суббота, 5 сентября 2020 г.

Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. Странствия икона

Странствия древней иконы
Тихвинская икона Пресвятой Богородицы
Автор текста: Ксения Толоконникова
Часто бывает так, что иконы время от времени меняют места своего пребывания. Их прячут во время гонений, переносят из одного храма в другой, иногда они сами чудесным образом избирают себе новое пристанище. Тихвинская икона Божией Матери, пожалуй, одна из «самых странствующих» икон в истории христианства.
Величайшая православная святыня — Тихвинская икона Пресвятой Богородицы
Древнейшая история главной святыни Тихвинского монастыря и одного из самых почитаемых образов Пресвятой  Богородицы в России известна нам по «Сказанию о явлении и чудесах Тихвинской иконы Богоматери», наиболее ранняя редакция которого относится к концу XV века. Согласно преданию, Тихвиская икона была написана апостолом Лукой.

В V веке императрица Евдокия привезла ее в Константинополь. Здесь икону хранили в построенном для нее Влахернском храме. В эпоху иконоборчества дивный образ прятали в обители Пантократор, а затем вновь поставили во Влахернской церкви.
В 1383 году икона Владычицы непонятным образом из храма исчезла и явилась в новгородских землях.
Спустя недолгое время в Константинополе побывали новгородские «торговые люди». Предание указывает, что их принял Константинопольский Патриарх и, беседуя с ними, спросил, не слышно ли что-нибудь на Руси о чудотворной иконе Божией Матери, покинувшей Влахернскую церковь. Купцы рассказали ему о необычайном явлении некоей иконы Пресвятой Богородицы сначала над Ладожским озером, а затем у берегов Тихвинки. Выслушав их описание чудотворного образа, Патриарх подтвердил, что это именно та икона, которая находилась прежде в Константинополе. Он же показал русским купцам и место в церкви, где стояла святая икона, — у первого столба, справа от входа. Впоследствии в Успенском соборе Тихвинского монастыря образ Божией Матери поставили точно так же.
Сугубое почитание Тихвинской иконы Божией Матери в России укрепилось вслед за присоединением Новгорода к Москве. В начале XVI века повелением Василия III специально для иконы построили каменный храм, и великий князь сам приезжал в Тихвин на богомолье. В 1547 году примеру отца последовал его сын, Иоанн Васильевич. Его «моление у Пречистой на Тихвине» незадолго до венчания на царство рассматривалось, согласно программе, составленной митрополитом Макарием, как испрашивание благословения Божией Матери.
До 2004 года в Успенском соборе Тихвинского монастыря находился лишь список с чудотворной иконы.
Еще более возросло почитание Тихвинской иконы после событий начала XVII века. Известно, что Михаил Федорович, первый царь из династии Романовых, как особый дар преподнес Костромскому Ипатьевскому монастырю (где, собственно, и получил благословение на царство) копию Тихвинского образа.
В 1714 году икона Пречистой Девы украсилась серебряной ризой с жемчугами. В 1836 году эта риза сменилась еще более богатой. Новая риза была сделана из чистого золота и весила более десяти килограммов. Тысячи драгоценных камней — бриллиантов, жемчужин, изумрудов, рубинов — размещалось на ней. Целое состояние стоили те каменья, которые вложила в Успенский монастырь для украшения чудотворного образа императорская фамилия.
Риза с чудотворной иконы снималась лишь единожды в году, в четверг Страстной седмицы, когда происходил древний обряд омовения иконы, пришедший в Россию из Византии. При совершении обряда икону три раза омывали святой водой. Затем эта вода (считалось, что она обладает особой целебной силой) раздавалась верующим.
У Тихвинской иконы
С небывалой торжественностью праздновали в Тихвине пятисотлетие явления иконы Божией Матери, отмечавшееся в 1883 году. Еще за несколько дней до праздника (26 июня по старому стилю) в Тихвин стали приходить и приезжать богомольцы из ближних и дальних селений и городов. В самый день торжества, после литургии в Успенском соборе монастыря, состоялся крестный ход с чудотворной иконой.
На протяжении тех веков, что икона находилась в Тихвинском монастыре, ее несколько раз поновляли. К началу XX века образу потребовалась серьезная реставрация. В отчете Комитета попечительства о русской иконописи за 1901 год говорится, что икона «покрыта толстым слоем копоти от восковых свечей, скипевшей олифы и пыли». В 1910 году иконописец и реставратор Г. Чириков предпринял расчистку иконы от позднейших записей. Он снял три красочных слоя, после чего его взору открылась поразительная по красоте древняя живопись.
По странному недосмотру большевистских властей Тихвинская икона находилась в Успенском соборе вплоть до 1941 года (хотя золотую ризу с нее сняли гораздо раньше и отправили в Петроград). Еще в 1924 году обсуждался вопрос о передаче образа музею, но общественность воспротивилась, и якобы поэтому его не тронули. Тоже, между прочим, странно: когда это протесты общественности мешали советской власти изымать из церквей святыни?
1944 год, советские солдаты разминируют Псковский кремль. Незадолго до взятия Пскова советскими войсками немцы вывезли Тихвинский образ в Ригу
Как бы там ни было, вынесли икону Божией Матери из Успенского собора фашисты. Причем сделали они это еще во время боев за Тихвин, будучи хорошо осведомлены о художественной и исторической ценности Тихвинской иконы. В начале 1942 года ее, вместе с другими сокровищами, награбленными в Новгороде и пригородах Ленинграда, немцы отправили в Псков. Каждое воскресенье, к девяти часам утра, икону привозили в Троицкий кафедральный собор Пскова для богослужений, а вечером возвращали в Поганкины палаты, где она хранилась. Немецкие эксперты отмечали, что перемещения в собор негативно отражаются на состоянии иконы: перепады температуры и влажности провоцировали разрушение красочного слоя, однако считали их необходимыми «с точки зрения пропаганды среди местного населения».
Весной 1944 года началась эвакуация ценностей из Пскова. Так икона оказалась в Риге, где ее торжественно встретил епископ Рижский Иоанн (Гарклавс). В сентябре, в связи с наступлением советских войск, епископ Иоанн выехал из Латвии вместе со своей матерью и приемным сыном Сергеем.
Протоиерей Сергий Гарклавс, хранитель иконы
Вместе с ними покинула Латвию и чудотворная икона. Есть сведения, что в 1945 году епископ обращался к Патриарху Алексию I с просьбой посодействовать возвращению образа Божией Матери в СССР, однако ответа на эту просьбу не последовало. Возможно, Патриарх даже не получил письма, в котором она содержалась.
В конце 1940-х годов, пройдя вместе с Гарклавсами все тернистые беженские пути, Тихвинская икона оказалась в США. С 1950-х годов она находилась в Свято-Троицком соборе Чикаго, где служил владыка Иоанн. В 1982 году он скончался, и хранителем иконы стал его приемный сын. В 2003 году он побывал в Тихвинском монастыре. Тогда же и была определено время возвращения иконы в Россию — июль 2004 года.
Крестный ход по Тихвину с возвращенным Тихвинским образом 8 июля 2004 года
Летом 2004 года произошло знаменательное событие – Тихвинская икона Богородицы вернулась на родину и заняла свое привычное место в Успенском соборе – в киоте у первого столпа по правую руку от входа.
Монахи Богородичного Успенского монастыря и жители Тихвина не сомневаются в особой милости Пресвятой Богородицы к избранному Ею месту. В подтверждение этому они приводят множество чудесных событий, донесенных до нас монастырскими преданиями.

Сказание о явлении и чудесах Тихвинской иконы Богоматери
Текст «Сказания о явлении и чудесах чудотворныя Пресвятыя Богородицы иконы, нарицаемыя Тихфинския, в пределах Великаго Новгорода», этого одного из самых значительных памятников древнерусской письменности, в своем окончательном виде оформился при царе Алексее Михайловиче, но существуют и более ранние (не столь пространные) редакции «Сказания». Царь, исключительно почитавший чудотворный образ Владычицы, поручил, если можно так выразиться, «литературное редактирование» «Сказания» Симеону Полоцкому, выдающемуся духовному писателю своего времени. Автор «Сказания», иконописец Тихвинской обители Родион Сергеев, специально ради совместной работы с Симеоном Полоцким был вызван в Москву. К сожалению, рукопись, созданная Сергеевым (он являлся автором не только текста, но и миниатюр), до нас не дошла. Но в свое время она послужила образцом, с которого было сделано некоторое количество списков, и по ним можно судить, что представлял собой этот шедевр «рукописного книгоиздания». Один их этих списков хранится сейчас в Отделе рукописей РНБ.

Источники:
  • Православные монастыри: путешествие по святым местам. Вып. 10. Тихвинский Богородичный Успенский монастырь./ текст Ксения Толоконникова. – М.: ООО «Де Агостин», 2009. – 30 с.
  • https://dimon-porter.livejournal.com/115452.html


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...