четверг, 13 августа 2020 г.

Женская красота в картинах Карла Брюллова

Царство красоты в картинах Карла Брюллова
Брюллов Карл Павлович 1799-1852 гг. Живописец и рисовальщик. Карл Павлович в 1823-1835 годах и с 1850 жил в Италии. Творчество Брюллова внесло в живопись русского классицизма романтически-эмоциональную струю. Его произведения отмечены утверждением чувственно-пластической красоты человека, драматической напряженностью образов, тонким психологизмом портретов. Блестящий мастер парадного портрета.
Брюллов почти треть своей короткой жизни проживший в Италии поразил европейских ценителей своими историческими картинами и портретами, сделав тем самым русскую живопись явлением мирового масштаба. Брюлловские красавицы  - воистину, как нежные мелодии, даруют счастье своей грациозностью и очарованием…
Брюллов К.П. Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя. 1827. Гос. Русский музей. Санкт-Петербург
Это одна первых работ, возвестивших о появлении нового стиля в творчестве Карла Брюллова.
Картина воспевает жизнелюбивый и веселый характер итальянских девушек из народа. Они излучают радость, очарование, тепло, гармонию бытия. Так и хочется воскликнуть, любуясь светом этого полотна: «Как прекрасен этот мир…». Мир, в котором правит солнце. Мир улыбок и песни. Задорно, игриво устремила свой взор на зрителя  лежащая на ступенях дома темноволосая молодая итальянка. высоко в руках она держит бубен, чтобы закружиться в веселом  танце. изогнув гибкий стан, привстала на кончики пальцев ее подруга, как будто не для того, чтобы сорвать виноград, а чтобы принять участие в танце...Будь счастлив человек, любуясь на красоту женщин и природы, щедрые Божии дары. Господь милостив…

Брюллов К.П. Итальянское утро, 1823 год; Кунстхалле, Киль, Германия https://moiarussia.ru/poslednii-deni-pompei
На полотне изображена молодая девушка, умывающаяся в фонтане. Картина наполнена утренней свежестью и легкостью. Сама девушка юна и мила как алая роза. Картина получилась очень натуральной и вызвала в Италии бурю восторга.
Общества поощрения художников подарило картину «Итальянское утро» Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым полотна «Итальянский полдень» (1827 год).
Брюллов К.П. Итальянский полдень. 64*55.1827. Гос. Русский музей. Санкт-Петербург
Новая картина подтверждала, что отказ от слепого следования академической традиции – не случайный зигзаг художника, а его выстраданная позиция. Позировала художнику простая итальянка, поразившая его своей жизнерадостностью и магическим блеском широко расставленных глаз. Виноградная гроздь, налитая соком, соотносится с образом главной героини: «Женщина сверкающая, пылающая всей роскошью страсти, всем могуществом красоты», - так писал о брюлловских итальянках Гоголь. Мягкая округлая линия задает ритм этой работе – она намечена в абрисе плеч и лица, в виноградной грозди, в складках одежды. Брюллов писал в настоящем саду, освещенном высоко стоящим солнцем, и добился потрясающего эффекта светотени, подчеркнутого рефлексами от красной шали.
Брюллов К.П. Итальянка, ожидающая ребенка, разглядывает рубашку, муж сколачивает мебель. 1831
Брюллов писал в Италии неустанно – все его итаьянские жанровые сцены наполнены атмосферой праздника. Даже в будничных сценах настроение это не исчезает, оно сквозит в них ярким колоритом, итальянским солнцем, брызжущим в окна, безмятежностью и устойчивостью быта, красотою женщин. С какой же любовью разглядывает мать одежду для своего будущего ребенка. Италия для Брюллова – это великое искусство, восхитительная природа, живое дыхание истории. «Рим» для мастера – это «Мир».
Брюллов К.П. Портрет Григория и Варвары Олениных. 1827. Альтернативное название «Портрет Г.Н. и В.А. Олениных». 42.5×33.5 см; Акварель, графитный карандаш; бумага. ГТГ, Москва
Примерно в 1827 году, Брюллов написал эту акварель. Среди работ Брюллова она выделяется удивительной легкостью своей эмоциональной интонации, какой-то воздушностью и полным отсутствием драматизма, который в большей или меньшей степени присутствовал у него всегда, а в более поздние годы — после триумфа «Последнего дня Помпеи» — стал преобладающим.
Брюллов написал супружескую чету на условно декоративном фоне Вечного города, который узнается по куполу Святого Петра, а на первом плане дал что-то вроде театральной декорации — античной руины, увитой зеленью, на которой мужчина и женщина в изящных платьях выглядят так, словно они сами — участники какого-то прелестного спектакля, каковым, по сути дела, и было для русских путешественников недолгое, как правило, пребывание в Италии, потом вспоминавшееся всю жизнь. Тихую умиротворенность, которую испытывал Брюллов, работая над акварелью, чудесно подчеркивает ее колорит — прозрачный, голубовато-палевый, свободный от чрезмерной экспрессии, с помощью которой художник пытался преодолеть статичную скованность своего рисунка.


Брюллов К.П. Портрет Великой княгини Елены Павловны с дочерью. 1830 год. Холст, масло, 265*185 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Мастерство Брюллова как монументалиста отразилось в большом  портрете княгини Елены Павлонны с дочерью, который был написан Брюлловым в 1830 году.
У этой картины интересная история создания: в 1828 году великая княгиня Елена Павловна, считавшая себя покровительницей художников, отправилась в путешествие по Италии. Ее императорское высочество, как писали современники, изволила быть в Ватикане, и русские живописцы, работающие там, в том числе и Брюллов, имели счастье сопровождать ее высочество по всем залам музея и картинной галереи. Результаты знакомства Брюллова с великой княгиней не замедлили сказаться. «Во время пребывания своего в Риме государыня великая княгиня Елена Павловна благоволила заказать мне свой портрет в рост и несколько копий с него», — писал Карл Брюллов. Многочисленные наброски свидетельствовали б упорной работе художника над выполнением замысла. Он постоянно менял позу Елены Павловны и ее дочери, остановку, детали. Пытливо искал композиционное решение и пришел к выводу о необходимости изобразить великую княгиню в движении. Отныне в больших портретах он стал пользоваться этим приемом.

Брюллов К.П. Портрет Юлии Павловны Самойловой с Джованиной Паччини и арапчонком. 1832-1834 годы. Холст, масло, 268,1х200 см. Частная коллекция, Калифорния, США
Нельзя сказать, что любовь между Юлией Павловной Самойловой и Карлом Брюлловым возникла внезапно. Но очень нежные чувства друг к другу они пронесли через всю жизнь. Брюллов позже не раз еще использует образ Самойловой в своих работах, но эта была первой и лучшей. Очаровательная графиня с легкой улыбкой, с нежностью и любовью смотрит на того, кто пишет ее изысканный портрет.

Самойлова писала художнику: «Скажи мне, где живешь, кого любишь? Нану или другую? Целую тебя и верно буду писать тебе часто, ибо для меня есть щастие с тобой беседовать хотя пером». И еще: «Я поручаю себя твоей дружбе, которая для меня более чем драгоценна, и повторяю тебе, что никто в мире не восхищается тобою и не любит тебя так, как твоя верная подруга Юлия Самойлова».

Брюллов К.П. Всадница. 292*206. 1832. ГТГ. Москва
Этот парадный портрет воспевает юность, красоту и непосредственность ощущений. Здесь изображены воспитанницы графини Юлии Самойловой: Джованина Пачини и Амацилия Пачини. В чертах Джованины сквозит что-то неземное, неотмирное – кажется, кажется, что она вот-вот взмоет на своем вороном коне в поднебесье. Летящим ангелом называли девушку-всадницу со светлым "рафаэлевским" лицом.
Похожая на изящную куколку маленькая Амацилия выбегает на стук копыт лошади, на которой вернулась с прогулки сестра. В глазах девочки застыли восторг и обожание. Конь великолепен во всей своей стати и порывистости движения. Даже собачка радостно участвует в изображенном событии. Она крутится под ногами лошади, добавляя динамики и в без того очень динамичную композицию.

Брюллов называл эту картину, написанную по просьбе самой графини, «Жованин на лошади», а у итальянцев, наверное, не было достойных слов восхищения, чтобы дать этой картине название. Они просто сравнивали ее с работами Рубенса и Ван Дейка. Всеобщее мнение Италии о картине «Всадница» было единодушным — история живописи еще не знала такого великолепного конного портрета. А причиной всему — любовь художника к заказчице картины. Такие картины без любви не пишутся, без удивительного мастерства и любви.
Правда, искусствовед В. Липатов пишет: «Тургенев упрекнет художника за "трескучие картины с эффектами". Кони с мерцающей атласом кожей и сверкающими огненными  глазами, женщины в пышных амазонках, обязательные слуги-арапы...Так Брюллов заслонялся от сумеречно дышавшего Петербурга. Его постоянно тревожила мысль о главной картине».
Брюллов К.П. Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини. Не позднее 1842. Холст, масло. 249 x 176. Гос. Русский музей. Санкт-Петербург
...Красный взвившийся занавес жарким очищающим пламенем отделяет, отрезает Самойлову от кипящей позади шутовской карусели маскарада, от возвышающегося над остальными султана, от склонившегося перед ним Меркурия, услужливого гонца, указывающего жезлом на уходящую прочь красавицу.
Юлия сорвала маску, прекрасное лицо ее открыто — не только освобождено от маски, оно открыто всякому проявлению ее искренней, страстной души. Она покидает этот мир масок, мир невсамделишных лиц и невсамделишных чувств, и, нежно прижимая к себе Амацилию, торопится увести ее отсюда.
Юлия Самойлова на портрете — натура страстная, мятежная, гордая, пылкость ее души соседствует с величием. Прочь, прочь отсюда! Только душевные утраты ждут неискушенного человека в этом фальшивом мире масок...
Портрет остался незавершенным, но все громадное мастерство Брюллова выявилось в нем вполне.
Великолепно написано лицо Самойловой: теплая, смуглая кожа, живой блеск глаз, тяжелые черные волосы. Брюллов как-то сказал ученику, что волосы на портрете надо не писать, а «расчесывать».
А как замечательно лицо девочки, к ней прижавшейся! Какая чистота, наивность в ее чертах, в больших доверчивых глазах.
Удивительно передал Брюллов и богатейшие возможности цвета. Огненно-горяч красный цвет занавеса, бархатисто-мягким становится тот же цвет в квадратах на платье графини. А белый? Довольно сравнить теплоту горностаевого меха, блеск атласа, нежность почти прозрачной одежды девочки...
В том же году, когда был начат этот портрет, один из русских журналов, рассказывая о Брюллове, замечал: «Он не пишет портреты с людей, а пишет с них картины, в которых бывают изображены взгляд, душа, характер человека, и притом картины пиитические…»
Брюллов К.П. (1799-1852) Портрет М.И. Алексеевой. 1837–1840. ГТГ http://rk.karelia.ru/promo/vystavka-kartin-tretyakovskoj-galerei-otkryvaetsya-v-muzee-izo-karelii
Художник написал много портретов прекрасных женщин, излучающих свет спокойной прелести и гармонии. Портреты производят глубокое впечатление естественностью своего очарования и заставляют зрителя возвращаться к ним, всматриваться, запоминать. "Картинами очарования" Брюллов начал свой победный путь в живописи…

Брюллов К.П. Портрет сестер Шишмаревых. 1839 год. Холст, масло, 281*213 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Приступая к написанию нового полотна, Брюллов всегда рассматривал свою работу не как исполнение официального заказа, а как создание рисунка знакомых и приятных ему людей. Изображенные на данном холсте модели - сестры Александра и Ольга — с раннего детства были приобщены к искусству. В доме их отца А.Ф. Шишмарева, любителя театра и друга художников, часто бывали актеры, музыканты.
Будучи человеком весьма утонченным и артистичным, Брюллов чувствовал себя скованным, когда брался за официальные заказы и писал людей ему несимпатичных. Познакомившись же с сестрами, он не мог не оценить их по достоинству. Они были похожи и не похожи друг на друга. Старшая казалась более открытой и свободной в разговоре, младшая — более сдержанной, угловатой, похожей на подростка. В групповом портрете Шишмаревых Брюллов нарушил условные рамки заказанного полотна.

Его содержание он свел к своеобразной жанровой сцене — прогулке. Этот мотив позволил изобразить фигуры девушек, которым специально для картины заказали костюмы для верховой езды, поскольку они лошадьми не увлекались, в движении. Сцену завершает бегущая за молодыми девушками собака. Грациозна и стройна старшая Шишмарева, привлекающая своей миловидностью и изяществом движений, с каким она придерживает амазонку. Рядом с ней очаровательной кажется и младшая сестра.
Брюллов К.П. Портрет светлейшей княгини Е.П. Салтыковой.. 1841. Холст. Масло. 200*142. Гос. Русский музей. Санкт-Петербург
И все же лучший женский портрет, пожалуй, Е.П. Салтыковой. Уставшая, обаятельная, безгранично доверчивая, знающая цену своей красоте женщина излучает нежное, необжигающее тепло. Пышность одежд, шкура леопарда на полу, веер из павлиньих перьев контрастно оттеняют эту мягкость. Но ее взгляд полон печали. Рука, упавшая с подлокотника  и опущенные на колени перья павлиньего опахала говорят о глубокой усталости. Виртуозно выписаны все детали картины, отражающие верность различных фактур: переливы голубого атласа платья, воздушность жемчужных кружев, лоснящийся леопардовый мех.

Брюллов К.П. Всадники (Портрет Е.И. Мюссара и Э. Мюссар). 1849 год. Картон, акварель, белила, лак, итальянский карандаш, 63,9x51,2 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Групповой портрет семьи Мюссар — это прекрасный образец акварельного искусства Брюллова. Мюссар совершают прогулку в окрестностях города, любуясь красотой природы. Супруга очень грациозна — ее автор изобразил на первом плане. Портрет четы Мюссар, названный «Амазонка», был выставлен на выставке 1851 года. Непринужденное изящество посадки Мюссар, гордый поворот головы, сияние широко раскрытых глаз и живость легкой улыбки наполняют образ женщины неповторимым очарованием.
Лошади на картине, что обычно свойственно художнику, благородной породы, с горячим норовом, раздувающимися ноздрями и гордым взором.

Брюллов К.П. Бахчисарайский фонтан, 1849, бумага, акварель, 86.5 х 76, музей А.С. Пушкина, Москва
Когда смотришь на эту картину, как-то не ве­рится, что выполнена она в технике акварели, настолько сложна ее композиция и сочны краски. Брюллов высоко ценил гений Пушкина. Краткость знакомства, продолжавшегося менее года, внезапная смерть поэта помешали запечатлеть Брюллову черты Пушкина.
Глубоко скорбел художник о кончине поэта. В квартире Брюллова стоял на камине позолоченный бюст поэта, который впоследствии перешел во владение потомков его брата. Закономерна была тема новой картины Брюллова «Бахчисарайский фонтан». Поэтичность и драматизм поэмы Пушкина привлекли художника. Картина явилась для Брюллова своего рода художественным памятником в честь погибшего поэта. Она была начата вскоре после кончины Пушкина. Работа Брюллова над «Бахчисарайским фонтаном» продолжалась несколько лет.

 Брюллов изобразил гаремную жизнь «робких жен» Гирея, проводящих свой досуг за несложными забавами. Под развесистыми деревьями, у бассейна, расположились молодые пленницы с детским любопытством наблюдая за плещущимися в воде рыбками. Их радость умеряет недоверчивый взгляд евнуха, ревниво оберегающего честь Гирея. Веселью «младых жен» противостоит тихая грусть Марии, одиноко сидящей на дальнем окошке. Ее легкий силуэт с низко опущенной головой светлым пятном рисуется на фоне пестрых их одежд. Зарема за спинами наложниц с ненавистью смотрит на красавицу Марию.

Брюллов К.П. Гадающая Светлана. 1836. Холст, масло. 94×81см. Нижегородский Государственный художественный музей. Нижний Новгород.
И хочется эту подборку произведений Карла Брюллова закончить картиной «Гадающая Светлана», единственной во всём творчестве Брюллова, которая посвящена русскому национальному быту. Картина была написана во время пребывания Карла Брюллова в Москве. Брюллов изобразил обряд гадания у зеркала. Сам сюжет был навеян балладой  В. А. Жуковского «Светлана» и является иллюстрацией к одному из эпизодов данной баллады. То, что художник смог наблюдать обряд лично, позволило ему создать картину более реалистичной.
Строчки из баллады В.А. Жуковского «Светлана», которые послужили основой для написания картины:
Вот красавица одна; ‎
К зеркалу садится;
С тайной робостью она ‎
В зеркало глядится;
Темно в зеркале; кругом ‎
Мертвое молчанье;
Свечка трепетным огнем ‎
Чуть лиет сиянье…
Девушка в традиционном наряде — в кокошнике и русском сарафане — сидит за столом. Перед ней стоит зеркало, сбоку горит свеча. Девушка напряжённо смотрит в зеркало, в ожидании, что увидит образ суженого. Атмосфера в картине одновременно и сказочная и даже мистическая.
Очень проникновенно передано психологическое состояние молодой девушки, напряженно вглядывающейся в зеркальную поверхность в ожидании появления суженого. Художник использует необычную диагональную композицию: героиня показана спиной к зрителю, наклонившись к зеркалу. Использование в картине преимущественно темных коричневатых тонов помогает передать таинственность обстановки, хотя в целом такое цветовое решение не характерно для картин Брюллова.
Сам Жуковский, автор «Светланы», в знак признательности за картину, которая была написана на основе его произведения, назвал Брюллова Карлом Великим.
Картина вызвала живой отклик в Москве, где жил тогда художник. Иван Дмитриев поспешил написать об этом П. Свиньину: «Он написал здесь… для Перовского небольшую картину, представляющую пригожую девушку в простонародной русской одежде». Шаликов напечатал по этому поводу в «Московских ведомостях» стихи:
Брюллову, написавшему молодую девушку в русском платье перед зеркалом:
Склони чело, друг гения, пред тем,
Кто творческим господствуя искусством,
Бездушное вдруг наделяет всем —
И жизнию, и красотой, и чувством.



Источники:

  • 50 художников. Шедевры русской живописи. Брюллов. Том 27./ автор текста Александр Панфилов. – М.: Де Агостини, 2011
  • Статья: Быченкова Людмила. Бегство в Помпею.// Крестьянка. - 1993
  • Статья: Алексеев В. Карл Брюллов «Портрет Г.Н. и В.А.Олениных».// Семья и школа
  • Виктор Сергеевич Липатов. КРАСКИ ВРЕМЕНИ. – М.: Издательство "Молодая гвардия", 1983 
    • Орлова Е. К.П. Брюллов. – М.: РИПОЛклассик, 2014. – 40 с., илл. – (Великие русские живописцы. История русской живописи в 20 книгах)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...