понедельник, 23 ноября 2020 г.

Сказочно красива Азбука. Буква И

 Красота букв русской азбуки

Отправимся в путешествие на остров Азбуки, где каждая Буква имеет свое дерево, на листьях которого расписаны стихи, загадки, пословицы, сказки. Есть и листочки с расшифровкой значения того или иного старинного, церковно-славянского языка. Остров украшен чудесными, орнаментальными буквицами. Итак, древо под названием:

Буква «И»

Красные слова на букву «И»:
Иисус Христос; Икона; Иконостас; Иерусалим; Исповедь

Буквица из книги: Библия для детей

«Исповедую Тебе Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице Единому, славимому и покланяемому Отцу и Сыну и Святому Духу, вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего…» (Из вечерних молитв. Исповедование грехов повседневное)

***
За грехи страдал Он наши,
Не отверг Отцовой чаши:
Очищаясь,  и я спасусь:
За меня распят Иисус.
***
Зависть привела к беде:
Нет сыночка, нет нигде!
Продан братиею брат,
А отцу цветной халат
Принесли, коль: «Где он?» - спросит.
В рабство продан был (Иосиф)


***
Ты меня благослови,
Преподай мне дар любви,
Божью благодать пролей
Православный (Иерей)
***
Войдешь в Божий храм – увидишь иконы,
В них лица святых – добры и спокойны,
Легче молиться и в храме и дома,
Когда пред тобою святая икона.
***
Я всегда иду с поклоном
К образам святым – (Иконам)
***
Отделен алтарь от храма,
Здесь висят иконы в рамах,
Пред киотами лампады
Зажигаются как надо,
Перед службою как раз.
Это что? – (Иконостас)

Загадка про букву «И»

***
А и Б сидели на трубе, А упало, Б пропало,
Что осталось на трубе? (Буква «И»)
***
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек? – Три!
А какая буква? - ... (И)
(Е.Тарлапан)
***
Эта буква не простая,
Голос краток и сердит,
Потому что запятая
На ее плечах сидит. (Буква «Й»)
(В.Кожевников)

Русские народные загадки на «И»

Буквица из книги: Юдин Г. Аз, Буки, Веди: Азбука православия для детей

  • Криво, лукаво к лесу побежало, Зелено-кудряво спрашивает: -Криво, лукаво, куда бежишь? -Зелено-кудряво, тебя стерегу. (Изгородь и озимь)
  • И не снег, и не лед, А серебром деревья уберет. (Иней)
  • Вышли девицы весне подивиться,
    Сели гурьбой над самой водой.
    Ноги в реке купаются,
    Руки в воде плескаются,
    Косы с плеч спускаются,
    Сережки вниз качаются. (Ива)
  • Птичка-невеличка носиком нырнет, Хвостиком вильнет – дорожку проведет. (Иголка)
  • Рогатая, хвостатая, Рогом проткнет, Хвостом починит. (Иголка и нитка)

 

Названия русских народных сказок на «И»

Художник Станислав Ковалев

  • Иван-царевич и Серый волк
  • Иван-царевич и Белый Полянин
  • Иван – коровий сын
  • Иван Быкович
  • Иванушка – дурачок. Загадка про эту сказку:
    Хоть сперва везет не очень,
    и смеются всей гурьбой,
    победить он всех захочет,
    ведь с душой он золотой.
    Будем верить без сомненья
    в его волшебное везенье.

Евангельские истины в народных пословицах на «И»

Художник Сергей Ефошкин

  • И пензенцы в Москве свою ворону узнали.
  • Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
  • И через золото слёзы льются.
  • Или грудь в крестах, или голова в кустах.
  • И большою милостью в рай не войдешь, если сам худо живешь.

Словарь старинных русских слов на «И»

Художник Станислав Ковалев

Излиха — через меру, очень сильно.

Измогнуть (мозгнуть) - испреть, сгнить, испортиться изнутри.

Изограф — иконописец; изография — иконописание.

Изразцы — керамическая (глиняная) обожженная плитка, глазурованная с лица, служившая для облицовки печей или украшения зданий.

Изробиться – выбиться из сил от непосильной работы, потерять силу, стать инвалидом

Имение — добыча, имущество.

Именитый — богатый.

Инищее царство — иное, чужеземное царство.

Испакостить — съесть, задушить, погубить.

Исполать — хвала, слава, спасибо.

Что означает буква «И» в старославянской азбуке

Иже – буква, смысл которой можно выразить словами «ежели», «если» и «когда». Смысл этих слов по сей день не изменился, просто в повседневной жизни современные славяне используют синонимы Иже: если и когда.

Иже соответствует цифра 10 – десять, десятка, декада, как мы сегодня называем это число. У славян число десять считается третьим числом, которое обозначает божественное совершенство и упорядоченную завершенность. 10 заповедей – это завершенный Божий кодекс, который открывает нам основные правила благодетели. В молитве «Отче наш!» содержится 10 моментов, которые представляют собой завершенный цикл принятие Бога, почтение Всевышнего, мольба об избавлении и логически завершающим моментом является признание Его вечности.

Значение слов в православии на букву «И»

Ибо — потому что; даже; и (в значении взаимности); а посему, а вот.

Иго — ярмо; связь, рабство, узы; ноша («Иго Мое благо» — Мф. 11, 30) — учение и закон евангельский, который вам налагаю, говорит Спа­ситель, не отяготит ваших плеч, как иго ветхого закона или иго мира, плоти и диавола. Иногда слово «иго» означает владение, господство.

Игумен (гр. hegumenos — ведущий) — первоначально — глава монастыря, избираемый из числа иеромонахов. В настоящее время игу­менство дается в награду монашествующему священству и не связывает­ся с должностью управляющего монастырем. Соответствует протоиерею в белом духовенстве.

Игуменья — настоятельница женского монастыря.

Идеже — где, когда.

Иерей (гр. hiereus — жрец) — священник.

Иерарх — церковный высший священнослужитель.

Иерей (греч. iereus — жрец) — священнослужитель средней (второй) степени христианской церковной иерархии; православный священник.

Иеродьякон — дьякон-монах.

Иеромонах — священник-монах.

Иже — название десятой буквы славянской азбуки (в древности склонялось: напр. «ижем»). Как слово имеет множество значений: который, которые, кто, то, что, кто-нибудь, этот, итак, поэтому, так как, так что, же, если.

Извествовати — утверждать, настаивать на каком-то мнении.

Изженути — изгонять, прогонять.

Иисус Христос«Верую… и во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия и Единороднаго, Иже от Отца рожденного прежде всех век…». (Из «Символа веры»)

Иисусова молитва«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного (грешную). Эта молитва соединяет нас с Сыном Божиим ближайшим образом, в Нем делает нас причастными вечной жизни. Эта молитва – основа монашеского молитвенного делания, крепкая опора в духовной жизни и молитве всякого православного христианина. В этой молитве звучит имя Господне, имеющее огромную силу: произнося ее, мы исповедуем, что Иису есть наш Господь и Владыка, ч то Он – сын Божий и Бог, исповедуем свою грешность, и просим милости от Господа. Молитву «Господи, помилуй» можно считать самым кратким вариантом Иисусовой молитвы.

Икона — от греч. «образ», «изображение». В раннехристианской Цер­кви вместо икон были символические изображения — пастыря, агнца, рыбы, корабля. Изображения на иконах двоякого свойства: Христа, Бо­гоматери и святых, а также событий из священной и церковной истории. Чествование святых икон было утверждено на VII Вселенском соборе в Никее в 787 году.

Иконопись — станковая культовая живопись; в Средние века преимущественно на дереве, позже — масляная живопись. Икона воплощает собой боже­ственное, сверхчувственное содержание в зримых, чув­ственно воспринимаемых, но лишенных привычной конкретности, идеально возвышенных образах.

Иконостас (гр. eikon — икона и stasis место — стояния) — перегородка, отделяющая алтарь от средней части храма, состоит из нескольких (от трех до пяти) ярусов икон. В середине нижнего яруса нахо­дятся царские врата, справа от них — икона Иисуса Христа и икона святого или события, которым посвящен храм. Слева от врат рас­полагается икона Богородицы и любая другая. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Второй ярус содержит иконы двуна­десятых праздников. Третий ярус — иконы деисиного чина, четвертый — икону Богородицы с младенцем Христом и иконы предстоящих проро­ков. Верхний пятый ярус включает икону Троицы и иконы ветхозавет­ных праведников и праотцов (Авраама, Исаака, Иакова и др.). Заверша­ется И. распятием. Такое расположение икон в иконостасе принято и утверждено церковной традицией и обычаем. Безусловно, в зависимости от размеров храма (и соответственно иконостаса) и многих других причин общий план иконостаса может быть в частностях несколь­ко изменен. Кроме этого, главного в церкви, центрального иконостаса, в некоторых церквах делаются отдельные, меньшие иконостасы в удоб­ных местах храма (на стенах, выше, ниже окон, между окнами и т. д.). Все эти «дополнительные» иконостасы принято называть киотами. Это на­звание — измененное слово «кивот» — от греческого «ковчег», которое означает ящик или раму, в которой помещается икона.

Икос (гр. oikos — дом) — церковное песнопение, содержащее все обстоятельства из жизни какого-либо святого. Делятся на И. канона (ис­полняемые после шестой песни) и И. акафиста (12 песнопений, заканчи­ваемых возгласом "Радуйся!" и представляющих собой развитие темы, содержащейся в кондаке). Икосы вместе с кондаками составляют акафист. Икос и кондак сходны по содержанию и одинаковы по изложению, поются на один голос и оканчиваются чаще всего одними и теми же словами. Различие между ними в том, что кондак короче, а икос — пространнее, при этом кондак — тема, а икос — ее развитие. Название свое икосы получили, как утверждает Марк Ефесский, потому, что пелись в тех домах («икос» — с греч. «дом»), где проводил ночи в молитве препо­добный Роман Сладкопевец, первый составитель икосов.

Имати — вынимать, брать.

Ин — другой.

Инок (от слав, иной, одинокий) — русское наименование монаха, буквальный перевод с греческого.

Инокиня — монахиня.

Интронизация — торжественное возведение новоизбранного патриарха на патриаршую кафедру. Совершается во время литургии.

Инуде — в другом месте.

Ипакой (гр. ipakon — внимание, послушание) — краткое песнопение, в котором говорится, как ангелы возвестили мироносицам, миро­носицы апостолам, а те и другие — всему миру о воскресении Иисуса Христа. И. также посвящаются событиям церковных праздников.

Иподиаконы - церковнослужители, участвуют только при архиерейс­ком служении. Они облачают архиерея в священ­ный одежды, держат светильники (трикирий и дикирий) и подают их архиерею для благослове­ния ими молящихся.

Ирмос (греч. eirmos — связь) — первая строфа песни канона. И. является связующим звеном между библейской песнью и тропарями песни канона, служит для тропарей мелодическим образцом. Буквально «связь, соединение». Так называется первый тропарь в ряду других тропарей, составляющих одну какую-либо песнь канона. Зная напев ирмоса, можно петь правильно все тропари, за ним следующие. Главные мысли и даже выражения ирмосов заимству­ются большей частью из песней ветхозаветных, прославляющих собы­тия, которые были прообразами событий Нового Завета.

Искус — проба, испытание.

Исповедание — прославление, слава, величие; открытое признание, объявление; учение веры, открыто признаваемое, свидетельство или мученичество.

Исповедь — таинство православной церкви, иначе называемое таинством покаяния. Во время И. человек, исповедующий свои грехи с искренним раскаянием, получает разрешение и оставление гре­хов от священника или архиерея. По окончании И. священник возлагает на голову кающемуся часть епитрахили и читает разрешительную молитву. Кающийся целует Евангелие и крест. И. совершается перед литургией, так как миряне допускаются к причастию после отпуще­ния грехов. Обрядовая часть таинства По­каяния. Она в том, что христианин с чувством искреннего и истинного сокрушения и решимостью преодолеть свои согрешения и неправды рассказывает о прегрешениях своему духовнику — уполномоченному свидетелю Сына Божия. Именно эти качества — понимание своих не­правд и согрешений, искреннее в них раскаяние и надежда на Господа в желании преодолеть их — необходимое условие и смысл исповеди.

Исполнь — полный, наполненный.

Иссоп — душистое растение Палестины с голубыми или белыми цветами, достигающее иногда значительной высоты. Оно нередко ра­стет на стенах развалин и кучах мусора. Стебли его, связанные в пу­чок, евреи употребляли для кропления: «Окропи мя иссопом, и очищуся» (Пс. 50, 9).

Истина — справедливость, верность; правда.

Истинно — справедливо, достойно, несомненно, твердо; искренно, чистосердечно.

Истово — надлежащим образом, как следует.

Истый — тот самый, подлинный.

Исчадие — чадо, дети, плод чрева.

Пропись церковнославянской буквы «Иже»:

 

Источники:

  • «Чудо чудное»: Русские народные сказки от А до Я./ Составитель Владимир Соколовский, художник Станислав Ковалев. – М.: ДОМ, 1992. – 204 с.
  •  Юдин Г. Аз, Буки, Веди: Азбука православия для детей с иконами и картинами русских художников.// Георгий Юдин. – М.: Белый город, Даръ, 2005. – 384 с.
  • Народные русские сказки: Из сборника А.Н. Афанасьева./ художник Т. Маврина – М.: Художественная литература, 1980. – 320 с. Веялис Ю. Мед и леденцы: О Деде Морозе – проказнике в Рождество и новогодние праздники (истории, шутки, игры, загадки). В помощь организаторам праздников. / Юрий Веялис. — 2-е изд., испр. и доп. - М.: НП «Изографъ», 2013. - 132 с. – (из серии «Незабудки. Приложение к детскому православному журналу «Лампадка»)
  • Колесникова В. Краткая энциклопедия православия. Путь к храму./ Валентина Савельевна Колесникова. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 589 с.
  • https://wellspeak.ru/the-letter-is-a-land-value-old-slavonic-cyrillic-and-modern-writing.html К. Титаренко «Тайна славянской азбуки», 1995 г.
  • http://armih.cerkov.ru/umk-vertograd/cerkovnoslav
  • https://vladk3.livejournal.com/315740.html Алфавит с героями сказок
  • https://vk.com/album-30504651_168801557 «Азбука в пословицах». Художник Сергей Ефошкин.
  • http://vertograd.cerkov.ru/cerkovnoslavyanskaya-azbuka Воскресная школа "Вертоградъ"

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...