четверг, 19 декабря 2019 г.

Святыни Александро-Невской Лавры



СВЯТЫНИ АЛЕКСАНДРО - НЕВСКОЙ ЛАВРЫ
            Ковчег с частицами мощей Киево-Печерских святых — одна из ценнейших святынь Лавры
Вот уже без малого двести лет в Санкт-Петербурге находятся мощи святого благоверного князя Александра Невского. К моменту их перенесения из владимирского Богородице-Рождественского монастыря они были святыней, известной и почитаемой по всей России.
Александр Невский являет всем пример того, как человек через неуклонное исполнение заповедей Христовых может обрести благодать у Господа и сподобиться вечной славы в Царствии Божием».
В Александро-Невской Лавре хранятся святыни, дорогие для миллионов петербуржцев. Помимо мощей св. князя Александра Невского, небесного покровителя Лавры и охранителя северо-западных рубежей России, это иконы Спасителя и Божией Матери, перед которыми молится уже не одно поколение верующих.

В 2004 году эта икона замироточила на выставке «Православная Русь»
В 2004 году было явлено чудо мироточения от иконы святого благоверного князя Александра Невского. Вот как говорится об этом в строгой сводке пресс-службы Александро-Невской Лавры: «С 20 по 25 января 2004 года Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра принимала участие во второй Всероссийской общецерковной выставке "Православная Русь" в честь 100-летия первой Всероссийской выставки монастырских работ и церковной утвари, которая проходила в Выставочном центре "Гостиный двор", ул. Ильинка, 4, г. Москва. Экспозиция Ленинградской области, в которую мы входили, пользовалась большим успехом, и Александро-Невская Лавра получила диплом из рук Высокопреосвященнейшего Митрополита Кирилла: В период выставки главный экспозиционный образ святого благоверного великого князя Александра Невского, предстоящего Святой Троице на фоне Александро-Невской Лавры, явил мироточение, которое происходило ежедневно во второй половине дня.
Это явление не является случайным, так как икона каждый день протиралась в конце дня... Мироточение продолжалось в течение 4-х дней, что привлекло к иконе множество верующих, и свидетелями этого были тысячи посетителей выставки. Эта икона написана усердием иконописной мастерской в 1999 году и была освящена Митрополитом Санкт-Петербургском и Ладожским Владимиром 6 декабря 1999 года в день памяти Александра Невского. Позднее в ювелирной мастерской Александро-Невской Лавры специально был изготовлен мощевик, и святые мощи благоверного князя были устроены в образ в день открытия выставки. По приезде икона была торжественно установлена для поклонения и благоговейного почитания клира и прихожан Свято-Троицкого собора в Никольском приделе около чудотворной иконы Божией Матери "Скоропослушница".
Серебряная рака, подаренная императрицей Елизаветой Петровной, находится ныне в Государственном Эрмитаже
В издании «Живописная Россия» (первая половина 1880-х годов) находим такое описание: «Рака с мощами Святого Александра Невского помещается за правым клиросом. Она вся выкована из серебра, впервые добытого при Елисавете Петровне из Колыванских рудников. По сторонам раки — пирамиды из воинских доспехов, канделябры, барельефы, изображающие важнейшие события из жития св. Александра Невского, и прочие украшения. На все это пошло 90 пудов чистого серебра. Серебряная пирамида, возвышающаяся над ракой, украшена надписями, составленными Ломоносовым и объясняющими вкратце подвиги благоверного князя и время сооружения ему раки».
Ковчег с частицей мощей св. Александра Невского, совершивший дальнее паломничество по русским и зарубежным городам
После революции раку с мощами св. Александра Невского, несмотря на протесты верующих, вскрыли. Мощи после долгих мытарств оказались в Музее истории религии и атеизма, вольготно расположившемся в Казанском соборе, а раку разобрали на части и вывезли в Зимний дворец. В одном из его залов в то время размещался так называемый «Музей революции», вот там-то раку и поместили. Впоследствии она перешла в ведение Государственного Эрмитажа, где находится и по сей день. Теперь только посетители Эрмитажа могут прочесть на раке св. Александра Невского торжественные слова Ломоносова: «Святый и храбрый Князь здесь телом почивает, / Но духом от небес на град сей призирает / И на брега, где он противных побеждал, / И где невидимо Петру споспешствовал. / Являя Дщерь Его усердие святое, / Сему Защитнику воздвигла раку в честь / От перваго сребра, что недро Ей земное / Открыло, как на трон благоволила сесть».
В настоящее время Рака находится в Эрмитаже, но мощи, к счастью, — на своем прежнем месте, в Троицком соборе Александро-Невской Лавры.
Мощи святого благоверного князя Александра Невского почивают в раке, установленной за правым клиросом Троицкого собора
Теперь, когда в обители возродилась монашеская жизнь, каждый день в Лавре начинается с молебна у мощей ее небесного покровителя.
Кроме мощей св. Александра Невского, в Лавре хранятся частицы мощей многих других святых и иконы с частицами мощей.
Эта икона св. Александра Невского с частицей мощей была некогда келейной иконой священномученика Серафима (Чичагова)
Одна из наиболее почитаемых лаврских икон — икона святого благоверного князя Александра Невского с частицей его мощей. Прежде эта икона была келейным образом священномученика Серафима (Чичагова). Его келейным образом была и икона, называемая обыкновенно «Спаситель в белом хитоне».
Икона «Спаситель в белом хитоне» была написана сщмч. Серафимом (Чичаговым). Сейчас находится в Троицком соборе
Эту икону священномученик Серафим Чичагов писал сам. Сейчас образ Спасителя, неизменно привлекающий к себе внимание молящихся, находится в Троицком соборе, возле раки с мощами св. Александра Невского.
Но, конечно, самая известная икона из тех, что находятся ныне в Лавре, — это икона Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» («Невская»).
«Невская Скоропослушница» — одна из наиболее почитаемых икон Божией Матери в Санкт-Петербурге
Иконография лаврского образа Пресвятой Богородицы существенно отличается от общепринятой: Божия Матерь изображена на иконе без Предвечного Младенца. Легко догадаться, что икона была обрезана по краям (вероятно, это произошло уже после революции), но Младенца на ней не было изначально. Еще одна особенность «Невской Скоропослушницы» — непропорционально большая рука Божией Матери, результат работы реставратора-дилетанта. Однако эта особенность совершенно не портит икону — напротив, придает ей удивительное своеобразие.
Первоначально икона, именуемая «Невской Скоропослушницей», находилась в Никольском храме (стоял на пересечении Второй Рождественской и Мытнинской улиц). Образ Божией Матери был вкладом великого князя Сергея Александровича и его супруги Елизаветы Федоровны (впоследствии принявшей мученическую кончину и канонизированной). Для иконы в храме устроили особый киот — по образцу киота Владимирской иконы Божией Матери в Успенском соборе Московского Кремля. Таким образом, подчеркивалось значение, которое имела «Невская Скоропослушница» для верующих Санкт-Петербурга. Вскоре образ прославился чудотворениями и стал почитаться еще больше.
Через эту икону Пресвятой Богородицы также было явлено немало чудес уже в XX веке. В последние годы ее нахождения в Никольском храме (перед его разрушением) дочь настоятеля храма, протоиерея Владимира (Шамонина), делала в своем дневнике краткие пометы об этих чудесах: «Заброшенная больная женщина в своей квартире — общий рак с метастазами (грязь, зловоние), никто не выдержал до конца молебна. После молебна исцелилась... Бесноватая девушка, голова которой в припадке повернулась прочь от иконы на 180 градусов и оставалась в таком неестественном положении, исцелилась вскоре после молебна... Скрученный мужчина, почти недвижимый, исцелившись, стал участвовать в пеших паломничествах к святыням... Парализованная портниха после своего исцеления от иконы перешла на шитье только церковных облачений».
Известно о благоговейном отношении к этой иконе со стороны царской семьи. Императрица Александра Федоровна, уже находясь в Тобольске, писала А.А. Вырубовой в Петербург: «Помолись за нас и за тех, кого мы любим, и за нашу дорогую Родину, когда бываешь у "Скоропослушницы"; ужасно люблю Ея чудный лик».
В 1932 году Никольский храм был закрыт (а в скором времени — разрушен). Чудотворную икону Божией Матери принял сначала Борисоглебский храм, но и он недолго оставался открытым. Затем икону поместили в Свято-Духовской церкви Александро-Невской Лавры, позже — в Свято-Троицкий Измайловский собор и, наконец, в Князь-Владимирский собор. Именно в Князь-Владимирском соборе пребывала она во время Великой Отечественной войны, во время блокады, когда с особым упованием взирали на нее тысячи ленинградцев, молясь перед ней Царице Небесной, чтобы она сохранила их самих, а наипаче — их близких, разбросанных войной по свету.
В Троицкий собор Александро-Невской Лавры «Невская Скоропослушница» была перенесена во второй половине 1950-х годов, когда митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Елевферию (Воронцову) удалось настоять на его передаче Церкви.
В Александро-Невской Лавре хранится чтимый список с Казанской иконы Пресвятой Богородицы.
Почитается в Лавре и другая икона Божией Матери — «Казанская», являющаяся списком с той Казанской иконы, что была привезена в Санкт-Петербург при самом его начале Петром I (или же царицей Прасковьей Федоровной, вдовой царя Ивана Алексеевича). Прославилась как чудотворная петербургская Казанская икона уже в 30-х годах XVIII столетия, а к началу XIX века стала любимой святыней Санкт-Петербурга. С 1737 года икона пребывала в храме Рождества Пресвятой Богородицы на Невском проспекте, а с 1811 года — в величественном Казанском соборе, выстроенном на его месте по проекту А.Н. Воронихина.
Через год началась Отечественная война. И именно после молебна перед чудотворной иконой в Казанском соборе отправился в действующую армию Михаил Илларионович Кутузов. А в 1813 году фельдмаршал был погребен в Казанском соборе.
Иконостас в соборе был литой — из серебра, награбленного французами в московских храмах и отбитого у них донскими казаками, в память о об этом на иконостасе имелась надпись: «Усердное приношение Донского войска». В 1922 году, в разгар реквизиции церковных ценностей под предлогом помощи голодающим, большевики разобрали этот иконостас, имевший немалую историческую ценность. Вскоре были проданы за границу и драгоценные украшения с самой Казанской иконы Божией Матери, а сама она оказалась в руках обновленцев.
В 1932—40 годах икона «странствовала» по храмам Петербурга. Она побывала в Спасо-Успенском соборе на Сенной площади, в Андреевском соборе на Васильевском острове и в Смоленской кладбищенской церкви. В августе 1940 года Казанскую икону перенесли в Князь-Владимирский собор, где она находилась вплоть до 2001 года, когда была возвращена в Казанский собор.
«Казанский собор со стороны Невского проспекта» (середина XIX века), набросок Л. Премацци
Многие верующие молились перед Казанской иконой Божией Матери в годы Великой Отечественной войны. Даже в первую блокадную зиму, когда от голода люди умирали на улицах, поток исстрадавшихся богомольцев к чудотворной иконе не иссякал. И, конечно, ничем иным, кроме как великой милостью Божией, нельзя объяснить то обстоятельство, что две чтимые петербуржцами иконы Божией Матери — Казанская и «Невская Скоропослушница» — находились в это время не в запасниках музеев, а в церкви.
Блокадный городской пейзаж:зенитные орудия у Исаакиевского собора.
О ленинградской блокаде писать трудно — то, что тогда происходило в городе, не умещается в сознание.
Не стоит анализировать, истинную атмосферу в стоявшем насмерть Ленинграде воссоздают лишь свидетельства очевидцев. Так, потрясающие душу факты приводятся в блокадных статьях поэтессы Ольга Берггольц. В одной из них она находит неотразимый ход, цитируя плакаты и объявления, появлявшиеся на стенах домов в то время. «Не оставляйте детей возле горящих коптилок!», «Всем гражданам! Отвожу ихних покойников на саночках до кладбища и другие бытовые перевозки...», «За ненадобностью продается легкий гроб...», «Ленинградцы — на огороды!»... «Наши стены шепчут, бормочут, кричат», — пишет Берггольц, но если даже это и бормотание, то бормотание, больше похожее на крик. В той же статье она рассказывает о том, какие книги пользовались наибольшей популярностью в Публичной библиотеке, не закрывавшей своих дверей даже в первую блокадную зиму. Цитируем: «Поступает запрос: как наладить производство спичек? Свечей? Белковых дрожжей? Сплошь и рядом оказывалось, что новейшие пособия не годятся для Ленинграда — просто нет возможности поставить производство в блокаде по-современному. Тогда подыскивались старинные книги, обучавшие примитивному изготовлению хотя бы тех же свечей — «како катать свещи"...»
«Медный всадник», спрятанный от немецких летчиков в специальном защитном ящике
Некоторые фонды ленинградской Публички хранились тогда именно в Александро-Невской Лавре. Все они были упакованы, сняты со стеллажей и сохранены. Часть скульптурных деталей с памятников Некрополя мастеров искусств, входившего с момента своего создания в Музей городской скульптуры, музейные работники перенесли в Благовещенскую церковь и спрятали под полом усыпальницы. В результате потери некрополя оказались незначительны — в частности, прямым попаданием авиабомбы был уничтожен памятник на могиле актрисы В. Асенковой. В блокадные времена по заказу музея известные художники выполнили рисунки и акварели самых выдающихся памятников Лазаревского кладбища и Благовещенской усыпальницы. Эти работы не только иллюстрируют работы по спасению памятников, но и показывают разрушения, причиненные монастырю варварскими бомбардировками.
Орден Александра Невского, учрежденный в годы Великой Отечественной войны
В Лавре с конца 1941 года размещался приемно-распределительный госпиталь № 1. Вообще, в те годы посещение упраздненной обители становились высоким уроком патриотического воспитания. Могилу А.В. Суворова, находившуюся в Благовещенской церкви, тогда привели в образцовый порядок. Осенью 1942 года притвор Троицкого собора, где ранее находилась рака с мощами св. Александра Невского, получил декоративное оформление, а в самом храме чуть позже была устроена выставка, посвященная святому благоверному князю.

Источники:
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра: Православные монастыри. Путешествие по святым местам. Вып. 36./ текст Ксения Толоконникова. – М.: Де Агостин. 2009. – 31 с.

Санкт-Петербург. История и Архитектура: Альбом./ автор текста Маргарита Федоровна Альбедиль. – СПб.: Яркий город. 2007. – 160 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...