вторник, 2 марта 2021 г.

Красота деревянных храмов России

Красота деревянных храмов
Деревянное зодчество России. «Витославицы»

Автор текста: Н. Семенова

Около Великого Новгорода, на берегу озера Мячино, есть старый парк. Среди огромных дубов и густых елей стоят в нем деревянные храмы и маленькие резные часовенки на валунах. Их стены почернели от времени и покрыты мхом. Возникает ощущение, что попал в сказочный лес...

Часовня. 1745 года. Звонница

Этот парк — новгородский Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы», названный по имени существовавшего когда-то здесь села. Музей был основан в середине XX века, и в него перевезены из дальних деревень области деревянные церкви, часовни и мельницы, создававшиеся на протяжении нескольких последних столетий. «Витославлицы» — музей не только архитектурный, но и этнографический, и памятники группируются по этнографическим зонам Новгородской земли. Храмы и церкви отреставрированы и гармонично вписаны в ландшафт парка. Избы, кузница, житницы и гумно с ригой — жилые и хозяйственные крестьянские постройки — составляют небольшую деревню с одной улицей, расположенную на холме у озера.

 

Часовня из деревни Кашира Маловишерского района. Автор: Belliy - собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=43746010

Часовня с трех сторон (западной и боковых) обнесена галереей на кронштейнах, которые выпущены на боковых стенах по три с каждой стороны. Вся постройка очень выразительная и легкая, а особенно на ней хороша ажурная колокольня с шатровым верхом.
Культура деревянного зодчества на этих землях издревле была высокой и уникальной. Древний Новгород — один из ее центров. Здесь формировались архитектурные типы сооружений, которые потом перенимал Русский Север, куда с торговлей проникали и новгородские мастера.

Вид центральной улицы. На заднем плане Церковь Рождества Богородицы

Плотники, объединившись в артели, рубили большие и сложные сооружения: храмы, остроги, боярские хоромы. Известно, что еще Великий московский князь Иван III в конце XV века поручил новгородцам деревянные работы в Московском Кремле, в храме Успения Богородицы. Они исполняли наиболее ответственную часть работы — возводили «верхи» (крыши и купола).

Церковь Николы. 1688

В сельской местности жители округи строили деревянные церкви или часовни, которые ставили на возвышенности, на высоком берегу реки или озера. В старой России для постройки церквей приглашали профессиональных мастеров. При найме обязательно составлялся официальный юридический документ — «роспись на строительство церкви», в котором очень подробно оговаривалось, каким должен быть храм, определялись сроки окончания строительства. Это были своего рода словесные чертежи, где в качестве образца приводилась аналогичная уже существующая постройка. Таким образом, мастера рубили храмы «по подобию», учитывая также пожелания заказчика и собственные представления о красоте («рубить как пригож», «как мера и красота скажут»).

Церковь Успения Богородицы из деревни Никулино. 1599 года. https://www.drive2.ru/l/547775869398025615

К самому простому и распространенному типу культовых сооружений, представленных в музее, относится церковь Успения Богородицы из деревни Никулино 1599 года. Это типичная постройка, произошедшая от сруба-клети, который является основой деревянной церкви и состоит из четырех соединенных под прямым углом бревен, уложенных горизонтальными рядами. Каждый такой ряд называется венцом. Планировка Успенского храма проста: три клети — храм, алтарь и трапезная — расположены одна за другой, причем основной сруб выше соседних помещений. Срубы имеют повалы, т.е. расширены кверху. Каждая клеть перекрыта двухскатной крышей с тесовым покрытием. Крыша центрального сруба увенчана маленькой главкой, крытой лемехом (тесаными осиновыми дощечками). С южной и западной сторон к церкви примыкает небольшая крытая галерея с резными столбиками. На фасадах расположены два окна косящатых (с рамами, обрамленными косяками) и четыре волоковых (вырубленных в бревнах и имеющих вид небольшой горизонтальной щели. Проем задвигался, заволакивался доской).

Церковь Рождества Богородицы. 1530 из Боровичского района

В музее собраны и более сложные по форме деревянные церкви Новгородской земли. Одной из них является церковь Рождества Богородицы 1531 года. Она привезена из Боровичского района и является самой древней постройкой в музее и интереснейшим памятником монастырского деревянного зодчества. Храм не имеет точных аналогов в истории древнерусской архитектуры, хотя известны памятники в Мурманской области и других северных областях, очень близкие ему по плану и композиции, но построенные много позднее.

Церковь Рождества Богородицы. 1530. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/64

В основе архитектурного решения этого сооружения лежит распространенная в XVI веке схема — восьмерик (восьмигранный сруб) возвышается на крестообразном бревенчатом основании. Переход от основания к восьмерику осуществляется с помощью невысокого, но очень широкого четверика (квадратного сруба). Венчается постройка шатром с небольшой главкой луковичной формы. На северной и южной сторонах сруба возвышаются два малых шатра, которые установлены на низких восьмериках, имеющих четвериковое основание. К восточной части сруба, где расположен главный алтарь, с двух сторон примыкают два дополнительных алтарных прируба.

Церковь Рождества Богородицы. 1530 г.

Рождественская церковь имеет высокий деревянный подклет — так называется первый этаж хозяйственного назначения. С северной, южной и западной сторон церковь окружена крытой галереей, украшенной балясинами (резными столбиками, поддерживающими перила). На галерее, называемой на Руси «гульбище», в ожидании службы собирался народ. В храм ведет высокое трехсходное (в три стороны) крыльцо.
При строительстве этого храма использовалось несколько способов соединения венцов, в том числе и уникальные. Все стены, за исключением восьмериков под малыми шатрами, рублены из круглых бревен классическим способом — «в обло» с остатком. («В обло» — способ соединения бревен в углах, когда концы их остаются за пределами наружной плоскости стены. Укладка бревен друг на друга происходит с помощью полукруглых выемок в нижней части верхнего бревна. При этом верхнее бревно помещается на выпуклость нижнего.) Но наряду с этой обычной рубкой обнаружен способ соединения бревен, применявшийся в Древней Руси только до XVI века — когда на нижних венцах делали выемку сверху.

Церковь Рождества Богородицы. 1530 г.

Помещения крещатого сруба перекрыты двухскатными крышами. Центральный шатер, главки и шейки главок обшиты «чешуей» (лемехом). Такой способ покрытия был широко распространен в древнерусском зодчестве — как в деревянном, так и в каменном. Это связано с тем, что сырую осину легко обрабатывать, а, высыхая, она не трескается и приобретает серебристый оттенок.

Внутри храм довольно мрачный: свет в помещение проникает лишь через маленькие волоковые оконца и окна побольше, сделанные в более поздний период. Бревенчатые стены древних храмов не имели росписи. Только в XIX веке внутренние стены начали обтягивать расписанными холстами. В деревянной церкви самой яркой и нарядной частью был иконостас. Первоначально Рождественская церковь имела тябловый иконостас (тябла — брусья с пазами, в которые вставлялись иконы). В XIX веке его заменили на распространенный сейчас каркасный (рамный). От старого иконостаса сохранились значительные фрагменты тябел с растительным орнаментом и изображением херувимов и серафимов.

Ярусная церковь Николы 1757 года из деревни Высокий Остров Окуловского района. https://ru.wikipedia.org/wiki

Недалеко от Рождественского храма стоит церковь Николы из деревни Высокий Остров. После "Никоновской" церковной реформы были введены новые правила не только на церковные обряды, но и на строительство культовых сооружений, в частности, было запрещено строительство шатровых церквей, разрешены были только колокольни такого типа. Выходом из этой ситуации стало построение церкви кораблем. Такой же прием использовался и при рубке колокольни, венчавшейся шатром. В ярусных церквях почти всегда основные срубы - алтарь, ярусная церковь, трапезная, паперть с ярусной колокольней, крыльцо - располагались по оси, и такая композиция напоминает двухмачтовый парусный корабль. Такова и Никольская церковь, построенная в 1757 году. В ней ярусность выражена в установке друг над другом восьмигранных срубов, уменьшающихся по высоте и особенно по ширине по мере устремления кверху, к главке с крестом.

Ярусная церковь Николы 1757 года из деревни Высокий Остров Окуловского района.  https://yadi.sk/a/QZQa7A8d3YXVE3/5b34b4cf09693b95ae946a5c

Когда-то Высокий Остров был частью крупного села, состоявшего из трёх частей или концов. Восточный конец села выгорел много лет назад и перестал существовать. Третий - Заручевье уцелел. Наиболее достоверным архивным материалом принято считать документ от 1879 г., который гласит: "Церковь во имя святителя и Чудотворца Николая в погосте Высокоостровском находится от уездного города Крестец в 36 верстах... Построена сия церковь в 1765 г. в царствование императрицы Екатерины Алексеевны с благословения преосвященного Дмитрия Митрополита Новгородского, с бургского иждивения граждан...". Однако вопрос точной датировки церкви не решён окончательно.

Церковь Успения (деревянная) из д. Курицко Новгородского района. 1595 г. Витославлицы. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/ed

Другой уникальный экспонат музея деревянного зодчества — церковь Успения Богородицы 1595 года. Она является классическим образцом шатрового зодчества с основой типа «восьмерик на четверике». В нижней части постройки — сруб квадратной формы, т.е. четверик. На четверике, срубленном с повалом, располагается сильно суженный восьмерик, т.е. сруб с венцами из восьми бревен, который переходит в 17-метровый шатер с маленькой главкой луковичной формы, покрытой традиционной «чешуей». С востока к зданию примыкает прямоугольный алтарный прируб (клеть, пристроенная к основному объему здания), крытый двухскатной крышей с небольшими полицами (от слова «поля», которые окружают сруб наподобие шляпных), которые представляют собой дополнительную крышу, отводящую воду дальше от стен.
Особенностью храма является наличие низких прирубов, окружающих сруб с трех сторон. Западный и северный прирубы представляют собой галереи-гульби­ща, южный — придел во имя Параскевы Пятницы. Придел когда-то отапливался — в нем проходили службы зимой. Здесь был и алтарь с иконостасом.

Изба семьи Шкипаревых из деревни Частово. https://toptigki.livejournal.com/39617.html

В музей привезены не только деревянные храмы. Здесь можно увидеть мельницы, амбары, другие хозяйственные постройки, а также крестьянские избы. Например, изба семьи Шкипаревых из деревни Частово относится к типу, характерному для построек в районе реки Мета. Отапливаемая жилая изба имеет высокий подклет (хозяйственный первый этаж), крытую галерею («прикролек») и двухэтажный хозяйственный двор, устроенный на массивных, врытых в землю столбах позади жилых помещений. Первый этаж отведен под скотный двор. Наверху, на сплошном бревенчатом настиле, расположен просторный сарай — сенник, где хранили сено и солому. Устроенной таким образом хозяйственный двор называли «сенником на конюшне».

https://toptigki.livejournal.com/39617.html

Собственно жилое помещение избы небольшое (5,5 м х 5,5 м), с традиционной обстановкой. Как в любом крестьянском доме, главное место в избе Шкипаревых отведено большой печи, которая топилась по-черному. Русская печь очень массивна и занимает добрую четверть избы. Ее топили один раз в день — чтобы приготовить обед и прогреть помещение. Особенность «черной» печи в том, что дым от огня уходит не в трубу, как у «белой» печи или камина, а валит прямо в комнату, где гарь и копоть собираются под потолком, разъедая глаза и легкие людей. Дым постепенно уходит в отверстие, сделанное в потолке. Избы, топившиеся по-черному, строились в России вплоть до конца XIX века, а «черные» бани в глухих районах встречаются до сих пор.

Изба семьи Шкипаревых из деревни Частово. Фасад с крытой галереей.

В избе сохранилась традиционная встроенная мебель. Низко над входом устроены полати (настил из досок, расположенный на высоте человеческого роста между печью и боковой стеной. Использовался как место для сна и хранения одежды). Вдоль стен тянутся лавки и полки-полавочники (широкие полки, как и лавки, встроенные в стену по всему периметру избы). Первоначальная дощатая заборка (перегородка) отделяет кухню от основного помещения. Неотъемлемой частью обстановки является обеденный стол в красном углу под образами. В этой избе, как и в любом доме новгородского крестьянина, на своих привычных местах находятся берестяная посуда и всевозможные вещи из березового и липового лыка. Отец последнего владельца избы, А.В. Шкипарев, славился в деревне как мастер плетения из лыка разной хозяйственной утвари.

Ажурные деревянные наличники

Избу, топившуюся по-черному, трудно украсить внутри — из-за дыма все предметы быстро покрываются черной копотью. Но уличный фасад избы украшен нарядным балконом и резными деталями. Каждая изба имела свой узор, повторяющийся на причелинах (длинных деревянных резных досках над фронтоном) и полотенцах (коротких вертикальных досках на стыке двух причелин, богато украшенных резьбой). Чаще всего они украшались розеткой — языческим символом Солнца. На гребне крыши, над фасадом избы, в Новгородской земле чаще всего вырезали голову коня — символ счастья, отсюда понятие «конек крыши».
В музеях деревянного зодчества, подобных новгородскому «Витославлицы», удается сохранить и показать красоту и уникальность сооружений, которые возводили русские мастера.

Изба семьи Шкипаревых. Конструктивная схема.

  1. Водотечник
  2. Слега
  3. Курица
  4. Красный тес
  5. Подтесок
  6. Охлупень
  7. Конек
  8. Полотенце
  9. Самец
  10. Лаз на балкон
  11. Декоративный балкон
  12. Причелина
  13. Галерея-прикролек
  14. Крытый двор
  15. Лестница в сени
  16. Вход в подклет
  17. Жилая изба на высоком подклете

 

Источники:

Н. СЕМЕНОВА. Деревянное зодчество России. «Витославицы»./ Н. Семенова.// Журнал «Юный художник». 2006 год, № 10

Интернет – ресурсы - фотографии

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...