четверг, 12 декабря 2019 г.

Соловки – духовная твердыня Беломорья. Окончание



Духовная красота Соловецких островов
Соловецкие отражения
(Автор фотографий иеромонах Стефан)
«...ВЕДЬ ГДЕ-ТО ЕСТЬ ПРОСТАЯ ЖИЗНЬ И СВЕТ, ПРОЗРАЧНЫЙ, ТЕПЛЫЙ И ВЕСЕЛЫЙ» (АННА АХМАТОВА)
         Под покровом тумана
Свет духовного отражения Соловков осознается как тайна приобщения к мгновению вечности. Для многих из нас это духовная родина, где прошла первая исповедь, испытана радость первого причастия и ощущения причастности к Церкви единой.
Соловки отражаются в нас, мы — в Соловках. II человек чуткий постоянно возвращается сюда, либо паломничеством, либо мыслями, либо своим творчеством, стараясь сохранить в сердце монастырь как живую свечу, теплящуюся перед Богом молитвой за весь мир
.
ПРОБЛЕСКИ ВЕЧНОЙ КРАСОТЫ
Триединый образ. Глава Благовещенской церкви
Соловки, как чуждая унынья, откровенная песня радости, принесенная нам в дар автором альбома...
За зрительными образами — модель мироздания, в которой странным образом сплелись мир реальный и художественный, видимый предмет и его духовное отражение.
Здесь мы, наш мир, наш сегодняшний дух. соприкосновение с «островом спасения» от озарения первых насельников монастыря на берегу студеного моря до интуитивного прозрения сегодняшнего фотохудожника, инока, сумевшего схватить проблески вечной красоты и остановить миг, в котором разом уместились и необъятный мир, и древний зодчий, и его миропонимание.

«ИСКУССТВО И СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ДОСТУПНЫМ НАШЕМУ ВЗОРУ ВЕЩИ, О КОТОРЫХ ОНО ПОВЕСТВУЕТ, КАК ОТНОСЯЩИХСЯ К БУДУЩЕМУ НАШЕМУ СОСТОЯНИЮ, ИЛИ НЕВИДИМО ОКРУЖАЮЩИХ НАС В ЭТОМ МИРЕ.  ОНО ДАНО НАМ, ЧТОБЫ МЫ МОГЛИ ВООБРАЗИТЬ ВЕЛИКОЕ МНОЖЕСТВО СВИДЕТЕЛЕЙ НА НЕБЕ, НА ЗЕМЛЕ, НА МОРЕ...» (Д. РЕСКИН)
Закат в золотистой патине
Между сосен – песок да трава.
Сон ли это, быль или небыль?
Соловецкие острова.
Край земли между морем и небом.

Неуместны любые слова.
Родом мы – от Бориса и Глеба.
Смертна плоть. А душа права –
От рожденья глазами – в небо.

И умолкнет лихая молва.
… Не свинцом. Не единым хлебом...
Соловецкие острова.
Край земли, уходящей в небо. 1995 (Виолетта Баша. https://www.chitalnya.ru/work/4957 )

МЫ СЛОВНО РАСТВОРЯЕМСЯ В ЛЕГКОЙ ПРОЗРАЧНОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЙ, ВОЗНИКАЮЩИX КАК ОБЛАКА ПЕРЕД ГЛАЗАМИ ТОГО, КТО ПРИКОСНУЛСЯ К ВЕЧНОСТИ
Средь небес гладь водная
Все окружающее, и вместе с ним мы смотрим, как в опрокинутый мир своих отражений, пропуская через себя реальность мира. Удивительные по красоте архитектурные образы, созданные эффектами контражура и заката... От зданий лишь зубчатый силуэт в мягкой ряби воды... отражения неба в озерах... отражение целого мира в дождевой капле... и отражения света, не умирающего даже в тенях.

…И ЛЮБЕЗНАЯ БЕЛИЗНА НЕ ПРИЧИНЯЕТ БОЛИ СОЗЕРЦАЮЩЕМУ
Солнышко светлое в вечере тихом
Мы словно возвращаемся на Соловки ранним утром, когда солнце еще скрыто монастырской стеной. массивом собора, погруженным в предрассветный туман и незадолго до приближения вечера, когда свет по-особенному прозрачен м золотист и становится свечением, а «любезная белизна» не причиняет боли созерцающему. Мы видим особое очарование в обычном, и посредством мимолетных впечатлений пытаемся удержать поэтическую красочность природы, ее поэтический динамизм. Свет то глуше из-за тени деревьев, то откровенно сияющий, а то смягченный облаками и распространяющийся как какая-то неясность, открывающая глубинность пейзажа.

ПРОЗРЕНИЯ В ИНОЙ МИР, НИКОГДА НЕ ЯВЛЯЮЩИЙСЯ В ОБНАЖЕННОМ ВИДЕ
Вид от Белой башни
Мы ощущаем мимолетное движение ветра и мягкость туманных перелесков, мерцание стволов деревьев среди колышущейся листвы и оставленные следы на воде, тающий в дымке монастырь и чудесное видение — Небесный Иерусалим. Трепетность отражений, переливающихся, мистически живых...
Такие восприятия могут содержать и себе прозрения в иной мир, никогда не являющийся в обнаженном виде.

ОТРАЖЕНИЯ В ОТРАЖЕНИЯХ, РАСКРЫВАЮЩИЕ ТАЙНУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СЕРДЦА
Величавая старина
Образы этого Царства, его черты чуть слегка обозначены. Вспомним чудесное видение преподобному Зосиме, или описанные отцом Павлом Флоренским миражи: «...Северного сияния не видно, если оно есть. Зато начался сезон других явлении — миражей. По утрам на западе от севера до юга, над морем бывают видны с удивительной отчетливостью крутые увесистые берега, покрытые снегом фиорды, и будто здания...». Отражения в отражениях, раскрывающие тайну сердца человека, уже ставшего «иным» и все усилия своей душа устремляющего к тому, чтобы увидеть невидимую и великую божественную красоту.

КРАСОТА В ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА СОЗДАНА БОГОМ…
«…во отоце окияна моря»
Приведем в слова русского философа В. Ильина: «Для того, кто хочет и может видеть далее грубой коры вещества, черный монашеский клобук над русской живописью, поэзией, музыкой, философией будет всегда виднеться как бы в тонком сне... И если это видение не улавливается, то значит, что либо считающий себя видящим в действительности слеп, духовно слеп, либо автор произведения отклонился как блудный сын, ушел на сторону далече...»

Золотолучистый рассвет

Никольская церковь

В лодке

Небо ли такое белое
Или солью выцвела вода?
Ты поешь, и песня оголтелая
Бреговые вяжет повода.

Синим жерновом развеяны и смолоты
Водяные зерна на муку.
Голубой простор и золото
Опоясали твою тоску.

Не встревожен ласкою угрюмою
Загорелый взмах твоей руки.
Все равно – Архангельском иль Умбою
Проплывать тебе на Соловки.

Все равно под стоптанною палубой
Видишь ты погорбившийся скит,
Подпевает тебе жалоба
Об изгибах тамошних ракит.

Так и хочется под песню свеситься
Над водою, спихивая день…
Но спокойно светит вместо месяца
Отразившийся на облаке тюлень. (С. Есенин). Известно, что Сергей Есенин вместе с друзьями посещал Соловки в 1917 году.

Молитва в дорогу

Источник:
   Соловки – духовная твердыня Беломорья: Фотоальбом,/ фото иеромонах Стефан; текст Алла Ивановна Иванова: Перевод Татьяна Николаевна Клушина. –Архангельск: Архангельское подворье Спасо-Преображенского ставропигиального Соловецкого мужского монастыря, 2005. – 128 с., иллюстрации
«Соловки – это северный форпост Русской Православной Церкви, место, отмеченное величием и подвигами монахов. Но вместе с тем это и трагическое место, где многие и многие пострадали  за веру и правду.
Нот уже десять дет как идет возрождение обители, и наша главная задача - вернуть ее духовное значение для всех православных людей. вернуть то благолепие, которое всегда отличало Соловки, что бы паломники имели возможность всегда приезжать в святыню - одну из русских Голгоф» (Патриарх Московский п Всея Руси Алексий II. 2о августа 2001 года)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...