пятница, 29 марта 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 29 марта (16 марта)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
29 марта (16 марта старого стиля)
…А у нас сравнение обычно бывает только в виде осуждения. Мы смотрим на других и видим, насколько мы лучше: этот вот совсем дрянь, а я все-таки не совсем. Находясь в таком устроении, мы, конечно, ничего не увидим никогда. Потому что мы делаем то, что нельзя. Господь сказал «не судите». А мы никак не можем не судить. Большинство из нас находится в постоянном обвинении других. Ну и хорошо нам от этого? Нет, нам от этого скучно, грустно, мрачно, тяжело; нам ото всего обидно, нас все колет, нас все мучает. А надо, наоборот, прийти в другое устроение. Надо, наконец, раз и навсегда познать, что «от них же — грешников — первый есмь аз». И тогда мы будем на других людей смотреть совершенно иначе.
  Святой апостол из 70-ти Аристовул, епископ Вританийский (Британский) (I). Родился на Кипре. Вместе со своим братом, святым апостолом из 70-ти Варнавой, он сопровождал святого апостола Павла в его путешествиях. Святой Аристовул упоминается в Послании апостола Павла к Римлянам (Рим. 16, 10). Апостол Павел поставил святого Аристовула во епископа и послал его на проповедь Евангелия в Британию, где он многих обратил ко Христу, за что претерпел гонения со стороны язычников. Скончался святой Аристовул в Британии. Память его также 31 октября и 4 января в Соборе 70 апостолов. https://days.pravoslavie.ru/Images/im1669.htm

… Почему никого в мире не нашлось, чтобы увидеть Марию Египетскую? Слишком уж блистающий исходил от нее свет. Но все-таки был один человек, преклонный в летах Зосима, праведник, который сподобился того, чтобы увидеть. И Павел Фивейский, которого Антоний Великий увидел, он тоже жил один, никто его не знал. Господь только Антонию дал посмотреть на Павла, каков он. Потому что эти люди — созерцатели Бога. Они, оставаясь еще на земле, живут совершенно иной жизнью, совершенно по другим законам. Нам это даже не понятно. Как это Мария говорит: я грешная, падшая женщина — и тут же перекрестила Иордан и идет по воде? Неужели она не понимает, что она святая, что двадцатидневный путь она проходит за два мгновения, как древние апостолы, которых Дух в одну минуту переносил в другие страны? Но только такое устроение человека, когда он, будучи свят, понимает, что он грешен, и есть правильное.
А как это дается? Это дается не самовнушением, не аутотренингом. Это познается в сравнении. Зосима был человек святой, знавший, что такое молитва и что такое благодать Божия. Но когда он увидел преподобную Марию, он понял, что по сравнению с ней он просто ничто, не то что ученик, а вообще человек, который еще и не начинал молиться. А Мария Египетская видит Самого Бога, и она понимает, что по сравнению с Богом, по сравнению с Его Божественной святостью она ничтожная, жалкая, грешная тварь — со всеми ее львами, пустынями, голодом и хождением по водам. Вот каким образом это познается — в сравнении.
Святитель Серапион Новгородский, архиепископ (1516) Родился в подмосковном селе Пехорке и с юных лет стремился к иночеству. По воле родителей вступил в брак, принял сан священства, но через год овдовел и принял пострижение в Дубенском Успенском монастыре. За добродетельную жизнь был избран игуменом обители и так много потрудился для нее, что впоследствии она стала называться его именем — Серапионовой пустынью.
Желая предаться более строгим подвигам, святой слагает с себя настоятельство и переходит в Троице-Сергиеву лавру, в которой в 1495 г. становится игуменом. Святой пользовался большим уважением великого князя Иоанна Васильевича, и известно, что по его ходатайству он помиловал троих осужденных на смертную казнь боярынь.
Присутствуя на Соборе (1504 г.), святитель горячо отстаивал церковные и монастырские имения, как средство благотворительности.
В 1506 г. хиротонисан в архиепископа Новгородского. Во время большого пожара в Новгороде, в 1508 г., святитель своими слезными молитвами умолил Господа о его прекращении.
Много бед перенес святитель Серапион: в 1509 г. он был лишен кафедры и сослан в Московский Андроников монастырь. В 1511 г. св. Серапион переселяется в Троице-Сергиеву лавру, где в непрестанном подвиге богомыслия и молитвы проводит последние годы жизни, сподобившись от Господа дара прозорливости и чудотворения.
Приняв схиму, святитель мирно скончался 16 марта 1516 г. Нетленные мощи его были обретены 7 апреля 1517 г. и доныне почивают под спудом в Серапионовой палате, у Троицкого собора, в Троице-Сергиевой лавре.
Господь прославил Своего угодника даром чудотворения как при жизни, так и по смерти: однажды в праздник Успения святитель исцелил хромого, который много лет ползал на ногах и руках, опираясь на деревяшки.
В 1608 г., во время осады лавры поляками, многие иноки и миряне видели его в святительском облачении, пришедшего в храм помолиться о своей обители.
… Мы всё хотим с Богом как-то считаться, тягаться, что-то требуем, раздражаемся на Него, а Господь всегда поступает самым целесообразнейшим образом. У нас только нет к Нему доверия, мы забываем, что Он Сам знает, в какой момент и что нам нужно. И если Он что-то придерживает, это для того, чтобы нам посмиряться. Потому что, если мы посмиряемся, потерпим, победим свой ропот, мы приобретем нечто гораздо более важное, чем здоровье или какая-то самая полезная для нас вещь. Господь может нам ее и дать, если действительно это Ему угодно, но не сразу. Потому что, то смирение, которое мы приобретем в ожидании, в молитве, в этом упорном труде, для нас полезнее всего.
Святые мученики Трофим и Фал (ок. 300) Родные братья-пресвитеры, служили в Лаодикии Карийской. Во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане (284–305) и его соправителе Максимиане (284–305) братья были взяты под стражу и предстали перед правителем Асклипиодотом. Он велел побить святых братьев камнями, но камни, которые бросали в святых, летели назад и поражали тех, кто их бросал. После вторичного допроса святые братья были приговорены к распятию. Идя на казнь, они прославляли Бога за то, что сподобились, как и Спаситель, крестной смерти. Дивные свидетели Божий и вися на кресте продолжали свою проповедь, а их мужественная мать стояла у подножья крестов. Одна иудеянка, поклонившись святым, воскликнула: "Блаженны матери, родившие таких сыновей". Когда мученики предали свой дух Богу, тюремный страж рассказал, что видел души святых братьев, возносившиеся на небо в сопровождении трех Ангелов. Народ всю ночь не отходил от тел святых мучеников. Утром на место казни пришла жена мучителя Асклипиодота с благовониями и драгоценным покровом. Она рассказала народу, что ночью видела во сне святых мучеников и Ангелов, посланных для наказания ее мужа.
Мать мучеников и два христианина, по имени Зосима и Артемий, похоронили святых братьев в их родном городе Стратонике. Мучитель же Асклипиодот вскоре заболел и умер ужасной смертью. https://content-2.foto.my.mail.ru/community/bibliadenjzadnjom/11383/h-23023.jpg
… Некоторые просят: Господи, помоги, избавь меня от этого, избавь меня от того — и в утренних молитвах, и в вечерних, и еще в каких, а сами палец о палец не ударяют. Избавь меня от пьянства, а сам бежит за бутылкой. Это смешно просто. Вот если уже кто-то пришел с бутылкой, и уже налил, уже искушение прямо на столе и страстно хочется — тут возопить: «Господи, помоги удержаться. Господи, сделай что угодно, только спаси». И Господь найдет способ: или бутылка вывернется у него из руки и разобьется вдребезги, или кран протечет, и вода фонтаном начнет бить.
Господь как-то устроит, чтобы обязательно помешать этому греху, но только если молитва идет от сердца, а не лукавая. Потому что часто человек вроде говорит: ой, Господи, помоги, — а сам жаждет греха: ну все, не могу. Это уже лукавство, потому что никогда искушение не бывает сильнее человека. Искушение бывает ровно настолько, насколько человек может его победить. И если он обратится к Богу, то Господь ему тут же поможет, тут же пройдет всякое желание греха.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01  Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...