Иоанна, на гору Фавор, и там Он внезапно преображается.
- Что значит преображается?
- В Евангелии написано, что Его лицо и одежда
вдруг стали ослепительно белыми, как солнечный свет. И рядом с этой сияющей
фигурой в облаке света ученики различают Моисея и Илию, которые ведут с Ним
беседу.
- Вероятно, после этого чуда в отношении
учеников к Иисусу должен был наступить какой-то перелом?
- Переломный момент, вероятно, наступил
несколько раньше, когда Петр на вопрос Иисуса «За кого вы меня почитаете?»
отвечает: «Ты Христос, сын Бога живаго» Но хоть они и верили, что Он - сын
Божий, видели они перед собой человека - пусть учителя, пусть пророка, пусть
чудотворца, пусть необыкновенного - и все же человека. Теперь они видят Господа
в Его божественной славе. Именно на Фаворе и им, и нам приоткрывается смысл
грядущих смерти и Воскресения.
- В чем
же он?
-В наступлении Царства Божия. В самом начале
Своего служения Христос возвещает: «Покайтесь, приблизилось Царствие Божие!» И
на горе Фавор мы вместе с учениками получаем возможность взглянуть, каково Оно.
Более того, Господь показывает нам, каким по Его замыслу должен был быть
человек, и каким должен быть результат нашей духовной жизни.
- Во всех трех Евангелиях, где есть рассказ о
Преображении, подчеркивается, что ученики почувствовали райское блаженство.
«Господи, хорошо нам здесь быть!» - восклицают они.
- Да, это так, и эти слова имеют для нас
особое значение. Мы привыкли думать, что для стяжания Царства Божия самое
важное - пост, молитва, дисциплина. Многие христиане думают, что им все время
должно быть плохо, трудно, постоянно нужно что-то преодолевать. Но еще апостол
Павел говорил: «Всегда радуйтесь!» И если мы не испытываем этого состояния
радости, пусть и не столь всепоглощающего, как ученики на Фаворе, значит, мы
еще не дошли, куда хотели, или вообще на неверном пути. Радость - еще и лучшее
средство проповеди. Если сторонние люди, не христиане, видят нас постоянно мрачными,
угрюмыми, в темной некрасивой одежде, если в церкви, куда они приходят впервые,
их одернут, пригрозят какими-то карами, они могут подумать, а часто и думают:
если это и есть Царство Божие, то зачем оно нам нужно? Люди придут в церковь,
когда увидят нашу радость, прочтут в наших глазах: здесь хорошо, здесь
действительно благодать. Праздник Преображения являет нам суть нашей духовной
жизни. Являет нам то, чем призвана быть Церковь, что она есть в своей глубине,
подчас такой глубокой, что это оказывается даже вне нашего восприятия. И наша
задача - эту глубину искать, к ней стремиться, на ней пребывать и являть ее на
поверхности.
- Преображение - один из самых любимых нашим
народом летних праздников, который связывают с красивым обычаем освящать фрукты
нового урожая, главным образом яблоки. У этого праздника есть даже народное
название «Яблочный Спас». Но как связаны фрукты с глубинным смыслом этого
праздника?
- Благодать охватывает человека, но через
человека должна распространяться на мир Божий. После грехопадения Адама и Евы и
весь мир отпал от Бога, в него вошли и несовершенство, и дисгармония, и даже
сама смерть. И когда после Воскресения Христова восстанавливается утраченная
связь между Богом и людьми, это отражается и на всем живом на Земле. Освящение
плодов и вообще природы - естественное следствие преображения людей, обретение
утраченного рая. Потому что как в раю до грехопадения, так и после всеобщего
преображения материя будет не отменена, а преображена. А что до названия
«Яблочный Спас», то оно, конечно, очень красивое, но с точки зрения
богословской абсолютно неправильное.
- Поговорим теперь о празднике Успения.
- В этот день мы вспоминаем о завершении
земного пути Божией Матери, о ее кончине. Об этих событиях ничего не говорится
в Новом Завете. Мы знаем о них из церковного предания.
- Что значит «из предания»?
- Церковное предание - это информация об
истории Церкви, ее апостолах и святых, которая не зафиксирована в Священном
Писании, но содержится в других источниках: святоотеческих книгах, иконах,
передается из уст в уста.
- Откуда же мы знаем об Успении?
- В основном из иконографического предания.
Именно в иконе открывается богословский смысл этого события. На ней изображен
одр, на котором лежит Пресвятая Дева, вокруг собрались ученики. На верхнем
плане Господь Иисус Христос и Пресвятая Дева изображены в полный рост в
Царствии Божием. В средней части, непосредственно над одром, - еще одно
изображение Христа, со спеленутым младенцем в руках.
- Кто же этот младенец?
- Так изображается душа Богородицы. Чистая,
девственная, непорочная святая душа, которую Христос принимает для жизни
вечной. Но вот что особенно интересно. Из предания мы знаем, что апостолы с
честью похоронили Матерь Божию в пещере, как это было тогда принято, а пещеру завалили
камнем. Но апостол Фома не смог быть на похоронах, и через какое- то время он
появляется и просит, чтобы ему тоже дали возможность проститься с Божией
Матерью. Они все вместе приходят к могиле, отваливают камень и обнаруживают,
что пещера пуста, тело исчезло. И Церковь исповедует, что Господь не просто
принял в рай Пресвятую Деву, но воскресил ее, взяв на небо во плоти.
- То есть в этом празднике тоже присутствует
идея преображения?
- Идея преображения, и воскресения, и грядущей
полноты Царства Божия. После Воскресения Христова смерть - уже не печальное
расставание души и тела, когда тело уходит в землю, откуда оно и было взято, а
душа отправляется в некое унылое место, уготованное ей если не для мучения, то
для безрадостного загробного полубытия. Успение раскрывает нам смысл смерти:
теперь это предвкушение Царства Божия, которое во всей полноте будет явлено в
последние времена, когда умершие смогут воскреснуть и возродиться во всей
полноте. И Пресвятая Дева не просто нас ободряет, а являет своим примером, что
это действительно так. Она прожила свою земную жизнь именно так, как было
задумано Господом. И именно поэтому стало возможным Ее преображение и телесное
воскресение - то, что ждет всех нас после возвращения Христа.
- В связи с этим хочется задать вопрос: как
вообще христианин должен относиться к смерти? Ведь все-таки мы обычно
воспринимаем смерть как событие трагическое и ужасное, боимся ее.
- Человек был создан Богом не для того, чтобы
умирать. Разрушение единства души и тела после смерти, независимо от посмертной
судьбы души, - это нарушение первоначального замысла Господа. Человек некое
единство души и тела. С другой стороны, смерть страшит еще и потому, что ни у
одного человека нет опыта смерти, а все неизведанное нас обычно пугает. Но все
же христианин не должен ждать смерти с ужасом, а принимать ее достойно: ведь за
гробом нас ждет жизнь вечная, а в конце времен - и полное преображение, и
телесное воскресение. Успение Пресвятой Богородицы тому пример.
Протоиерей
отец Алексий Гостев, настоятель храма Святителя Николая в Аксиньино
Комментариев нет:
Отправить комментарий