«Мы должны научиться
тому, как открыть свое сердце, свой ум Богу, чтобы Он в нас влил свет…» (митрополит Сурожский
Антоний (Блум)
Осип
Мандельштам
***
Образ твой, мучительный и зыбкий,
Я не мог в тумане осязать.
"Господи!" - сказал я по ошибке,
Сам того не думая сказать.
Божье имя, как большая птица,
Вылетело из моей груди!
Впереди густой туман клубится,
И пустая клетка позади...
***
Образ твой, мучительный и зыбкий,
Я не мог в тумане осязать.
"Господи!" - сказал я по ошибке,
Сам того не думая сказать.
Божье имя, как большая птица,
Вылетело из моей груди!
Впереди густой туман клубится,
И пустая клетка позади...
Константин РОМАНОВ (К.Р.)
Вера
О, вера чистая, святая,
Ты дверь души в обитель рая,
Ты жизни будущей заря,
Гори во мне, светильник веры,
Гори ясней, не угасай,
Будь мне повсюду спутник верный
И жизни путь мне просвещай.
Вера
О, вера чистая, святая,
Ты дверь души в обитель рая,
Ты жизни будущей заря,
Гори во мне, светильник веры,
Гори ясней, не угасай,
Будь мне повсюду спутник верный
И жизни путь мне просвещай.
Вопрос:
Одним из наиболее уникальных проявлений души человека является вера. Что же такое вера вообще и что такое вера в Бога в частности?
Одним из наиболее уникальных проявлений души человека является вера. Что же такое вера вообще и что такое вера в Бога в частности?
Ответ иерея Валерия
Духанина:
Вера есть удивительный
дар Божий человеку. Благодаря этому дару мы можем познавать то, что не видим
нашими телесными глазами. Без веры вообще невозможно какое-либо знание. Ведь
чтобы сделать какие-либо знания достоянием своей души, в эти знания надо
поверить, поверить, что они действительно могут расширить наш кругозор и
обогатить наш внутренний мир. Поэтому известный мыслитель Блез Паскаль говорил:
«Вера есть сила сердца», она делает наше сердце сильным, способным к глубоким
познаниям.
Вера — потребность
существа человека, которому свойственно верить во что-либо.
Вера есть внутреннее
принятие определенных ценностей. Благодаря вере у человека появляется цель, к
которой он бывает готов идти на протяжении всей своей жизни. Но не всегда вера
направлена к ценностям подлинным. Так вера бывает в легендарные личности, в
политические идеи, в ложные философские концепции. Поэтому так важно заботиться
о правильном действии этой потребности, чтобы она усваивала душе ценности
подлинные. Вот что такое вера вообще.
А вера в Бога есть
особое откровение душе человека, когда Господь Бог искренно ищущему Его
человеку открывает Себя. Тогда в своем сердце человек вдруг обнаруживает
близость к нам Небесного Отца и нашу особую потребность в общении с Ним.
Становится ясно, что бытие не ограничивается только материей, и что человек
предназначен для вечности, а наше состояние в вечности зависит от нашей
близости к Богу.
Существует три типа веры
— это очень важно знать, потому что не всегда, когда говорится о вере в Бога,
подразумевается одно и то же. Три типа веры есть своего рода ступени духовного
восхождения: вера как уверенность, вера как доверие и вера как верность.
Вера как уверенность —
это рассудочное признание какой-либо истины. Например, кто-то скажет: «Я
уверен, что Куликовская битва состоялась в 1380 году, я уверен, что Земля
круглая, и еще я уверен, что есть Бог». Это своего рода глубокая убежденность в
наличии чего-либо. Здесь уже нет сомнений: да, Бог существует. Но твой
внутренний мир от этого мало меняется. Для такого человека Бог является как бы
одним из объектов нашей Вселенной: есть планета Марс, а есть и Бог. Поэтому
такой человек не всегда соотносит веру со своими поступками, не пытается
внимательно выстраивать свою жизнь по вере, а действует по принципу: «Я сам по
себе, а Бог — Сам по Себе». То есть это просто признание своим умом факта
существования Бога.
Вторая ступень — вера
как доверие. Давайте подумаем, когда один человек доверяет другому? Тогда,
когда открывает ему свое сердце и когда другого человека как бы принимает в
свое сердце, то есть возникает особая душевная близость. И вера в Бога как
доверие, в отличие от простой уверенности, сообщает человеку близость к Богу.
На этом уровне веры человек не просто рассудочно соглашается с существованием
Бога, но принимает Господа в обители своего сердца. Такой человек чувствует
присутствие Божие, и в случае скорби или жизненных трудностей непременно
вспомнит про Бога и станет молиться Ему. Доверие предполагает надежду на Бога,
и человек уже старается сообразовывать свою жизнь с верой в Бога.
Впрочем, если ребенок
доверяет своим родителям, это еще не значит, что он всегда будет их слушаться.
Иногда дети пользуются родительским доверием для оправдания своих проступков. И
бывает, что человек доверяет Богу, но сам не всегда бывает верен Ему. Он как бы
говорит: «Может быть, Бог мне простит мои слабости», хотя такой человек время
от времени молится, он не всегда старается побеждать свои слабости, не всегда
бывает готов сам чем-то пожертвовать для Бога.
Поэтому самая
возвышенная ступень — это вера как верность. Это не только признание Бога своим
умом, и не только доверие Ему своим сердцем, но и последование за Богом своей
волей. Такая вера предполагает подлинную, чистую любовь, потому что истинная
любовь немыслима без верности. Выражается это в жертвенности, когда мы стараемся
созидать свою жизнь по воле Божией, а для этого отсекаем греховные пожелания
своего естества. Такая вера становится основанием всех ценностей жизни
верующего человека. И только она — спасительна. Но это предполагает и
внутренний труд над собой, победу над своими страстями.
Источник:
Духанин В.Н. Во что мы
веруем?: 100 ответов современнику./Валерий Духанин — М.: Издательство
Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2011. — 256 с. (По
благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА)
Валерий
Духанин — выпускник Московской духовной академии, преподаватель Свято-Николо-Угрешской
духовной семинарии, кандидат богословия, автор ряда книг, посвященных
обоснованию и смыслу православной веры.
Многие
люди, начиная ходить в храм, теряются от множества вопросов, обращают внимание
на второстепенное и не замечают главного. Церковная жизнь для большинства из
наших современников предстает мифом о чрезмерном посте, сплошных запретах и
прочих крайностях. Решению этой проблемы посвящена эта книга. В ней
православное вероучение предстает не сухой, схоластической теорией, а жизненно
важной для души Богооткровенной истиной; здесь содержатся ответы на наиболее
актуальные вопросы, с которыми обращаются к Православной Церкви. В книге не
найдете отвлеченных непонятных рассуждений. Оригинальный авторский стиль и
яркие примеры из жизни делают книгу доступной, а чтение — увлекательным.
http://duhanin.cerkov.ru/duxovenstvo
здесь официальный сайт иерея Валерия Духанина. Его биография и библиография его
книг, бесед и лекций, видео общения его с телезрителями, ответы на их вопросы.
Очень умные, добрые, милосердные ответы… Что больше всего притягивает к этому
молодому священнику – его милосердие, не показное, а искреннее, душевное…
Господи, спаси и помилуй иерея, Раба Твоего Божиего Валерия. Даруй ему здравия
и победы над онкологическим заболеванием… Всё в твоих руках, Господи, яко благ
и человеколюбец…
Комментариев нет:
Отправить комментарий