понедельник, 24 августа 2020 г.

Гармония единения природы и труда человека… Часть 2

Гармония единения природы и труда человека…
В картинах советского художника Георгия Нисского (1903 -1987 гг.)
Часть 2
Природа, увиденная Нисским,— величава и дружелюбна. Она находится в тесном содружестве с человеком, выступает как его помощник и союзник.
И действия человека в природе становятся закономерной частью ее существования, той объективной необходимостью, которая естественно входит в суть того, что есть мир современного бытия.
«Искусство Георгия Нисского молодо... Его полотна лаконичны и собранны. Но за этой внешней строгостью и сдержанностью - горячее сердце художника». (искусствовед Долгополов И.В.)
Отшумели в конце 50-х начале 60-х годов горячие споры о том, кто нужнее — физики или лирики. Споры, в которых Нисский принимал самое пылкое участие. Давно стало ясно, что нужны и те и другие.
Нисский Г.Г. Верхняя Волга. 1949. холст, масло. 140 * 240. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Нисский — лирик. Нежной душой художника он чувствует обаяние серого непогожего осеннего дня, он видит красоту в овеваемых ветром мятущихся от непогоды березках, в праздничной радуге, вдруг разгоревшейся в небе после дождя, в кряжистой сосне, раскинувшей ветви над обрывом, в мерном движении рассекающего волны парохода. Широк ты, наш край, и необъятен. Так по-разному ты красив, и есть то близкое и родное, что захватывает и ласкает сердце.

У художника свои приемы, своя колористическая гамма. Он любит скромные цвета нашей северной природы, любит пасмурные дни, зиму, осень, любит передавать нюансы розовеющего от заката неба, белеющие снежные дали, темнеющие островерхие высокие ели...
Послевоенное десятилетие художник много работал. Он создал десятки пейзажей, в которых нашла отражение радость ощущения мира. Они пронизаны солнцем, в них воспета свежесть водных просторов, быстрый бег яхт, красота Подмосковья.
Нисский Г.Г. Радуга. 1950. холст, масло.176 * 134. Днепропетровский государственный художественный музей
...Отгремела гроза. Но еще бродят в тревожном небе косматые махины туч, еще темен край неба, где порой у самого горизонта полыхают зарницы. Солнце прорвало свинцовую гряду облаков и зажгло в напоенном влагой воздухе радугу - предвестницу окончания ненастья. Ослепительно сверкают ажурные фермы моста, перекинутого через канал. Нарушая тишину, весело гудит теплоход, по-деловому рассекая чугунную гладь вод. Радуга — явление не обыденное, да и сама картина скомпонована как исключительно редкое сочетание двух арок. Однако Нисский умеет видеть поэзию и в каждодневном, в том, что окружает человека постоянно и, примелькавшись, становится незаметным. Пейзаж «Радуга» написан Нисским в 1950 году.
Нисский Г.Г. Подмосковная рокада. 1957. Картон, гуашь. 27,2 * 17,7. Музей русского искусства. Киев
В «Подмосковной рокаде» широкая дорога стрелой без начала и конца уходит словно прямо к закатному солнцу, до пылающего горизонта. Небо и земля сливаются в какую-то необъятную, космическую ширь, над которой все же господствует металлическая конструкция опор высоковольтных передач.
… Огромное багровое небо взметнулось над темными полями, над гулким бетоном шоссе. Раскаленное солнце освещает две крохотные фигуры, идущие по бесконечной дороге.
Дороги. Любимая, без устали повторяющаяся в творчестве художника тема. Нисский - путник, вечно странствующий по дорогам своего времени, вечно ищущий новое.
Отшумели в конце 50-х начале 60-х годов го­рячие споры о том, кто нужнее — физики или ли­рики. Споры, в которых Нисский принимал са­мое пылкое участие. Давно стало ясно, что нуж­ны и те и другие. 
Нисский Г.Г. Помосковье. Февраль. 1957. Холст, масло. 120 * 194. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Картина «Подмосковье. Февраль» решена монументально, она передает стремительный бег времени, звучащий в ритме поездов, шоссейных дорог и телеграфных мачт.
Нисский работал над полотном днем, а вечером добавлял последние штрихи – об этом свидетельствуют широкие тени, которые отбрасывают деревья на тяжелый, ослепительный снег. Скоро можно будет совсем попрощаться с зимой. Снег изображен слежавшимся.
Для полотен Нисского характерна эмоциональность в сочетании с рациональным построением пейзажа и почти математической его четкостью.
Много лет новизна, летящая в будущее, занимает его внимание. Но художник понимает, что красота, созданная давным-давно, также необходима людям. В этом сказалась истинная современность творчества Нисского, его вдумчивый взгляд на динамичную, изменчивую эпоху.
Г. НИССКИЙ (р. 1903). Подмосковье. Зима. Шоссе. Холст, масло. 190 * 115. Львовская картинная галерея
Большое место в творчестве мастера занимает цвет, он мыслит цветом, цветом передает настроение. «Стремлюсь,— пишет он,— к цветовой насыщенности, цветовой напряженности, пси­хологическому действию цвета».
Колорит в произведениях Нисского декоративен, но он основан на реальных жизненных впечатле­ниях. Эффект декоративности придает его полотнам особую броскость и динамичность, взволнованность, легко передающиеся зрителю. Цвету и выражению световоздушной среды мастер всегда придает особое значение. Пленэр ощущается и в больших и в малых работах живописца. Но в крупных полотнах всё выступает как бы в очищенном виде. Воздушное пространство, которое всегда присутствует в картинах живописца, несмотря на внешнюю, казалось бы, порой некоторую плоскостность изображения, приобретает ясность, четкость. И пластичность живописного мазка находит также каждый раз своеобразное претворение. В монументальных полотнах художник избегает вибрации мазка, мазок становится гладким, ровно стелющимся по поверхности, фиксирующим строгие, четко выраженные и законченные, словно отчеканенные формы.
Иное мы видим в небольших работах, которые Нисский создавал на протяжении всей своей жизни.
Нисский Г.Г. Морской пейзаж. 1960 г. Бумага, гуашь. 25х36 см https://govza.ru/2018/11/25/soviet-art-8chast-more
В них запечатле­вается понравившийся мотив, взволновавший душу и сердце, передается настроение, состояние природы во всей непосредственной прелести и жизненной достоверности. Он увлеченно пишет небо — то озаренное красным заревом заката, то серое и неподвижное, то голубеющее сквозь тяже­лые, плотные облака. Бережно и тонко он выража­ет прелесть ранней весны и холодного зимнего дня. В малом формате виден броский и силь­ный темпераментный мазок. Из множества таких широких интенсивных мазков рождается лаконичный и динамичный образ природы.
И если в крупных полотнах Нисский концентрирует внимание на создании собирательных об­разов природы, то в своих маленьких картинах он создает миниатюры, воплощающие тонкие ню­ансы состояния природы.
Нисский Г.Г. Зимний вечер. 1960. https://artviolin.ru/nisskii-georgii-grigorevich---biografiya-georgii-nisskii
Художник хорошо знает и любит все, что изображает. Он как бы приобщает нас к мощной жизни природы, к могучему действию, вечно таящемуся в ней. Нисский строит композицию таким образом, что зритель становится соучастником, своеобразным партнером автора.
«Я всегда работаю над тем,— говорит художник,— что меня расстрогало, что я люблю. Хочу написать об этом ясно, четко, просто. Работаю и буквально влюбляюсь в картину, не отхожу от нее до тех пор, пока не завершу. Я всегда стремлюсь к тому, чтобы мое искусст­во было понятно широкому зрителю. Для него я и работаю, создаю свои картины».

Нисский Г.Г. В пути. 1958 – 1960. холст, масло. 140,5 * 155. Институт русского реалистического искусства. Москва
Нисский не пишет эскизов, редко прибегает к этюдам. Вся основная работа проводится непо­средственно на холсте, потому, конечно, предше­ствует длительное глубокое раздумье над образом картины. Выношенная в воображении композиция порой закрепляется в рисунке, иногда в рисунке же дорабатывается в отдельных деталях. И тогда художник принимается за полотно. Работает много, упорно, почти не отдыхая. Пишет быстро, не переделывая, не переписывая и ничего не из­меняя. Очевидно, ему помогает удивительно яр­кая, точная зрительная память и умение мыслен­но представить себе картину в завершенном виде во всех ее компонентах.
Конец 1950-х — 1960-е годы — также значимый период творчества Георгия Нисского. В это время он возвращается к стилистике ранних произведений, отмеченных лаконизмом и графичностью. Среди безусловных шедевров этого времени — полотно «Над снегами».
Нисский Г.Г. Над снегами. 1964. Институт русского реалистического искусства. Москва
...Немые просторы. Бесконечное серое небо и снега, снега. Почти у горизонта белую равнину ограничивает темный лес. Пустынно. Лишь у опушки соснового бора бежит лошадка, запряженная в сани. Казалось, никто не способен нарушить вековую тишину природы.
Внезапно алая игла пронзает небо, и через мгновение слышен рокот самолета.
Пейзаж захватывающе космичен. Стаффажные вкрапления — запряженные лошадью сани, одинокая фигурка человека, крошечная церковь вдали — лишь обостряют пронзительное чувство необъятного пространства. Самолёт с обтекаемым фюзеляжем, резко выхваченный цветом, становится главным персонажем полотна, средоточием его динамики, зримым свидетельством покорения человеком пространства и времени. Изначально считалось, что на картине Нисского изображён Ту-104 — первый советский реактивный пассажирский самолет. Однако эксперты Московского авиационного института полагают, что это, скорее всего, ИЛ-62М. Тем не менее, к этому уточнению не стоит относиться строго, следует учитывать право живописца на художественный вымысел.
«Над снегами» - в живописи своего времени новаторское произведение. В нем ясно звучит мелодия ХХ века, века авиации, космоса...
Нисский Г.Г. Триптих «Коломенское». «Подмосковная ночь». «Аэродром». 1960-е годы
Эти три работы выставлялись на Всесоюзной выставке в 1961 году как триптих. Воля художника была показывать эти картины именно так. На первый взгляд, три картины никак не связаны между собой. Но если приглядеться, можно увидеть, что на каждой части триптиха есть самолет или след от самолета.
Итак, художник остро передает черты нового видения мира, на полотнах художника его огромные просторы прорезаны автомобильными и железнодорожными магистралями, небеса прочерчены трассами самолетов, быстроходные корабли и белоснежные парусники бороздят водные глади. Но есть у него и такие работы, где новые современные мотивы выражены не так прямо и непосредственно. К ним относится картина «Колхоз «Загорье».
Нисский Г.Г. Колхоз в Загорье. Русский музей
Высокая картина вертикального формата. На полотне Нисский мастерски разложил все этапы и пути развития отношений между жителями колхоза. На переднем плане о чем-то беседуют бабушки, в верхней части кто-то кашеварит в избушке, дальше дети вышли на прогулку с гусями.
Изображена обычная деревенская улица в теплый летний день. Холмистый луг изрезан дорожками, по которым идут женщины и дети, справа и слева стоят одинаковые домики. На переднем плане о чем-то неторопливо беседуют женщины, внизу в прудике плавают утки. Художник не забывает передать и такие привычные приметы деревенского уклада, как ведра с коромыслом или плотника, ставящего бревенчатый сруб избы. Казалось бы — традиционный облик русской деревни. Но вот начинаешь замечать в нем и иные детали. Это и телевизионные антенны на крышах, и легковой автомобиль поодаль, и столбы с электропроводами. В прежний быт прочно вписались черты нового образа жизни, к которым сами жители уже привыкли. Так в пределах одного полотна художник изобразил сложную структуру колхозной жизни.
Картина, вероятно, написана под влиянием живописи Северного Возрождения, которую высоко ценил Нисский.
Нисский Г.Г. Набережная. 1966, холст, масло. Институт русского реалистического искусства. Москва
Художник любуется красотой повседневного движения города, покоем мирного жизни, но, как изображено на полотне, довольно динамичной и ритмичной. Чувствуется, что художник желает всем горожанам счастья и радости. Манера живописи яркими и крупными цветовыми пятнами, уверенная четкость обобщенных линий, динамичность планов отличают взгляд художника на новый пейзаж.

В 60-х годах он совершенно отошел от соединения в одном полотне различных жанров и работает только в пейзаже. Но в его пейзаже больше чувствуется технически четкое мышление времени, чем в полотнах с нарочито «индустриальными» мотивами. «Понять, что делается сегодня вокруг тебя, понять, в чем ты участвуешь, не выпасть, не выплеснуться из эпохи — это очень и очень многое в нашем творчестве», — пишет сам художник.
Нисский – лирик, потому его волнует, не смотря на все веяния советского времени, и красота старинных храмов. Художник побывал в Суздале, Ростове, Владимире, Новгороде, Пскове.
Нисский Г.Г. Суздаль. 1963
...Древние холмы славного города Суздаля, покрытые изумрудным бархатом трав и увенчанные белогрудыми храмами. Как они величественны и прекрасны летним вечером, когда ветерок разгонит облака и на ясном небосводе взойдет бледный серп месяца!
Однажды с Михаилом Петровичем Кончаловским Нисский приехал на этюды в Суздаль. Кончаловский тут же сел писать, а Георгий Григорьевич по привычке пошел бродить.
На склоне одного из окрестных холмов развалился па траве парень в начищенных сапогах и розовой шелковой рубашке, он бросил наземь велосипед и положил на раму вихрастую русую голову. Рядом с ним смиренно сидела девушка в белом платье. Козы у подножия холма обнюхивали кем-то оставленный мотороллер. В небе, как будто мелом, реактивный самолет вычерчивал сложную параболу. Жизнь шла своим чередом.
Когда Нисский в мастерской в Москве пробовал все это писать, получалось что-то не то.
Детали мешали воспринимать целое. И вот тогда случилось чудо. Сначала из пейзажа Суздаля улетел самолет и забрал с собой белый след, потом за ним уехал с холста мотороллер, а последним нехотя ушел красавец парень, уводя с собой велосипед и девушку. Остались только козы, да молодые женщины, да холмы. А в конце еще появилась на дневном небе луна.
Нисский Г.Г. На лодке. Вечер. 1964
...Такую картину можно написать уже на склоне лет, наполненною тишиной и неотмирностью. Бархатные травы на косогорах берегов и стройными сосны. Спокойная гладь реки, застывшая в молчании лодка, совсем маленькая на фоне окружающей природы. Как все это прекрасно и мирно летним вечером, когда ветерок не колышет, плывут облака на ясном небосводе, и лишь извилистая линия тропинке напоминает о суете человеческой.
Нисский Г.Г. Покрова на Нерли (Источник: журнал ЮНОСТЬ, 1966 г., №9)
Здесь потрясающая красота русского храма, абсолютные пропорции и чистота линии и цвета, как ракета устремленного в голубую высь. Произведение, наверно, можно назвать духовным завещанием мастера, обозначающего, в чем истинный смысл человеческой жизни. Это – дорога к Богу…
Владимир Воробьев: «Однажды с Нисским произошла история, которая повлияла на него так сильно, что у него полностью изменился творческий стиль. 22 декабря 1959 года художник Кокорекин (1906-1959) привез из Индии в Москву чуму. Заболеваний было немного, но шум был большой. Кокорекин жил в одном доме с Нисским, и они были большие друзья. Наутро после приезда Кокорекин вышел из дома, а в это время во дворе Нисский делал профилактику своему «Москвичу». Они уже были готовы по старой привычке обняться и расцеловаться, но у Жоры руки были в нигроле, и они лишь договорившись увидеться вечером. Днем Кокорекина увезли в больницу, откуда он уже не вышел. Несколько человек все же заразилось. Жора очень переживал эту потерю и то, что его самого спасла только невероятная случайность. Некоторое время он, говорят, даже очень попивал, а когда вернулся к картинам, это был уже совсем другой художник. Его картины стали более стилизованы, в них как бы появилось дыхание чего-то космического...»
В. Цыплаков. Портрет Г. Нисского
А.А. Дейнека писал о Г.Г. Нисском: «Его искусство никогда не было скучным и нравоучи­тельным, им можно увлекаться, оно говорит о на­шем светлом настоящем и будущем, о жизни на природе с хорошими людьми. Все это потому, что он — жизнелюб, много видел, пережил как художник, он смотрел в лицо смерти, рисковал собою во имя жизни. И все это отразилось в его творчестве — больших и маленьких картинах. Сын века, сын родной Советской страны, он хочет в ней видеть ее прекрасные просторы, ее неповторимую могучую стать. И не только видеть, а трудиться как художник на радость советскому человеку и его друзьям»
Оставив после себя огромное творческое наследие, художник скончался в доме престарелых летом 1987 года. Наследников у Георгия Григорьевича не было. Значительная часть его работ исчезла, и судьба их ныне неизвестна... Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Но искусство его современно и волнует зрителя. Глядя на полотна Нисского, мы словно мчимся в невидимом автомобиле по подмосковной рокаде, мы едем в поезде по белорусскому полесью, мы любуемся красотой моря, стремительно преодолевая его просторы на катере.
Советских пейзажистов было не так много, все-таки в советском искусстве главным жанром была тематическая картина, однако нельзя представить искусство СССР без творчества Г. Нисского, такого уникального и своеобразного художника.
Творчество Георгия Нисского – значительное явление в истории советского искусства, ему присущи оптимизм, ясность чувств и мыслей, чуткость ко всему новому в природе и жизни. Своеобразие Нисского заключается не в каком-то «особом» художественном видении, а в умении художника простотой и завершенностью живописных приёмов придать своему личному восприятию природы общедоступность, художественную убедительность.


Источники:
Долгополов И. В.  Мастера: Новеллы о художниках.- М.: Воениздат, 1981.- 590 с., 24 л., ил. http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000014/st031.shtml
Белогорлова Л. Георгий Григорьевич Нисский./ Людмила Федоровна Белогорлова// Г. Нисский. Просторы Родины: Художественный альбом репродукция. – М.: Советский художник, 1977. – илл.
http://artwork2.com/content/georgii-nisskii-lakonichnye-i-poetichnye-peizazhi-20-go-veka - книга О.С. Острой. Георгий Григорьевич Нисский
https://webkamerton.ru/2019/02/na-gorizonte-20-y-vek-peyzazhi-georgiya-nisskogo глубокий анализ творчества Георгия Нисского
https://porusski.me/2018/08/30/01-georgii-nisskii - «Нисский. Горизонт» — ретроспектива творчества советского живописца


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...