понедельник, 7 сентября 2020 г.

Детство Иисуса Христа в картинах художников

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ СПАСИТЕЛЯ ИИСУСА ХРИСТА
Начиная с конца XVII в., а в особенности, в XIX и начале ХХ столетия появляются живописные композиции, мало связанные с иконописной традицией, но живо и наглядно иллюстрирующие Предание, касающееся детских лет Спасителя.
Франсиско Сурбаран (1598-1664). Младенец Христос. Дерево, масло. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
«Вступая в общение с человеком, заранее смирись с тем, что он принесет и привнесет в твою жизнь известную тяжесть, известный груз, который ты должен поднять, то есть, должен потерпеть его, должен воздержаться от осуждения его, должен покрыть его немощи своей любовью, должен восполнить ему недостающее своей собственной молитвой. Так муж мыслит в отношении своей жены. Так мать мыслит в отношении своих детей. Так друг мыслит в отношении своего друга. Так сослуживец мыслит в отношении сотрудника своего. А кто так не мыслит - то не знает ни самого себя, не знает ни природы человеческой, ничего не понимает в общении с ближними» (Протоиерей Артемий Владимиров)
Есть немало картин художников, показывающих нам детские годы Спасителя, их «сквозной темой» можно назвать полное послушание Единородного Сына Божия воле Отеческой, укладу родительского дома: Он был должен исполнить весь закон Отца Своего (Гал. 5:3, 4).

Рафаэль Санти. Святое семейство с агнцем, 1507. Музей Прадо, Мадрид, Испания. https://i.pinimg.com
Детские годы Иисуса прошли в Назарете. Об этих годах мы знаем очень мало. Матфей не говорит о них ни слова, а Лука весь период жизни Иисуса до достижения Им двенадцатилетнего возраста умещает в одну фразу: Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем (Лк. 2, 40). Что стоит за этой фразой? 
Джон Роджерс Герберт (1810-1890). Наш Спаситель с родителями в Назарете. 1847 г. Холст, масло. 81,3х129,5 см. Художественная галерея Гилдхолла, Лондон. https://www.liveinternet.ru/users
Чтобы понять, как был воспитан Иисус, Сын Человеческий, мы должны представить себе жизнь благочестивой семьи среднего достатка из скромного галилейского города. Если верить предположению о том, что у Иосифа было шестеро детей от первого брака, то весьма вероятно, что все они жили в одном доме и что Иисус воспитывался среди Своих сводных братьев и сестер, которые были значительно старше Его.
В Назарете в то время проживало, как полагают, не более пятисот человек. Все знали друг друга и родственников друг друга, что убедительно подтверждается рассказом о посещении Иисусом Назарета уже в зрелом возрасте: И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость силы? не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков, и Иосий, и Симон, и Иуда? сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это? (Мф. 13, 54–56).
Геррит ван Хонтхорст (1590 – 1656гг.) Детство Христа. 1620 год. 137x185 см. Эрмитаж, Санкт-Петербург. У нидерландского художника свечу для Иосифа держит юный Христос. Свечу, которой Он осветил тьму и помог людям не только продолжать свое земное дело — Он осветил путь к спасению.
Здесь Иисус назван плотниковым сыном. В параллельном повествовании Марка, цитированном нами выше, Иисус назван плотником (см. Мк. 6, 3). Это указывает на профессию Иосифа, которой, надо полагать, Иисус тоже овладел. Вполне возможно, что семья Иосифа была единственной семьей в маленьком городе, занимавшейся плотницким ремеслом.
Большинство жителей города было вовлечено в сельскохозяйственные работы, и весьма вероятно, что Иосиф изготавливал для них орудия производства. Так полагал во II веке Иустин Философ, писавший об Иисусе: «Его почитали сыном Иосифа плотника, и Он... был принимаем за плотника, ибо Он, живя среди людей, занимался плотничными работами, делал орала и ярма».
Джон Эверетт Милле. Христос в родительском доме. 1850. На переднем плане картины, рядом с плотницким столом, стоит на коленях Богородица. Она с состраданием и болью смотрит на Сына. Мальчик, жалуясь, показывает Ей рану на руке. Очевидно, Он поранился гвоздём. За столом Иосиф занят работой со своими помощниками. Юный Иоанн Креститель подносит Христу чашу с водой. На полу мастерской валяются свежие стружки, за дверью в загоне толпятся овцы.
…Профессия плотника или строителя предполагала вовлеченность в коммерческую деятельность, поскольку плотники продавали свои изделия, а строители получали плату за свой труд. Иисус был хорошо знаком с законами коммерции, с системой договорных отношений между продавцами и покупателями, заимодавцами и должниками. В Своих поучениях Он неоднократно использовал образы из этой области, в частности, в притче о двух должниках (см. Мф. 18, 23–35), о талантах (см. Мф. 25, 14–30; Лк. 19, 12–27) и во многих других.
Франсиско де Сурбаран. Отрок Иисус, созерцающий терновый венец
Сельские образы, часто встречающиеся притчах Иисуса, свидетельствуют о том, что Он был хорошо знаком с трудом Своих соплеменников: здесь мы встречаем и сеятелей, и жнецов, и виноградарей. С некоторыми ремеслами Иисус мог познакомиться уже в раннем детстве, наблюдая за тем, как трудятся Его соотечественники…
Автор неизвестен. Иисус с родителями. https://wallhere.com/ru/wallpaper/1667193
Родительская нежность в этой картине - непосредственна и обильна. Мария – ласковая, прекрасная обликом мать, готова всю свою любовь положить к ногам ребенка Иисуса Христа. Образ Иосифа – утонченный, возвышен и благороден. Сам Христос весь устремлен ввысь к Небесному Отцу своему. Этот ребенок, действительно не только человек, но и Бог с сияющим ореолом вокруг головы…
Митрополита Илларион (Алфеев): «Любовь к ближнему должна быть мудрой. Она должна быть жертвенной, как любовь Христа, Который возлюбил нас такими, какие мы есть. Она должна приносить радость ближним, а не быть для них "бременем неудобоносимым". Она должна быть абсолютной, но не должна требовать адекватной любви со стороны ближних. Она не должна вырождаться в ревность, приводить к ссорам и обидам, стеснять свободу ближних, не должна быть эгоистичной, не должна уменьшаться, если не встречает ответа»

Легенды о детстве Господа Бога нашего Иисуса Христа
В НАЗАРЕТЕ
Уильям Холман Хант. (1827 – 1910). Назарет. 1861. акварель https://vsdn.ru/museum/catalogue/?a=comment&mid
Небольшой Галилейский городок. По склонам зеленых гор, среди ярко-желтых песчаных скал, под знойным синим небом раскинулись его маленькие беленькие домики с плоскими крышами. Кругом дивная Палестинская земля: синеющая лента Галилейского озера, зреющие нивы, цветущие луга, глубокие долины, высокие горы, журчащие потоки с кристально-чистой водой. Это Назарет, город, в котором живут почти только одни бедные ремесленники да пришельцы-язычники. Он пользовался плохой славой у иудейского народа. «Из Назарета может ли быть что доброе?» — с презрением говорили о нем. И однако именно этот презренный городок выбрал для себя Тот, Кто родился в яслях, в Вифлеемской пещере.
В семье простого плотника Иосифа прошло здесь детство Спасителя. В тишине, в скромности, в полной безвестности жило Святое Семейство. Иосиф питался трудами рук своих; Пресвятая Дева Мария сама вела хозяйство: подобно другим женщинам ходила за водой, занималась пряжей и другими рукоделиями, а Младенец «возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нем».
В полном послушании бедному плотнику и Своей Пречистой Матери провел Он свое детство, и думал ли кто-нибудь из знавших Отрока Иисуса, Который постоянно помогал Иосифу в трудах, Который был так тих, так кроток сердцем, так любим всеми, что это Дитя есть Сын Божий, Царь Славы, Сам Господь?
Думал ли кто-нибудь, что презренный маленький городок Назарет станет святым городом для всех народов, чтущих Христа, а перед Пречистой Девой из Назарета с величайшим благоговением будут преклоняться не только люди, но сами ангелы?

А. Плещеев
ЛЕГЕНДА
Александр Максимович Смирнов. «Был у Христа младенца сад…», холст,масло, 2011 год http://artgoz.narod.ru/phsmirnov.html
Был у Христа-Младенца сад,
И много роз взрастил Он в нем;
Он трижды в день их поливал,
Чтоб сплесть венок себе потом.
Когда же розы расцвели,
Детей еврейских созвал Он;
Они сорвали по цветку,
И сад был весь опустошен.

 - Как Ты сплетешь теперь венок?
В Твоем саду нет больше роз!
 - Вы позабыли, что шипы
Остались Мне,— сказал Христос.
И из шипов они сплели
Венок колючий для Него,
И капли крови, вместо роз,
Чело украсили Его.
ЗДЕСЬ https://vk.com/wall-117597086_3893 музыка Чайковского «Был у Христа-младенца сад» (Г. Пищаев)

ХРИСТОВА РОЗА
(Предание)
Карло Дольчи (1616 — 1686). Ребенок Иисус с гирляндой цветов. https://obiskusstve.com
Однажды Младенец-Христос, играя на лугу, сорвал розовый цветок дикого шиповника. Это был такой простой, неприметный с виду цветок, но он понравился Ребенку. И когда Он увидал, что цветок стал увядать, Он сказал Матери:
— Мне жаль его!.. Он гибнет из-за Меня!
Тогда Матерь Божия взяла цветок шиповника и нежно поцеловала его. И в тот же миг поблекший шиповник развернулся роскошной большой розой, потому что его коснулись чистые уста Святой Девы.
— Ты был меньше и неприметнее многих пышных цветов,— сказала Она.— Теперь ты будешь прекраснее всех...
И тотчас весь куст шиповника покрылся пышными розами. Но Бог усеял его стебли и ветки острыми терниями, чтобы животные не могли глодать и вытаптывать кустарника, на котором горели огоньками Христовы розы...

РУБАШЕЧКА
(Предание)
Мурильо, Бартоломе Эстебан (?). (1617-1682). Ребенок Христос, уколовшийся терновым венцом. https://www.hermitagemuseum.org
Было Христу-Младенцу года три, и жила вся их семья в глубокой бедности. Иосиф плотничает, Мария за хозяйством смотрит; живут тихо, скромно, а все нужда не выходит у них со двора.
Была у Христа-Младенца всего-навсего только одна рубашечка. Вот когда, бывало, рубашечка заносится, поведет Мария Ребенка на реку, снимет с Него рубашку, вымоет ее, высушит на солнце и оденет Дитя.
И случилось так, что, когда полоскала Божья Матерь рубашку, разорвался холст от ветхости, и не во что было Ей одеть Малютку Христа. Заплакала Мария.
— Господи! — говорит,— знаю Я, на все Твоя воля, да что же Мне-то делать?.. Не во что Мне и Ребенка обрядить...
И только сказала Она это, как подбежал ягненок и заблеял:
— Остриги меня... Остриги меня...
Остригла Мария шерсть с ягненка, а терновник Ей и говорит:
— Давай сюда, я расчешу шерстку.
Стал терновник колючими ветвями шевелить, живо расчесал шерстку. А на ветке уж паук сидит, своей очереди дожидается...
— Я,— говорит,— ниток напряду и холст вытку.
Напрял паук ниток, соткал холст и разостлал его на солнышке, чтобы выбелить.
Выполз из речки рак-горюн и говорит:
— Ну, теперь моя очередь настала, я скрою рубашечку!..
Пошел рак по полотнищу ползать да клешнями, как ножницами, кроить и выкроил-таки рубашку.
Прилетела птичка-невеличка по прозванию ткачик.
— Я,— щебечет,— живо сошью рубашку!..
Выдернул ткачик колючку из терновника, ниток у паука раздобыл и давай рубашку метать. Живо сметал рубашку и защебетал:
— Ну, вот и дело сделано!
Одел Христос-Младенец рубашку, обрадовался и улыбнулся. И от той улыбки словно вокруг яснее стало.

По Ф. Пуцыковичу
ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА В НАЗАРЕТЕ
Генрих Гофман. Отрок Иисус в храме https://zen.yandex.tm/media/religio
… Родители Иисуса каждый год ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. Один раз, когда Иисусу было двенадцать лет, пошли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же по окончании праздника возвращались они домой в Назарет, отрок Иисус остался в Иерусалиме, и не заметили того Иосиф и Дева Мария. Они думали, что сын их идет позади с их родственниками или знакомыми. Отошедши от Иерусалима на дневной путь, они хватились Его и стали искать Иисуса между родными и знакомыми; но нигде не могли найти. Тогда они возвратились назад в Иерусалим и там искали Его три дня. Наконец, нашли Его в храме. Он сидел там посреди учителей, слушал их и спрашивал. Все бывшие в храме дивились разуму и ответам Его. Увидав Иисуса в храме, Мария, Матерь Его, сказала Ему: «Сын мой, что Ты сделал с нами? Вот отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя три дня». Отрок Иисус ответил: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» То есть — или вы не знали, что Я должен служить Отцу Моему, исполнять волю Отца Моего? Но Иосиф и Мария не поняли сказанных Им слов. Иисус пошел с родителями, пришел в Назарет и жил там с ними, как Сын их, и повиновался им во всех домашних делах. Матерь Его хранила в своей душе все, что говорил Он и что делал. Иисус же преуспевал в премудрости и в любви у Бога и людей, и жил в Назарете до тридцати лет своего возраста.

С. Лагерлеф
В ХРАМЕ
(Предание)
Charles Frederick Goldie. Христос ребёнок в храме. https://wikioo.org/ru/paintings.php?refarticle  

Иосиф и Мария отправились однажды с маленьким Иисусом в Иерусалимский храм.
Мальчик еще ни разу не был в храме с тех пор, как стал понимать все окружающее. И теперь родители водили Его по храму и показывали все его великолепие. В нем были длинные ряды колонн, золотые алтари; святые мужи сидели на циновках и поучали своих учеников; можно было видеть и первосвященника с нагрудником из драгоценных камней; занавеси из Вавилона, затканные золотыми розами; громадные медные двери, которые были так тяжелы, что тридцать сильных мужчин едва могли отворять и затворять их. Не перечесть всего, чем славился этот знаменитый храм!..
Когда наступил вечер, и путники должны уже были вернуться к палаткам, им пришлось проходить по старинной пещере, которая сохранилась со времен первой постройки храма. Там у стены стоял медный рог такой, большой и тяжелый, что никто не мог бы поднять его и затрубить. Он был исцарапан и погнут, снаружи и внутри затянут пылью и паутиной, сквозь которую едва виднелись следы древних письмен. Тысячи лет прошли с тех пор, как кто-либо пытался извлечь из него звук.
Увидя громадный рог, Мальчик с удивлением остановился.
 - Что это такое? — спросил он.
 - Это рог, называемый Голосом Князей мира,— отвечала мать.— Им Моисей созывал детей Израиля, когда они рассеялись по пустыне. С тех пор никто не мог извлечь из него ни одного звука. Это удастся сделать только тому, под чьей властью соберутся все народы земли.
Мария с улыбкой, как старую сказку, передавала Сыну это предание, но Мальчик стоял, как очарованный, перед громадным рогом, пока Мать не позвала Его. Из всего, что Он видел в храме, Ему понравился только этот рог. Он охотно остался бы, чтобы хорошенько разглядеть его.
Пройдя еще немного, Они очутились на большом широком дворе храма.
В одном месте толщу холма, на котором стоял храм, прорезала широкая бездонная расщелина, сохранившаяся с незапамятных времен. Когда царь Соломон строил храм, он не велел ее засыпать. Вместо же моста или решетки Соломон приказал укрепить над расщелиной длинный клинок острием кверху. Проходили века за веками, сменялись события, а клинок по-прежнему протягивал над расщелиной свое острие. Его покрыла ржавчина, заклепки его расшатались от времени, а лезвие дрожало и качалось, когда кто-нибудь тяжелым шагом проходил по двору.
Когда Мать с Сыном дошли до этой расщелины и обходили ее стороной, Мальчик спросил:
— Что это за мост?
— Его устроил здесь царь Соломон,— отвечала Мать.— Зовется он Райским мостом. Кто перейдет бездну по этому дрожащему клинку, острие которого тоньше солнечного луча, тот может быть уверен, что попадет в рай.
И Она улыбнулась и пошла дальше, а Мальчик стоял и смотрел на тонкий дрожащий стальной клинок, пока Мать не позвала Его.
Он повиновался Ей со вздохом, сожалея, что Она не показала Ему этих чудесных вещей раньше, когда было время разглядеть их.
Они шли безостановочно до большого портика у входа с пятью рядами колонн. Здесь в углу возвышались две колонны из черного мрамора.
Высокие, величественные, они стояли на одном подножье и так близко одна к другой, что между ними едва можно было просунуть соломинку. Все они сверху донизу были покрыты трещинами и царапинами; время попортило их сильнее других колонн. Даже каменные плиты пола вокруг них были стерты сильнее, чем вокруг других колонн, и на них ясно видны были углубления — следы бесчисленных шагов множества поколений. Мальчик снова остановил Мать вопросом:
 - Что это за колонны?
 - Их привез в Палестину наш праотец Авраам из далекой Халдейской земли,— ответила Мать,— и они называются Воротами Справедливости. Кто может пройти между ними, тот непорочен перед Господом и не совершил ни одного греха.
Ребенок остановился и широко открытыми глазами смотрел на колонны.
— Не хочешь ли Ты попробовать пройти между ними?— спросила Мать, улыбаясь.— Видишь, как истерт пол вокруг них шагами тех, кто пытался пройти через эту скважину? Но Ты можешь Мне поверить, что это никому не удалось. Пойдем скорее! Слышишь, уже гремят медные ворота. Их затворяют тридцать служителей храма, упираясь плечами в тяжелые створы.
Мальчик лежал в палатке и не спал всю ночь. Перед Его глазами стояли Ворота Справедливости, Райский мост и Голос Князей мира. Он никогда раньше не слыхал о таких чудесных вещах. И они не выходили у Него из головы.
То же было и на утро следующего дня. Он не мог думать ни о чем другом. В это утро они должны были выступить в обратный путь. Родителям было много дела. Они должны были разобрать палатку, уложить все вещи и нагрузить верблюда. Мальчик не помогал при уборке, а сидел в стороне от шума и суматохи и думал о трех чудесных вещах.
Вдруг Ему пришло в голову, что Он успеет сходить в храм и еще раз взглянуть на них. Сборы в дорогу были еще далеко не кончены, Он успеет вернуться до отъезда. Он быстро отправился в путь, не сказав никому, куда Он идет. Он думал, что этого не стоит говорить. Ведь Он скоро вернется обратно.
Он быстро достиг храма и вошел в галерею, где стояли две черные колонны.
При виде их глаза Его засветились от радости. Он опустился перед ними на землю и стал пристально смотреть на них. Он думал о том, что тот, кто может пройти между этими колоннами, непорочен перед Богом и никогда не совершал греха, и Ему думалось, что Он еще ни разу не видал подобного чуда.
Он думал, как хорошо было бы пройти между ними, но они стояли так близко одна от другой, что напрасно было бы и пытаться. Так неподвижно просидел Он целый час и не заметил, как пролетело время. Ему казалось, что Он пробыл здесь всего несколько минут.
Христос и книжники (копия с утраченного оригинала) Автор оригинала: Рибера, Хусепе де. 1591-1652 https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage
В великолепной галерее, где находился Мальчик, собрались судьи Верховного Совета, чтобы разобрать несколько тяжб. В числе просителей был богатый человек в длинной пурпурной одежде. Он привел на суд вдову, которая, по его словам, должна была ему несколько  серебряных монет.
Бедная вдова рыдала и уверяла, что богач поступал несправедливо. Она уже заплатила свой долг, и ей нечем платить его вторично. Главный судья обратился к богачу и сказал:
— Можешь ли ты подтвердить клятвой, что эта бедная женщина еще не заплатила тебе своего долга?
Богач с улыбкой ответил:
— Господин, я богатый человек. Стал ли бы я утруждать себя и требовать денег у этой бедной вдовы, если бы не было у меня на это законного права? Клянусь тебе, эта женщина должна мне! Это так же верно, как то, что никто не пройдет в Ворота Справедливости.
Услыхав такую клятву, судьи поверили словам богача и порешили, что бедная вдова должна, в уплату долга, отдать ему в рабыни свою дочь.
Мальчик сидел около них и слышал все.
Он подумал про себя: «Как хорошо было бы, если бы кто-нибудь мог пройти через Ворота Справедливости. Как мне жаль бедную женщину, которой придется отдать дочь в рабыни!»
Он вскочил на подножье, на котором стояли колонны, и взглянул через скважину.
— Ах, если бы это было возможно! — подумал он.
Сердце его переполнилось жалостью к несчастной женщине. Он уже не думал о том, что тот, кто пройдет между колоннами, непорочен и безгрешен. Он хотел пройти между ними только ради бедной вдовы.
Он оперся плечами в углубление между колонн, словно желая проложить Себе дорогу. По галереям внезапно пронесся грохот, древние колонны загудели, раздвинулись в стороны, одна направо, другая налево, и гибкое тело Мальчика проскользнуло между ними на глазах у всех.
В первую минуту никто не знал, что надо сделать. Народ стоял и в оцепенении смотрел на Мальчика, Который совершил такое неслыханное чудо. Первым пришел в себя старейший из судей. Он приказал схватить богача и привести его на суд. За ложную клятву в храме Божьем судья приговорил богача отдать бедной вдове все его имущество и золото.
Покончив с этим, судья спросил о Мальчике, Который прошел через Ворота Справедливости; но когда бросились Его искать Его уже здесь не было.
В ту минуту, когда колонны опять сошлись, Он словно очнулся от сна и вспомнил о родителях и отъезде. «Теперь Мне надо скорее вернуться, чтобы родители не ждали Меня»,— подумал он.
Он не знал, что просидел целый час перед Воротами Справедливости. Ему казалось, что Он провел перед ними всего несколько минут, и поэтому Он подумал, что еще успеет взглянуть на Райский мост, прежде чем покинуть храм. Торопливо пробрался Он незамеченным через толпу и пришел к Райскому мосту, который находился в другой части огромного храма.
Когда Он увидел острый стальной клинок, повисший над бездной, и вспомнил, что тот, кто пройдет по этому мосту, наверное, будет в раю, то подумал, что никогда не видел ничего более чудесного. И Он сел у края расщелины, чтобы получше рассмотреть Райский мост.
Он сидел и думал о том, как отрадно было бы быть в раю, и с какой радостью перешел бы Он через мост. Но Он хорошо понимал, что нечего было и пытаться сделать хоть один шаг.
Так сидел Он и мечтал, не замечая, как летело время. Уже прошло два часа, а Он все еще сидел на том же месте и отдавался мечтам о рае. Как раз в той части двора, где находился Райский мост, возвышался большой алтарь для жертвоприношений. Кругом него ходили священнослужители в белых одеждах, поддерживая священный огонь и принимая дары для жертв.
В числе других пришел принести жертву один бедный старик. Он нес маленького худого ягненка, у которого еще была большая рана от укуса собаки. Старик подошел к алтарю и попросил служителей принести в жертву его ягненка, но они отказали ему, сказав, что нельзя принести в жертву Богу такое жалкое животное. Старик просил сжалиться над ним и принять его приношение, потому что сын его лежал больной, а у него не было ничего больше, что бы он мог принести в жертву за его выздоровление.
— Поверь мне, нам очень жаль тебя,— сказал священник,— но закон запрещает нам приносить в жертву раненых животных. Исполнить твою просьбу так же невозможно, как невозможно перейти Райский мост.
Мальчик сидел так близко, что слышал все это. Острая жалость охватила его при мысли, что никто не может перейти этот мост.
Может быть, сын старика останется жив, если ягненок будет принесен в жертву.
Убитый горем, старик пошел со двора храма. Мальчик поднялся, подошел к дрожащему мосту и ступил на стальной клинок. Он не думал о том, что, перейдя мост, попадет в рай. Все Его мысли были заняты стариком, которому Он хотел помочь.
Когда Он сделал первый шаг, то почувствовал, что воздух поддерживает Его и не дает ему упасть. Он нес Его, словно Он был птицей и имел крылья.
Как только Мальчик ступил на клинок, раздался дрожащий нежный звук. Один из стоявших на дворе услышал этот звук и обернулся. Он вскрикнул, и тогда все обернулись и увидели Мальчика, идущего по Райскому мосту.
Все пришли в смятение. Первыми опомнились священники. Они сейчас же послали воротить бедняка и, когда он пришел, сказали ему:
— Бог сотворил чудо, чтобы показать нам, что Он принимает твой дар. Подай сюда ягненка, мы принесем его в жертву.
После этого они спросили о Мальчике, который перешел через бездну. Но когда стали искать Его, то не могли нигде найти.
Как только Мальчик перешел через бездну, Он вспомнил об отъезде и о родителях. Он не знал, что утро уже прошло, и думал:
«Мне надо спешить назад, чтобы они не ждали Меня. Взгляну еще только один раз на Голос Князей мира».
Он проскользнул в толпе и быстрой поступью прошел в полутемную галерею, где стоял у стены медный рог.
Когда Он его увидел и вспомнил, что тот, кому удастся извлечь из него звук, соберет под своей властью все народы земли, Он забыл обо всем, опустился на каменный пол возле чудесного рога и не мог оторвать от него Своего взгляда.
В этой прохладной галерее сидел святой старец и поучал своих учеников. И вот он обратился к одному юноше, сидящему у его ног, и сказал ему, что он обманщик. Мудрость открыла святому старцу, что этот юноша был чужестранец, а не израильтянин. И святой спросил юношу, зачем он проник в число его учеников под чужим именем.
Тогда поднялся юноша чужестранец и сказал, что он прошел через пустыни и переплыл большие моря, чтобы услышать истинную мудрость — учение об едином Боге.
— Душа моя изнемогала от ненасытного желания,— сказал он святому.— Но я знал, что ты не захочешь просветить меня, если я скажу, что я не израильтянин, и я солгал тебе, чтобы попасть в число учеников твоих и утолить жажду знания истиной. И я прошу тебя, позволь мне остаться.
Но святой поднялся и, гневно потрясая рукой, поднятой к небу, воскликнул:
— Ты не можешь остаться среди нас, как никто не может поднять к губам большой медный рог, называемый Голосом Князей мира, и затрубить в него. Ты не смел войти в эту часть храма, потому что ты язычник. Уходи отсюда, или ученики мои бросятся на тебя и разорвут тебя на части, ибо ты оскверняешь присутствием своим храм.
Но юноша стоял спокойно и сказал:
— Я не уйду отсюда, где душа моя находит себе пищу. Лучше я умру у ног твоих.
Едва он произнес эти слова, как ученики святого вскочили и бросились на него. И когда он стал защищаться, они повалили его и хотели убить.
Мальчик сидел совсем близко, Он все видел и слышал, и душа его переполнилась скорбью и страхом за жизнь юноши.
— О, бессердечные люди! — подумал он.— Если б Я мог затрубить в рог и спасти несчастного!
В волнении Он вскочил и положил руку на рог. В эту минуту Он хотел поднести его к губам не для того, чтобы стать великим царем, но потому, что Он надеялся спасти жизнь юноши.
Он обхватил рог Своими маленькими руками и попробовал поднять его.
И Он почувствовал, что громадный рог сам поднимается к Его губам. И как только Он дохнул в него, древний Голос Князей мира зазвучал и наполнил весь храм мощными трубными звуками.
Тогда все оглянулись и увидели, что какой-то Мальчик держит огромный рог в Своих маленьких руках и трубит в него так, что дрожат своды и колонны.
В одно мгновенье опустились руки, поднятые для удара, и святой учитель сказал юноше:
— Подойди и сядь у моих ног, где ты раньше сидел! Бог сотворил чудо, чтобы показать нам, что Он хочет, чтобы ты познал учение истинной веры в Него.
Поздно вечером Иосиф и Мария нашли Мальчика в храме. Древние мужи посадили Его рядом с собой, они спрашивали Его, а Он задавал им вопросы, и все дивились на Него. И весь народ стоял во дворе храма, чтобы хоть взглянуть на Того, Кто поднес к Своим устам Голос Князей мира.

Источники:
  • https://pravoslavie.ru/100450.html - о книге «Иисус Христос. Жизнь и учение» митрополита Илариона (Алфеева)
  • Детям о Христе. Христос - дитя: Хрестоматия для детей с рисунками./ сост. Н.М. Мартынова – М.: ТОО «Рарогъ», 1995. – 80 с. – (Издана по заказу храма иконы Казанской Божией Матери с. Пучково Московской обл.)
  • Великие музеи мира. – М.: ЗАО «Издательский Дом «Комсомольская правда»


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...