понедельник, 1 марта 2021 г.

А.П. Остроумова-Лебедева: ее работы и советы мастерства

А.П. Остроумова-Лебедева (1871 - 1955) -
выдающийся мастер цветной гравюры и акварели

На одном из творческих вечеров в конце 1930-х годов известного живописца А.А. Рылова спросили: кого он считает лучшим пейзажистом страны? Аркадий Александрович неожиданно для аудитории ответил: «Анну Петровну Остроумову. В ее пейзажах много правды, чувства и остроты».

Остроумова-Лебедева А.П. Весенний мотив.
Вид с Каменного на Крестовский и Елагин острова

Когда всматриваешься в ее работы, почти всегда поражаешься лаконизму композиции, простоте линий, точности цветового решения. «Перспектива Невы», «Ростральная колонна и Биржа», «Медный всадник и Академия художеств», «Решетка Летнего сада» — каждый из этих листов — волнующая встреча с классикой города, навечно сохранившим свою прелесть. Он предстает в знойном блеске июльского полдня и желто-красном уборе осенней листвы, в приглушенном свете тусклых зимних сумерек и звонких, ликующих красках весеннего утра. Художница как бы стремится оставить зрителя наедине с городом и начать сокровенный разговор с дворцами и набережными, садами и площадями, мостами и каналами…

Остроумова-Лебедева А.П. Автопортрет. 1894 https://rusmuseumvrm.ru/reference/classifier/author

А.П. Остроумова-Лебедева (1871 - 1955) - выдающийся мастер цветной гравюры и акварели. Александр Бенуа говорил: «Она радует глаз свободой мазка». Практически все ее творчество было посвящено пейзажу, воспеванию красоты архитектурных ансамблей Петербурга, городов Европы, видов Кавказа и Крыма. Она получила отличную академическую школу. Училась в Петербурге у И.Е. Репина, П.П. Чистякова и В.В. Мате, в Париже у Дж. Уистлера. Дружила с кругом художников объединения «Мир искусства». В своих автобиографических записках и заметках об искусстве Анна Петровна увлекательно рассказывала об особенностях работы над пейзажем. Ее советы и воспроизведенные гравюры - полезный урок для тех, кто хочет правдиво передавать неповторимое своеобразие окружающей природы, будь это так называемый «чистый пейзаж» или городской ландшафт. Каждый большой художник на каком-то этапе жизни пробует осмыслить творческий свой опыт, поделиться особенностями приобретенного мастерства, передать молодым навыки работы в искусстве.

Советы А.П. Остроумовой-Лебедевой

Остроумова-Лебедева А.П. Петербург. Крюков канал. Цветная гравюра. 1910

Когда я собиралась зарисовать пейзаж, городской вид или какой-ни­будь предмет, то первым делом каран­дашом в протянутой руке я в воздухе очерчивала контур приблизительно то­го, что намеревалась передать; при этом внимательно определяла, где приходится центр или середина наме­ченного мною вида. Это для того, чтобы композиционно правдиво поместить рисунок на странице альбома. Точно так же намечала линию горизонта.

Остроумова-Лебедева А.П. Медный всадник и Академия художеств. Гравюра

Этот прием, определявший охват изображаемого предмета и линию го­ризонта, примененный мною много раз, вошел у меня в привычку. Кроме того, этим движением я как бы отделяла себя от окружающей жизни, сосредотачивая все внимание на своей работе.

Остроумова-Лебедева А.П. Летний сад зимой. 1902 https://rusmuseumvrm.ru/reference/classifier/author

При выборе мотива в городском или сельском пейзаже для меня имела большое значение композиция, то есть равновесие и форма масс, световых и красочных пятен.

Остроумова-Лебедева А.П. Петербург. Крепость и облака. Гравюра. 1901

Первое правило при изображении предмета - надо стоять или находиться перед ним на расстоянии двух- или трехкратной его вышины. Начиная работу, я всегда первы­ми рисовала предметы переднего плана и, только устано­вив их взаимоотношения, не вдаваясь в детали, переходи­ла ко второму и третьему планам. Когда рисовала, то старалась одновременно смотреть не только на передавае­мую часть, но на весь предмет или на весь пейзаж, как бы держа его в своем охвате.

Остроумова-Лебедева А.П. Аллея в Царском Селе. Гравюра. 1903

Художник, который собирается изобразить какой-ни­будь предмет, заинтересовавший его, должен, перед тем как приступить к работе, выяснить, какую задачу в ней ста­вит для разрешения.

Остроумова-Лебедева А.П. Петроград. Двор Военно-медицинской академии. Граф. карандаш. 1918

Я говорю не о художнике-мастере, а о молодом худож­нике, ищущем своего определения...
Стремилась в рисунке к точности и законченности... Я не уставала второй, третий раз пойти на прежнее место, чтобы с натуры проверить то, в чем сомневалась.

Остроумова-Лебедева А.П. Брюгге. Ряд домиков. Акварель, граф. карандаш. 1913

Фотографией не пользовалась, инстинктивно чувствуя ее скрытое коварство. Однажды я попробовала воспользо­ваться фотографией. Но когда я начала делать рисунок, то у меня почему-то пропала охота его продолжать. Что-то сковывающее, мертвенное шло от фотографии. Я просто инстинктивно почувствовала механичность передачи нату­ры и перестала работать этот мотив...

Остроумова-Лебедева А.П. Павловск. Вербы около Новосельвийского моста. Гравюра. 1923

Бумага играет ответственную роль в акварельной жи­вописи. Надо сказать, что бумага имеет свойство от воды набухать, расширяться и фалдить, конечно, на нее в таком состоянии накладывать краски нельзя, так как они будут стекаться в складки ее. Из этого следует - бумага должна быть натянута. Есть несколько способов для этого. Расска­жу о тех, к которым прибегала я.

Остроумова-Лебедева А.П. Пруд в Павловске. 1922 г. Бумага, накл. на картон. Акварель.  38,5 х 53. Третьяковская галерея. Москва.

Всю бумагу со сделанным уже рисунком я сильно нама­чивала губкой, полной воды, и ждала, когда бумага через несколько минут начнет разбухать. Тогда, не теряя минуты, надо часто по краям прикалывать кнопками мокрую бума­гу к тому картону или доске, на которую она должна натяги­ваться. Недостаток этого приема заключается в том, что бумага, высыхая и сжимаясь, почти около каждой кнопки немного рвется. Но этого можно не бояться, если взять для картины бумагу несколько боль­шего размера, чем требуется.

ЛЮБИМАЯ ТЕМА

Остроумова-Лебедева А.П. Горный институт Петербурга

«Вся жизнь Остроумовой-Лебедевой была отдана тонкому и сложному искусству гравюры.
Среди произведений Анны Петровны есть пейзажи Крыма и Кавказа, акварели, привезенные из путешествий по Италии, Испании, Франции, Голландии, Бельгии. Но нигде ее графическое дарование не раскрылось так полно и широко, как в гравюрах, посвященных родному городу… В годы Великой Отечественной войны рисовать на улицах осажденного города было нельзя, и, придя домой, Анна Петровна иногда по памяти восстанавливала на бумаге увиденное и выстраданное. Главный мотив ее произведений — героические будни защитников Ленинграда. Таковы автолитография «Подводная лодка на Неве ночью», акварель «Смольный и танки».

Остроумова-Лебедева А.П. Ленинград. Вид на крепость ночью. 1946. Цветная ксилография.
http://www.artlib.ru/objects/gallery_46/artlib_gallery-23052-b.jpg

Лучшая послевоенная работа Остроумовой-Лебедевой — гравюра «Ленинград. Вид на крепость ночью». Трепещущее отражение темного силуэта крепости в тихой невской воде, мерцающие огни большого города — весь этот ночной ленинградский пейзаж овеян дыханием мирной жизни. Город-герой выстоял. Остроумова-Лебедева оставила нам в наследство прекрасное искусство. Оно полно горячей любви к великому городу, к свету и солнцу, ко всем людям». (А. Богданов, кандидат искусствоведения)

 Источник:

Остроумова – Лебедева А.П. Зарисовки пейзажа.// Юный художник. – 2006. - № 8. – с. 11-13. – (Советы мастеров)

Календарь «В мире прекрасного». – 1971. – с. 18

https://kulturologia.ru/blogs/201019/44459

http://www.artlib.ru/index.php?id=13&idp=0&fp=2&uid=1805&idg=0&user_serie=0

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...