пятница, 2 октября 2020 г.

Фрески Феофана Грека в Новгороде

Фрески Феофана Грека в Новгороде

Феофан Грек родился ок.1340 – ушел из жизни после 1405. Феофан Грек – всемирно известный иконописец, мастер стенных росписей. Родом из Византии. Работал на Руси  во 2-й половине 14 - начале 15 веков. Художник отличался редкостным трудолюбием. Он расписывал церкви (как свидетельствует московский книжник Епифаний Премудрый, числом более сорока) в Константинополе, Халкидоне, Галате, Кафе, в Великом Новгороде, Нижнем и в Москве.

Фреска Феофана Грека. Столпник Симеон старший. Росписи.
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Новгород, Россия.
Изображение воспроизводится по изданию: Вздорнов Г.И. Феофан Грек. Творческое наследие. М., Искусство, 1983.
«…Каждый образ, созданный кистью Феофана, открывает нам духовный мир не только изображенного святого, но и самого художника-философа, показывает его стремление жить и творить, чтобы, подобно древним святым, получить благодать и просвещение небесным светом». (Людмила Щенникова)

Века не сохранили для нас портрета Феофана Грека, художника, называвшегося современниками не только отменным живописцем, но и прославленным мудрецом. Мы можем судить о его внутреннем облике по произведениям, ис­полненным трагизма и напоминающим библейские пророчества из Апокалипсиса. Выходец из Византии, утрачивавшей постепенно блеск и мировое величие и закостеневшей в догматических спорах, Феофан Грек обрел на Руси — в Новгороде и Москве — вторую ро­дину. Его творчество, отмеченное чертами неповторимой личности, и мужественный ум оставили глубокий след в отечественной культу­ре, оказали влияние на последующие поколения художников.

Арсений Тарковский

ФЕОФАН ГРЕК
Когда я видел воплощенный гул
И меловые крылья оживали,
Открылось мне: я жизнь перешагнул,
А подвиг мой еще на перевале.

Мне должно завещание могил,
Зияющих как ножевая рана,
Свести к библейской резкости белил
И подмастерьем стать у Феофана.

Я по когтям узнал его: он лев,
Он кость от кости собственной пустыни,
И жажду я, и вижу сны, истлев
На раскаленных углях благостыни.

Я шесть веков дышу его огнем
И ревностью шести веков изранен.
- Придешь ли, милосердный самарянин,
Повить меня твоим прохладным льном?

Уже будучи знаменитым, Феофан через Кафу и Киев приехал в Новгород в поисках места для применения своего таланта, так как в изысканном искусстве Византии эпохи Палеологов намечались черты усталости, пресыщенности, догматизма, предвосхищавшие его упадок.

Из всех многочисленных работ Феофана достоверно датированной осталась лишь одна — росписи в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде 1378 года. Церковь, построенная в 1374 году, несколько лет стояла без росписи. Великий Новгород был первым русским городом, куда Феофан приехал, по всей вероятности, вместе с митрополитом Киприаном и по его благословению получил заказ.

Ныне от феофановской росписи осталась лишь десятая часть фресок, но и в этом фрагментарном состоянии они производят сильнейшее впечатление.

В Новгороде по заказу боярина Машкова и жителей Ильиной улицы он расписал церковь Спаса Преображения. Эта церковь сохранилась до наших дней и, благодаря этому, мы имеем возможность узнавать необычное искусство Феофана Грека.

 Новгород. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. 1374 г. Источник изображения: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ilyina_Transfiguration_church,_Novgorod.JPG?uselang=ru

Храм был построен жителями Ильинской улицы — главной в Славенском конце Новгорода (Торговая сторона). Знаменит он тем, что в нем одном сохранились фрески кисти Феофана Грека. Роспись сделана в 1378 году.

Третья Новгородская летопись свидетельствует: «В лето 6886 (1378 год от Рождества Христова) подписана бысть церковь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во имя боголепного Преображения повелением благородного и боголюбивого боярина Василиа Даниловича и со уличаны Ильины улицы. А подписал мастер греченин Феофан при великом княжении Димитрия Ивановича и при архиепископе Алексее новгородском и псковском».

Знатный новгородский боярин Василий Данилович, принадлежавший к роду Машковых, пригласил для росписи храма одного из величайших мастеров своего времени. Феофан Грек был к тому времени известным константинопольским живописцем.

Феофан Грек. Праотец Сиф. Фреска в куполе. 1378 г. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Новгород, Россия

Живопись Феофана, столь выразительно-индивидуальная, столь свободная от канонов, вместе с тем несет на себе и влияние собственно новгородского искусства. Сама атмосфера вечевого города, вольный дух новгородцев, особенности их мышления, их произведения искусства, такие как роспись Нередицы, оказали сильное влияние на великого грека. Приезд Феофана по времени совпал с борьбой против ереси "стригольников". Их мятежный дух отрицал многие формы "злосмрадного" культа, не признавал церковной иерархии, отвергал монашество, загробную жизнь и необходимость молитв за умерших, отличался воинственной назидательностью. Эмоциональный накал этой борьбы отразился во фресках Феофана Грека.

Христос Пантократор в окружении архангелов и серафимов, сурово взирающий на людей, — в куполе; праотцы и пророки — в барабане; Евхаристия и святительский чин — в апсиде (все сохранилось фрагментарно); часть фигуры Богоматери из "Благовещения" — на южном алтарном столбе; части евангельских сцен — на стенах и сводах; а также роспись в северо-западной камере на хорах — ветхозаветная "Троица", изображения святых — дают представления о Феофане-монументалисте.

Неповторимой была и сама живопись Феофана: широкие удары кисти, точные, уверенно положенные блики (пробела), высветления. Она почти монохромная, красно-коричневых и желтых охр, оттенки которых дают необычайное красочное многообразие.

Феофан Грек.   Христос Вседержитель с Небесными силами. Роспись купола церкви Спаса Преображения в Новгороде Великом. 1378 г.

В куполе, символизирующем небо, как и в большинстве других византийских и русских храмов, представлен Господь Вседержитель — Иисус Христос с закрытой книгой Евангелия в руке. Господь Вседержитель — Творец всего сущего — взирает «с небеси» на свершающиеся дела земные, предвозвещая свое Второе Пришествие на землю и Страшный праведный Суд над живыми и мертвыми. «Всевидящее око» Господа обращено к человеку; Он скорбит и сострадает «заблудшему» людскому роду, обещая справедливое возмездие, праведный Суд. Эти смысловые акценты звучат и в окружающей Вседержителя славянской надписи, текст которой взят из Псалтири: «С небес призрел Господь на землю, чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти, дабы возвещали на Сионе имя Господне» (псалом 101).

Надписи, сопровождающие образ Вседержителя в куполе, бывали разные. Феофан  выбрал  именно ту, в которой говорится о милосердии Бога, обращении его к жалобам и просьбам «узников» — порабощенных грехом людей. На склонах купола представлены четыре архангела и четыре шестокрыла; их приподнятые и разведенные крылья соприкасаются своими концами, благодаря чему создается впечатление торжественного хоровода Небесных сил, непрестанно воздающих хвалу Господу ангельским славословием «Свят, свят, свят, Господь Вседержитель, полны небо и земля славы Его».

Феофан Грек. Серафим

Шестикрылые Серафимы, по учению Диониса Ареопагита, относятся к первой триаде в небесной иерархии, что означает их непосредственную близость к Богу. Феофан пишет Серафимов по византийской схеме: два их крыла скрещены вверху, два — внизу, а другие два разведены в стороны. Объем крыльев он лепит с помощью широких притинок (затенений по краю изображения) и редких вспышек пробелов, что позволяет не нарушить цельность восприятия их образов. Стройный силуэт, композиционно тяготеющий к вертикали, подчеркивает впечатление монументальности и величия. Лики Серафимов со всех сторон слегка прикрыты крыльями, отчего выглядят ромбовидно.

Феофан Грек. Архангел Михаил

Из Архангелов наилучшей сохранностью отличается архангел Михаил, представленный в северо-восточной части свода. В правой руке он держит жезл с навершием в виде квадрифолия, в левой — сферу с буквой «X» (Христос). Архангел одет в лоратные облачения , но короткий боевой плащ и перевязь на груди указывают на воинский чин Михаила — царя Ангелов, Архистратига Небесных Сил . В его позе ощущаются решительность и мужество.

Феофан Грек. Архангел Михаил

Прекрасный лик  архангела Михаила наполнен кротостью и неземным покоем. Его огромные глаза сосредоточены, в них чувствуется внутренняя сила и высочайшая духовность. Так и хочется обратиться к нему с молитвой: «О, великий архистратиже Божий Михаиле – победитель демонов! Победи и сокруши всех врагов моих, видимых и невидимых, и умоли Господа Вседержителя, да спасет и сохранит меня Господь, от скорбей и от всякия болезни, от смертоносной язвы и напрасные смерти ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Под Архангелами в простенках барабана расположены праотцы и праведники: Адам, Авель, Ной, Сиф, Мелхиседек, Енох, а также Иоанн Предтеча и пророк Илия. Все они являются провозвестниками Нового Завета.

Феофан Грек. «Троица». Фреска церкви Спаса Преображения в Новгороде. 1378 г.

Лучшие по сохранности фрески находятся на хорах церкви — в юго-западной камере, где был устроен придел с престолом во имя Святой Троицы. Центральное место, в верхней части восточной стены, занимает образ Ветхозаветной Троицы — три ангела, восседающие за столом-трапезой, с угощающими их Авраамом (его фигура не сохранилась) и Саррой. В этой символической композиции понятным средневековому человеку языком библейских образов выражен главный догмат христианской веры — «неслиянно-нераздельное» триединство Бога, открывающегося верующему в таинстве жертвоприношения — Евхаристии.

Живопись Феофана Грека здесь идеально вписывается в сложные архитектурные формы, при этом сохраняет композиционную целостность. Фигура центрального Ангела с широко распахнутыми крыльями как бы обнимает все пространство фрески, вписанной в сложную криволинейную плоскость под сводом и уравновешена изображением дуба Маврийского, заполняющий пустой участок вверху сцены.

Феофан Грек. Столпники: Симеон старший, Симеон младший Дивногорец, Алипий. Фреска. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Новгород, Россия. Изображение воспроизводится по изданию: Вздорнов Г.И. Феофан Грек. Творческое наследие. М., Искусство, 1983. http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=3956

На опорных столбах и стенах представлены образы святых отшельников и пустынников, возвышающихся на башнях-столбах, в которые они заточили себя вдали от мирской суеты для непрестанного молитвенного подвига во славу Божию.

Фигуры подвижников словно врастают в свои столпы, представляя с ними единое целое.

Симеон Старший известен как основатель столпничества — необычайного подвижничества во имя Христа. Желая удалиться от славы человеческой, он выстроил себе столп высотой в шесть локтей, а на нем — хижину в два локтя; через несколько лет перешел на другой, высотой в двенадцать локтей; и так постепенно увеличивал высоту столпов, пока не выстроил последний — в сорок локтей. Симеон совершал свой подвиг в течение восьмидесяти лет в Сирии, близ Антиохии. Часто святого изображают держащим свиток с надписью: «Терпите, братия, скорби и беды, да вечныя муки избудете». Ряса столпника тщательно проработана несколькими слоями угловатых пробелов, лик его выражает полную отрешенность от мира. Полуфигура Симеона — образец виртуозной кисти Феофана.

Феофан выбирает величайших духовных подвижников христианской веры, удостоенных лицезрения Господа в сиянии Божественного света. В своих странствиях по православному миру Феофан, вероятно, много раз писал образы этих святых отшельников, созерцая в своей душе их духовные подвиги. Поэтому каждый образ, созданный кистью Феофана, открывает нам духовный мир не только изображенного святого, но и самого художника-философа, показывает его стремление жить и творить, чтобы, подобно древним святым, получить благодать и просвещение небесным светом.

Феофан Грек. Святой Алипий Столпник. Деталь росписи в Троицком приделе церкви Спаса Преображения в Новгороде Великом. 1378 г.

Образ святого Алипия (жил в VII веке), проведшего пятьдесят три года на башне-столпе, уподобляясь Христу в своих добровольных страданиях, особенно впечатляет. Согласно его Житию, Алипий был так угоден Господу, что еще при жизни его озарял небесный Божественный свет: святой вместе со своей башней как бы превращался в световой или огненный столб, восходящий от земли к небесам. Феофан, в полном соответствии с Житием Алипия, изображает святого, просвещенного Божественным светом: вся его фигура (земная плоть), исполненная земляной коричневой краской, сплошь покрыта белильными бликами, передающими Божественный свет, а седые волосы на голове и длинная борода как бы сотканы из «световой материи» небесного сияния.

Глазами, полными духовного напряжения, смотрят со стен русских церквей святые Феофана Грека. Энергичная, свободная манера письма, смелый мазок, напряженные духовные искания, предельная острота характеристик, несколько приглушенные краски, создающие трагизм повествования,— характерные черты творчества Феофана Грека. Феофану Греку представлялась адом не только греховная земля, на которой безраздельно царило зло. Муки и сомнения, клокочущие в сердце, делают и душу человеческую адом — от него некуда убежать.

Феофан Грек. Святой Макарий. 1378. Фреска греческого учителя и сподвижника Рублева выполнена в Спасо-Преображенском соборе в Новгороде. Этот египетский монах-пустынник IV века особенно почитался на русском Севере

Феофан Грек, выразивший исихастский идеал в образе дематериализованного, ослепительно белого, почти абстрактного св. Макария, египетского аскета IV века, проведшего 60 лет в египетской пустыне. Феофан написал эту и многие другие фрески для новгородского Преображенского храма.

Святой Макарий традиционно изображается заросшим с головы до пят белыми волосами, скрывающими его иссохшую плоть. Под кистью мудрого изографа волосы преподобного художественно интерпретированы как свет Божественной благодати, в которую был облечен первый человек до грехопадения. Скупыми средствами Феофан добивается исключительной выразительности образа, отвечающий основной теме росписи придела Святой Троицы и церкви Спаса в целом — обожение человека через стяжание нетварного света.

Феофан Грек. Святой Макарий

Согласно идеологии исихазма (от греческого слова «молчание»), монах должен стремиться к духовному очищению не во избежание греха, а для сохранения в себе истинного смысла молитвы.

Если монах был способен молиться долгое время, отдаваясь молитве телом и душой, он сам обретал духовную прозрачность, так что сквозь него духовный свет мог изливаться на окружающих.

На своем пути к святости (русское «святой» произошло от слова «свет») монах становился своего рода живой иконой. Человек, достигший подобного уровня святости, назывался преподобным, то есть в высшей степени подобным дематериализованной фигуре на иконе. После долгого молчания в пустыни Божия благодать могла наделить его способностью «говорить только в состоянии благолепия». Молодой монах, вступивший на этот очистительный путь, назывался послушником, то есть послушным слушателем. Он внимал речам старца, уже достигшего высшего уровня просветления и потому способного служить ему духовным отцом-наставником.

Феофан Грек. Ной. 1378 г. Фреска. Новгород. Церковь Спаса Преображения

В 1415 году Епифаний Премудрый — священноинок Троице-Сергиева монастыря, ученик преподобного Сергия Радонежского и автор его Жития — в послании архимандриту тверского Спасо-Афанасьева монастыря схимонаху Кириллу вспоминал, как в 1408 году, во время нашествия Едигея, он бежал со всеми своими книгами в Тверь, где нашел приют и покровительство архимандрита, ставшего его другом. Епифаний обращается мыслью к тем годам, когда он жил в Москве и был знаком с дивным и знаменитым человеком — греческим иконописцем Феофаном, с которым он подружился и, владея греческим языком, «любил с ним беседовать».

Письмо Епифания, сохранившееся в единственном списке XVII века, донесло до нас уникальные свидетельства о яркой, талантливой личности средневекового художника, чье творчество в равной степени принадлежит культуре Византии и Древней Руси. «Когда я жил в Москве, — пишет Епифаний, — там проживал и преславный мудрец, философ зело хитрый, Феофан, родом грек, книги изограф нарочитый и среди иконописцев отменный живописец, который собственною рукою расписал много различных церквей каменных — более сорока, какие имеются по городам: в Константинополе, и в Халкидоне, и в Палате, и в Кафе, и в Великом Новгороде, и в Нижнем. Но в Москве им расписаны три церкви: Благовещения святой Богородицы, святого Михаила и еще одна. В церкви святого Михаила он изобразил на стене город, подробно вырисовав его красками; у князя Владимира Андреевича он изобразил на каменной стене также самую Москву; терем у великого князя расписан им невиданною [раньше] росписью, а в каменной церкви святого Благовещения [он] написал Корень Иесеев и Апокалипсис. Когда он все это рисовал или писал [красками], никто не видел, чтобы он когда-либо взирал на образцы, как [это] делают некоторые наши иконописцы, которые в недоумении постоянно в них всматриваются, глядя туда и сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы. Он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает небесное и духовное, чувственными очами просветленными небесную видит красоту. Сколько бы с ним кто ни беседовал, не мог надивиться его разуму, его иносказаниям [«притчам»] и искусному изложению [своих мыслей]».

На основании этого бесценного документального свидетельства, столь редкого для средневековой истории и культуры, создается живой образ греческого художника-философа, в последних десятилетиях XIV века приехавшего на Русь и оставившего здесь свои поразительные творения, во многом восстанавливается его биография и творческий путь. Достоверность сведений Епифания, близко знавшего Феофана, не вызывает сомнения и к тому же подтверждается известиями русских летописей.

Фрески Феофана Грека в куполе Церкви Спаса Преображения на Ильине улице, Новгород, Россия. Источник изображения: http://fotki.yandex.ru/users/alexguner2010/view/403030/?page=3

После постигавших город пожаров пострадавшие фрески обыкновенно промывали щёлочью. На протяжении XVII—XVIII веков фрески были частично утрачены, а потом забелены (как и во многих других древних храмах). Пробные расчистки фресок, произведённые неизвестными любителями старины, были выполнены в 1910—1912 гг. Систематическое раскрытие и реставрация росписи начались с 1918 года. Начал раскрытие П. И. Юкин, наиболее значительная работа проделана Ю. А. Олсуфьевым. Здание храма, а также фрески сильно пострадали в годы Великой Отечественной войны. Был повреждён снарядом свод троицкого придела и разрушен западный свод подкупольного креста. В барабане купола был устроен немецкий наблюдательный пункт. Это привело к повреждению живописи вокруг окон, потемнению в некоторых местах грунта (из-за устройства печи). В послевоенные годы роспись была укреплена и промыта от копоти под руководством Н. П. Сычева. Была проведена архитектурная реставрация храма (автор проекта — Л. М. Шуляк), храму вернули древние формы с сохранением щипцовой восьмискатной кровли XVI—XVII вв. Раскопки в алтаре проводил М. К. Каргер. В 1960-е гг. московские реставраторы во главе с Г. С. Бетхелем установили, что из-под шпатлевки и побелки XIX века раскрыты ещё не все сохранившиеся фрагменты росписи. Возможны новые открытия живописи великого византийского мастера.

 Источники:

  • Щенникова Л. «Среди иконописцев отменный живописец». Феофан Грек: творчество и судьба./ Людмила Щенникова.// Родина. - 2000. - №4. - с.118-121
  • Мир русской культуры: Энциклопедический справочник./ генеральный директор Л. Палько, научный редактор А.Н. Мячин - М.: Вече, 1997. – 624с. – (Энциклопедии. Справочники. Неумирающие книги). – с. 133-143
  • Биллингтон, Джеймс Х. Лик на доске: живопись Андрея Рублева.// Биллингтон, Джеймс Х. Лики России: Страдание, надежда и созидание в русской культуре./ Джеймс Хэдли Биллингтон; пер. с англ. О.А. Алякринского. – М.: Логос, 2001. – 248 с.
  • Айларова, О. Феофан Грек./ О. Айларова. - Москва : Директ-Медиа : Комсомольская правда, 2010. - 49 с. : ил. - (Великие художники; том 37).
  • http://www.obraz.org/index.php?menu=school&s_id=87&page=0 здесь работы Феофана Грека (иконы и фрески)
  • http://www.icon-art.info/location.php?lng=ru&loc_id=10  фрески Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Новгород, Россия

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...