суббота, 15 августа 2020 г.

«Последний день Помпеи» Карла Брюллова

«Последний день Помпеи» Карла Брюллова
Наверное, эту картину знает каждый, кто живет в России. Ибо – она – национальная гордость и достояние России, картина, которая с первого взгляда запоминается на всю жизнь. В свое время это удивительное полотно потрясло Италию и всю Европу, и художник Карл Брюллов был признан гением живописи. Картина Брюллова захватывающе красива: огромный размер – 4,5 м. на 6,5 м, потрясающие «спецэффекты», божественно сложенные люди, подобные ожившим античным статуям.
Поэт Евгений Баратынский выразил всеобщее ликование от творения Брюллова в известном экспромте:
«Принес ты мирные трофеи
С собой в отеческую сень,
И стал «Последний день Помпеи»
Для русской кисти первый день!»
Брюллов К.П. Последний день Помпеи, 1833. Холст, масло. 456,5 x 651 см., Гос. Русский музей, Санкт-Петербург
Пушкин А.С.
***
Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождём, под воспалённым прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Николай Гоголь посвятил произведению «Последнему дню Помпеи» замечательно глубокую статью. Привожу отдельные цитаты из статьи великого писателя:
  • «Картина Брюллова — одно из ярких явлений XIX века. Это — светлое воскресенье живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии».
  • «Картина Брюллова может назваться полным, всемирным созданием. В ней все заключилось. По крайней мере, она захватила в область свою столько разнородного, сколько до него никто не захватывал. Мысль ее принадлежит совершенно вкусу нашего века, который вообще, как бы сам чувствуя свое страшное раздробление, стремится совокуплять все явления в общие группы и выбирает сильные кризисы, чувствуемые целою массою».
  • «Создание и обстановку своей мысли произвел он необыкновенным и дерзким образом: он схватил молнию и бросил ее целым потопом на свою картину. Молния у него залила и потопила все как будто бы с тем, чтобы все выказать, чтобы ни один предмет не укрылся от зрителя. Оттого на всем у него разлита необыкновенная яркость».
  • «Фигуры он кинул сильно, такою рукою, какою мечет только могущественный гений: эта вся группа, остановившаяся в минуту удара и выразившая тысячи разных чувств, этот гордый атлет, издавший крик ужаса, силы, гордости и бессилия, закрывшийся плащом от летящего вихря каменьев, эта грянувшая на мостовую женщина, кинувшая свою чудесную, еще никогда не являвшуюся в такой красоте руку, этот ребенок, вонзивший в зрителя взор свой, этот несомый детьми старик, в страшном теле которого дышит уже могила, оглушенный ударом, которого рука окаменела в воздухе с распростертыми пальцами, мать, уже не желающая бежать и непреклонная на моления сына, которого просьбы, кажется, слышит зритель, толпа, с ужасом отступающая от строений и со страхом, с диким забвением страха взирающая на страшное явление, наконец, знаменующее конец мира, жрец в белом саване, с безнадежною яростью мечущий взгляд свой на весь мир,— все это у него так мощно, так смело, так гармонически сведено в одно, как только могло это возникнуть в голове гения всеобщего».
  • «Брюллов первый из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства… у Брюллова является человек для того, чтобы показать всю красоту свою, все верховное изящество своей природы. Страсти, чувства, верные, огненные, выражаются на таком прекрасном облике, в таком прекрасном человеке, что наслаждаешься до упое­ния. Когда я глядел в третий, в четвертый раз, мне казалось, что скульптура, которая была постигнута в таком пластическом совершенстве древними, что скульптура эта пере­шла, наконец, в живопись и сверх того проникнулась какой-то тайной музыкой».
  • «Нам не разрушение, не смерть страшны; напротив, в этой минуте есть что-то поэтическое, стремящее вихрем душевное наслаждение; нам жалка наша милая чувственность, нам жалка прекрасная земля наша. Он постигнул во всей силе эту мысль. Он представил человека как можно прекраснее; его женщина дышит всем, что есть лучшего в мире. Ее глаза, светлые, как звезды, ее дышащая негою и силою грудь обещают роскошь блаженства. И эта прекрасная, этот венец творения, идеал земли, должна погибнуть в общей гибели наряду с последним презренным творением, которое не достойно было и ползать у ног ее. Слезы, испуг, рыданье — все в ней прекрасно».
  • «В его картинах целое море блеска. Это его характер. Тени его резки, сильны, но в общей массе тонут и исчезают в свете. Они у него так же, как в природе — незаметны. Кисть его можно назвать сверкающею, прозрачною. Выпуклость прекрасного тела у него как будто просвечивает и кажется фарфорового; свет, обливая его сиянием, вместе проникает его. Свет у него так нежен, что кажется фосфорическим. Самая тень кажется у него как будто прозрачною и при всей крепости дышит какой-то чистою, тонкою нежностью и поэзией».
  • «Колорит его так ярок, каким никогда почти не являлся прежде; его краски горят и мечутся в глаза. Они были бы нестерпимы, если бы явились у художника градусом ниже Брюллова, но у него они облечены в ту гармонию и дышат тою внутреннею музыкою, которой исполнены живые предметы природы».
  • «Но главный признак, и что выше всего в Брюллове,— так это необыкновенная многосторонность и обширность гения. Он ничем не пренебрегает: все у него, начиная от общей мысли и главных фигур, до последнего камня на мостовой, живо и свежо. Он силится обхватить все предметы и на всех разлить могучую печать своего таланта».
Булычева В.А.
К картине Карла Брюллова «Последний день Помпеи»
Зев Везувия раскрылся,
Хлынув лавой на людей.
Горизонт весь озарился
Огненным потоком змей.
Сыпят камни, гром грохочет,
Под огнем все гибнут люди,
Смерти  же никто не хочет,
Закрывают близких грудью,
Чтоб спасти родных людей,
Жизнью жертвуют своей.
  • «Его произведения первые…, которым сужден завидный удел пользоваться всемирною славою, и высшей степенью их есть до сих пор «Последний день Помпеи», которую по необыкновенной обширности и соединению в себе всего прекрасного можно сравнить разве с оперою, если только опера есть действительно соединение троинственного мира искусств: живописи, поэзии и музыки».

Так высоко оценил картину Брюллова Николай Гоголь, сравнив ее с оперой. Писатель чутко уловил одну особенность картины – эстетизацию катастрофы.
А писатель Вальтер Скотт назвал «Последний день Помпеи» - эпопеей. И это действительно так, но в то же время картина служит ярким предостережением, что не должно человеку утопать в роскоши и соблазнах. За всё придется платить и платить по большому счету.
Современники упрекали Брюллова, что он не вывел на первый план противостояние христианства язычеству, но у художника и не было такой цели. Но все же в картине происходит сравнение между двумя священниками: христианским и языческим. Первый изображен в нижнем левом углу картину в красном одеянии.
В первый век христианства в Помпеях мог оказаться служитель новой веры, на картине его легко узнать по кресту, богослужебной утвари — кадилу, потиру и свитку со священным текстом.
Мужественная фигура христианского священника, не знающего сомнений и боязни противопоставлена убегающему в страхе языческому жрецу в глубине холста, который в белых одеждах.
На статус персонажа указывают предметы культа в его руках и головная повязка — инфула.
…Однажды, ходя по раскопкам Помпеи, Карл Брюллов увидел на стене надпись: СОДОМ. Так он ощутил суть трагедии Помпеи, зерно, без которого его работа осталась бы просто красивой картинкой. Помпеи — это библейский Содом, сгусток разврата, сожжённый Богом за преступления. (см. Бытие, глава 19).
Великая Римская империя, существовавшая 800 лет, рухнула не от меча врага, не была завоёвана, а от… разврата. Помпеи — увеселительный центр сладострастия и похоти, публичный дом мужеложства, предлагавший самые запретные сласти для пресыщенных наслаждениями. Жители Помпеи даже не могли оторваться от увеселений — ешь, пей, веселись! Они могли уйти из города, но не смогли, не успели; тем неожиданней и ужасней оказалась для них эта катастрофа.
Так что гениальная картина Карла Брюллова — не только сожаление, горечь об этом событии, не столько «эстетизация катастрофы», сколько напоминание и предостережение ныне всем живущим.

Источники:
  • Гоголь Н. «Последний день Помпеи» Брюллова.// Алпатов М.В. Искусство: Книга для чтения. Живопись. Скульптура. Графика. Архитектура./ Составители М.В.Алпатов, Н.Н.Ростовцев, М.Г.Неклюдова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1969. - с.392-396
  • https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/520-kartina-posledniy-den-pompei.html  Музеи мира
  • https://moiarussia.ru/poslednii-deni-pompei «Последний день Помпеи» — загадки, тайны, факты шедевра К. Брюллова


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...