понедельник, 23 ноября 2020 г.

Сказочно красива Азбука. Буква К

 Красота букв русской азбуки

Отправимся в путешествие на остров Азбуки, где каждая Буква имеет свое дерево, на листьях которого расписаны стихи, загадки, пословицы, сказки. Есть и листочки с расшифровкой значения того или иного старинного, церковно-славянского языка. Остров украшен чудесными, орнаментальными буквицами. Итак, древо под названием:

Буква «К»

Величественные слова на букву «К»:
Крест; Крещение; Колокол


Буквица из книги: Библия для детей

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим» (Тропарь Кресту).

***
Всем народам при крещении
Крестик надевал священник,
Если с нами он всегда,
Не страшна лиха – беда.
***
Всякой твари взяв по паре,
И со всей семьею, старец
На корабль взошел с молитвой.
И корабль, крепко сбитый,
Сквозь потоп направил бег.
Ну, а звался он... (Ковчег)


***
Чтоб мелодия простая,
В предрассветной дымке тая,
Выводила к Церкви Божьей
И к молитве нас звала, -
Бьет звонарь ... (Колокола)
***
Чтоб молитва возгорела,
Пусть потрудится и тело,
И должна не полениться
Правая рука – ...(Креститься)

***
Гордость шишки набивает -
Зависти уколы знает.
Гордость стонет и болит,
Словно дряхлый инвалид...
Украшение сердца – скромность
И смирение, лучше… (Кротость)

Загадка про букву «К»

Что за буква? Красота!
Ноги, руки – лепота!
Много очень с нею слов,
И животных, и зверьков. (Буква «К»)
***
Загадка не в столице, а в каждом кошельке,
В сарае не поместишь, а прячешь в кошельке.
(Буква «К»)
***
Сигнальщик держит два флажка.
С флажками он – как буква... (К)
(В.Степанов)

Русские народные загадки на «К»

Буквица из книги: Юдин Г. Аз, Буки, Веди: Азбука православия для детей

  • Стоит Филат, на нем сто лат. Не книжка, а с листьями. (Капуста)
  • Курочка-пустодом свила гнездо за двором, Яйца несет – в землю кладет. (Картофель)
  • Без ног, а бегает. (Клубок)
  • Хвост во дворе, нос в конуре, Кто хвост повернет, тот и в дом войдет. (Ключ в замке)
  • Черный конь прыгает в огонь. (Кочерга)
  • Четыре ноги, да не зверь, есть перья, да не птица. (Кровать с периной)
  • Гусек купается, из рук не вырывается, Часто на берег глядит. (Ковш)
  • Что не имеет ни начала, ни конца? (Кольцо)
  • С бородой, а не мужик, с рогами, а не бык. (Козел)
  • Сама пестрая, ест  зеленое, дает белое. (Корова)
  • Мягкие лапки, А в лапках – цап-царапки. (Кошка)
  • Не земледелец, не кузнец, не плотник, А первый на селе работник. (Конь)

Названия русских народных сказок на «К»

Художник Станислав Ковалев

  • Крошечка - Хаврошечка
  • Конек – горбунок
  • Козьма Скоробогатый
  • Кощей Бессмертный
  • Колобок. Загадка про эту сказку:
    Как испекся Колобок,
    Прыг с печи и за порог.

Евангельские истины в народных пословицах на «К»

Художник Сергей Ефошкин

  • К большому терпению придет и умение.
  • Коса - девичья краса.
  • Кто ныне мал - завтра велик, а ныне велик - завтра мал.
  • Кто родителей почитает, того Бог не забывает.
  • Кто нужды не видал, тот и счастья не знает.
  • Кто правду хранит, того Бог наградит.
  • Кончил дело - гуляй смело.
  • Красна птица пением, а человек умением.
  • Корень учения горек, да плод сладок.
  • Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
    • Когда подаешь милостыню в окно, то отворачивайся и молись иконам (не гляди, кому подаешь).
    • Кто сирых питает, тот Бога знает.
    • Как поживешь, так и прослывешь.

Словарь старинных русских слов на «К»

Художник Станислав Ковалев

Каган — правитель Хазарского государства.

Казак, казачиха — работник (работница), батрак, наемный работник.

Казна — встречается в значении: деньги, достояние, имущество.

Калантирь — воинский доспех в виде безрукавного панциря из блях или дощечек, соединённых металлическими коль­цами.

Калика – странник, от слова калига – название обуви странника

Калиновый (об огне) — яркий, жаркий.

Камзол — нарядное мужское платье до колен, иногда без рукавов, обтягивающее корпус. Одевался под кафтан западноевропейского образца. В Западной Европе распространился во второй половине XVII в., в России — в начале XVIII в.

Камка — старинная плотная шелковая узорчатая китайская ткань.

Камус – полоса шкурки с ноги оленя, которой подбиваются лыжи, обувь шерстью наружи.

Камча — плеть.

Канун — праздничное пиво, брага, мед, приготовленные к церковному празднику.

Каравайцы — пшеничные блины.

Катанки — валенки.

Картуз — мужской головной убор, род невысокой, сшитой из сукна шапки с твердым козырьком; в России картуз начали носить в начале XIX в. Во второй половине века получил широкое распространение, а в начале XX в. вытеснился кепкой.

Картуш — скульптурное (лепное) или графическое украшение в виде декоративно обрамленного завитка или не до конца развернутого свитка.

Кафтан русский — самая распространенная одежда в допетровской Руси. В зависимости от назначения мог быть теплым или холодным, длинным или коротким (кафтан ездовой), одеждой верхней или нижней. Обычно шился чуть приталенным, долгополым, с расходящимися книзу полами.

Квочка — курица, которая водит цыплят.

Керженский наставник — главное лицо у раскольников-староверов Керженского края (вблизи Нижнего Новгорода).

Кивер — военный головной убор в армиях Европы XVIII-XIX вв.; в русской армии кивер существовал с 1741 по 1881 г., а затем с 1906 по 1917 г. в гвардии, военных училищах; в этот период кивер носили и генералы.

Кизяк – сухой навоз.

Кий, киек — палка, посох, батог.

Киндяк — хлопчатобумажная ткань красного цвета; киндяшная — одежда из подобной ткани или ткани красного цвета.

Киноварь — ярко-красная природная краска, в состав которой входят ртуть и сера.

Кирпичник — мастер, изготовляющий кирпичи из глины, или торговец кирпичами.

Киса — мешок.

Китина — ствол травы, стебель гороха.

Кичига — молотило, верхняя часть цепа

Кичка — старинный русский праздничный головной убор замужней женщины.

Кишка — домашняя колбаса.

Клетка — место, огороженное тыном, оградой

Клеть — прямоугольный бревенчатый сруб; комната или кладовая в доме; амбар; пристройка к избе, чулан.

Клюка — крюк, палка с загибом для поддержки желоба под стрехою кре­стьянской тесовой кровли или для пригнета соломенной.

Ковш — старинная русская посуда для напитков.

Кожух — кожа.

Кокошник — старинный женский русский головной убор; в допетровской Руси бытовал в боярской среде, в XIX в. — только в крестьянской и купеческой.

Кокурка — булочка с яйцом.

Колено — значит, старший в семье; следовательно, подколенные князья — младшие, удельные князья.

Колодочка — обструганный, короткий деревянный брусок.

Колотлива (о дороге) — беспокойная.

Колпак — вид покрытия здания округлой формы острием вверх.

Кольчуга — доспех в виде рубахи, составленный из продетых друг в друга железных колец. Кольчуга защищала от поражения холодным оружием.

Коляда — святочное величанье в честь хозяев дома; за коляду отдаривались подарком.

Комель — утолщенная нижняя часть прялки; прилегающая к корню часть дере­ва, волоса, рога.

Комонь — конь, лошадь.

Кондовые бревна — смолистые, крепкие, мелкослойные сосновые бревна, употреблявшиеся преимущественно для построек.

Конец — край деревни, а также улицы, ведущей к околице.

Коноватный — из  азиатской  шелковой  ткани,  шедшей   на  покрывало,  фятт

Копань — яма, вырытая для сбора дождевой воды; неглубокий колодец без сруба.

Копыл — часть ствола дерева, включающая ответвление корня; короткий брусок в полозьях саней, служащий опорой для кузова.

Корец — ковш.

Кормщик — человек, который управляет судном с помощью кормового весла (кормовика).

Короб (коробья, или коробейка) — сундук со стенками из луба, дном и крышкой из дерева; лукошко, корзина.

Косарь — большой нож с толстым и широким лезвием; сделанный из обломка косы на длинной рукояти; употреблялся для снимания с дерева коры при подсочном способе добывания смолы.

Коска — кость, косточка.

Костер — поленница, сложенные в клетку дрова.

Кострица (костра) — жесткая кора льна и конопли, остающаяся после их трепления, чесания.

Косушка — четверть кружки вина.

Косящетое (косивчатое) окно — окно из ячей-косяков или переплетенных вкось металлических прутьев, типичное для Руси до XVIII в.

Кочет, кочеток — петух.

Кочок — кочка.

Коты — род теплой обуви.

Красный угол — угол в избе, где висели иконы.

Красота — венец невесты из лент и цветов, символ девичества и девичьей воли.

Крепость — грамота, документ, подтверждающий права владельца.

Крома — сума, мешок нищего; «Фома — большая крома» (19 октября) — обилие хлеба и запасов, так зовут и богатого, зажиточного человека.

Кросна (кросно) — ручной ткацкий станок; нитяная основа при тканье на руч­ном станке; полотно, вытканное на кроснах.

Кропачишко — от глагола кропотать — хлопотать, суетиться, сердиться, браниться.

Кросенца — домотканые рубашки.

Крутое крутище — почти отвесная круча, яр.

Крыница — родник, ключ, мелкий колодец; кринка, молочный горшок, узкова­тый и высокий.

Кститься — креститься, осенять себя крестом.

Кубовастая крыша — четырехскатное закругленное покрытие, заостренное кверху, напоминающее по форме массивную луковицу.

Кудель — вычесанный и перевязанный пучок льна или пеньки, изго­товляемый для пряжи.

Кужель (кужаль) — кудель, вычесанный лен; льняная пряжа высшего качества.

Кузло — кузнечная работа, ковка; вообще пахотные снаряды.

Кукомоя — неряха, неопрятный человек.

Куна — куница.

Курень — место выжега в лесу углей, угольная яма и изба для рабочих.

Куржевина — иней.

Курить — вытворять.

Курчижка — сук, обрубок.

Кут, кутничек — угол, особенно в избе под образами или около печи; прилавок, ларь, в котором зимой держали кур; «гнилой кут» — северо-западный ветер.

Кутья — разваренные и подслащенные пшеничные зерна; ячменная или пшеничная каша с изюмом; еда на поминках.

Кучиться — просить, кланяться, умолять.

Кухта - косматый иней на деревьях, кустах.

Что означает буква «К» в старославянской азбуке

Како – буква-слово славянской азбуки, которое обозначает «как» или «подобно». Простой пример употребления этого слова «како он» сегодня звучит просто «как он». В этом слове Константин пытался выразить схожесть человека с Богом. Ведь Бог создал человека по образу и подобию своему. Числовая характеристика этой буквы соответствует двадцати.

Ее название в славянской азбуке происходит от местоименного наречия, которое начинает исконное вопрошание человека: как преодолеть смерть, как спастись? И ответ начинается с той же буквы: Крестом - «Образ бо дах вам, да, якоже Аз сотворих вам, и вы творите» (Ин. 13:15).

Крест - соединение двух векторов - есть призвание человека, которое он исполняет, неся земные тяготы (горизонталь) с молитвенным устремлением (вертикаль). Крест и Христос - однокоренные слова, заимствованные нами в разное время из разных языков: одно - из немецкого (крист- распятие), другое - из греческого.

Значение слов в православии на букву «К»

Кадило — металлический сосуд, в котором на горящих углях воскуривается ладан. Каждение фимиамом совершается в наиболее тор­жественных местах богослужения. Как литургическое действие оно вхо­дит в состав крещения, елеосвещения, отпевания, малого и великого водоосвящения.

Камилавка (от гр. kamelos — верблюд) — высокий, цилиндри­ческий, расширяющийся кверху головной убор. Название происходит от византийских головных уборов, делавшихся из верблюжей шерсти. Фио­летовая богослужебная К. дается как награда архидьяконам, протодья­конам и священникам. Черная К. — часть облачения рясофорного мо­наха и иеродьякона (см. Духовенство).

Канон (от арамейского «кане» — правило или образец) — имеет не­сколько значений: перечень книг, принятых Церковью в качестве Св. Писания; чинопоследование евхаристических молитв; цикл молитв и песнопения утрени.

Канонарх — избранный чтец, громко и нараспев читающий слова песней, которые вслед за ним повторяет хор.

Канонизация (от гр. canonizo — узакониваю) — узаконение, через особое постановление высшей церковной власти, чествования цер­ковью умершего подвижника веры и благочестия как святого. К лику святых изначально были причислены: 1) ветхозаветные патриархи (или праотцы); 2) новозаветные апостолы и 3) мученики. Установление общецерковных праздников в честь святых было способом их К. В IV в. обо­значаются новые категории святых; 4) преподобные, т.е. святые из ино­ков-подвижников; 5) святые отцы церкви и вообще иерархи; 6) просла­вившиеся благочестием и заслугами перед церковью цари. Основаниями К. считаются: мученическая смерть за веру, исцеления и чудотворения, совершенные при жизни и посмертно, нетленность мощей, народное признание святости прославляемого, достойная и святая жизнь, заслуги в распространении христианства. К. местных святых совершается епар­хиальным архиереем, а общецерковных святых — собором. Почитание святого устанавливается православной церковью не по специальному чину, а совершением в избранный день торжественной службы святому.

Канонические книги — книги, которые по своему божественному до­стоинству могут и должны служить для верующих неизменным прави­лом их веры и благочестивой деятельности. Эти книги признаны Все­ленской церковью богодухновенными. В Ветхом Завете таких книг 22, в Новом — 27.

Канун (от гр. kanon — установленный) — 1. подсвечник в виде сто­ла со множеством ячеек для свечей и небольшим распятием; 2. Кутья и питье для поминовения усопших. 3. День, пред­шествующий какому-либо важному дню или событию.

Кафизма (кафисма) (по-гречески — «сиде­ние», «седален») — один из 20 отделов Псалтири. Каждая кафизма делится на 3 части, или «Славы», так как по прочтении всякой такой части кафиз­мы читается: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аддилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды). Во время чтения кафизм можно сидеть, но во вре­мя краткого славословия надо встать.

Келья (от лат. cella — комнатка) — отдельное жилое помещение в монастыре или рядом с ним. Предназначалось для монашествующих лиц, желавших облегчить или усугубить для себя трудности монашеской жизни.

Киворий (гр. kiborium) — навес над престолом в алтаре в виде купола с крестом, держащийся на столбах. К. обычно бывает в соборах и крупных храмах. К. и престол символизируют место распятия и положе­ния тела Христова.

Кивот, или киот, (гр. kibotos — ящик, ковчег) — 1. ящик; ковчег Завета. Это был ящик из драгоценного дерева ситтим (акации), внутри и снаружи обложенный золотом, осеняемый литыми из золота же херувимами. Он почитался важнейшей святыней Израиля. В ковчеге хранились скрижали Завета и чаша с манною. Когда в 70 году Иерусалим был разрушен, ковчег потерял свое значение, и во втором, вновь построенном Иерусалимском храме ковчега уже не было. 2. Деревянный ящик, поставец или специальный застекленный шкаф, в котором помещаются иконы. Рама для иконы.

Кий — какой.

Кириопасха (от греч. «Господня Пасха») — так в церковном уставе называется день Пасхи, если он совпадает с праздником Благовещения.

Клас — хлебный колос.

Клир (от гр. kleros — жребий) — священнослужители и церковно­служители. Каждый храм имеет свой К. — совокупность людей, совер­шающих в нем богослужение. К классу священнослужителей относятся, по различию трех степеней священства, диаконы, пресвитеры и еписко­пы. Они посвящаются в сан через таинство священства посредством ру­коположения (хиротония). К церковнослужителям причисляют иподьконов, чтецов, певцов, посвященных через обряд руковозложения (хиротессия), не относящийся к таинству священства.

Клирос — место на южном и северном конце солеи (возвышение перед иконостасом), предназначенное для певцов и чтецов. Название происходит от места в епископских кафедральных церквах, где вместе с низшими клириками пели соборные священники, называемые "клирошанами".

Клобук (тюрк, колпак, шапка) — головной покров монахов, состоящий из камилавки (цилиндрической формы) со спадающей на плечи тканью черного или белого (у митрополита и патриарха) цвета. В чинопоследовании пострига К. называется шлемом спасения и покровом  послушания.

Ключ — означает иногда державу, или царство. Кроме того, имеет такое значение: «от Бога даруемая власть и способность» — к пропо­веди Слова Божия, совершению таинств и духовному управлению, то есть власть и способность приводить людей в Царство Небесное. Тре­тье значение слова «ключ» содержится в выражении: «Ключ Девы невредивый» — то есть неповредивший заключенной (утробы) Девы.

Ключитися — случаться, приключаться

Книжник — ученый человек; в церковном отношении — законник, законоучитель; в военном — командир.

Книжники (от евр. «писцы») — или учителя Закона (законники) — сословие образованных людей, знатоков закона. Они списывали (пере­писывали) книги Св. Писания, хранили в памяти предания. Книжни­ки были у евреев юристами и богословами. Они придерживались бук­вального толкования Закона, строго следуя предписаниям преданий. В религии были формалистами, довольствуясь мелочным соблюдением всех внешних правил. Почти все книжники были фарисеями.

Ков — умысел, заговор.

Коленопреклоненные молитвы — читает священник на коленях в вратах царских, обратившись лицом к народу. К.м. содер­жат прошения о милости Божьей, о ниспослании Духа Святого, об упо­коении умерших. Составлены в IV в. Василием Великим. Читаются на вечерне в день Пятидесятницы.

Коливо — кутья, сочиво, пшеница или рис, сваренные и приправлен­ные медом или сахаром. Иногда все это смешивается еще с черносли­вом, яблоками, изюмом и проч. Готовится коливо или в память усоп­ших, или в честь какого-то святого. Каждый компонент кутьи имеет свое символическое значение. Пшеница и плоды — умерший восстает из гроба, подобно тому, как истлевают в земле пшеница и плоды, а потом опять приносят обильные плоды. Мед и сахар — в Небесном Царствии православных и праведных ожидает не горькая и прискорб­ная, но сладкая, благоприятная и блаженная жизнь. И собственно, коливо, или кутья, — это Символ веры каждого православного живого в воскресение умершего для лучшей жизни.

Коло — колесо, круг, обод.

Колокол - отлитый из медного сплава полый конус с языком, издающий громкий мелодичный звон. Колокола являются одною из необходимых принадлежностей православного храма. В богослужебных книгах колокол называется кампан, что этимологически связано с названием римской провинции Кампания, где добывалась лучшая медь для колоколов.

Колокольный звон — неотъемлемая часть православного культурного пространства. По народным поверьям, К.З. есть нечто ос­вященное свыше и являющее присутствие высшей силы. Не случайно поэтому название колокола — "глас Божий". К.З. разграничивает "чис­тое" и "нечистое" время. В период молчания колоколов от Страстного четверга до Страстной субботы в знак скорби по поводу мучений и кон­чины Иисуса Христа К.З. принято было заменять звуками (парни ходили по ночам по селу с колокольчиками и трещотками, старухи били ветка­ми по церковному полу, чтобы нечистая сила не имела возможности творить зло). Все содеянное во время К.З. освящалось присутствием выс­шей силы, ее соучастием в деятельности человека. Под пасхальный К.З. люди умывались у источников, чтобы быть здоровыми, а девушки — чтобы быть красивыми и избавиться от веснушек. К.З. воспринял магические функции, приписываемые народной традицией другим формам интенсивного звука — громкому голосу, стрельбе, крику. К.З. использовался для разгона градовых туч. Женщины звонили в колокола на Пасху, наде­ясь, что у них вырастет высокий лен. Чтобы хорошо петь, девушки пили воду, которой предварительно обмыли церковный колокол. Желающие исцелиться от глухоты становятся на Пасху под большой колокол. К.З. соотносится и со смертью. Этим объясняется обыкновение креститься при звуках церковного колокола, поминая умерших, и специально зво­нить на Пасху в память о них. Провожая из дома или села нелюбимого всеми человека, устраивали ему "позвонное", т.е. имитировали К.З., сту­ча по горшкам, металлической посуде, чтобы он никогда назад не вер­нулся.
Как и другим видам звуков, К.З. приписывается медитативная функ­ция. Полагают, что звуки колокола в один из весенних праздников могут разбудить умерших предков и донести до них весть о наступлении празд­ника.
Русский К.З. производится ударом в колокол языка, подвешенного внутри на веревке, в отличие от западного, который производится раскачиванием всего колокола, отчего колокола за границей не допускают такого большого размера. Часто колокола настраивались так, чтобы да­вать гармоничный аккорд. В большинстве случаев колокола подбира­лись разнозвучащие, настраивались на определенный мотив ("Вечная память", "Со святыми упокой", "Боже царя храни" и др.). Характерным для русского звона является переодически-правильное сочетание ритмических фигур. Различаются виды К.З.: благовест, трезвон, перезвон и пере­бор. Благовестом колокол возвещает начало вечернего, утреннего и дневного богослужения. Перед более торжественными службами за благо­вестом следует трезвон. К.З. производится и во время богослужений — утрени и литургии, при крестных ходах, перед освящением воды в дни храмовых праздников, при погребении епископов, архимандритов и свя­щенников.

Кольми — сколько.

Кондак — 1. Краткая песнь, содержащая изло­жение сущности праздника. Кондак и близкий ему по содержанию и форме икос поются или читают­ся после 6-й песни канона; этот же кондак читается и на часах. 2. Строфа акафиста (наряду с икосами). Песнь канона начинается ирмосом, за кото­рым следуют составленные по его подобию тропа­ри. Содержание каждой песни канона (прежде всего ирмоса, задающего тон) основано на опреде­ленных местах Священного Писания.

Косный — медленный, малоспособный.

Краниево место — лобное место, Голгофа. Название такому месту дало предание, что здесь были погребены кости Адама, первого чело­века. Вот почему внизу Креста Христова принято изображать голову Адама с костями.

Крест — 1. Символ спасения и искупления человечества, знаме­ние победы над смертью и адом. Орудие смерти нашего Спасителя, которое стало для христиан орудием спасения и символом победы над смертью и дьяволом. Цер­ковь употребляет образ Креста Господня как украшение храма, а также ограждения от темных, дьявольских сил. В храме все находящиеся там священные вещи украшены крестом: одежда, сосуды, пелены и пр. И сам храм венчается крестом. Это знамя победы веры Христовой.

В православии приняты три формы К. — четырехконечный, шестиконечный и восьмиконечный. К. бывают: 1) на­персные, даваемые при крещении (носимые на теле под одеждой, называются нательными, или тельниками); 2) иерейские, носимые священниками поверх рясы или фелони; 3) архиерейские, носимые ар­хиереем рядом с панагией; 4) напрестольные, полагаемые на престоле рядом с Евангелием. Он употребляется в праздничные дни для осенения прихожан, а также для целования его всеми присутствующими в храме; 5) запрестольный — это животворящий крест, который водружается за престолом, на восточной стороне. Он занимает первое и самое вид­ное место между всеми священными изображениями в храме. Благода­ря этому все прихожане во время службы могут созерцать очами и сер­дцем таинство искупления крестной смертью Спасителя. 2. Термин христианского нравственного богосло­вия, означающий совокупность жизненных лишений, страданий и борь­бы долга с искушениями греха, которые должны переноситься без нару­шения требований религии и совести. В этом смысле слово "крест" упот­ребляется в высказывании Христа: "Кто не берет креста своего... тот не достоин Меня" (Мф. 10:38). Иногда слово «крест» означает «гонение, несчастье». Так возникло выражение и понятие «нести крест свой» — то есть терпели­во переносить несчастья, гонения, болезнь, беду, выстоять в борьбе со своими внутренними страстями и недостатками, уметь распять свое грешное самолюбие.

Крестилъня, или Купель, — священный сосуд особого устройства, в котором крещаются младенцы. Преподобный Симеон Солунский писал: «Возродившись, крестившийся исходит из священной купели, духовной матери нашей, как из девственной, чистой и святой утро­бы, всецело новым, просвещенным и Сыном Божьим. Ибо, как Хри­стос родился от Девы, да очистит наше оскверненное рождение, так и мы рождаемся от чистой купели, и как там чистая кровь и чрево Девы и Дух Святый устроили плоть Бога-Слова, так и в нас чистая вода купели и Божественный Дух совершили чистое возрождение».

Креститель — это наименование исключительно и единственно Свя­той Церковью присвоено святому Пророку и Предтече Иоанну, крестив­шему на Иордане Господа нашего Иисуса Христа.

Крестное знамение — изображение креста рукою на себе или ком-либо (чем-либо) другом. В православной церкви при соверше­нии К.З. принято складывать вместе большой, указательный и средний пальцы, а безымянный и мизинец прижимать к ладони. К.З. совершается прикосновением сложенными пальцами последовательно ко лбу, живо­ту, правому и левому плечам. Три первых пальца, сложенных вме­сте, означают Святую Троицу, два же остальных пальца, пригнутых к ладони, символизируют Иисуса Христа в двух естествах, сошедшего на землю. Движение правой руки с таким образом сложенными пальцами означает Крест Христов. Приложение руки ко лбу, груди и плечам оз­начает освящение мыслей, действий и чувств. Осенение себя тремя первыми перстами как православный обычай было утверждено и уза­конено большим Московским собором 1667 года. Это было окончатель­ным отделением от старообрядческого обычая осенять себя двумя паль­цами — он бытовал на Руси примерно с XIII века.

Крестный отец — восприемник, кум, который при крещении выпол­нял функцию поручителя перед Церковью за веру крещаемого, а также наставника его. Крещаемый по отношению к нему называется крест­ником.

Крестный ход — торжественное шествие духовенства и народа вокруг храма или к какому-нибудь месту с иконами, хоругвями, креста­ми. Обыкновенные К.Х. совершаются по уставу в определенные празд­ники, чрезвычайные — с разрешения епархиального начальства в особо важных случаях церковной жизни (например, на поля во время молений об избавлении от засухи).

Крещение — таинство православной церкви, священное действие, во время которого крещаемый очищается от первородного греха, и от всех грехов, совершенных им самим до крещения,  и подготавливается к миропомазанию и вхождению в церковное общество. Человек возрождается в новую духовную жизнь, духовно рождается. Совершается К. троекратным погру­жением в воду с произнесением крещальной молитвы: "Крещается раб Божий во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь." Над одним челове­ком К. совершается один раз в жизни. К. взрослых (после 7 лет) происхо­дит по научении их вере, или оглашении (см. оглашенные). В крайних случаях крестить дозволяется и мирянам по сокращенному чину.

Кромешный — крайний, внешний.

Куколь (лат. cucullus — капюшон) — верхнее облачение монаха великой схимы (см. схимонах) в виде остроконечного капюшона с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи чер­ного цвета с изображением на нем крестов, серафимов и текста трисвятого. Надевается поверх мантии. В чинопоследовании пострига называ­ется К. беззлобия, шлемом спасительного упования.

Купель — сосуд, употребляемый в православной церкви для со­вершения таинства крещения.

Купно — вместе.

Пропись церковно-славянской буквы «Како»:

 

Источники:

  • «Чудо чудное»: Русские народные сказки от А до Я./ Составитель Владимир Соколовский, художник Станислав Ковалев. – М.: ДОМ, 1992. – 204 с.
  •  Юдин Г. Аз, Буки, Веди: Азбука православия для детей с иконами и картинами русских художников.// Георгий Юдин. – М.: Белый город, Даръ, 2005. – 384 с.
  • Народные русские сказки: Из сборника А.Н. Афанасьева./ художник Т. Маврина – М.: Художественная литература, 1980. – 320 с. Веялис Ю. Мед и леденцы: О Деде Морозе – проказнике в Рождество и новогодние праздники (истории, шутки, игры, загадки). В помощь организаторам праздников. / Юрий Веялис. — 2-е изд., испр. и доп. - М.: НП «Изографъ», 2013. - 132 с. – (из серии «Незабудки. Приложение к детскому православному журналу «Лампадка»)
  • Колесникова В. Краткая энциклопедия православия. Путь к храму./ Валентина Савельевна Колесникова. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 589 с.
  • https://wellspeak.ru/the-letter-is-a-land-value-old-slavonic-cyrillic-and-modern-writing.html К. Титаренко «Тайна славянской азбуки», 1995 г.
  • http://armih.cerkov.ru/umk-vertograd/cerkovnoslav
  • https://vladk3.livejournal.com/315740.html Алфавит с героями сказок
  • https://vk.com/album-30504651_168801557 «Азбука в пословицах». Художник Сергей Ефошкин.
  • http://vertograd.cerkov.ru/cerkovnoslavyanskaya-azbuka Воскресная школа "Вертоградъ"

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...