четверг, 19 декабря 2019 г.

Благоверный князь Александр Невский – святой земли русской, в схиме Алексий



«Солнце земли русской»
   Благоверный князь Александр Невский. Фрагмент росписей Архангельского собора Кремля
Так называли Александра Невского современники и потомки. Впрочем, современники не всегда могли смириться с проводимой им «протатарской» политикой. Время показало, что этот путь был единственно возможным. Нельзя, однако, забывать и о том, что «Церковь не канонизирует никакой политики» (Г. Федотов), и поэтому постараемся увидеть в князе не только политического деятеля.
Тропарь святому благоверному князю Александру Невскому, глас 4:
Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, блаженне Александре, яви бо тя Христос яко некое Божественное сокровище Российстей земли, новаго чудотворца преславна и Богоприятна. И днесь сошеешеся в память твою верою и любовию, во псалмех и пениих радующеся славим Господа, давшаго тебе благодать исцелений. Егоже моли спасти град сей, и стране нашей Богоугодней быти, и сыновом Российским спастйся.
В 1220 году (или годом раньше, историки до сих пор не пришли к единому мнению) в семье суздальского князя Ярослава Всеволодовича родился второй сын, Александр.
Раннее детство его прошло в уделе отца, в Переяславле (ныне Переславле-Залесском), и было кратким: уже в 1228 году князь Ярослав оставил своих сыновей Федора и Александра княжить в Новгороде под присмотром боярина Федора Даниловича и тиуна Якима (Акима).
Новгородские граждане никогда не отличались спокойным нравом, а к тому же и год выдался голодным («Инии простая чадь резаху люди живыя и ядяху, а инии мьртвая мяса и трупие обрезающе ядяху, а друзии конину, псину, кошкы...» — говорит новгородский летописец), и уже через несколько месяцев боярин Федор Данилович, опасаясь за жизнь Александра и Федора, тайком увел их к отцу. Возвратились они в Новгород лишь в 1230 году.
В 1233 году скоропостижно скончался старший брат князя, юный Федор. С младенческих лет братья были вместе: вместе учились, вместе играли, вместе начинали княжить. И вот накануне своей свадьбы Федор умер. Думается, ранняя смерть любимого брата повлияла определенным образом на умонастроение князя. Но долго горевать ему было некогда: он остался старшим сыном своего отца, и в 1234 году ему впервые пришлось испытать собственное мужество: вместе с Ярославом Всеволодовичем отрок участвовал в походе на ливонских немцев. А в 1236 году, после того как Ярослав уехал княжить в Киев, началось самостоятельное княжение св. Александра в Новгороде. Строптивые новгородцы полюбили молодого князя: смел, красив, умен, защитник вдовых и сирых.
А вести приходили в Новгород все более тревожные: в 1237 году татары разграбили Рязань, в 1238 году сожгли мужественно сопротивлявшийся Торжок, перебив всех его жителей, и собирались идти на Новгород, на западе рыцари-меченосцы объединялись с Тевтонским орденом против русских. Татары, к счастью, до Новгорода не дошли (остановились всего в ста верстах от него), и Александр смог все силы бросить на укрепление западных рубежей.
В 1239 году князь обвенчался с полоцкой княжной, а уже на другой год ему предстояло первое серьезное сражение. Летом 1240 года, в самую страду, Новгород встревожила грозная весть: шведы, побуждаемые папой римским, собрали большую рать и, на ладьях войдя в Неву, высадились близ устья Ижоры. Вел войска зять шведского короля Биргер. Он был настроен победительно, о чем говорит его послание к Александру: «Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою». Помощи Новгороду ждать было некогда. Да и неоткуда — Русь лежала, растоптанная скакунами кочевников. Князь выступил против врага с одной лишь своей дружиной, владычным полком и новгородским ополчением. Перед отправлением в поход Александр долго молился в Софийском соборе. Выйдя из него, он произнес слова, ставшие крылатыми: «Не в силе Бог, а в правде».
Путь княжеской дружины лежал вверх по течению Волхова, к стенам Старой Ладоги. Здесь она соединилась с ладожским ополчением и двинулась к устью Ижоры, где стояли шведы. 15 июля 1240 года состоялась битва, закончившаяся к вечеру полным поражением врага: остатки шведского войска под покровом ночи бежали на ладьях в море. Летописец утверждает, что с нашей стороны в сражении погибло всего двадцать человек. Может быть, здесь есть и преувеличение, но, несомненно, победа русских воинов значила очень много — не только для Новгорода, но и для всей униженной Руси. После нее Александра прозвали Невским.
К исходу 1240 года Александр Невский с женой и матерью выехал из Новгорода, рассорившись с «большими людьми» новгородскими, всеми силами препятствовавшими укреплению княжеской власти (ведь опасность, как думали они, уже миновала). Только через год, после разорения новгородских земель «западными гостями», после двух посольств, отправленных к нему новгородцами, князь Александр Ярославич вернулся. Разгромил крепость Копорье, поставленную меченосцами на новгородской территории, отвоевал захваченный ими Псков и вступил во владения Ордена. Однако, узнав, что на него идет большая рать, он поставил свои войска на русском берегу Чудского озера и стал ждать нападения.
Битва на Чудском озере. Кадр из фильма С. Эйзенштейна «Александр Невский» (1938). Вскоре после выхода на экраны этот фильм положили на полку — из соображений «политкорректности» по отношению к немцам. С началом Великой Отечественной войны он вновь оказался актуален
Немцы, как прежде и шведы, шли, похваляясь скорой и легкой победой. 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера они были наголову разбиты. Многие утонули в полыньях (весенний лед треснул под рыцарями, одетыми в тяжелые доспехи), а пятьдесят рыцарей Александр взял в плен.
Итак, шведы и меченосцы были — на время — отброшены. Вскоре князь устрашил и Литву, много досаждавшую новгородцам своими набегами, разгромив литовские отряды на их же земле.
Надо полагать, что после этих побед русские люди возлагали на Александра Невского особое упование: они надеялись, что князь освободит Русь от татар. Но он, понимая, что силы неравны, отказался от войны с татарами. Смирив себя (солоно, должно быть, пришлось ему это смирение), князь отправился в Орду по вызову Батыя, давно наблюдавшего за военными успехами Александра Ярославича.
К образу св. Александра Невского обращались многие выдающиеся художники — в частности, В. Васнецов, создавший этот акварельный эскиз росписей Владимирского собора в Киеве в конце 1880-х годов
Ханский вызов-приказ застал князя во Владимире. На Руси уже было известно, что перед тем как войти к хану гость должен исполнить ряд языческих — якобы очищающих — обрядов. Известно было также, что совсем недавно в Орде за отказ пройти через огонь и поклониться идолам татары умертвили черниговского князя Михаила (впоследствии канонизированного). Александр Невский поделился своими сомнениями с митрополитом Кириллом. Тот укрепил его в решимости принять, если надо, мученическую кончину и дал ему с собой Святые Дары. Но Батый сделал для знаменитого воина исключение: его провели в ханский шатер, не заставляя выполнять никаких богомерзких действий. Хан послал святого Александра и его брата Андрея в Каракорум. Оттуда они привезли ярлыки на великое княжение: Александр — на Киевское, Андрей — на Владимирское.
Четырежды ездил Александр Невский в Орду и четырежды возвращался (с 1252 года — во Владимир, ставший его стольным городом после бегства князя Андрея). Он старался сделать все, чтобы обезопасить свои земли от набегов, ибо если татары шли войной, то оставляли после себя выжженную землю. Поэтому ему приходилось идти на уступки, дававшие Руси возможность жить и накапливать силы. Через недовольство народа, грозившее все время вспыхнуть смутой, через вечную строптивость новгородцев князь проводил ханские указания. И ненавистную русским перепись провел — лишь бы избежать гнева ордынцев. Одному Богу ведомо, сколь тяжело это было Александру Невскому. В его политике поддержку оказывал ему лишь митрополит Кирилл, тоже хорошо понимавший, что ради сохранения Православия на Руси, ради сохранения ее самобытности следует терпеть и смиряться перед татарским игом.
Между тем не дремали католики, решившие на сей раз пойти мирным путем. В 1251 году к Александру Невскому прибыли посланцы папы Иннокентия IV, но он, выслушав их, дал категоричный ответ: «От вас учения не принимаем».
Пятая поездка в Орду стала для князя самой тяжелой и последней. В 1262 году Русь восстала против татарских поборов, что грозило опустошающим карательным набегом, и Александр Невский отправился к хану «отмаливать народ». Хан целый год держал его у себя и отпустил, лишь увидев, что он тяжело занемог. Свою миссию благоверный князь выполнил, и народ отмолил, но силы его были сломлены окончательно. 14 ноября 1263 года он скончался в Городце на Волге, постригшись перед кончиной в схиму с именем Алексий. Когда весть о его смерти достигла Владимира, митрополит Кирилл, служивший в это время обедню, обратился к собравшемуся в храме народу: «Чада моя! Разумейте, яко уже заиде солнце Суздальской земли!» Ответом ему был народный плач: «Уже погибаем!»
23 ноября тело благоверного князя Александра Невского, в схиме Алексия, было перевезено во Владимир и погребено в соборном храме Богородице-Рождественского монастыря.
«Погребение благоверного князя Александра Невского» (1871). Этот эскиз росписей Храма Христа Спасителя выполнил Г. Семирадский
Уже в момент погребения святого Александра Невского Господь явил через его останки чудо, свидетельство о котором сохранилось в житии благоверного князя: «Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и едва отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем митрополит и эконом Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь тело его было мертво, и везли его из дальних краев в зимнее время».
По перенесении мощей в Петербург они находились в верхнем храме каменной Благовещенской церкви, первой из построенных в Александро-Невском монастыре. В 1790 году рака была установлена в Свято-Троицком соборе. 
 
 Общецерковное прославление святого благоверного князя Александра Невского состоялось на Московском Соборе 1547 года

Источники:
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра: Православные монастыри. Путешествие по святым местам. Вып. 36./ текст Ксения Толоконникова. – М.: Де Агостин. 2009. – 31 с.

Санкт-Петербург. История и Архитектура: Альбом./ автор текста Маргарита Федоровна Альбедиль. – СПб.: Яркий город. 2007. – 160 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...