четверг, 4 марта 2021 г.

Детям о Сергее Есенине

Детям о Сергее Есенине:
Сценарий литературно-музыкальной композиции
Автор сценария: Кочурова О.В.

Ведущий: Дорогие друзья, Сергей Александрович Есенин – один из самых лиричных и нежных поэтов России. Его стихи очень красивы и напевны, его стихи волнуют наше сердце, а душа замирает от восхищения, соприкасаясь с есенинским словом… И вся красота его слова – из его детства. Послушаем, что писал сам Сергей Есенин о своем детстве.

(На экране – портрет Есенина. Выходят два чтеца, в руках у них папки, и они читают по - очереди).

Сергей Есенин, 1914 год https://rcross.livejournal.com/2134148.html

1 чтец: «Я сын крестьянина. Родился в 1895 году 21 сентября в Рязанской губернии. Рязанского уезда. Кузьминской волости.  С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства, был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство».

2 чтец: «Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку.
Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками…»

1 чтец: «Очень хорошо я был выучен лазить по деревьям. Из мальчишек со мной никто не мог тягаться…
Среди мальчишек я всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах».

Ведущий: В память о детстве С. Есенин сочинил такие стихи.

2 чтец:
… Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.

И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавый рот:
"Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтраму все заживет"…

1 чтец: «Читать начал с пяти лет под руководством дяди. Стихи начал писать с 9 лет. Очень большую роль играла бабушка. Она рассказывала сказки. Сказки с плохим концом мне не нравились, и я переделывал их на свой лад»

Сергей Есенин (3-й справа) среди односельчан, 1909-1910. Здесь Сергею 14 лет.  https://rcross.livejournal.com/2134148.html

Ведущий: Потом С. Есенин напишет стихотворение «Бабушкины сказки»

1 чтец:
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
2 чтец:
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
1 чтец:
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
2 чтец:
Сказки все. Пора в постели…
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
1 чтец:
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело, —
Говори да говори.

2 чтец: «Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по селам, пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе и о женихе, светлом госте из града неведомого.
…Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю… Влияние на мое творчество имели деревенские частушки».

Ведущий: С. Есенин окончил церковно-приходскую школу с похвальным листом и в подарок получил большой портрет Н. Гоголя.

1 чтец: «…осенью (1915) появилась моя первая книга "Радуница". О ней много писали. Все в один голос говорили, что я талант».

Ведущий: Так и явился на белый свет великолепный крестьянский поэт Сергей Есенин. Жизнь он прожил короткую, всего 30 лет, но трудную и очень сложную. И оставил после себя глубокий, яркий свет своей поэзии. Она до сих пор согревает и нас, его потомков спустя уже целое столетие.

(Монтаж есенинских стихов о Родине. Демонстрация слайдов природы под тихую, красивую музыку. Читают дети…)

«О Русь, малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску».

 

«Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу».

 

«Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь».

«Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся, неуемный ветер!
Блажен, кто радостью отметил
Твою пастушескую грусть.
Звени, звени, златая Русь».

 

«Несказанное, синее, нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя — поле безбрежное —
Дышит запахом меда и роз».

 

«Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза».

«Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

 

«Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стежку серую.
О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебя и верую».

Ведущий: Сердцевина поэзии Есенина – это чувство родины, России. Поэт неоднократно подчеркивал…

1 чтец: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моём творчестве… Тема родины, России - основная во всех моих стихах… Я люблю родину, я очень люблю родину».

Ведущий: За свою короткую жизнь Есенин успел побывать за границей, был в Европе, в Америке, но жить без своей милой родины он не смог, и вернулся назад в России, в «страну березового ситца», где по большой траве «скачет красногривый жеребенок». Родина – место, где ты родился, где прошло детство. Поэтому особенно дорог и близок неповторимый святой для Есенина и образ Матери.

Мать поэта Татьяна Федоровна Титова. На снимке 1925 года мать и сын сидят у самовара. Он читает стихи из своей тетради, а она внимательно слушает. https://moscowseasons.com/news/mamy-vysotskogo-esenina-i-turgeneva-piat-istorii-iz-moskovskikh-muzeev

2 чтец:
Снежная замять дробится и колется,
Сверху озябшая светит луна.
Снова я вижу родную околицу,
Через метель огонек у окна.

Все мы бездомники, много ли нужно нам.
То, что далось мне, про то и пою.
Вот я опять за родительским ужином,
Снова я вижу старушку мою.

,,,Милая, добрая, старая, нежная,
С думами грустными ты не дружись,
Слушай, под эту гармонику снежную
Я расскажу про свою тебе жизнь…

(Звучит песня «Письмо к матери», демонстрация фотографий матери Есенина и его родного дома)

https://kulturologia.ru/blogs/070318/38098

Ведущий: Есенин обращается к своей матери, как к надежному другу и заступнику от житейских бед и тревог. Сохранилось еще одно письмо Есенина к своей матери:

1 чтец: «Дорогая мамаша, свяжи, пожалуйста, мне чулки шерстяные и обшей по пяткам. Здесь в городе не достать таких... Пока жизнь моя течет по-старому, только всё простужаюсь часто и кашляю. По примеру твоему натираюсь камфорой и кутаюсь».

Ведущий: Сергей Есенин – задушевный певец русской природы. Его поэзия полна звуков, запахов, красок. Синее, голубое, алое, зеленое, рыжее и золотое – все эти цвета брызжут и переливаются в стихах поэта. Послушаем же и вслушаемся в некоторые из них.

(Стихи читают дети, с демонстрацией картин природы )

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые,
Рог золотой выплывает луны.
Запад подернулся лентою розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей,
И за дорогою в чаще березовой
Песню любви затянул соловей.
Слушает ласково песни глубокие
С запада розовой лентой заря.
С нежностью смотрит на звезды далекие
И улыбается небу земля.

Ведущий: С особой лаской, теплотой и добротой относился С. Есенин к братьям нашим меньшим: к собакам, лошадям, птицам… Поэт говорил.

1 чтец:
…Каждая задрипанная лошадь
Головой кивает мне навстречу.
Для зверей приятель я хороший,
Каждый стих мой душу зверя лечит…

2 чтец:
… и зверье, как братьев наших меньших
никогда не бил по голове…

Ведущий: Во многих стихах Есенина поют птицы: жаворонки, свирели, соловьи, но как бы ни был прекрасен мир природы, зло еще не побеждено, и поэтому надо защищать добро и красоту, маленьких и слабых, как сделала это в чудесном стихотворении поэта белоснежная лебедушка.

(Стихи читают дети, с демонстрацией фото лебедей)

https://www.zastavki.com/pictures/originals/2015/Animals___Birds_Swan_on_the_water_with_a_brood_095890_.jpg

Из-за леса, леса темного,
Подымалась красна зорюшка,
Рассыпала ясной радугой
Огоньки-лучи багровые…

…В это утро вместе с солнышком
Уж из тех ли темных зарослей
Выплывала, словно зоренька,
Белоснежная лебедушка.

Позади ватагой стройною
Подвигались лебежатушки.
И дробилась гладь зеркальная
На колечки изумрудные….

https://ic.pics.livejournal.com/nadjal/32281754/100194/100194_original.jpg

….Уплывала лебедь белая
По ту сторону раздольную,
Где к затону молчаливому
Прилегла трава шелковая.

…Как и стала звать лебедушка
Своих малых лебежатушек
Погулять на луг пестреющий,
Пощипать траву душистую.

Выходили лебежатушки
Теребить траву-муравушку,
И росинки серебристые,
Словно жемчуг, осыпалися….

…И гуляли детки малые
По раздолью по широкому,
А лебедка белоснежная,
Не спуская глаз, дозорила.

https://photocentra.ru/images/main61/612391_main.jpg

…Но не чуяла лебедушка,
Не видала оком доблестным,
Что от солнца золотистого
Надвигалась туча черная.

…А орел, взмахнувши крыльями,
Как стрела на землю кинулся,
И впилися когти острые
Прямо в шею лебединую.

Распустила крылья белые
Белоснежная лебедушка
И ногами помертвелыми
Оттолкнула малых детушек.

https://photocentra.ru/images/main62/629227_main.jpg

Побежали детки к озеру,
Понеслись в густые заросли,
А из глаз родимой матери
Покатились слезы горькие…

…Колыхалось тихо озеро,
Камыши, склонясь, шепталися,
А под кочками зелеными
Хоронились лебежатушки.

(Стихотворение приведено в сокращении, чтобы дети не переутомились)

Ведущий: Очень жаль белоснежную лебедушку, но она так любила своих деточек, что не пожалела для них своей жизни, смело боролась с орлом, и хоть погибла, но детки ее спаслись, и из них потом вырастут прекрасные лебеди. И жизнь продолжится, и не напрасной оказалась гибель матери…

(Звучит музыка, демонстрация портрета С. Есенина)

Ведущий: Русский и советский поэт и прозаик. Орешин Пётр Васильевич, друг С.А. Есенина писал о нем: «Служа искусству, Сергей Есенин был величайшим лириком своего времени, а следовательно, и душой всей современной ему поэзии, и обнаженная душа эта горела ярким лирическим пламенем, как ночной костер, возле которого грелись поэты и читатели. Служа искусству, Сергей Есенин чеканил каждую строфу до полного ее совершенства, вынашивал каждый свой образ до положительной ясности, и каждую мысль любовно облекал в свою собственную плоть и кровь»

1 чтец:
…Живите так,
Как вас ведет звезда,
Под кущей обновленной сени.
С приветствием,
Вас помнящий всегда
Знакомый ваш
Сергей Есенин.

Ведущий: Каждая есенинская строка согрета всеобъемлющей любовью поэта, человека с «васильками глазами» и «рожью волос». И любовь эта бесконечно добрая, щемящее ласковая, немного грустная и прозрачная. Любите и вы, дорогие дети, стихи Сергея Александровича Есенина, вслушивайтесь в каждое его слово, и душа, и сердце ваши обогатятся милосердием и красотой. Есть специальные сборники стихов Есенина для детей, попросите родителей, чтобы они почитали вам эти книжки, особенно на сон грядущий, на благословение нового дня жизни…

(Хорошо было бы включить напоследок запись с голосом самого Есенина, читающего свои стихи…)

Читает Сергей Есенин - Танцует Айседора Дункан – ЗДЕСЬ https://yandex.ru/video/preview/?family=yes&filmId=3366111615904075806&text=%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%86+%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%80%D1%8B+%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D0%BD+%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE

Сергей Есенин
***
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге,

И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.  1918 г.

ЗДЕСЬ: https://yandex.ru/video/preview/?family=yes&filmId=10808536464998609383&from=tabbar&text=%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8F+%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE+%D0%BA+%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8+%D0%BD%D0%B0+%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B8+%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B0 замечательное видео с документальными кадрами и песня на стихи С. Есенина «Письмо матери»

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...