понедельник, 24 августа 2020 г.

Гармония единения природы и труда человека… Часть 1

Гармония единения природы и труда человека…
В картинах советского художника Георгия Нисского (1903 -1987 гг.)
Часть 1
«Век воздухоплавания имеет право на свои мелодии»,— это сказал Дебюсси о XX веке.
Морские просторы, широкие реки, плывущие по ним катера, яхты... В безбрежном воздушном океане, словно сказочные жар-птицы, набирают высоту алые самолеты... Энергично, быстро движутся поезда. Стремительно бегут шоссейные до­роги, пересекая ширь полей и лесов. Знакомая, родная русская природа, в которой естественно вписались создания рук человеческих. Емкие поэтические образы. Созданы они Георгием Григорьевичем Нисским. Его пейзажи пронизаны острым чувством современности.
Нисский Г.Г. Подмосковная зима
В 1920-е годы Георгий Нисский был близок кругу мастеров Общества художников-станковистов (ОСТ). Остовцы не отрицали авангардных наработок художников первых двух десятилетий XX века. Темами их произведений стали строительство городов, индустриализация, спорт, транспорт, создание образа человека нового поколения и здоровых, готовых к подвигам людей.
Роберт Рождественский
***
Я писал и пишу
    по заказу.
    По заказу
    дождей и снегов.
    И дороги,
    бегущей к закату,
    и висящих над ней
    облаков.
    Я пишу по заказу
    осенних
    черных гнезд
    и нахохленных птиц.
    И распахнутых настежь
    газетных
    обжигающих руки
    страниц!
    По заказу
    и часа, и мига.
    Боли в сердце.
    Дрожанья струны.
    По заказу
    орущего мира
    и смертельной его
    тишины.
    И нежданно ожившей
    строки
    на пределе
    последнего круга.
    И бездонной
    щемящей тоски
    позвонившего за полночь
    друга.
    Гула памяти.
    Скрипа дверей…
    Я писал и пишу
    по заказу
    горьковатой улыбки твоей,
    не разгаданной мною
    ни разу…
    Лишь бы день
    над землею не гас.
    Лишь бы колос
    под небом качался.
    Только б он не кончался –
    заказ.
    Лишь бы этот заказ
    не кончался.
Уже в своих ранних пейзажах художник наделяет мир техники поэтическим ореолом, – так, в картинах «Осень. Семафоры» (1932, ГТГ) и «На путях» (1933, Музей изобразительных искусств, Волгоград) атрибуты железной дороги предстают одухотворенными, как в прозе А.П. Платонова. Позднее его картины – с их широкими, вольными ракурсами и монументальной ритмикой, утверждающей современность не как набор идеологических примет, а как лирическое чувство.
Картина, принесшая известность художнику, — «Осень. Семафоры» — была индустриальной. Сын железнодорожного врача, Г. Нисский выбрал с детства знакомый, дорогой пейзаж и к мотивам индустрии сумел добавить ноты, близкие каждому человеку. И этот редкий дар — способность соединять громоздкий, скрежещущий, энергичный мир современной техники с глубоко интимными чувствами человека, творящего этот мир,— никогда не изменял художнику.
Нисский Г.Г. Осень. Семафоры. 1930-е годы. ГТГ. Москва
...Высокое осеннее небо с легкими перистыми облачками обещает перемену погоды. Но сегодня светит солнце, оно озаряет темную от угля и мазута землю, перечерченную рельсами железной дороги. Черным жуком не спеша ползет по путям паровоз, белым частоколом стоят перед ним семафоры с красными руками. Вот один из них будто нехотя поднял руку - путь свободен. Прохладно. Степной ветер срывает дым с трубы паровоза, поет в стальных проводах телеграфа, ерошит перышки стайки воробьев, зябко прижавшихся друг к другу.
«Осень». На редкость простой мотив, скупой, не богатый живописными аксессуарами, но почему он так волнует? Почему, несмотря на отсутствие традиционных примет золотой осени, вас невольно охватывает очарование? Казалось, как может типичный по атри­бутам индустриальный пейзаж (паровоз, семафоры, телеграфные провода) быть глубоко интимным? В чем се­крет его обаяния?
Нисский - поэт. Его видение мира глубоко лирично. Взволнованно, прочувствованно, он по-особому, по-своему воспринимает жизнь во всех ее проявлениях. И в громаде событий, и в самых мелких штрихах будней художник осмысливает все остро и точно. Он очень мало пишет с натуры, но зато много видит. Живописец ежедневно, ежеминутно снова открывает мир, мир своей мечты.
Пейзаж «Осень» он написал дома, сидя на завалинке, по впечатлению, без этюдов.(
Когда в 1934 году, во время своего визита в СССР, французский художник Альбер Марке, много ходивший по московским музеям, отвечая на заданный в ВОКСе вопрос, кто из московских художников ему больше всего понравился, ответил, что очень полюбил работу Нисского «Осень. Семафоры». Очевидно, французского мастера очаровали душевность и необычайно острое чувство современности, наполнившее  это полотно. Его взволновало биение сердца неизвестного ему художника. После этого художники говорили, что у Марке вкус «нисский».
Нисский Г.Г. Октябрь. Семафоры
Художник вспоминает о своем детстве: «До сих пор непотухающей любовью детства люблю свой родной пейзаж: семафор, разбег рельсов, уходящий за поворот леса шумливый бор с мачтовыми соснами и бескрайность белорусских полей с поземками. Рос на воле, все было моим: горячий раскал рельсов на переплетах путей, длинные товарные составы, водокачки и пакгаузы, маневровые па­ровозы, заросшие лозой болота, золотые лесные ручьи, весенние разливы, настилы плотов на зеркале озера, визг пил лесопилен, золотые кубы распиленного леса, запах опилок, жар раскаленного июля в лесной тишине и задумчивые перелески под скатертью январского снега — все это незабываемо и до сих пор сжимает сердце сладостью неизгладимых впечатлений»
Нисский Г.Г. Прыжок с парашютом. 1930-е годы. 100*75,5, холст, масло. Институт русского реалистического искусства. Москва
Спорт и искусство — тема, которая интересовала молодого художника. Студент Вхутемаса Нисский был прекрасным спортсменом. Во Вхутемасе Нисский познакомился с А.А. Дейнекой (Дейнека был старше Нисского на четыре года). Навсегда сохранилось у Георгия Григорьевича чувство глубокого преклонения перед этим замечательным художником. Он называет Дейнеку своим учителем, советчиком, другом. У обоих было нечто общее в биографии. Оба родились в семьях, тесно связанных с работой на железной дороге, оба жили в железнодорожных поселках. Может быть, поэтому оба так остро чувствовали прелесть движения, красоту дорог и просторов.
Нисский Г.Г. Прыжок с парашютом 1930-е годы. 100*75,5, холст, масло. Институт русского реалистического искусства. Москва. Фрагмент картины
Уже с первых картин Нисский проявил черты, характерные для его живописной манеры: стремительность и энергичная активность композиции, низкий горизонт, широкий простор неба с парящими в нем чайками. В этой картине, как в фокусе, сосредоточены те особенности, которые во многом определили дальнейшее творческое развитие художника.
С 1932 года он начинает участвовать во всех крупнейших выставках советского изобразительного искусства. Произведения живописца показываются за границей, отмечаются премиями и наградами.
Нисский Г.Г. Севастополь. Встреча. 1935. Нижегородский государственный художественный музей. http://art-and-houses.ru/2018/09/10/6-faktov-o-georgii-nisskom-hudozhnike-kotoryj-pisal-vremya
Картина «Севастополь. Встреча»… Он начал писать картину еще в Москве. На первом плане девушка радостно протягивает цветы молодому моряку. Нужно было показать взаимные отношения героев, чувства, которые они при этой встрече испытывали, передать тонкие психологические оттенки, с одной стороны, и буйство красок летнего юга — с другой. Отразить все это долгое время не удавалось, в первую очередь, из-за отсутствия достаточного багажа жизненных впечатлений. Художник понял это. И он уехал в Севастополь работать на натуре.
Севастополь научил художника видеть не только ярче, но и глубже. Вернувшись в Москву, он быстро переписал картину «Встреча». Она получилась очень по-молодому жизнерадостной и красивой, и принесла художнику бронзовую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1937 году, где экспонировалась в числе лучших достижений советского искусства. Действительно, в ней чувствуется уже не только яркость замысла, но и художественное мастерство.
Нисский Г.Г. Подводная лодка. 1937. холст, масло. 100*146. Центральный музей Вооруженных Сил СССР (В настоящее время Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации)
В предвоенное время, готовясь к выставкам изобразительного искусства, например, к таким, как «XX лет РККА», «Индустрия социализма» и другие, Нисский пишет картины на морские сюжеты.
Морская тематика занимает большое место в творчестве мастера. «Впервые увиденное под Новороссийском в норд-остовом шторме,— вспоминал живописец,— море увлекло и надолго покорило меня своей грандиозностью и романтикой»
Во время длительных поездок на восток, на Тихий океан, на Баренцево, Северное или Черное моря, художник находил контакты с моряками, быстро осваивался в обстановке, становился, что называется на флоте «своим человеком». С моря­ками его связывала крепкая дружба, он ходил с ними в походы на подводных лодках и кате­рах, знал их трудную суровую профессию, восхи­щался мужеством и духовной красотой этих лю­дей.
Нисский Г.Г. У могилы друга
Изображая маневры, передавая военную мощь и силу нашего флота, он никогда не забы­вал о создании романтического образа природы, в которой действовал человек и его техника, обра­за, помогающего эмоционально выразить высокие гражданские чувства патриотизма и любви к Ро­дине.
Произведения Георгия Григорьевича привлека­ют лаконичностью повествования, строго ритми­ческой продуманной композицией, глубиной идей­ного замысла.
Нисский Г.Г. На защиту Москвы. Ленинградское шоссе. 1942. Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина http://art-and-houses.ru/2018/09/10/6-faktov-o-georgii-nisskom-hudozhnike-kotoryj-pisal-vremya
В годы Великой Отечественной войны Нисский создает произведения, взволнованно передающие атмосферу тех лет.
...Октябрь 1941 года. Москва. В одном из полотен военного времени мы видим Ленинградское шоссе. Заснеженное, пустынное. По нему движется танковая колонна на Запад. Массивные, тяжелые танки выглядят, как огромные монолитные глыбы. На них плотно сидят бойцы в белых полушубках. Коренастые, с суровыми, обветренными лицами. На московских бульварах войска. Горят костры. На площади Свердлова в козлах винтовки. В Колонном зале идут митинги ополченцев. Небо Москвы гудит от разрывов зенитных снарядов. Тревоги следуют одна за другой...
В тяжелые дни обороны Москвы Нисский испытывал доселе неведомую бурю чувств, его сердце поэта было смятено и возбуждено до предела, и вот отдача - эпическое полотно «На защиту Москвы» создано за пятьдесят часов.
В феврале 1942 года Дейнека и Нисский едут в действующую армию, в район Юхнова. Бесконечная русская заснеженная равнина с рваными черными ранами взрывов, обгоревшие остовы домов, искореженная техника и впаянные в снег трупы. Враг разгромлен, отброшен от Москвы.
Художник передает состояние напряженности, готовности к схватке с врагом. «Я этюдов не писал,- вспоминает Нисский.- Я только чувствовал и смотрел, а потом убегал в мастерскую рисовать и компоновать. А вещь написал, сам не замечая... в два дня».
В те дни Нисский вел дневник, в который записывал свои мысли, впечатления, отдельные, ярко врезавшиеся в память факты: «Только бы верно понять сердцем. На глаза надежды больше. Видят уже правильно... ...Отбирать только главное... Остальное, литературно досказывающее - убирать, убирать уверенно, безжалос Память об этом сохрани­лась на всю жизнь.
Критики часто упрекали художника за «быстроту» писания картин. Им, очевидно, было невдомек, какой глубокий духовный процесс предварял, подготовлял окончательный «творческий залп» мастера.
Увиденное фиксировалось затем в небольших работах. Что-то уходило, оставалось главное, не­обходимое. Созревали образ картины, ее композиция. Таково, например, полотно «Ночь. 1941 год» (1956).
тно».
Нисский Г.Г. Ночь 1941 года. 1958. Холст, масло. Симферопольский художественный музей
Ярко-белые лучи света, идущего от прожекторов, как стрелы вонзаются в небо, пересекаясь, врываются в спокойствие ночи. Низкий го­ризонт с розовеющим заревом вдали. Белая гладь плоской неподвижной земли, плотно укрытой сне­гом. Острая верхушка колючей ветвистой высокой ели. Яркий, запоминающийся образ, передающий атмосферу тревожных военных лет.
За время войны чувство любви к Родине возмужало и наполнилось особой теплотой. За словом «Родина» вставали не только грандиозные масштабы страны, но и маленькие уголки, где человек родился, рос, где воевал. Понятие родины стало более лирическим. В той или иной степени это почувствовал каждый. А художник-пейзажист должен был проникнуться этим даже более других. Особенно художник такого острого и глубокого зрения, каким был Нисский. Не случайно его первые послевоенные работы теснее связаны с его поэтическими пейзажами начала 30-х годов, чем с батальными полотнами предвоенных лет.

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ…

Источники:
Долгополов И. В.  Мастера: Новеллы о художниках.- М.: Воениздат, 1981.- 590 с., 24 л., ил. http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000014/st031.shtml
Белогорлова Л. Георгий Григорьевич Нисский./ Людмила Федоровна Белогорлова// Г. Нисский. Просторы Родины: Художественный альбом репродукция. – М.: Советский художник, 1977. – илл.
http://artwork2.com/content/georgii-nisskii-lakonichnye-i-poetichnye-peizazhi-20-go-veka - книга О.С. Острой. Георгий Григорьевич Нисский
https://webkamerton.ru/2019/02/na-gorizonte-20-y-vek-peyzazhi-georgiya-nisskogo глубокий анализ творчества Георгия Нисского
https://porusski.me/2018/08/30/01-georgii-nisskii - «Нисский. Горизонт» — ретроспектива творчества советского живописца

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...