пятница, 28 августа 2020 г.

Святыни христианства: Гробница Пресвятой Богородицы

Святыни христианства:
Гробница Пресвятой Богородицы
Гробница Пресвятой Богоматери в храме Успения в Гефсиманском саду. Фото из архива Л. Беставашвили и В. Лифшица
Гробница Богородицы — христианская святыня на Святой земле, где, согласно Священному Преданию, апостолами была погребена Пресвятая Богородица. Находится в Гефсимании, у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, в Иерусалиме (Восточном Иерусалиме). Над гробницей построена пещерная церковь Успения Богородицы. Храм (грот) находится в собственности Иерусалимского греко-православного патриархата; Армянская церковь также имеет права на его использование, иные христианские конфессии имеют доступ для совершения богослужения.
Успение
Не умерла, Владычица, а только лишь уснула…
Чтоб беспрепятственно душа могла подняться до небес,
Сопровождать ее, с великим воинством является Христос,
Какой пример любви для нас он преподнес!!!

С небесной музыкой и светом, одр с телом Пресвятой
Апостолы в Гефсиманию понесли…
О шествии, сейчас же фарисеям, донесли,
Послали стражу – разогнать!
Но облако закрыло всех и никого уж не видать…
Афония, первосвященником в то время был,
Хотел нарушить мирный ход и опрокинуть одр…
Не тут то было! Все видят – истинное ДИВО,
Невидимая СИЛА руки ему мгновенно отсекла...
Афоний в ужасе без рук,
Он каяться и исцеленье получает,
И исповедует учение Христа.

Фома, по божьему промыслу, на погребенье, не попал,
И слезно просит он, проститься с Пресвятой.
На третий день, пещеру открывают,
А тела - нет, оно на небе, лежат лишь пелены…
В тот же день, в вечерю, апостолам явилась Божья Мать
И радости безмерной их уж не отнять,
Слова её ты в сердце сохрани:
«Радуйтесь! Я с Вами во все дни».

"Пути Господни неисповедимы…" (Валентина Волгская)


Святой Град Иерусалим отделяется от Елеонской (Масличной) горы долиной Кедрона или Иосафата. У подножия Елеонской горы находится Гефсиманский сад, масличные деревья которого плодоносят и сейчас.
Святой Богоотец Иоаким преставился 80-летним старцем через несколько лет после Введения во храм Пресвятой Девы. Святая Анна, оставшись вдовой, переселилась из Назарета в Иерусалим и жила близ храма.
Во времена первых христиан Гефсиманским садом называлась вся долина, которая расположилась у подножия Елеонской горы. Сегодня сам Гефсиманский сад занимает небольшую площадь. С библейских времен здесь сохранились восемь оливковых деревьев, возраст которых насчитывает несколько веков. http://is-pl89.livejournal.com/616152.html
В Иерусалиме Святая Анна приобрела два имения: первое у Гефсиманских ворот, а второе – в долине Иосафата. Во втором поместье она устроила склеп для почивших членов семьи, где и была погребена вместе с Иоакимом. Там, в Гефсиманском саду, Спаситель часто молился со Своими учениками.
Пречистое тело Матери Божией было погребено на семейном кладбище. С самого погребения Ее христиане благоговейно чтили гроб Матери Божией и устроили на том месте храм. В храме хранились драгоценные пелены, которыми были повито пречистое и благоухающее тело.
Каменное ложе Богородицы в кувуклии (сверху православный престол). Автор фотографии: adriatikus en:commons:talk - self-made using a Canon PowerShot A530 camera, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=3642015
… Погребли Пресвятую Богородицу в нижней части Гефсиманского сада, впоследствии над гробницей Девы Марии был сооружен храм, и предание приписывает его возведение равноапостольной царице Елене. Об этом, в частности, написано у историка Никифора Каллиста, основывавшегося на «Житии» святой царицы и приложенном к нему списке построенных ею храмов. Уверенно можно утверждать, что храм существовал во времена правления императрицы Пульхерии (418-456), так как он упоминался в сказаниях о перенесении во Влахернскую церковь Константинополя «Святой раки». Патриарх Софроний около 630 г. воспевал светлый храм Гефсиманский, в котором находилось место погребения Пресвятой Богородицы. Греческие хронисты (например, Феофан) сообщают, что халиф Абдул-Мелек хотел использовать колонны этого храма для укрепления мечети в Мекке. Однако намерение его осталось неисполненным по ходатайству влиятельных и приближенных ко двору христиан.
Вход в храм Успения Пресвятой Богородицы. Фото из архива Л. Беставашвили и В. Лифшица
В относительной целости храм сохранялся до начала XI века, но в 1010 г. он был разорен арабами, однако при короле Болдуине II он был восстановлен, и при нем даже устроили монастырь. Но в 1187 г. обитель была разрушена египетским султаном Салах-ад-Дином, церковь же уцелела, потому что мусульмане с большим уважением относились к Пресвятой Богородице, так как на поклонение рожденному Ею Божественному Младенцу приходили волхвы-персы (по этой же причине уцелел от разрушения и храм Рождества Христова в Вифлееме).
Гробница Богородицы была вскрыта по решению Шестого вселенского собора, по преданию, в ней были найдены пояс и погребальные пелены.
В начале XII века паломник игумен Даниил впервые описал гробницу Богородицы на русском языке в сочинении «Житие и хождение игумена Даниила из русской земли»:
«Расположен гроб святой Богородицы на ровном месте: была высечена в камне небольшая пещерка с маленькими дверьми, чтобы мог, наклонясь, войти человек; а в глубине той пещеры, напротив дверец, как бы скамья высечена в том же пещерном камне, — на той скамье и было положено тело Пречистой Владычицы нашей Богородицы, и оттуда же взято было в рай, оставаясь нетленным. По высоте пещерка та повыше человеческого роста, а в ширину четыре локтя и так и так; снаружи она, как терем, красиво отделана мраморными плитами. А сверху над гробом святой Богородицы была выстроена очень большая клетская церковь во имя святой Богородицы Успения; ныне же разорено погаными то место. Расположен гроб святой Богородицы внизу под великим алтарем этой церкви».
Гробница Богородицы (кувуклия), вид с запада.  https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8b/Tomb_of_the_Virgin_Mary._Altar.jpg
Храм Успения Пресвятой Богородицы весь находится под землей, снаружи остаются только большие двухстворчатые железные двери в готических арках. Вход в гробницу находится с левой стороны от Масличной горы. На небольшой площадке, на три ступени выше поверхности земли, и находится сводчатый вход с железной дверью, за которой начинается крутой спуск в 48 ступенек, высеченных в скале. Этот спуск ведет в глубь одетой мрамором пещеры, освещенной множеством лампад. На двадцатой ступеньке, в левом углублении стены, находится могила святого Иосифа Обручника, в правом — гробницы праведных Иоакима и Анны. В конце лестницы устроен придел святого Николая, а чуть дальше к востоку открывается подземная галерея, в которой мерцают огоньки множества лампад и свечей.
Помолившись перед мощами святых праведников, паломник спускается в самый низ пещеры и в восточной ее части видит дивную картину: по всему своду обширной галереи блистают, как яркие звезды в ночи, зажженные лампады.
Лампады в храме Успения Пресвятой Богородицы.  https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4d/Mary%27s_Tomb_Jerusalem_2.jpg
Основной объем храма имеет размер в длину примерно 34 м с востока на запад и 6 м в ширину, с севера на юг. Лестница, ведущая в храм, имеет ширину примерно 6,5 м.
Подземная церковь устроена в  форме креста, и в ней находится мраморная кувуклия (то есть небольшая часовня, чуть более чем 2 x 2 м, высеченная в скале) с гробом Богородицы.
Внутри часовни, в углублении стены, виден высеченный из скалы выступ, покрытый белым мрамором. Это и есть погребальное ложе, на котором лежало пречистое тело Богоматери. Сейчас ложе покрыто белой мраморной плитой, к которой с благоговением прикладываются паломники. Стены погребальной пещеры увешаны шелковыми и парчовыми тканями, а мраморная плита над камнем во время богослужений служит престолом. Перед ним поставлен иконостас, по обе стороны которого расположены двери.
За кувуклией, в восточной части храма, находится чудотворная и очень почитаемая Иерусалимская икона Божией Матери.  http://is-pl89.livejournal.com/616152.html
Кувуклия имеет два входа, один с запада, второй с севера. Обычно паломники заходят в западный, а выходят через северный вход. За кувуклией, в восточной части храма, находится чудотворная и очень почитаемая Иерусалимская икона Божией Матери русского письма, которая помещена в киот из розового мрамора. Икона была написана монахиней одного из монастырей Иерусалима. Этой монахине явилась Пресвятая Дева и повелела ей написать Ее образ. И написан Образ так, как был явлен в видении. Мраморный киот – пожертвование кипрского игумена Иоакима.
Слева от иконы, у стены, расположен православный жертвенник. В южной стороне пещеры устроено особое место для молитв мусульман, которые почитают Пресвятую Деву Марию как мать великого Пророка.
Звонница перед храмом Успения Пресвятой Богородицы. Фото из архива А. Беставашвили и В. Лифшица
Пещерный храм Успения Богородицы принадлежит православным грекам, но и армяне имеют здесь свой престол, который находится перед иконостасом. Имеют престол и копты, он находится у западной стены часовни. Здесь же у коптов находится источник святой воды и крипта, некогда служившая входом в храм.
В день Успения над гробницей Пресвятой Богородицы совершается торжественное соборное богослужение. За несколько дней до праздника из Гефсиманского подворья приносят чудотворную икону Успения Богородицы, перед которой и совершается Божественная литургия. По окончании ее патриарх с духовенством совершают отпевание Пресвятой Богородицы по особому чину. Чин этот содержит статий, которые поют в честь Пренепорочной Девы Марии — по примеру тех статий, которые поют в Великую субботу над Святой плащаницей с изображением тела Спасителя.
Плащаница Пресвятой Богородицы в Малой Гефсимании в Иерусалиме.   http://www.iltours.ru/blog/content/plashchenica-presvyatoy-bogorodicy-v-maloy-gefsimanii-v-ierusalime.html
Напротив входа в храм Гроба Господня в Иерусалиме с южной стороны атриума, храмового дворика, есть небольшие воротца, ведущие в придел Малая Гефсимания. Это подворье гефсиманского храма Успения Пресвятой Богородицы в Кедронском ущелье. Здесь на втором этаже строения времен крестоносцев расположена часовня, главная святыня которой плащаница Пресвятой Богородицы, подаренная в XIX веке графиней Орловой-Чесменской. Плащаница богато инкрустирована серебром, золотом, драгоценными камнями и служит прообразом многочисленных плащаниц, почитаемых во множестве православных храмов. В память об Успении Богородицы в день Успенского праздника, плащаница возглавляет процессию Крестного хода в подземный Гефсиманский храм.
25 августа в Малой Гефсимании совершается ночная Литургия, по окончании которой плащаницу Божией Матери крестным ходом несут по улицам Старого города в Гефсиманскую усыпальницу, подобно тому, как некогда апостолы, собранные вместе в Иерусалиме чудесным образом, несли с Сиона в Гефсиманию тело Богоматери. Шествие возглавляет игумен Гефсиманской подворья Иерусалимского Патриархата. На своих плечах он несет плащаницу Пресвятой Богородицы. http://www.torirem.ru/uspenie-presvyatoj-bogorodicy-3.html
Крестный ход символизирует перенесение апостолами пречистого тела Матери Спасителя из Иерусалима в Гефсиманию для погребения. После Божественной литургии на подворье Гефсиманского Успенского монастыря рядом с храмом Воскресения игумен монастыря в сопровождении духовенства, монашествующих и мирян переносит хранящуюся на подворье плащаницу Божией Матери в монастырь и полагает ее на гробнице Пресвятой Богородицы.
За день до праздника здесь после ночной Литургии совершается чин Погребения с участием Патриарха, на котором вместе с чтением 17 кафизмы поются похвалы, подобные совершаемым в Великую субботу.
В сам праздник, 28 августа, когда по преданию апостолы вместе с прибывшим позже апостолом Фомой обнаружили, что гроб Божией Матери пуст, совершается торжественная Литургия, а после отдания праздника плащаница крестным ходом вновь возвращается на подворье.
Плащаница с изображением тела Богоматери приносится из Гефсиманского подворья, причем сначала она следует на гору Сион, а оттуда путем, каким апостолы несли в Гефсиманию для погребения пречистое тело Девы Марии.

Источники:

  • Ионина Н. А. Православные святыни./ Надежда Алексеевна Ионина. – М.: Росса. 2007. - 272 с.
  • ВИКИПЕДИЯ

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...