суббота, 30 марта 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 30 марта (17 марта)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
30 марта (17 марта старого стиля)
… Вся человеческая цивилизация, которой человек очень гордится и которая приведет его к физической гибели, и уже почти полностью привела к гибели духовной, служит только удовольствию, развлечению, объедению, блуду — вещам душевным и телесным. А духовное этому противоположно, потому что это, как говорится в Писании, все «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская». Лучше не скажешь, в этой формуле вся жизнь современного человека. Мотивы его жизни — это желание глаз, то есть зависть, желание плоти: хочется то одного, то другого — и гордость.
  Преподобный Алексий, человек Божий (411). Преподобный Алексий родился в Риме в семье благочестивых и нищелюбивых Евфимиана и Аглаиды. Супруги долгое время были бездетны и неустанно молили Господа о даровании потомства. И Господь утешил супругов рождением сына Алексия… Преподобный Алексий провел в Эдессе, прося милостыню в притворе храма Богородицы, семнадцать лет… слуги из зависти стали исподтишка оскорблять нищего, но преподобный Алексий прозрел в этом дьявольское наущение и принимал издевательства со смирением и радостью. Он по-прежнему питался хлебом и водой, а по ночам бодрствовал и молился. Так прошло еще семнадцать лет….

Лик блаженно почившего святого сиял светом нездешним. В руке преподобный Алексий держал крепко зажатый свиток. Тело святого Алексия с подобающими почестями перенесли и положили на ложе. Император и Папа Римский преклонили колена, прося святого разжать руку. И святой Алексий исполнил их просьбу.

Свиток с жизнеописанием святого был прочитан чтецом храма во имя святого апостола Петра. Отец, мать и жена святого Алексия с плачем припали к телу святого, поклонились его честным останкам. При виде такого события многие плакали. Ложе с телом святого Алексия было поставлено посреди центральной площади. К нему стал стекаться народ, чтобы очиститься и разрешиться от недугов своих. Немые начинали говорить, слепцы прозревали, одержимые и душевнобольные выздоравливали… https://days.pravoslavie.ru/Life/life6398.htm
… Все человек стремится, чтобы его хвалили, превозносили, отмечали; желает властвовать, лезть вперед, быть кем-то заметным, не будучи, собственно, никем. Ведь если в человеке и есть что доброе, оно не его, а даровано ему Богом.
И вот если кому-нибудь из нас удастся осознать во всей духовной глубине этот ужас своего бытия; если кто-то все-таки захочет откликнуться на призыв Божий, который есть благая весть, или по-гречески Евангелие, и заключается в том, что та жизнь, к которой мы привыкли, в которой мы воспитаны, которую мы видим вокруг, это есть безумие; если он пожелает достичь подлинной жизни — то от этой безумной жизни надо отказаться. И чем больше мы от нее отказываемся, тем больше приобретаем сокровищ духовных.
К сожалению, редко кому удается отстать от своей жизни враз. Это происходит постепенно, потому что мы все время забываем о том, что Господь нам повелевает, все время скатываемся, возвращаемся в наш обычный, житейский навык, поступаем так, как поступают живущие вокруг нас. А надо постараться все время помнить, что жизнь людская — это вещь богомерзкая, стараться поступать, как апостол Павел повелевает нам: «Если вы духовные, то по духу и поступать должны», то есть таким образом, чтобы благодать Божия в нас прибывала. Поэтому всегда, прежде чем что-то совершить или что-то сказать, нужно хотя бы на секундочку задуматься: «Вот я собираюсь нечто сделать или сказать; будет ли сказанное или сделанное мною тем духовным бисером, который я должен стяжать в моем сердце, или нет?» И в тот же момент, когда мы зададим себе вопрос, Господь через Ангела-хранителя возбудит в нашей совести истинный ответ, скажет нам по совести, а не по страсти: «Этого делать не надо». Потому что страсть наша хочет обязательно реализовать либо свой гнев, либо свою похоть, либо свое тщеславие.
Святой преподобный Макарий, игумен Калязинский, чудотворец (1483) Со всей Руси тысячи богомольцев шли в Калязин, дабы воочию зреть подвиги братии и поклониться честным мощам основателя той обители – преподобного Макария Калязинского, получить облегчение и исцеление от тяжких душевных и телесных недугов. И здесь, у раки со святыми мощами, по вере приходивших свершалось множество чудотворений… Земля, на которой жила братия, принадлежала боярину Ивану Коляге, который со времени поселения там преподобного Макария с неприязнью смотрел на инока. Когда же была устроена церковь и число пустынников увеличилось, Коляга испугался, что к обители может отойти часть его земли; и так это его угнетало, что он замыслил даже убийство преподобного... Но Божие наказание не замедлило сказаться: смерть постигла семью Коляги, а сам он тяжело заболел. Пребывая в несчастии, строивший недобрые планы боярин раскаялся в своем грехе и, исповедав его Макарию, был прощен.
Вскоре Коляга под воздействием проповеди преподобного вступил в Макариев монастырь, подарив ему все свои земли. С тех пор, ради смирения, сам Макарий именовал обитель Калязинскою (ныне г. Калязин Тверской губ.). Довольно быстро она приобрела широкую известность, ибо ученики преподобного Макария, следуя примеру своего духовного отца и наставника, совершенствовались в иноческом подвиге и держали строгую аскезу. Множество людей – и знатных, и простолюдинов, – просили преподобного принять их в число братии. И, надо сказать, еще при жизни преподобного Макария из обители Калязинской вышли преподобный Ефрем Перекомский (память 16 мая) и преподобный Паисий Угличский (память 6 июня)… https://days.pravoslavie.ru/Life/life6708.htm
… Для человека, который всю жизнь делал кумиром самого себя, смерть ужасна. Недаром в Писании сказано: «Смерть грешников люта». Лютая смерть, страшная, неумолимая, потому что спрятаться некуда. Со всем, что удалось тут выстроить, приходится расставаться. Хочется ногтями уцепиться за эту землю, но ничего не получается. Организм отказывается служить человеку, он в ужасе, в панике, кидается к врачам, к знахарям, лишь бы спасти свою... что? душу? Нет, спасти свою шкуру — это очень верное слово. Человек не о душе заботится, а именно о шкуре, об оболочке души, ему нужно продлить жизнь своего тела. Для чего? Ну продлили еще на десять, ну на сто лет. Многие ученые мужи, целые коллективы ученых во всем мире бьются над этой проблемой: как продлить. Продлить что? Вот это безобразие, которое почему-то называется жизнью, когда человек служит самому себе. Разве это жизнь? Ну даже если двести, триста, тысячу лет проживешь, все равно придет момент, когда все, что ты строил без Бога, рухнет.
Священномученик Виктор Киранов пресвитер (1942) 30 октября 1905 года епископ Таврический Алексий (Молчанов) рукоположил Виктора Михайловича во священника к Покровской церкви села Большая Благовещенка Днепровского уезда. летом 1937 года, священники Покровской церкви были арестованы и заключены в тюрьму в Бердянске. В ожидании приговора все обвиняемые были отправлены в тюрьму в город Запорожье.
Протоиерей Виктор писал из заключения близким: «Путь ко спасению проходит нормально, по указанию апостола Иакова – сперва страдания, затем терпение, а перенося их, приучаешься к смирению, которое, надеюсь, породит в будущем любовь и приведет ко спасению... Страдаю я, как вам известно, совершенно невинно юридически и фактически, так как перед государством и перед властью ни в чем не повинен, – весь город это может подтвердить... Перед Богом же виноват за многие и многие грехи, за что и несу это ужасное наказание как заслуженное. Карцер – отсюда только и просить Бога, чтобы простил меня, а я Его лишь благодарю за милость исправления этим путем. Всех вас прошу: да будет мир между вами во спасение ваше, а мне в утешение».
29 октября 1939 года тройка НКВД приговорила протоиерея Виктора к восьми годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, и он был отправлен в Новосибирскую область… С началом Великой Отечественной войны положение заключенных резко ухудшилось; многие стали умирать, оставшись без поддержки родных, которые сами в это время оказались в бедственном положении. Протоиерей Виктор Киранов скончался в Темниковском лагере 30 марта 1942 года и был погребен в безвестной могиле. http://www.newmartyros.ru/life/zhitie-sshchmch-viktora-kiranova-presvitera-1942.html
… Господь хочет с нами заключить договор, который называется «Новый Завет»: дорогие Мои деточки, давайте так — ищите Царствие небесное, старайтесь приобретать сокровища духовные, учитесь все время Богу угождать, а Я Сам о вас позабочусь. Позабочусь, чтобы у вас и денег было, сколько вам нужно, и одежд, какие вам нужно; и обо всем том, в чем вы имеете нужду, Я позабочусь Сам.
Но человек по своему маловерию рассуждает, что лучше синица в руке, чем журавль в небе; на Бога надейся, а сам не плошай — пока есть возможность, надо ухватить, а то потом не будет. И человек целый день ухватывает, ухватывает, а когда вечер пришел, уже и помолиться нет сил, потому что то, как он пытается правило прочесть, нельзя назвать молитвой ни с какой натяжкой. Весь день человек трудится неизвестно для чего, а молитва его скудна и все духовные упражнения у него в забвении, ему все это делать не хочется, это ему тяжело, о духовном слушать ему скучно, лучше о мирском поговорить, то се обсудить, как чего где, какой счет, да сколько времени, да какая погода, да кто к власти пришел, да какая книжка будет выпущена — это все интересно, занимательно, это все для этой жизни. А в ту жизнь человек не простирается и оказывается к ней не готов.
Многие думают, что, когда наступает смерть, демоны душу хватают, скручивают — и на суд, а там сидит такой страшный Бог и говорит: ну вот, раз ты не молился, не постился, вот мы тебя сейчас в преисподнюю, и там ты будешь мучиться. Нет, все это совершенно не так происходит. Просто есть узкие врата в Царствие Небесное и широкие врата, ведущие в погибель. И каждый человек сам своей жизнью, своими поступками выбирает — выбирает, куда он идет. Как апостол говорил: «Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его». Если человек не стяжал Святого Духа, если он не знает, что такое Святой Дух, никогда Его не чувствовал, никогда с Ним не общался, никогда Его не имел, если человек этого даже и не нюхал никогда, какое может быть ему Царствие Небесное? Потому что Царствие Небесное — это есть общение со Святой Троицей через благодать Святого Духа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...