суббота, 5 сентября 2020 г.

Картина «Встреча иконы» кисти Константина Савицкого

Картина «Встреча иконы» кисти Константина Савицкого
Автор текста: Ксения Толоконникова

Савицкий К.А. (1844 – 1905). Встреча иконы. 1878. Масло. Холст. 141×228 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
«О Пресвятая Дево, Царица и Богородице!
Спаси и помилуй вся люди, и подаждь им
победы на вся враги их,
и сохрани вся грады
и страны христианские.
и святые храмы от
всякого навета вражия
избави, и всем вся на
пользу даруй, ныне
пришедшим с верой
и молящимся рабом
Твоим и поклоняющимся
пресвятому
образу Твоему, яко
благословенна еси
с рождшимся от Тебя
Сыном и Богом, ныне
и присно и во веки веков.
Аминь».

«Встреча иконы» (1878) — одна из самых известных картин видного передвижника Константина Аполлоновича Савицкого. Композиция иконы, попавшей в главные героини полотна, подсказывает нам, что это именно чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Точнее, один из ее списков — сама икона до 1883 года вообще не покидала стен родного Тихвинского Ьогородичного Успенского монастыря.
В иконографических деталях автор к точности не стремился. Убежденный исповедник аксиом социального искусства, Савицкий в этой работе пытался решить две задачи — показать, с одной стороны, ложь и корыстолюбие православного священства, а с другой, «неразвитость» и «отсталость» простого народа.
Любопытный факт. Савицкий писал «Встречу иконы» в Динабурге (нынешнем Даугавпилсе), куда переехал еще в 1874 году. В те времена художник испытывал нужду и, чтобы как-то поправить свои дела, пытался выступить в роли иконописца. О результатах этого опыта сообщал в письме к дочери живописец В. Максимов: «Тетушка из Динабурга рассказала, как Савицкий взялся писать образа и писал портреты хорошеньких женщин, своих родственниц, да так похоже, что никто не хотел молиться на их изображения. Кончилось тем, что отдали другому мастеру переписать образа».
Обескураженный живописец после этого решил идти знакомыми путями — так появилась «Встреча иконы».
Выставленная на VI Передвижной выставке, картина удостоилась громких похвал — зрители хорошо поняли, что хотел сказать им художник. Удачно найденная им фризовая композиция дает ряд вполне узнаваемых типов, которые можно рассматривать и с социально-критической точки зрения. Но удивительное дело — помимо воли автора, картина сообщаем нам нечто прямо противоположное: то, сколько жива, тепла и глубока была вера в народной среде, еще не поврежденной прогрессистскими «исканиями». Это отметил даже признанный идеолог передвижнического искусства В. Стасов: «Вся картина в общей сложности, — писал он, это богатая масса мотивов, выразивших самое искреннее чувство, веру, счастье душевное, порыв энтузиазма...»
У Савицкого здесь очень сильно «хоровое начало». И действительно, ему удивительно достоверно удавалось передавать всеобщие настроения. Учитывая современную ему русскую действительность, чаще всего это были народная скорбь, тоска, отчаянье, а отнюдь не веселье.
Картина стала откликом художника на события русско-турецкой войны 1877-1878 годов, в которой погиб муж сестры Савицкого, оставив на его попечение вдовую сестру и двух маленьких детей.
Скудные цвета позволили довольно достоверно изобразить среднерусскую глубинку: дело к осени, солнца не видно, рассеянный свет пробивается сквозь облака. Композиционным центром картины является икона Богоматери – это самое светлое пятно, вокруг нее построено всё остальное, она разделяет присутствующих на две группы: привезшие икону и пришедшие к ней. Обращает на себя внимание тот факт, что большинство молящихся – женщины. Мужчины-то на войне. Несложно догадаться, какая главная молитва крестьянских баб – возвращение мужей, сыновей, отцов живыми и невредимыми. В толпе крестьян выделяется фигура высокого мужчины. Он стоит со сложенными руками, не бьет поклоны, на лице его печаль.
Глубину мольбы и отчаяния крестьян Савицкому удалось передать в полной мере.

К Тихвинской иконе Божией Матери обращаются с молитвой об избавлении от нашествия врагов, молятся о прозрении слепых и исцелении бесноватых.

Источники:



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...