среда, 3 марта 2021 г.

Кратко о понимании иконы

Икона - окно из нашего мира в мир Горний

Слово икона происходит из греческого языка и значит «образ». Икона есть видимый образ невидимого Первообраза. Через икону в молитве мы восходим умом от лика к Первообразу — к Богу невидимому. В Ветхом Завете есть строжайший запрет на изображение Бога. Однако с момента воплощения Сына Божиего, когда невидимый Бог явил Себя миру через Свой образ — Богочеловека Иисуса Христа, становится возможным Его изображение.

Икона. Спас Нерукотворный. Икона. XIII в

Схиигумен Савва
***

Горит пред образом лампада,
И кротко смотрит лик Христа,
И льется в душу мне отрада
Перед святынею Креста
И забываю я тревогу,
 Тоску и злобу, клевету.
 Я верю в счастье, верю в Бога!
 Иду к Спасителю Христу.
 И лик Спасителя сияет.
 И тихо, мирно все кругом;
Душа больная отдыхает,
Блаженство вижу в мире том!.. ( все стихотворение ЗДЕСЬ https://stihi.ru/2013/03/06/8351 )

ЧТО ЕСТЬ ИКОНА

В мире иконы огромное значение имеет человеческое начало. Главная идея иконописи – Бог. Он предстает в образе прекрасного, возвышенного Лика. Но икона не просто изображает Господа Иисуса Христа, Божию Матерь, святых и события из священной и церковной истории, она являет нам Царство Небесное, преображенный мир. Икона — это Божественное Откровение в красках и линиях, это окно из нашего мира в мир горний.

Св. Петр. V–VII вв. Монастырь св. Екатерины, Синайский полуостров

Древнейшие памятники иконописи относятся к VI в. Большие собрания их сосредоточены в монастырях на Синае (Синайский полуостров), на Афоне (Греция) и в Иерусалиме. Иконопись возникла на основе традиций нозднеэллинистического искусства. Первоначальные произведения — "портреты" святых — выполнялись в технике мозаики, энкаустики, затем иконы писали темперой, с XVIII в. — масляными красками на деревянных досках, реже — на металлических.
В X — XII вв. центром иконописи стала Византия. В начале XII в. был создан знаменитый шедевр — икона Владимирской богоматери, которая ныне хранится в Третьяковской галерее. Византийский стиль оказал большое влияние на живопись Западной Европы, Древней Руси, южнославянских стран, Грузии, что было связано с распространением христианства.

Икона. Владимирская Богоматерь. пер. пол. XII в.

Расцвет древнерусской живописи приходится на конец XIV — середину XVI в. Что представляет собой этот период нашей истории? Пройдя через испытания монголо-татарского ига, русский народ стал объединяться ради борьбы с врагом и осознавать свое единство. В искусстве он воплотил свои чаяния и стремления, общественные, нравственные, религиозные идеалы. Среди икон этого времени выделяются замечательные работы Феофана Грека. Его искусство, страстное, драматичное, мудрое, суровое, порой трагически напряженное, производило сильнейшее впечатление на русских мастеров.

Икона «Троица». Андрей Рублев. XV в.

По-своему отразилась эпоха в творчестве Андрея Рублева и его учеников. В произведениях Андрея Рублева с необыкновенной художественной силой воплотилась мечта современников о нравственном идеале; его образы утверждают идеи любви, добра, сострадания, согласия, единства, радости, которые отвечали народным чаяниям. Наряду с московской школой в XIV — XV вв. расцветает иконопись в Новгороде, Пскове, Твери, Суздале и других городах. В конце XV в. на небосклоне Москвы появляется мастер Дионисий. Дионисий оказал на современников большое влияние. На всю первую половину XVI в. ложатся отблески поэзии его красок.
До XVII в. живописцы обычно не подписывали свои произведения. Летопись и другие литературные источники упоминают наиболее чтимых иконописцев: Феофана Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного, Дионисия. Конечно, талантливых мастеров было значительно больше, но их имена остались нам неизвестны.
Среди сюжетов и мотивов, которые особенно пришлись по душе русским людям, следует назвать рублевский тип "Троицы": три ангела, полные дружеского расположения, составляющие замкнутую группу. Андрей Рублев выразил это состояние с наибольшей наглядностью и возвышенной духовностью. Перепевы его композиции, свободные вариации на эту тему встречались и встречаются в русских иконах.

Святые Борис и Глеб. Икона, 2-я половина XIV века. https://k-istine.ru/sants/our_sants_boris_gleb-02.htm

Образы русских мучеников Бориса и Глеба писались, как увещевание князьям отказаться от междоусобиц. В иконе "Битва новгородцев с суздальцами" проявился патриотизм тех лет, когда новгородской свободе стали угрожать полки московских князей.
Русские мастера молились перед началом своей работы и глубоко верили в то, что иконы дают возможность коснуться тайн бытия, тайн Царствия Небеснаго. Иерархическая лестница, пирамидальность, целостность, соподчиненность частей — все это основа мирового порядка, средство преодоления зла и тьмы. Это находит выражение в структуре каждой иконы. Христианский храм – это подобие мира, космоса, а купол — Небосвод. Соответственно этому едва ли не каждая икона понималась как подобие храма и вместе с тем как модель Небесного града.

ЯЗЫК ИКОНЫ

Икона «Успение Пресвятой Богородицы». Россия, Тверь. XV в.

Мир, изображаемый на иконе, — это образ Царства Духа Святого. Поэтому икона отражает Божественный порядок, покой, где царствует не земная логика, а Божественная благодать.
Поскольку средствами тварного мира изобразить мир духовный невозможно, икона пользуется иносказательным, символическим языком, подобно языку притчей в Священном Писании. Через особую символику цвета, света, жестов, атрибутов икона показывает небесное, духовное; позволяет соприкоснуться с вечностью.
Икона пишется по особым правилам, так называемому канону, который создавался в течение длительного времени не только иконописцами, но и отцами Церкви. Иконописцы обычно не придумывали, не сочиняли свои сюжеты, как живописцы. Поэтому иконы на один сюжет, даже отделенные веками, так похожи друг на друга. Мастера должны были следовать образцам, собранным в иконописных подлинниках, и могли проявлять себя в колорите. Но в рамках незыблемых евангельских сюжетов, мастерам удавалось прибавить что-то от себя, обогатить, переосмыслить старинный образец.

Снятие со Креста. Из праздничного чина. Школа или худ. центр: Русский Север. Конец XV в. 91 × 62 см Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия. Икона входила в состав праздничного чина из Городца

Размер изображаемого предмета зависит не от положения в пространстве, а от его смысловой роли в сюжете, от его иерархичной значимости.
С той же целью — чтобы выделить или обозначить смысловой центр композиции — в изображении архитектуры могут быть различные геометрические искажения. В иконе сочетаются элементы обратной и прямой перспективы, элементы фрон­тальной проекции, проекции «с птичьего полета». Использование этих изобразительных приемов помогает воспринять символический смысл иконы, как Откровения — ее пространство излучается вовне, в реальное пространство — не мы смотрим на икону, а икона смотрит на нас.
Глубокий смысл иконы также и в том, что все изображенное проходит через отзывчивость человеческой души, окрашено ее сопереживанием. В своем порыве к возвышенному человек не теряет способности ласково смотреть на мир, любоваться творениями Божиими: лошадками, пастухами и их овечками, распускающимися цветами. Всякое дыхание да хвалит Бога!
Композиция — особенно сильная сторона русских икон. Едва ли не каждая икона мыслилась как подобие мира, и соответственно этому в композиции всегда присутствует средняя ось. В верхней части высится Небо (высшие ярусы бытия), а внизу обычно обозначалась земля ("позем"), иногда под ней — преисподняя. Это основополагающая структура иконы независимо от сюжета влияла на всю ее композицию.

СИМВОЛИКА СВЕТА

Икона Богоматери «Страстная». Греция. XVI в.

Иконопись —символическое творение. В основе его лежит представление, согласно которому в мире решительно все — лишь оболочка, за которой скрывается, как ядро, высший смысл.
Символичны в иконах как сюжет, так и художественная форма. Каждая икона, помимо того, что она изображает евангельское событие или персонаж, имеет еще и подтекст, в котором раскрывается ее истинное содержание.
Бог непознаваем в Своей сущности, но Он являет Себя благодатью — Божественной энергией, светом, изливаемым Им в мир. В возможной для восприятия человеком форме этот Божественный свет был показан Иисусом Христом ближайшим ученикам на горе Фавор.

Икона. Пророки Даниил, Давид и Соломон. XV век

Все причастное Богу пронизано Божественным сиянием, светоносно, поэтому икона «пишется светом», то есть все изображения на ней словно производятся светом, а не освещаются источником света. В иконе нет светотени. Свет выражен в иконе через золото фона, нимбов, через светоносность ликов, которая достигается за счет наложения цветов от темного к светлому. Постепенное высветление лика показывает действие Божественного света, преображающего личность человека, выявляющего в нем свет.

СИМВОЛИКА ЦВЕТА

Икона «Спас в силах». Россия. XVI в.

В старинных текстах перечисляются излюбленные краски наших иконописцев: охра, киноварь, бакан, бакан, голубец, изумруд. Но в действительности гамма красок иконы более обширна. Наряду с чистыми, открытыми цветами было множество промежуточных. Они различны по светосиле и насыщенности; среди них есть порой безымянные оттенки, которые невозможно обозначить словом, их может уловить только глаз человека. Краски светятся, сияют, звенят, поют и всем этим доставляют огромную радость.

Икона великомученика Георгия «Чудо о змие». Крит. XVI в.

Иногда одним только цветом, к примеру красным плащом, развевающимся по ветру в иконе "Чудо Георгия о змие", воину дается глубокая характеристика.
Цвет в иконе символичен, но язык символов не имеет строго фиксированных смысловых значений для каждого конкретного цвета, можно лишь выделить тенденцию использования того или иного цвета. Так, в иерархии цвета первое место занимает золотой. Иконы часто пишутся на золотом фоне.
Золотой цвет — это образ нетварного Божественного света, символ присутствия Бога.
Красный цвет — это цвет любви, жизни, животворной энергии, в то же время это цвет крови. Поэтому красный цвет стал символом Жертвы и воскресения Христа — победы жизни над смертью.
Синий — символ тайны, Божественной непостижимости, вечности, откровения.
Зеленый символизирует вечное обновление, это цвет Святого Духа, цвет надежды.

Икона «Рождество Христово». Россия, Москва. XVI в.

Коричневый — цвет земли, означает смирение, бедность, отречение от мира.
Белый цвет — соединение всех цветов, символизирует чистоту, непорочность, причастность Божественному миру. Ему противостоит черный как не имеющий цвета (света) и поглощающий все цвета.
Черный цвет символизирует ад, максимальную удаленность от Бога.
В иконописи не используется серый цвет. На языке символов этот цвет представляет собой смешение добра и зла, порождая двусмысленность, что недопустимо в православной иконописи. В иконе мы имеем дело не с локальным цветом, а с гаммами и с комбинацией цветов. В символике цвета более важны сочетания цветов, чем отдельно взятый цветовой элемент. В меняющихся композициях цвета могут иметь различное символическое значение.

СИМВОЛИКА ПРЕДМЕТОВ

Икона «Древо Иессеево». Греция. XVI в.

Рисунок передавал очертания предметов так, чтобы их можно было узнать. Но назначение рисунка опознавательным смыслом не ограничивалось. Графическая метафора — поэтическое уподобление человека горе, башне, дереву, цветку, стройной вазе — обычное явление русской иконописи.
Каноническая икона не имеет случайных деталей, украшений: все предметы, изображенные на ней, имеют символическое значение.
Золотой крест, якорь и сердце — вера, надежда и любовь.
Золотой подсвечник — Святой Дух (семь свечей — семь даров Святого Духа).
Золотой венец — символ духовной победы.
Книга — Евангелие, Книга Жизни.
Лоза — Христос и Его Церковь.
Гроздья винограда — символы Церкви и Евхаристии.
Дом — символ домостроительства, Церкви, райских обителей.
Гора — символ духовно-нравственного восхождения.
Красный крест — символ мученичества, царского достоинства.

Икона. Архангел Михаил. XVI век

Посох у ангела — символ небесного посланничества.
Копье в руках святого — победа над темными силами.
Указующий перст (десница), нисходящая с неба, — Божественный Промысел.
Лестница—духовное возвышение и стремление к Богу.
Рог — символ крепости.
Громовые стрелы — дух гнева Божия.
Голубица, держащая во рту ветвь, — символ мира и милости Божией.
Сосуд с водой — таинство Крещения.
Алавастровый сосуд (сосуд с длинным горлышком) — таинство Миропомазания.
Чаша и дискос — таинство Причащения.
Сосуд с елеем — таинство Елеосвящения (Соборования).

ИКОНОСТАС

Иконостас в храме на Соловках

Иконы по своему содержанию обращены не к одному человеку, а к сообществу людей. Они образовывали в храме ряд — иконостас, дополняя друг друга.
Иконостас представлял собой целостное стройное единство. Первые большие иконостасы с фигурами в рост человека относятся к началу XV в., и с той поры ни один храм не обходился без подобного величественного сооружения. Его буквальное значение — моление святых, обращенное к восседающему на троне Христу — Вседержателю (деисусный чин — ряд). Но поскольку существовали еще и местный ряд с иконами на различные темы, и праздничный со сценами из жизни Христа и Марии, и пророческий (образы апостолов, пророков), то иконостас приобретал значение своеобразной церковной энциклопедии. Иконостас — замечательное многозначимое создание русской культуры. Его значение в развитии духовного сознания русичей трудно переоценить.
В иконостасе выработалось высочайшее художественное мастерство, особое понимание рисунка, композиции, пространства, цвета и света.

ПОЧИТАНИЕ ИКОН

Икона Божией Матери «Скоропослушница». Греция, Афон. X в.

Некоторые иконы избираются Промыслом Божиим для особых знамений. История Православной Церкви насчитывает около тысячи образов, прославившихся чудотворениями — исцелением болящих, заступлением от врагов, пожаров, стихий. Но икона сама по себе не является источником благодати. И отношение к иконе как к талисману, оберегу является грубым заблуждением.
Согласно православному догмату иконопочитания, утвержденному VII Вселенским Собором, «честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней». Собор особенно подчеркивает, что мы воздаем иконам почитание, а не поклонение, подобающее одному только Богу.
Русская иконопись — одно из крупнейших явлений мировой культуры, явление своеобразное, неповторимое, обладающее огромной художественной ценностью. Она порождена историческими условиями развития нашей страны. Но созданные ею ценности являются всеобщим достоянием. Для нас древнерусская иконопись представляет огромную ценность. В нашей стране дело собирания и раскрытия произведений древнерусской иконописи приобрело общегосударственные масштабы. Третьяковская галерея и Русский музей являются крупнейшими хранилищами древнерусской иконописи.
В год 600-летия со дня рождения Андрея Рублева в бывшем Андрониковом монастыре в Москве был открыт Музей древнерусского искусства его имени.
  В наше время особенно пленяют плоды поэтического творчества иконописцев, светлый и возвышенный мир, торжествующий над силами тьма. Современного человека удивляют благородство и тонкие, чистые линии древней иконы. Иконописцы стремились вложить в образы  все лучшие душевные и духовные движения своего сердца, весь свой талант, дар, полученный от Бога

 Источник:

Икона. Смысл. Символика. Почитание. – Минск: Свято-Елисавенский женский монастырь, 2019. – 32 с.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...