четверг, 19 декабря 2019 г.

Свято-Троицкая Александро - Невская лавра



Лавра северной Венеции
                   
                    Архитектурный ансамбль Александро-Невской Лавры — один из красивейших монастырских ансамблей России. Санкт-Петербург нельзя представить без Лавры — без ее Троицкого собора, без высоких башенок на берегу Монастырки, без тихих и торжественных кладбищ.
В 1710 г. Петр I выбрал место, где Черная речка (ныне Монастырка) впадала в Неву, и повелел построить здесь монастырь «во имя Святой Живоначальной Троицы и святого благоверного великого князя Александра Невского». По преданию, именно на этом месте князь одержал победу над шведами в 1240 г. Память об этом событии оказалась политически важной: юная столица нуждалась тогда в еще одном духовном покровителе (кроме Святого Петра), и Александр Невский был для этого самой подходящей фигурой. Поэтому Петр решил возвести здесь своеобразный мемориал-монастырь.
Александро-Невская Лавра со своими небесными покровителями — святыми благоверными князьями Александром и Феодором
Его строили на протяжении всего XVIII в., сохраняя идею первого проекта Д. Трезини - создать не просто монастырь, а, в то же время, резиденцию митрополитов, официальное учреждение и дворец. В 20-х гг. XVIII в. в монастырь перенесли мощи Александра Невского, а в конце века он получил статус лавры. Александро-Невская лавра органично замыкает Невский проспект. Сейчас в ее ансамбль входит более десяти храмов, кельи, монастырские постройки разного назначения и несколько кладбищ. Со времени основания лавра является первой по значению усыпальницей императорской России, где похоронены члены императорской династии, выдающиеся деятели литературы и искусства, полководцы, государственные чиновники.

СВЯТО-ТРОИЦКИЙ СОБОР
Александро-Невская Свято-Троицкая лавра. Троицкий (Пресвятой Троицы) собор. 1776-1790. Архитектор И.Е. Старов, скульптор Ф.И. Шубин
Строительство Свято-Троицкого собора началось в 1719 году, автором первоначального проекта был Теодор Швертфегер. В 1744 году почти уже готовое здание было велено разобрать до «подошвы»: собор «сел», по сводам пошли трещины. Еще почти десять лет минуло, прежде чем приступили к этой работе, и только к 1755 году она завершилась.
Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры был освящен в 1790 году
В 1763 году состоялся конкурс на новый проект собора. Но в нем никто не победил — несмотря на то, что свои проекты представляли самые видные зодчие своего времени. Лишь в 1774 году, после второго конкурса, был утвержден выдержанный в духе классицизма проект Ивана Егоровича Старова (среди прочих его работ — такие известные памятники петербургской архитектуры, как Таврический дворец и Воскресенская церковь на Волковском кладбище).
30 августа 1778 года митрополит Гавриил в присутствии императрицы совершил торжественную закладку собора, и к 1786 году он был уже вчерне готов. Приступили к отделочным работам и украшению интерьера, долженствовавшего, согласно статусу Александро-Невского монастыря, отличаться особым благолепием. В 1790 году, наконец, состоялось освящение Свято-Троицкого соборного храма.
Мраморный иконостас собора выполнен Л. Пинкетти, а бронзовые детали изготовил Пьер Ажи
К этому дню Екатерина II приготовила богатые дары: в новый собор она пожертвовала отчеканенный из золота образ «Моление о чаше», роскошную утварь и фландрские шпалеры. В 1794 году из Эрмитажа, согласно ее воле, в Троицкий собор передали картины Ван Дейка, Гверчино, Бассано, Строцци и других европейских мастеров. Императорским даром являлось и серебряное паникадило, весившее около тринадцати пудов. Исходя из вышесказанного, читатель легко поймет, сколь богатым было убранство церкви. Беда лишь в том, что оно более подходило для дворца или католического собора, нежели для православного храма.
Купол Свято-Троицкого собора Александро-Невской Лавры
Вплоть до середины XIX века Троицкий собор оставался холодным. В 1847 году в нем устроили калориферное отопление, позволившее совершать в соборном храме богослужения зимой.
16 августа 1933 года Леноблисполком принял решение о закрытии Свято-Троицкого собора и переустройстве его под «Дом занимательной науки». В 1955 году собор вернули верующим, а в 1957 году, после ремонта, в нем впервые после четвертьвекового перерыва прошла Божественная литургия.

Благовещенская церковь
Вид Благовещенской церкви с моста, ведущего к северным воротам Лавры
Первое здание, которое видит посетитель Лавры, перейдя по мостику через речку Монастырку, — двухэтажная Благовещенская церковь, возвышающаяся по левую руку от ворот. Первая каменная церковь Александро-Невского монастыря, она возводилась по проекту Доменико Трезини в 1717—22 годах.
Александро-Невская Свято-Троицкая лавра. Вид на Благовещенскую церковь. 1717-1723
30 августа 1724 года в верхний храм Благовещенской церкви были перенесены мощи св. князя Александра Невского. В тот же день верхний храм был освящен в честь благоверного князя, покровителя монастыря и Санкт-Петербурга. Мощи св. Александра Невского оставались здесь до 1790 года, когда отстроили и освятили Троицкий собор, ставший постоянным местом пребывания мощей. Освящение нижнего храма — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, состоялось 25 марта 1725 года.
Благовещенская церковь — старейший каменный храм Александро-Невской Лавры
Благовещенский храм служил усыпальницей для представителей императорской фамилии (здесь были погребены император Петр III, Анна Леопольдовна, дочери Александра I великие княжны Мария и Елизавета), а также влиятельных государственных деятелей (в частности, именно в Благовещенской церкви похоронили А.В. Суворова).
15 февраля 1933 года Благовещенская церковь была закрыта распоряжением Леноблисполкома. Нижний храм передали Музею городской скульптуры, верхний — разделили межкомнатными перегородками. Общественность возмутил этот акт вандализма, но остановить власти не смогло даже письмо A.M. Горького к секретарю обкома А.А. Жданову, в котором писатель призывал «поберечь старые могилы».

Ризничная башня
Северо-западная (Ризничная) башня Александро-Невской Лавры
Благовещенский храм замыкает монастырский двор с северо-востока. В северо-западном его углу высится барочная Ризничная башня. Ее тоже хорошо видно с моста через Монастырку. Ризничная башня возводилась во второй половине XVIII века. Напротив нее, в юго-западном углу, находится Библиотечная башня, а между ними протянулся Митрополичий корпус. В Ризничной башне хранились сокровища монастырской ризницы — Евангелия в драгоценных переплетах, богослужебные облачения, церковная утварь.


Духовский корпус с церковью Сошествия Святого Духа на апостолов
Духовский корпус. Сзади поднимается купол Благовещенской церкви
Окончание строительства Духовского корпуса относится к 1725 году. Двухэтажное, с большими оконными проемами, это здание уступами протянулось от Благовещенской церкви к Троицкому собору. В 1822 году в нем была устроена церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов с приделом прп. Сергия Радонежского. До начала XX века Свято-Духовская церковь была усыпальницей видных государственных и церковных деятелей. Так, именно в этой церкви погребены некоторые санкт-петербургские митрополиты (Серафим (Глаголевский), Михаил (Десницкий), Антоний (Рафальский)). При советской власти Духовская церковь Лавры оставалась открытой дольше других: государство отобрало ее у верующих в 1936 году, «так как помещение необходимо под районный дом физкультуры». В 1949 году Духовский корпус с церковью Сошествия Святого Духа отдали епархиальному управлению, но в начале 1960-х годов, в разгар хрущевских гонений на Церковь, власти «одумались» и здание вновь отняли. Вплоть до начала 2000-х годов в Духовской церкви располагалась станция переливания крови.

Федоровский корпус с церковью святого благоверного  князя Феодора
Федоровский корпус. С юго-восточной стороны его замыкает Федоровская церковь
Спустя двадцать лет после окончания Духовского корпуса с другой стороны Троицкого собора (или, точнее, того места, где ему предстояло вырасти) был возведен Федоровский корпус. Первоначально предполагалось, что характер его южных уступов будет изменен в сравнении с Духовским корпусом, но затем решили строить Федоровский корпус «в симметрию» с Духовским. Сейчас они почти не отличимы друг от друга — если не считать того, что в Духовском корпусе оконные проемы разделены полуколоннами, а в Федоровском — полуколоннами на фоне пилястр.
Федоровская двухэтажная церковь была освящена в 1770 году (верхний храм — во имя святого благоверного князя Феодора Ярославича, старшего брата св. Александра Невского, нижний — во имя свт. Иоанна Златоуста). В 1840 году церковь перестроили и переосвятили (верхний храм — во имя свт. Николая, нижний — во имя св. князя Феодора). На протяжении XIX столетия церковь служила усыпальницей для членов грузинских царских фамилий. В 1931 году церковь была закрыта и отдана под общежитие фабрике «Рабочий».


Просфорный корпус
На этой фотографии хорошо видно, где именно раньше находился сквозной проезд
Время строительства Просфорного корпуса, ограничивающего монастырский двор с северной стороны, — 1761—1771 годы. Проект его принадлежит архитектору М.Д. Расторгуеву. Основой Просфорного корпуса является двухэтажное здание, соединенное одноэтажными галереями с Ризничной башней и северными (Благовещенскими) воротами. Прежде корпус прорезал сквозной проезд, впоследствии заложенный, но его архитектурный «след» легко увидеть и сейчас.
С востока к Просфорному корпусу примыкают северные (Благовещенские) ворота монастыря
Существенно, что Просфорный корпус, чьи фасады выдержаны в духе русского барокко (и перекликаются с фасадами Семинарского (Южного) корпуса), дошел до наших дней, не претерпев каких-либо значительных перестроек. Это сообщает ему особую ценность.

Митрополичий корпус
Митрополичий корпус расположен в западной части двора, напротив Троицкого собора. С одной стороны он примыкает к Ризничной башне, с другой — к Библиотечной
С запада двор Лавры замыкает величественное сооружение — Митрополичий корпус. Это здание является одним из ярких памятников гражданской архитектуры XVIII века. Согласно первоначальному проекту, на месте корпуса предполагалось устройство парадных ворот. Архиерейских палат по этому плану вообще не предусматривалось.
Строительство каменных зданий, ограничивающих монастырское каре с западной стороны, началось в середине XVIII века. Собственно Архиерейские палаты расположены в центре западной линии сооружений, на одной оси с Троицким собором. Изначально они имели два этажа и соединялись одноэтажными флигелями с угловыми башнями. В 1861—1864 годах эти одноэтажные крылья были надстроены до двух этажей, что значительно изменило архитектурный облик всего строения: оно стало более тяжеловесным, утратило грациозность, свойственную, например, Просфорному корпусу. Впрочем, учитывая его назначение, нельзя не признать, что некоторая массивность ему «к лицу».
Куда более серьезной утратой следует признать упразднение сквозного проезда в центре Митрополичьего корпуса: он был заложен в 1880-году, а на его месте устроили вестибюль.

Лазаревское кладбище с церковью – усыпальницей во имя праведного Лазаря
Лазаревская церковь-усыпальница. По ее положению мы легко можем определить местонахождение первой церкви Александро-Невского монастыря — Благовещенского деревянного храма
В 1713 году, 25 марта, был освящен первый храм Александро-Невского монастыря — деревянная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Спустя четыре года возле ее алтаря построили каменную «палатку», размером три на три сажени, — для погребения тела царевны Наталии Алексеевны, любимой сестры Петра Первого (впоследствии останки царевны перенесли в Благовещенскую церковь). Из этой-то «палатки» и выросла церковь в честь праведного Лазаря Четверодневного. В XVIII—XIX веках церковь неоднократно перестраивалась. Сейчас она представляет собой длинное одноэтажное здание с небольшим куполом. Такой облик храм получил в 1830-е годы. Лазаревская церковь стала семейной усыпальницей Шереметевых, которые не раз давали деньги на ее ремонт и благоустройство. Здесь же, в Лазаревской церкви, было погребено тело Параши Жемчуговой, знаменитой крепостной актрисы. Став супругой графа Николая Петровича Шереметева, Прасковья Ивановна родила ему единственного сына Дмитрия и умерла 23 февраля 1803 года. Безутешный муж устроил ей редкие по пышности похороны (почти никто из аристократических знакомых графа на них, однако, не присутствовал: брак его с крепостной «девкой» осуждался как нелепый мезальянс), а затем неоднократно жертвовал огромные суммы на панихиды по ней. Н.П. Шереметев скончался через шесть лет после смерти своей жены. Согласно завещанию графа, его похоронили в простом гробе рядом с нею.
В XVIII столетии «масонская зараза» насквозь пронизала высшее общество Санкт-Петербурга. Это засохшее дерево, чьи ветви крестообразно раскинуты, — типично масонское «оформление» надгробья
В 1937 году в Лазаревскую усыпальницу пришлось перенести памятники из усыпальницы закрытой и фактически разгромленной Духовской церкви, которой предстояло стать «физкультурным клубом». На настоящий момент из восьмидесяти двух памятников, находящихся в Лазаревской усыпальнице, только сорок девять были в ней изначально.
К Лазаревской церкви примыкает старейшее кладбище северной столицы. Сначала на нем хоронили только представителей благородных фамилии, но уже с 1740 года здесь начали появляться и купеческие могилы.
Могила Н.Н. Ланской (жены А.С. Пушкина) на Лазаревском кладбище
Среди известнейших захоронений Лазаревского кладбища — могила Наталии Николаевны, жены А.С. Пушкина (во втором браке — Ланской), и могила младенца Николеньки, сына декабриста С.Н. Волконского и М.Н. Волконской, последовавшей в ссылку вслед за мужем. На смерть этого мальчика А.С. Пушкин написал блестящую эпитафию: «В сиянье, в радостном покое, / У трона Вечного Творца, / С улыбкой он глядит в изгнание земное, / Благословляет мать и молит за отца».

Никольское кладбище с Церковью во имя свт. Николая
Церковь во имя святителя Николая на Никольском кладбище строилась на средства купца Н.И. Русанова
За алтарем Свято-Троицкого собора находится небольшая калитка. Она ведет на Никольское кладбище — самое молодое из трех лаврских кладбищ. Первое упоминание о его существовании относится к 1863 году, когда здесь похоронили вдову бывшего служителя Сергея Тимофеева. Пока на кладбище не была построена своя церковь, оно именовалось Засоборным. В 1868—71 годах возвели кладбищенскую Никольскую церковь, и к концу 1870-х за кладбищем утвердилось название «Никольское».
Церковь во имя свт. Николая сооружалась по проекту епархиального архитектора Г.И. Карпова. Она представляет собой небольшую, с единственным луковичным куполом постройку, поднятую на высокий подклет (в котором была устроена семейная усыпальница купцов Русановых, давших средства на строительство Никольского храма).
Никольский некрополь был одним из самых дорогих и престижных в Петербурге. Об этом говорят посетителю пышные семейные склепы, массивные надгробья, выполнявшиеся лучшими мастерами своего дела. С конца XIX столетия северо-западный участок Никольского кладбища, отделенный от остальных могил Архиерейской дорожкой, служил местом погребения монахов Александро-Невской Лавры и петербургских митрополитов.
После революции Никольское кладбище подверглось варварскому переустройству. В глазах большевистских деятелей оно не представляло исторической ценности. Некоторые склепы просто были разграблены.
Печальную судьбу кладбища разделила и Никольская церковь. В 1920-е годы ее закрыли, а в начале 1930-х годов попытались приспособить под крематорий: в 1934 году здесь уже испытывались печи для сжигания трупов. Испытания провалились, и церковь стали использовать под склад. В 1985 году ее вернули Церкви, и с этого момента начинается современный этап в истории Никольского некрополя.
Некрополь мастеров искусств. Надгробие Ф.М. Достоевского. 1883. Архитектор Х.К. Васильев, скульптор НА Лаверецкий

Некрополь мастеров искусств. Надгробие П.И. Чайковского. 1897. Скульптор П.П. Каменский


Источники:
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра: Православные монастыри. Путешествие по святым местам. Вып. 36./ текст Ксения Толоконникова. – М.: Де Агостин. 2009. – 31 с.

Санкт-Петербург. История и Архитектура: Альбом./ автор текста Маргарита Федоровна Альбедиль. – СПб.: Яркий город. 2007. – 160 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...