суббота, 5 сентября 2020 г.

Тихвинский Богородичный Успенский монастырь

Тихвинский Богородичный Успенский монастырь
Автор текста: Ксения Толоконникова
Тихвинский монастырь представляет собой как бы искусную, любовно изготовленную оправу для одной из величайших святынь России - Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы.
Тихвинская обитель находилась в запустении до начала 1990-х годов. Богослужебная жизнь теплилась лишь в крошечной церкви "Крылечко". И больше во всем Тихвине и его окрестностях не было ни одного действующего храма. Все было разорено, закрыто, порушено.
Тихвинский Богородичный Успенский монастырь в конце XIX века
В 1995 году иноческая жизнь в монастыре возобновилась, а летом 2004 года произошло знаменательное событие – Тихвинская икона Богородицы вернулась на родину и заняла свое место в Успенском соборе – в киоте у первого столпа по правую руку от входа.
Сам город Тихвин своим появлением обязан именно чудотворной Тихвинской иконе Пресвятой Богородицы и Богородичному Успенскому монастырю. Ныне монастырь вернул себе градообразующую роль. Ведь ехать в Тихвин - значит ехать к чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери.
Ниже рассказ об удивительных и древних храмах монастыря.


Успенский собор
Собор в честь Успения Божией Матери в Тихвинском Богородичном Успенском монастыре
Постройка каменного собора в честь Успения Божией Матери была предпринята в 1510-15 годах. До этого на месте Успенского собора находилась деревянная церковь. Собор возводился усердием великого князя Василия III, деньги на строительство шли из его собственной казны.
Для сооружения храма в Тихвин прибыли мастера из Москвы. Когда он уже был почти окончен, вдруг случилось невероятное: новая паперть обрушилась и погребла под собой двадцать рабочих. Расчищать завалы пришлось три дня, так они были велики. Надежда на то, что хоть кто-то из людей остался в живых под обломками паперти, медленно таяла - ведь они находились в "каменном мешке" без пищи и почти без воздуха.
Тем больше было удивление народа, когда всех рабочих извлекли из развалин не только живыми, но и невредимыми. Чудо это приписали заступничеству Божией Матери, и память о нем сохранилась в Тихвине по сей день. Сама же новая церковь, находившаяся тогда не в монастыре, а в центре посада, восхищала современников своей красотой: "Поставиша церковь Пречистыя на Тихвине на старом месте кирпичную с камением чудну вельми и велику, и паперти нарядиша".
Тихвинский Богородичный Успенский монастырь. Современный вид с правого берега Тихвинки от Полковой церкви
Исследователи называют Успенский собор Тихвинского монастыря одним из самых значительных памятников русского зодчества начала XVI века. Впрочем, в последующие века он претерпел существенные переустройства. Например, позакомарное покрытие было заменено четырехскатной крышей, а шлемовидные главы - луковичными.
Успенский собор сооружался "под икону" - и это определило особенности его устроения. Перед западными столпами оставили довольно много свободного пространства - чтобы люди, пришедшие помолиться перед чудотворным образом Богородицы, могли, не толпясь, осуществить свое благочестивое намерение.
Интересно был решен вопрос и с освящением - западные барабаны сделали "световыми"; таким образом, в пространстве храма выделялось то место, где находилась Тихвинская икона.
Тихвинский Богородичный Успенский монастырь. Современный вид. https://dimon-porter.livejournal.com/115452.html
В советскую эпоху Успенский собор оставался действующим до 1931 года. В 1936-38 годах в нем находился продовольственный склад, в январе-феврале 1941 года - военный госпиталь, а в 1946-47 годах - цеха Всесоюзного общества святых. После возвращения Тихвинского монастыря Церкви (в 1995 году) в соборе была проведена масштабная реставрация. В частности, отреставрировали уникальный иконостас начала XVII века - один из старейших на территории России.

Церковь в честь Покрова Божией Матери
Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. https://dimon-porter.livejournal.com/115452.html
Если Успенский собор — постройка «домонастырская», то есть существовавшая еще до основания Тихвинского монастыря, то теплая Покровская церковь была возведена уже как составная часть монастырского ансамбля. Ее строительство относится к 1581 году. К церкви примыкает просторная двухэтажная трапезная палата. Первый этаж использовался для хозяйственных нужд, а во втором была одностолпная палата со сводчатым потолком. Эта «зала» интересна своей планировкой, весьма напоминающей планировку Грановитой палаты в московском Кремле. Сохранились сведения, что здесь не только трапезничали монахи, но и собирались для обсуждения важных дел посадские люди. При храме было устроено два придела — в честь Старорусской иконы Божией Матери и во имя вмч. Варвары.
Архитектурный облик церкви в честь Покрова Божией Матери отличается подчеркнутой скромностью. Одноглавая, почти лишенная декоративного убранства (лишь три ряда кокошников украшают ее), она органично вписывается в монастырский ансамбль, оттеняя своей сдержанностью массивные формы Успенского собора.
Фрагмент фрески с изображением Иоанна Богослова из трапезной палаты Покровской церкви
Когда-то Покровскую церковь и трапезную украшали фрески. В настоящее время сохранились только их небольшие фрагменты, которые находятся в Тихвинском музее. Снаружи храм уже отреставрирован, восстановительные работы ведутся внутри.

Звонница Тихвинского монастыря
Звонница Тихвинского монастыря. https://dimon-porter.livejournal.com/115452.html
Характерная зубчатая звонница — своего рода «визитная карточка» Тихвинского монастыря.
Трехъярусное пятишатровое здание звонницы было возведено в 1600 году на жертвование Бориса Годунова. В нижних ярусах колокольни хранилось в начале XVII века немало военных припасов. Это обстоятельство сыграло печальную роль во время пожара 1623 года — звонница попросту взорвалась («тою колокольню пороховою казной разорвало...»). Сохранилась только часть звонницы, на основании которой к 1631 году была возведена новая — с сохранением прежних пропорций. В 1716 году новгородский мастер Андрей Григорьев установил на ней часы — прямо под самой аркой звона.
В 1777 году колокольня Тихвинского монастыря была перестроена. Шатровое завершение убрали, увенчав колокольню классицистическим фонариком с двумя шпилями по бокам. В таком виде звонница простояла до Великой Отечественной войны, когда все ее «классическое убранство» было разрушено в ходе военных действий. Проведенные в 1960-е годы реставрационные работы возвратили ей первоначальный вид.

Церковью Вознесения Господня
Святые врата с двуглавой церковью Вознесения Господня
Церковь, освященная в честь Вознесения Господня, находится над внутренними воротами Тихвинского монастыря напротив Успенского собора. Придел в ней был освящен во имя издавна почитаемого на Руси св. Феодора Стратилата.
Вознесенская церковь — двуглавая. Такой тип церквей встречается сравнительно редко в русском зодчестве, при этом двуглавыми как раз бывают преимущественно надвратные церкви. Две главы символизируют двойственную природу Христа (как Бога и как человека).

Надвратная каменная башня "Введенские ворота"
Надвратная башня «Введенские ворота» https://dimon-porter.livejournal.com/115452.html
Надвратная каменная башня «Введенские ворота» была построена в 1669 году усердием московского дьяка Богдана Силина. На внешней стороне башни, во втором ее ярусе, написали в технике фрески увеличенную копию Тихвинской иконы Божией Матери — так называемую Тихвинскую икону «у западных ворот». На этом месте, по преданию, был явлен чудотворный образ, и здесь икона Пресвятой Богородицы провела 130 лет — до постройки каменного Успенского собора. Чтобы богомольцы могли подняться к иконе, построили лестницу в двадцать четыре каменные ступени с навесом. Образ этот вскоре стал излюбленным у паломников, благочестивых горожан и кающихся грешников — ведь сюда можно было прийти в любое время дня и ночи, а монастырь и Успенский собор открывались и закрывались согласно уставу. Именно у этой иконы Божией Матери совершились многочисленные чудеса, что тоже сделало ее предметом особого поклонения верующих.
Сейчас об архитектуре надвратной башни можно судить только по ее восточному, внутреннему, фасаду (хотя и он претерпел значительные изменения).

Церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери
Церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери, построенная по проекту Н.Л. Бенуа
https://dimon-porter.livejournal.com/115452.html
Освященная в честь Тихвинской иконы Божией Матери, эта надвратная церковь имеет хотя недолгую, но весьма интересную историю. В народе ее прозвали "Крылечко". С  внешней стороны надвратной башни Большого Тихвинского монастыря находилась фреска — копия чудотворного Тихвинского образа Пресвятой Богородицы. В 1856 году перед ней произошло исцеление тихвинского мещанина А.А. Боровского от падучей и болезни ног. В память об этом чудесном событии была построена церковь в честь Тихвин­ской иконы Божией Матери, чьи стены как бы «охватили фреску с изображением Владычицы, явившись своего рода ковчегом для нее. Храм, получивший в народе название «Крылечко» (в память о том крылечке, которое находилось здесь прежде), возводился на пожертвования. автором проекта и руководителем строительства был Николай Леонтьевич Бенуа. Дивную же фреску одели богатой ризой, а перед ней поместили десять искусно изготовленных светильников. Все эти украшения также были пожертвованы богомольцами.
Церковь «Крылечко» стала первым храмом монастыря, возвращенным государством Церкви. В октябре 1944 года приходская община получила ее «в бесплатное пользование». Вплоть до 1989 года эта церковь оставалась единственным действующим храмом в Тихвине и его округе.

Тихвинский историко-мемориальный и архитектурно-художественный музей (ТИМАХМ)
В музее хранятся иконы тихвинской иконописной школы. Икона святителя Николая – один из самых ярких образцов тихвинской иконописи
Музей в Тихвине появился еще в 1913 году к трехсотлетию шведской осады Тихвина.
В 1913 году уездный город Тихвин обзавелся собственным музеем — Музеем местной старины. Инициатором его создания стал педагог и краевед И.П. Мордвинов, чрезвычайно много сделавший для изучения тихвинской истории и культуры. Спустя четыре года музей был закрыт. В 1919 году его коллекции были переданы Тихвинскому уездному музею местного края, разместившемуся в одном из зданий «расформированного» Большого Тихвинского монастыря. Во время Великой Отечественной войны собрание музея погибло. Только в 1968 году он открылся вновь, выросши из скромной экспозиции музея тихвинской школы № 1.
С 1988 года музей носит новое название — Тихвинский историко-мемориальный и архитектурно-художественный музей (ТИМАХМ). Сейчас экспозиция его расположена на территории Тихвинского монастыря — в корпусе Архимандричьих келий. Работники музея рассматривают свое нахождение в стенах одного из самых прославленных монастырей России как большую ответственность и считают соседство учреждения культуры и монашеской общины во всех отношениях плодотворным. Действительно, нельзя не отметить той положительной роли, которую сыграл музей в восстановлении монастыря. Например, по сохранившимся в его архивах фотографиям была воссоздана сень над Тихвинской иконой Божией Матери. Музею и монастырю удалось совместными усилиями вернуть на родину серебряные створы чудотворного образа, вывезенные в свое время из монастыря фашистскими оккупантами.
Экспозиция музея как бы подготавливает посетителя к знакомству с монастырем. Или — если это знакомство уже произошло — помогает углубить его, увидеть монастырь в исторической перспективе. Значительная часть постоянной выставки посвящена истории явления и почитания Тихвинской иконы Божией Матери.

Расстрелянный крест
Несколько лет назад в ходе реставрации на центральную главу Успенского собора установили новый крест. Крест, венчавший главный монастырский собор с 1816 года, был помещен в музей. Теперь он является одним из самых интересных и — если можно так сказать — поучительных здешних реликвий. Весь крест, покрытый вмятинами от пуль, свидетельствует о бедствиях XX столетия. О происхождении этих «ранений» рассказывают разное. По одной из версий, пули, оставившие следы на кресте, были немецкими: фашисты, оккупировавшие город в 1941 году, стреляли по советским самолетам, и некоторые пули попадали в крест. Согласно другой версии, стреляли по кресту десятилетием раньше красноармейцы, соревнуясь в меткости. Но, как бы там ни было, заслуживает внимания тот факт, что ни одна из пуль не попала в Распятие, установленное в центре креста. Впоследствии это Распятие укрепили на новом накупольном кресте Успенского собора.

Источники:
  • Православные монастыри: путешествие по святым местам. Вып. 10. Тихвинский Богородичный Успенский монастырь./ текст Ксения Толоконникова. – М.: ООО «Де Агостин», 2009. – 30 с.
  • https://dimon-porter.livejournal.com/115452.html


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...