вторник, 25 августа 2020 г.

Богатырская живопись Виктора Васнецова



Богатырская живопись Виктора Васнецова
Удивительны картины Виктора Васнецова на тему русской старины, о славных защитниках русской земли от грабительских набегов врагов, которые сжигали русские города и села, убивали мужчин и детей, а женщин угоняли в рабство.
 Васнецов В.М. Богатыри. 1881—1898. 295 х 446 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Фрагмент картины
Владимир Аллилуев
БОГАТЫРИ. В.М. ВАСНЕЦОВ
Из русской сказки, из былины
Родной земле заслон от бед.
Богатыри все три едины.
Раздора между вами нет.

И РУСЬ спокойна за спиною
Своих сынов Богатырей.
И не придёт беда войною
На жён, детей и матерей.
Богатырская тема — важнейшая для Васнецова, он не оставлял ее всю жизнь. Его и самого, обыгрывая приверженность к «богатырским» образам, называли «истинным богатырем национальной живописи». В своих «богатырских» работах Васнецов наиболее монументален и декоративен, и это многое говорит о пафосе, свойственном картинам этого ряда.


Васнецов В.М. Гусляры. 1899.
Именно так через пение передавались изустно от одного человека к другому, от старшего поколения новому поколению сказания и былины о русских богатырях
Русские богатыри вставали на защиту земли русской и прогоняли врагов, освобождали пленных. В картинах, написанных Васнецовым в конце XIX — начале XX века, на темы былин, художник опоэтизировал воинскую доблесть и стойкость духа русского народа. Скорбным величием веет от поля брани, где полегли воины Игоревы («После побоища Игоря Святославича с половцами»), неколебимо стоят васнецовские богатыри на страже родной земли («Богатыри»), глубоко задумался витязь в чистом поле («Витязь на распутье»)
Одна из первых картин художников на богатырскую тему была «Бой скифов со славянами»

Васнецов В.М. Битва скифов со славянами. Масло. 1881. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Сюжет «Битвы скифов со славянами» отсылает к далекой истории, и является художественным вымыслом мастера, так как никогда не происходил в реальности. Скифы не воевали со славянами. Тем не менее, картина написана так достоверно, что веришь тому, что такие именно битвы и происходили в прошлом. В центральной час­ти композиции мы видим двух сражающихся воинов, вер­хом на вздыбленных конях. Композиция зрительно поде­лена на две части: правую и левую. Правая часть отлича­ется большей насыщенностью цвета и большей прорабо­танностью. Три фигуры всадников, скачущих один за другим, готовые к бою копья придают полотну динамизм. В левой части картины светло-зеленая и охристая трава на переднем плане и в противовес ей насыщенная фигу­ра черного жеребца, рвущегося в бой. Сгустившиеся над полем тучи усиливают драматический оттенок.

Васнецов В.М. После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880. 205 х 390 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
А эта картина Васнецова создана «по мотивам» «Слова о полку Игореве», историческому документу. Художники, современники Васнецова оценили многогранную значимость этого полотна.
Крамской писал: «Это вещь удивительная, которая не скоро будет понята по-настоящему». П. Чистяков: «Русским духом пахнуло на меня, что я просто загрустил!».
Илья. Репин: «Это необыкновенно замечательная, новая и глубоко поэтичная вещь, таких еще не бывало в русской школе». Когда москвичи увидали эту картину, купленную затем П.М. Третьяковым, они впервые почувствовали, что от этого полотна действительно «Русью пахнет». Васнецов передал «Русь» не при помощи исторически верных костюмов, а взял ее «нутром», особым, ему присущим чутьем.
Многих зрителей удивляло то, что Васнецов изобразил не саму битву, которую описывает «Слово», а ее завершение, и это было вполне обдуманное решение мастера, которого больше интересует «будущее», нежели «прошлое»; «осмысление», а не «комментарий». Кистью художника водила не горечь от поражения русских, а гордость ими, их мужеством. Поэтом в красках нет крови, ужаса, а господствуют мягкие поэтические тона. Подчиняясь традициям народной поэзии, мастер объединяет в картине чувства и настроения человека и природы, их состояния. Героические деяния людей и эпическое торжественное безмолвие природы выступают здесь в органическом единстве.
Привлекает внимание нагрудный крест, свисающий с шеи убитого воина-отрока, является смысловым центром работы, во многом объясняя царящую в ней величавую умиротворенность. Переплетенные тела русского воина и половца переносят нас в атмосферу сви­репого боя, который шел на этом поле совсем недавно. Лицо павшего богатыря выра­жает спокойствие; в нем нет ни следа злобы или ярости; он словно заснул до поры.
Стервятники, дерущиеся в воздухе, — не только реалистическая деталь, но и символ, соотносящийся с общим пафосом картины. Они обозначают (в православной символике) темные и злые силы, которые сражаются за души убиенных людей.
Искусствовед Липатов В. пишет: «Поэтическая натура привела его к сказке, народному эпосу. Первым заметил это замечательный учитель многих поколений русских художников П.П. Чистяков. Васнецов плакал, читая строки его письма: "Вы... поэт-художник. Таким далеким, таким грандиозным, по-своему самобытным русским духом пахнуло на меня, что просто загрустил: я, допетровский чудак, позавидовал вам..." Это учитель писал о картине "После побоища Игоря Святославовича с половцами".  Помните, "Боян бо вещий": "Ту ся брата разлучиста на брезе быстрой Каялы; ту кровавою вина не доста: ту пир докончаша храбрии русичи: сваты попаиши, а сами полегоша на землю русскую. Ничить трава шалащами, а древо с тугою к земли преклонилось..."
Васнецовское поле битвы красиво. Богатырским сном спит на своем голубоватом плаще, откинув руку, как после тяжелой работы, воин в красных сапогах. А рядом красавец юноша запрокинул каштановую голову, в сердце его вонзилась вражеская стрела... На густой траве, среди голубеньких цветов, все это сочно, негромко, будто сон нарисован. Неподвижен, словно готовящийся спуститься, занавес - край неба, и повисли в этой неподвижности рыжие коршуны - им пировать...»
И еще есть одна интересная картина у Виктора Васнецова на богатырскую тематику, которая называется «Витязь на распутье».

Васнецов В.М. Витязь на распутье. 1882. 167 x 299 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Глядя на эту картину, человек понимает, что прежде чем сделать какое-либо дело, надо сначала хорошо подумать. Богатыри сильны не только в бою, они сильны своим умом и смекалкой. Устало опущенное копье подчеркивает глубину раздумий витязя. При этом весь строй картины подсказывает единственно возможное для него решение.
Это произведение характерно для Виктора Вас нецова, как художника, соединяющего в одном поэтическом образе фольклорную «фантастику» и совершенно реалистические детали. Последние Васнецов кропотливо выискивал в процессе внимательного изучения эпохи - в Историческом музее, в Оружейной палате, в соответствующей литературе, обильно издаваемой во второй половине XIX века. Приводя в письме к В. Стасову надписи, присутствующие на камне-вещуне, художник делает знаменательную ремарку: «Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии».
Огромная птица, распластавшаяся по линии горизонта, делает более явственной былинную атмосферу; вороны, орлы — непременные персонажи русского фольклора.
На камне написано: «Как прямо ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Другие надписи («Направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти») Васнецов, по собственному признанию, частично стер или спрятал подо мхом.
А о чем задумался Богатырь перед камнем-указателем, мы узнаем, прослушав былинный сказ:
«По чистому полю, по широкому раздолью ехал старый казак Илья Муромец и наехал на развилку трёх дорог. На развилке горюч-камень лежит, а на камне надпись написана: «Если прямо ехать – убиту быть, направо ехать – женату быть, а налево ехать – богатому стать». Прочитал Илья надпись и призадумался:
– Мне, старому, в бою смерть не писана. Дай поеду, где убиту быть.
Долго ли, коротко ли ехал он, выскочили на дорогу воры-разбойники. Три сотни татей (Тать – разбойник, грабитель) – подорожников. Горланят, шалыгами размахивают:
– Убьём старика да ограбим!
– Глупые люди, говорит Ильи Муромец, – не убив медведя, шкуру делите!
И напустил на них своего коня верного. Сам копьём колол и мечом разил, и не осталось в живых ни единого душегуба-разбойника.
Воротился на развилку и стёр надпись: «Если прямо ехать-убиту быть». Постоял возле камня и повернул коня направо:
– Незачем мне, старому, женату быть, а поеду, погляжу, как люди женятся.
Ехал час либо два и наехал на палаты белокаменные.
Выбегала навстречу красна девица-душа. Брала Илью Муромца за руки, провела в столовую горницу. Кормила-поила богатыри, увещала:
– После хлеба-соли ступай опочив держать (Опочив держать – опочивать, спать, отдыхать.). В дороге небось умаялся! – Провела в особый покой, указала на перину пуховую.
А Илья, он смекалист, сноровист был, заприметил неладное. Кинул девицу-красу на перину, а кровать повернулась, опрокинулась, и провалилась хозяйка в подземелье глубокое.
Выбежал Илья Муромец из палат во двор, разыскал подземелье то глубокое, двери выломал и выпустил на белый свет сорок пленников, женихов незадачливых, а хозяйку красну девицу в тюрьму подземную запер крепко-накрепко.
После того приехал на развилку и другую надпись стёр. И новую надпись написал на камени: «Две дорожки очищены старым казаком Ильёй Муромцем».
– В третью сторону не поеду я. Зачем мне, старому, одинокому, богатым быть? Пусть кому-нибудь молодому богатство достанется.
Повернул коня старый казак Илья Муромец и поехал в стольный Киев-град нести службу ратную, биться с ворогами, стоять за Русь Великую да за русский парод!
На том сказ о славном, могучем богатыре Илье Муромце и окончился.

Васнецов В.М. Баян. 1910
Здесь  художник изобразил легендарного русского сказителя в окружении витязей, слушающих его песнь. Народ славил своих защитников, слагал о них песни и былины, из которых дошли до нашего времени славные образы Ильи Муромца, Никиты Добрыни, Алеши Поповича.
Вот такой отрывок из былинных сказов русского народа про богатырей и про Илью Муромца:
«Свистнул посвитом богатырским и, откуда ни возьмись, прибежал его верный конь с доспехами, со снаряжением. Выехал Илья Муромец на высокий холм, натянул лук тугой и послал калёну стрелу, сам приговаривал: «Ты лети, калёна стрела, во бел шатёр, пади, стрела, на белу грудь моему крёстному, проскользни да сделай малую царапинку. Он поймёт: одному мне в бою худо можется». Угодила стрела в Самсонов шатёр.
Самсон-богатырь пробудился, вскочил на резвы ноги и крикнул громким голосом:
– Вставайте, богатыри могучие русские! Прилетела от крестника калёна стрела – весть нерадостная: понадобилась ему подмога в бою с сарацинами. Понапрасну ведь он бы стрелу не послал. Вы седлайте, не мешкая, добрых коней, и поедем мы биться не ради князя Владимира, а ради народа русского да на выручку славному Илье Муромцу!
В скором времени прискакали на подмогу двенадцать богатырей, а Илья Муромец с ними во тринадцатых. Накинулись они на полчища вражеские, прибили, притоптали конями всю несметную силу, самого царя Калина во полон взяли, привезли в палаты князя Владимира. И возговорил Калин-царь:
– Не казни меня, князь Владимир стольно-киевский, я буду тебе дань платить и закажу своим детям, внукам и правнукам века вечные на Русь с мечом не ходить, а с вами в мире жить. В том мы подпишем грамоту.
Тут старина-былина и окончилась, синему морю на тишину, а добрым людям на послушание».
Красивые песни-былины слагали в народе о русских удалых молодцах. Много былин знал наизусть и Васнецов и, работая, любил их чуть слышно напевать, подражая монотонному голосу старинных гусляров-сказителей.
Под славным городом под Киевом,
На тех на степях на Днепровских,
Стояла застава богатырская...
Вот отрывок из рассказа о том, как работал Васнецов:
«Тихо в мастерской художника. Пахнет красками, скипида­ром, холстом, деревом. На бревенчатой стене развешаны старин­ные тяжёлые шлемы, огромный меч в чёрных ножнах, острые секиры, стальная кольчуга — давнее воинское снаряжение. Для художника эта его коллекция — бесценная память о победах русского оружия, о русских богатырях-исполинах.
Васнецов пишет о них картину.
С кистью и красками поднимается он по высокой лестнице-стремянке. Хотя он и сам немаленького роста, но с пола ему никак не дотянуться до верха огромного полотна.
Поработает, стоя на площадке, спустится, отойдёт,— шаг у него стремительный, широкий; посмотрит, всё ли хорошо полу­чается,— и опять за дело. Весь день так проходит, до самых сумерек. Да не один день, а много месяцев и даже лет.
Задумал Васнецов изобразить русских богатырей, когда был совсем молодым неизвестным художником, а закончил работу, уже став прославленным мастером.
Всё это время он никогда не расставался с картиной. Возил её с собой с квартиры на квартиру, из города в город.
И  вот она  готова.  Назвал её  Васнецов  просто  и коротко: «Богатыри».
Древнее это слово. Богатырь — значит, смелый и храбрый воин, удачливый и в бою счастливый».
Про героев давних времён и рассказывает картина Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

Васнецов В.М. Богатыри. 1881—1898. 295 х 446 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Созданию этой картины Виктор Михайлович отдал более двадцати лет жизни. Когда он начал работать над картиной, его дочке было 3 года. А когда закончил, то уже его дочь сама была мамой, а ее дочери было уже 3 года. Вот так художник долго и тщательно выписывал своих богатырей и создал произведение, которое знает и любит каждый культурный  российский человек.
В картине «Богатыри» мы видим мужскую красоту: смелость, отвагу, мужество богатырей, их любовь к Родине и готовность к ее защите, дружелюбие и самоотверженность.
Булычева В.А.
К картине В.М. Васнецова «Богатыри»
На границе русских просторов,
Устремив свои ясные взоры
К землям вражеским обозримым
Богатыри стоят неколебимо.

Если враг на Русь святую
Посягнет набегом жестким,
Он получит достойную встречу,
Богатырскую смелую сечу!

Первым в бой поскачет Илья,
Припустив вороного коня
С Добрыней и Алеша за ним
Будет враг с земли русской отринут.

Битва грянет смела и горяча
Но победная хватка, удача
Будут с нашими богатырями,
Защищающим волю и счастье!
Остановились в чистом поле три всадника. Замерли под ними разгорячённые кони, как будто опасность в степи почуяли. Богатыри повернули головы, зорко вглядываются: уж не во­рог ли там, вдали? Вот она — богатырская застава!
Первым мы невольно видим Илью Муромца на вороном коне. Он зорко смотрит вдаль из-под ладони. В одной руке у него копьё, в другой — тяжёлая палица. Крестьянский сын Илья Муромец совершал подвиги не ради славы, а потому что любил свою землю, свой народ.
Илья Муромец - любимейший герой русских былин. Знаменитый богатырь в центре картины. Это он победил страшного Соловья-разбойника. А когда в бою палицей своей размахивал, падали враги кругом замертво! Да разве одной силой славен Илья? В былинах поётся, что выбрал он в жизни из трёх дорог не ту, «где богату быть», а самую благородную, но и самую опасную,— где можно «убиту быть». Ведь служил он не за богатство и славу, а защищал землю российскую, вдов, сирот, бедных людей!
Сказания об Илье Муромце — о его сидении на печи, чудесном исцелении, многочисленных подвигах — сопровождают каждого русского человека с детства. Менее известно то, что Илья Муромец — вполне реальный персонаж отечественной истории, что подтверждают письменные источники. Закончив свои ратные труды по охране родины, он «роздал нажитые богатства на украшение храмов», постригся в монахи в Киево-Печерском монастыре, прославился уже молитвенными подвигами и до сих пор пребывает нетленным. Русская православная церковь причислила его к лику святых в середине XVII века. И День памяти святого отмечается в первый день Нового года – 1 января.
Васнецов эти факты, несомненно, знал и учитывал, со­здавая величественный образ знаменитого русского богатыря. При этом он старался по возможности точно воспроизвести реалии исторического времени — военная амуниция, упряжь коней, одежда не являются плодом художественной фантазии; все это Васнецов видел в музеях, встречал (описания и изображения) в исторической литературе.
Каждая деталь на картине своё слово об Илье говорит. Стремя пустым болтается. Не спешит вдеть в него ногу богатырь. Всё равно врагу не застать его врасплох. На коне Илья сидит уверенно, свободно. Седло ему как дом родной. Всю жизнь свою он провёл в седле.
Внимательно и спокойно всматривается Илья Муромец вдаль из-под руки. В тёмных глазах — смелость, твёрдость, уверенность. Доброе лицо сурово.
Круглый шлем плотно обхватывает голову, прижимает седые кудри. Мощное тело охраняет щит, не пробиваемый стрелами, да крепкая кольчуга — рубашка из тысячи металлических колец. Острое копьё на длинном древке, знаменитая пудовая палица с колючими шипами, меткие стрелы в колчане — всё рассказывает нам о характере этого воина.
Смотришь на картину и веришь: таким он и был, былинный герой — богатырь Илья Муромец, крестьянский сын.
«Матер человек Илья Муромец», — образно говорит о знаменитом витязе былина. Васнецов изображает его простым бесхитростным человеком и могучим воином. Кряжистость, основательность, спокойная сила, боевой опыт сочетаются в Илье Муромце с благостью, великодушием и добродушием.
«А и конь под Ильей лютый зверь», — свидетельствует сказание. На строптивость нрава верного товарища Ильи Муромца указывает массивная металлическая цепь, которой только и можно обуздать его. Вороной конь Ильи тяжёл, могуч. Стоит, точно в землю врос! Шею изгибает, огненным глазом косит. Гривой потряхивает. К бою готов.
Слева на белом коне — Добрыня Никитич. По-другому изображён Добрыня Никитич. Крепкая рука порывисто выхватывает тяжёлый меч из но­жен. Острый взгляд решительно устремлён во вражескую сторо­ну. Рвётся в бой русский витязь. Добрыня и горяч, и храбр. А по одежде, вооружению мы видим — он богатого, знатного рода.
На груди его — золотая красивая цепь. Парчовой узорчатой каймой украшена понизу рубаха. Поверх тонкой кольчуги ещё крепкая броня надета. Шлем фигурный на голове, с высо­ким шишаком. И красный щит, и ножны тоже нарядно украшены.
Добрыня написан Васнецовым в соответствии с представлениями народного эпоса, характеризующего этого богатыря как человека опытного, мужественного, предусмотрительного и образованного (в молодости он прошел «школу» у шести старцев). «Дело мое поляковать в поле чистом; биться с ворогами сильными, боронить людей добрых», — доносят до нас былины голос Добрыни.
Добрыня решительно вынимает из ножен свой меч, готовый броситься в сечу. С образом этого богатыря связано множество чудес. «Добрынюшка напялил на плечи броню заговоренную, ту броню не срубит никакой булат». И меч у него не простой, а волшебный: меч - кладенец от самого Змея Горыныча. Тоже, значит, заговоренный.
Горяч, нетерпелив, как сам Добрыня, его «белеюшко». Белый конь. Первым опасность почуял. Напрягся, задрожал весь. Глаза насторожились, ноздри расширились и полон решимости броситься в бой.
Справа от Ильи — Алёша Попович. Ни в чём от своих боевых товарищей не отстаёт. И кольчуга на нём надета, и на коне он ловко сидит, и лук наготове держит. И всё-таки он не такой, как Илья и Добрыня. Не только потому, что молод и строен. Взгляд у Алёши мечтательный, тихий. И поза иная. Голову наклонил, одна рука спокойно свешивается.
А приглядишься — заметишь, что Алёша захватил с собой гусли. Художник, наверное, хотел этим сказать, что любит Алёша песни петь, на гуслях звончатых играть. И зритель чувствует— душа у Алёши тонкая, поэтическая. Эти качества русского человека тоже хотел передать Васнецов в «Богатырях».
Конь под Алешей Поповичем — золотой масти. Он будто повторяет характер хозяина. Опустил длинную шею, мирно тянется к траве. Спокойный, неторопливый.
Чтобы подчеркнуть силу и отвагу русских витязей, художник построил картину особым образом: почти всё её пространство заняли собой всадники. Копыта коней упираются в землю у нижнего края полотна. А верх его завершают стальные богатырские шлемы.
Три богатыря выехали на широкую равнину. Под копытами коней — пожухлая с рыжиной трава, мягкий ковыль. Тут, там горбятся седые валуны. Молоденькие ёлочки впереди — прямые, как свечки, горят чистой зеленью. А вдали темнеют холмы.
Примечают богатыри: не видать ли врага, не обижают ли кого? Врагу не пробиться через эту заставу.
За могучими плечами богатырей — леса, холмы, небо. Родная земля. Родина. И как же прекрасны и суровы эти необъятные просторы! Как всё величественно и тревожно в природе в минуту опасности! Пейзаж в картине тоже вымышленно богатырский. Он как бы обобщает всю красоту северных и среднерусских краев.
В бескрайнем холодном небе клубятся белые, тяжёлые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле, колышет осенний ковыль, треплет конские гривы. Хищная птица и камень-могильник напоминают о прошлых битвах.
А тёмно-зелёные дальние холмы у горизонта спокойны и величественны.
Все краски картины тоже усиливают настроение торжественности и боевой тревоги. Рядом с тёмно-зелёными, приглушёнными серыми тонами горит красный цвет щита Добрыни, копья Муромца, одежды Алёши, флажка на его шлеме.
Всё в картине продумано художником до самых мелочей — цвета русских полей, на защиту которых выехали богатыри, сложным образом перекликаются с цветами их одежды и вооружения.
В ранних набросках линия горизонта располагалась значительно ниже; в картине Васнецов поднял ее — в результате зритель смотрит на богатырей как бы снизу вверх. Этот прием позволил художнику «расширить» пейзаж, значительно подробнее показав ту землю, оборонять которую вышли русские витязи.
Художник, конечно, никогда не видел богатырей. Они жили на свете намного раньше художника. Но он слушал, что поёт и рассказывает про богатырей народ,— и представил их себе, вообразил их. Натурой для богатырей послужили художнику простые русские люди.
И теперь для нас богатыри именно такие, как на картине Васнецова.
Воспел Васнецов в «Богатырях» свой непобедимый народ. Потому и считал эту картину для себя самой главной. Васнецов признавался: «Богатыри» были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом... ».
«Я считаю, что в истории русской живописи «Богатыри» Васнецова занимают одно из первейших мест»,— писал В.В. Стасов.
Эта картина Васнецова — по-настоящему народный шедевр. В ходе недавно проведенного в России статистического исследования на вопрос: «Какую картину вы назвали бы символом отечественного искусства?» — более трети опрошенных (37%) ответили: «Богатырей» Васнецова.
«Богатыри» занимают особое место в творчестве художника, это своеобразная константа его жизни. И богатырская тема настолько захватила художника, что он продолжать их писать до последних дней своей жизни. Некоторые из них были сказочные, а некоторые – реальные герои своего времени.

Васнецов В.М. Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле
Здесь исторический поединок между русским богатырем Пересветом с Челубеем. Эта битва произошла на Куликовом поле, когда русские сражались за свою независимость от захватчиков татаро -монголов.
В 1380 году Пересвет постригся в монахи, став иноком Троице-Сергиевского монастыря. Сражался он вместе с другим монахом-схимником Родионом (в монашестве Андреем) Ослябей, который как и он был учеником и постриженником Преподобного Сергия Радонежского.
Им было приказано «вместо золочёных шлемов возлагать на себя схиму с нашитым крестом». Считается, что братьям предстояла нератная служба — молитвой и праведным словом воодушевлять русское войско.
Согласно житию преподобного Сергия Радонежского, перед Куликовской битвой князь Дмитрий, который потом войдёт в историю, как Дмитрий Донской, в поисках духовной поддержки отправился к нему в монастырь за благословением. Имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси и благословение такого человека должно было вселить надежды в воинов, которым, как тогда считалось, предстояло выступить против непобедимого врага.
Преподобный Сергий благословил не только князя, но и добровольно пожелавших отправиться с ним двух иноков боярского рода, хорошо знающих военное искусство. Этими иноками были, как уже говорилось выше, Александр Пересвет и Андрей Ослябя, которых преподобный Сергий перед этим постриг в Великую схиму.
По преданию, перед битвой Пересвет молился в келье отшельника при часовне святого воина великомученика IV века Димитрия Солунского. Впоследствии там был основан мужской Димитриевский Ряжский монастырь. (Подробнее ЗДЕСЬ https://zen.yandex.ru/media/id/5d370cccbd45c000ac6f20fa/poedinok-peresveta-s-chelubeem-na-kulikovskom-pole-5d57b2c31d656a00ad096842?utm_source=serp )

Васнецов В.М. Богатырский скок. 1914
Манера изображения русских витязей была Васнецовым сразу и счастливо найдена и мало менялась на протяжении жизни. Эта картина была создана в 1914 году Россия вступила в Первую мировую войну и нужны были произведения, которые бы поднимали боевой дух солдат и офицеров.
Прекрасна песня на стихи Николая Добронравого, музыка Александры Пахмутовой «Богатырская сила наша»

То не грозное небо хмурится,
Не сверкают в степи клинки -
Это батюшки Ильи Муромца
Вышли биться ученики.
Припев
Эх, да надобно жить красиво!
Эх, да надо нам жить раздольно!
Богатырская наша сила -
Сила духа и сила воли.

Богатырское наше правило -
Надо другу в беде помочь.
Отстоять в борьбе дело правое,
Силой силушку превозмочь.
Припев.
Расцвела душа о безбрежности
И морей мох, и любви..
Силой мужества, силой нежности
Воспоем красоту земли!

Васнецов В.М. Один в поле воин. 1914
Писатель и поэт В.М. Гиляровский написал стихи, которые посвятил художнику, отождествляя его с русским богатырем:
Один в поле воин, один богатырь,
Его не пугает бескрайняя ширь.
Пусть стрелы летят в него грозною тучей,
Не страшно ему, удалой и могучий
Летит исполин в поле воин один.

Васнецов В.М. Битва Ивана Царевича с трехглавым морским змеем. 1912. Дом-музей В.М. Васнецова, Москва. http://vsdn.ru/museum/catalogue/exhibit6914.htm
Картина «Битва Ивана Царевича с трехглавым Змеем» написана им на фольклорный сюжет, повествующий о Битве Добра со Злом.
Змей похитил царевну и унес ей в своё логово, среди огромных скал, над морем, но богатырь Иван-царевич сумел добраться до Змея и вызвать того на поединок. На первом плане Иван, припавший на колено, подняв щит над головой защищается от нападения главной, средней головы Змея. Это не огнедышащее чудовище, как часто изображается в сказках. Это огромное, зубастое чудище и от того, что он уже потерял одну голову, он не становится менее опасным. Змей изображен на фоне грозного пейзажа. Громадные скалы, тревожный закат, изображенный на горизонте служит нам напоминанием о том, что Зло, которое олицетворяет Змей, опасно и коварно. Напоминанием и злобности Змея служат и обломки скелетов и черепов несчастных жертв прожорливого Змея. Эта же судьба была уготована и царевне, но Иван подоспел вовремя.
К скале прижалась несчастная царевна. Она прижала руку к груди, всем сердцем желая победы Ивану. Но хвост чудовища находится совсем рядом, и Змей в любую минуту может ударить царевну.
Главным героем произведения является Иван Царевич. Он хорошо снарядился для решительного боя. Кольчуга закрывает его тело, но шлем уже где-то потерян, он поднял окровавленный двуручный меч над головой.
Он уже срубил одну из голов, но бой ещё далеко не кончен - огромные зубы Змея вонзились в щит, чтобы оставить героя без защиты. Богатырь уже размахнулся окровавленным мечом, еще мгновение и на другую шею опустится карающий меч.
Змей размахивает своими крыльями, может быть хочет взлететь и обрушиться сверху на своего грозного противника, но пока битва идет на земле.
Мы верим, что Иван-царевич одержит славную победу, спасет царевну и уничтожит Змея, но битва ещё не закончена.

Васнецов В.М. Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем. 1913 - 1918. Дом-музей В.М. Васнецова, Москва. http://www.nearyou.ru/vvasnetsov/zmei.html
Змей Горыныч тут Добрыню не слушает, бросился Змей на Добрыню Никитича, стал его хвостами бить да огнём палить. А Добрыня не ужахнулся, стал он Змея копьём колоть да саблею сечь. Пошла у них драка великая, кровопролитная.
Дерётся Добрыня со Змеем суточки, дерётся уж и вторые суточки, дерётся и третии. Не может Добрыня Змея одолеть, кончаются добрынины силушки, хочет Добрыня от Змея отстать. Раздался тут глас с небес:
— Молодой Добрыня Никитович! Дрался ты со Змеем трое суточек, подерись ещё три часа. Побъёшь змею проклятую.
У Добрыни тут силы прибавилось, стал он биться со Змеем ещё три часа. Победил он Змея поганого, отсёк ему все головы, оторвал хвосты ядовитые. (Весь текст былины «КАК ЗМЕЙ УНЁС ЗАБАВУ ПУТЯТИЧНУ, КАК ДОБРЫНЯ УБИЛ ЗМЕЯ, А ПОТОМ ЖЕНИЛСЯ НА БОГАТЫРШЕ НАСТАСЬЕ МИКУЛИШНЕ»
ЗДЕСЬ)  http://www.tanais.info/art/vasnetsov39more.html

Источники:
  • Родничок: Книга для внеклассного чтения  в 4 классе./сост. М. Барабанова, Г. Губанова. - Тула: Арктоус, 1995. - 319с.
  • Кудрявцева Л. Богатыри земли русской. О картинах В.М. Васнецова./ Лидия Степановна Кудрявцева. – М.: Малыш, 1981. – 26 с.
  • Васнецов Виктор Михайлович: 50 художников. Шедевры русской живописи. 2010 год, вып. 3./ текст Александр Панфилов. – М.: ООО «Де Агостини», 2010. – 31 с.
  • Песни на бис. Песенник с нотным приложением. - М.: Денис-альфа, 1996. - 368 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...