понедельник, 31 августа 2020 г.

Икона. Слово Иоанна Богослова на Успение Богоматери

Иконописец Кирилл Уланов
Икона. Слово Иоанна Богослова на Успение Богоматери
Автор текста: Т. Нечаев
Успение Богоматери - один из главных христианских праздников, отмечаемых 15 (28) августа. Успение (по-славянски - смерть) понимается как спасение Богоматери, избавление Ее души от уз смерти, дарование Ей жизни вечной. Вот почему это событие на иконах и в церковных службах исполнено не печали, а радости торжества жизни над смертью, воссоединения Богоматери и Ее Сына Иисуса Христа, "празднуют ангелы и к веселию земных призывают". О смерти Марии подробно рассказано в апокрифическом (тайном) сочинении "Слово Иоанна Богослова на Успение". Это произведение, а также ряд других богослужебных текстов, послужили основой для иконы, написанной известным царским изографом Кириллом Улановым в 1694 году.
Икона. Слово Иоанна Богослова на Успение Богоматери. 1694 г. Иконописец Кирилл Уланов
В центре иконы, в среднике, помещено изображение главного события - Успения. Усопшая Богоматерь лежит на ложе в доме любимого ученика Христа - Иоанна в Иерусалиме, где Она жила после Вознесения Спасителя. Ее окружают апостолы, жены иерусалимские, отцы церкви, и среди них с книгой в руках первый епископ Иерусалима Иаков. Скорбное прощание с Богородицей прерывается торжественным явлением Христа в окружении сияющей лучами славы. Он принимает на руки душу Богоматери в виде спеленутого младенца для того, чтобы избавить от смерти, видения ада и тьмы и вознести на небеса.
В верхней части, в облаках среди ликующих ангелов, помещена сцена "Коронования Марии", прославление Богоматери как Царицы Небесной. Очень важной составляющей художественного образа произведения стали песнопения, богослужебные тексты. Они не только являются источниками отдельных сюжетов, но и непосредственно входят в изобразительный ряд, дополняя и поясняя содержание иконы. На аналое перед ложем Богоматери, на раскрытых страницах книги записаны слова предсмертной молитвы Марии, на книге в руках святителя текст стихиры: "Собор учеников и божественных апостол собрался погрести богоприятное тело единой Богоматери".
Вокруг средника в двенадцати клеймах помещены сюжеты из "Успенского деяния", в которых повествуется о событиях, предшествующих кончине Богородицы.
Рассказ начинается в левом верхнем углу и продолжается последовательно в каждом клейме, боковые клейма нужно читать через средник. В первом клейме запечатлен поэтичный момент прощания Богоматери с миром, когда Она, после получения вести о скорой смерти, удаляется для уединенной молитвы на Елеонскую гору, и в ответ на Ее призыв Ей отвечает вся природа, поклоняются деревья. В следующем клейме мы видим летящих на облаках апостолов. Богоматерь перед смертью желала проститься с учениками Христа, и, выполняя Ее волю, ангелы подняли и принесли по воздуху апостолов из разных концов земли, где они проповедовали Евангелие. Художник передает стремительное движение апостолов с помощью оптического приема, постепенно увеличивая изображения ангелов, апостолов и облаков по мере приближения их к переднему краю. Далее апостолы, собравшиеся в доме Богоматери, коленопреклоненно прощаются с Ней. В четвертом клейме последняя предсмертная молитва Богоматери к Сыну своему Иисусу Христу. Текст этой молитвы написан на книге, лежащей на аналое.
На этом земная жизнь Богоматери заканчивается, Успение Марии запечатлено в среднике иконы, все последующие чудесные события, отраженные в клеймах иконы происходят после Ее кончины, с одним только исключением: в восьмом клейме Богоматерь благословляет пришедших ней апостолов.
В следующем пятом, шестом и седьмом клеймах повествуется о том, как Дух Святой известил апостолов об опасности, грозящей дому Богоматери от "игемона", пославшего на них "тысячника", о перенесении Ее тела апостолами в облаке и о том, как "сила огненная попали" иудеев.
В левом нижнем клейме запечатлен перенос тела Богоматери апостолами на своих плечах к месту погребения. Далее, в десятом клейме помещен весьма важный и знаменательны» эпизод. Во время процессии иудей Афония "нача метати одр на землю и се ангел Господен огненным мечем обе руце его отсече". После этого страшного и чудесного события  Афония раскаивается, и получает прощение от Богоматери его руки исцеляются. Это первое чудо после Успения является знамением того, что связь между Богоматерью и пребывающими на земле людьми не прерывается и Ее милость и заступничество будут длиться вечно, потому что «в Успении Богородица не оставила мир". Затем погребение Богоматери в Гефсиманском саду, и в последнем клейме - Вознесение. Мария, которую в песнопениях именуют "вместилищем невместимого" и "дверью спасения", проходит в двери райские, эта тема развивается в молитве из малой вечерни, отрывок из которой помещен на поле около последнего клейма: "Двери небесныя возмитеся зря ащи дверь вышняго идущу со славою к Сыну и Богу".
Кирилл Иванов Уланов - уроженец Юрьевца или Костромы, дата его рождения неизвестна. Впервые в документах он упоминается в 1684 году в связи с выполнением иконописных работ для Патриаршего приказа Московского Кремля. В 1688 году уже зрелым мастером Кирилл Уланов поступает на должность жалованного иконописца в Оружейную палату. Таким образом, попадает в число всеми признанных выдающихся художников своего времени. Иконописец много работал по царским заказам, его работы находились не только в Кремлевских соборах, Москве и Подмосковье, но рассылались в разные удаленные места, такие, как Устюжна, города и монастыри в Костромских землях. Новгород, даже за границу - в Румынию. По обычаям того времени, жалованный мастер выполнял не только иконописные работы, но и расписывал для царского двора пасхальные яйца, шахматные доски, игрушки. Особенно отличался Кирилл Уланов в технике миниатюрной живописи, о себе он писал, что "иных иконописцев-мелочников в его Кириллову версту мастерством в Оружейной палате нет".
Художник прожил долгую жизнь, на склоне лет в 1714 году постригся в монахи Кривоезерского монастыря, недалеко от его родного Юрьевца на Волге. В монашестве он получил имя Корнилий. Вскоре становится настоятелем монастыря, но не прерывает занятий иконописью. За годы игуменства отец Корнилий написал множество икон для соседних храмов и монастырей, не прерывалась его связь с Москвой, откуда поступали к нему заказы на иконописные работы, стали известными иконописцами ученики Корнилия Семен и Алексей Городчаниновы. Позже он переезжает в Нижний Новгород, где не только занимается иконописанием, но и, используя свой опыт и знания, осуществляет надзор за деятельностью местных художников. Умер Кирилл Уланов в 1731 году, похоронен в Троицком соборе Кривоезерской пустыни.

Источники:
Нечаев Т. Кирилл Уланов. Успение Богоматери./ Т. Нечаев.// Юный художник. - 2003, №8. - с.18-19
http://bestobshenie.su/artists/u/ulanov_ki/index.shtml?adm=f436eb776b51c23fab36b5aa12d25668 Здесь подробная биография иконописца Кирилла Уланова (упоминание 1684 - кончина 1731)


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...