вторник, 1 сентября 2020 г.

Красота души Пресвятой Девы Марии



Эрмитаж. Мои любимые картины
Красота души Пресвятой Девы Марии
Датой основания Эрмитажа принято считать 1764 год, когда императрица Екатирина II приобрела 225 произведений европейских художников. Имея неограниченные финансовые возможности, императрица за короткий срок смогла создать картинную галерею мирового уровня…
У каждой картины есть свои поклонники и почитатели. Ниже представляю подборку картин, на которые отозвалась моя душа. Особенно меня потрясают произведения, посвященные Пресвятой Деве Марии. Сколько любви и трепета вкладывают художники разных стран в написание Ее Лика. Действительно, Богородица – самое прекрасное Творение Господа… Свет, добро и тепло изливаются на наши сердца от картин великих художников, творивших Образ Божией Матери. Доброго просмотра!
  Симоне Мартини (Около 1284–1344) Мадонна из сцены «Благовещение». Между 1340–1344. Дерево. 30,5x21,5. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург
Уроженец Сиены, учившийся там живописному делу, Симоне Мартини работал в Неаполе, Орвьето, Пизе, Ассизи и Авиньоне. В 1317 он был возведен в рыцарский сан королем Неаполя Робертом. Мастер в своих произведениях продолжил традиции итало-византийской и готической живописи.
Мадонна из сцены «Благовещение» — створка диптиха — относится к работам зрелого периода творчества мастера. В изображение Девы Марии художник привносит очищенный изобразительный язык, яркие насыщенные цвета — золотой, синий, благородный красный; вводит. Благородство подчеркнуто изысканным изображением одежды, нежных рук Марии, как бы отвлеченной от чтения небольшой книжки в красном сафьяновом переплете.

Фра Беато Анджелико (Ок. 1400–1455) Мадонна с Младенцем, святым Домиником и святым Фомой Аквинским. Между 1424 и 1430. Фреска. 196x187. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург
Итальянский художник и монах Фра Джованни да Фьезоле был прозван Беато Анджелико (Ангельским). Как никто другой он умел передавать мягкий лиризм и особую тонкую атмосферу евангельских сюжетов. Фреска «Мадонна с Младенцем, святым Домиником и святым Фомой Аквинским» некогда украшала стену доминиканского монастыря во Фьезоле, но после его упразднения была вырезана из стены и продана двум итальянским художникам. Работа принадлежит к позднему творчеству мастера. Лик Марии – прекрасен, немного печален и необыкновенно одухотворен.
Образы святых удивительно гармоничны и согласованы. В центре восседает Мадонна с Младенцем, слева от нее — святой Доминик с лилией в руке, символом чистоты, справа — святой Фома Аквинский с открытой книгой Священного Писания. В работах Фра Беато Анджелико органично соединились реалистические достижения мастеров круга Джотто и мягкие, проникновенные образы Симоне Мартини.
Лукас Кранах Старший (1472–1553) Мадонна с Младенцем под яблоней 1520–1530. Холст, масло, переведено с дерева. 87x59. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург
Творчество выдающегося немецкого художника Лукаса Кранаха Старшего особенно наглядно отражает своеобразие немецкого искусства XVI века, когда суровая доктрина Реформации находилась в гармонии с идеями гуманизма и национальным фольклором.
Художни изобразил златовласую Мадонну в образе прекрасной молодой женщины, напоминающей принцессу из немецких сказок. Она находится в яблоневом саду на фоне пейзажа с видом Саксонии — замком и горами. Одежда Мадонны соответствует одежде немецких аристократок. Цветовая гамма картины разнообразна и насыщена благородным красным, желтым, золотистым, зеленым и их оттенками. Мадонна и Младенец Иисус, с деликатно подчеркнутыми пропорциями детского тельца, внимательно смотрят на зрителя, словно давая понять, что им уже известна уготованная судьба, и они готовы принять ее без тени сомнения. Взгляд удлиненных глаз Богоматери печален и задумчив — она знает, что должна потерять сына. Прямым намеком на это служат яблоко и хлеб в руках Младенца, символы искупления греха.
Рогир ван дер Вейден (Около 1400–1464) Святой Лука, рисующий Мадонну 1435–1440. Холст, масло. 102,5x108,5. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург
Нидерландский живописец Рогир ван дер Вейден по праву считается крупнейшим мастером раннего Северного Возрождения. В портретных произведениях он ставил своей целью с помощью изобразительных средств раскрыть индивидуальность личности, ее внутренний мир.
Евангелист Лука был первым, кто написал портрет Богоматери, исполнив его с натуры. На этом основании он считается покровителем художников и иконописцев.
В картине ван дер Вейдена действие происходит в открытой лоджии. Слева у подножия трона под красочным балдахином располагается Мадонна, одетая по нидерландской моде XV века. Она кормит улыбающегося Младенца Христа. Трон намекает на ее будущую роль Царицы Небесной, он украшен маленькими скульптурными фигурками Адама и Евы, служащими напоминанием о первородном грехе, который искупил Христос. Напротив Мадонны святой Лука в красном одеянии запечатлевает облик Богоматери, почтительно преклонив колени. В образе евангелиста ван дер Вейден старается показать внутреннее состояние, сосредоточенность художника в момент творческого процесса. За спиной святого через приоткрытую дверь различимы книга и бык — его атрибуты как одного из авторов Евангелия и Деяний святых апостолов. Две фигуры, стоящие спиной к зрителю и созерцающие пейзаж, — вероятно, Иоаким и Анна, родители Марии.
Франсиско де Сурбаран (1598–1664) Отрочество Мадонны. Между 1658–1660. Холст, масло. 73,5x53,5 Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург
Франсиско де Сурбаран относится к плеяде испанских художников XVII века. Его творчество, несмотря на религиозную тематику, весьма реалистично. В изображениях святых и монахов он передавал реальные человеческие переживания и чувства, которые подмечал у молящихся в соборах родной Севильи.
В «Отрочестве Мадонны» образ маленькой Богоматери притягивает своей необычайной чистотой и невинностью. Перед нами — девочка с милыми чертами лица, но в образе Марии художник передал что-то отличающее ее от простого ребенка. Трогательная кротость, с которой она устремила глаза в небо, и лицо, озаренное сверху светом, говорят об ее избранности и покорности будущим испытаниям. Фигура Марии в ярком красном платье с зеленой накидкой выделяется на темном фоне, как будто луч божественного света указал на нее, выбрал среди других дев. Сюжет, известный так же как «Юность Марии», взят художником не из Евангелия, а заимствован из апокрифических сказаний о жизни Мадонны.

 Автор текстов: Л. Пуликова

Источники:
Великие музеи мира. Государственный Эрмитаж. Том 6. Часть первая./ автор текста Л. Пуликова. – М.: ЗАО «Издательский Дом «Комсомольская правда», 2011. – 96 с., илл.
Великие музеи мира. Государственный Эрмитаж. Том 7. Часть вторая./ автор текста Л. Пуликова. – М.: ЗАО «Издательский Дом «Комсомольская правда», 2011. – 96 с., илл.
https://coollib.com/b/345866/read#t4 Л. Пуликова Государственный Эрмитаж

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...