четверг, 28 марта 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 28 марта (15 марта)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
28 марта (15 марта старого стиля)
…Некоторые спрашивают: почему Бог мир сотворил? Вот именно потому, что любовь не может быть втуне, она непременно совершает добро. И когда Господь творил мир, Он говорил: «Добра зело» — то, что Он сотворил, было весьма хорошо и прекрасно. И все, что творится любовью, на чем есть ее отпечаток, всегда прекрасно. А так как постепенно по умножении беззакония во многих охладевает любовь, то и прекрасное в мире исчезает: исчезает прекрасная музыка, архитектура, живопись, прекрасные семьи, дети, книги, пейзажи, прекрасное воспитание, прекрасный воздух — все прекрасное исчезает, потому что оно создается только любовью. И если мы хотим этому злу как-то противостоять в своем сердце, то должны все время совершать дела любви.
 Мчч. Агапий, Пуплий, Тимолай. Минея годовая. Икона. Русь. 1-я половина XVI в. Музей икон. Реклингхаузен. Германия. Мученики Агапий, Пуплий, Тимолай, Ромил, Александр, Александр, Дионисий и Дионисий (303) Святые мученики Агапий, Пуплий, Тимолай, Ромил, Александр, Александр, Дионисий и Дионисий пострадали при императоре Диоклетиане (284–305) в городе Кесарии Палестинской. Во время одного из языческих праздников христиан, отказавшихся принести жертву идолам, начали публично истязать и казнить. В это время мученик Тимофей (память 19 августа) был осужден на сожжение, а мученики Агапий и Фекла (память 19 августа) были отданы на растерзание зверям. Находившиеся в толпе юноши-христиане Пуплий, Тимолай, Александр, другой Александр, Дионисий и иподиакон Диаспольской церкви Ромил решили публично исповедать веру и пострадать за Христа.
В знак добровольного подвига они связали себе руки и явились к правителю Урвану. Видя их молодость, правитель пробовал уговорить их отказаться от своего решения, но тщетно. Тогда он вверг их в темницу, где уже находились двое христиан – Агапий, перенесший муки за веру во Христа, и его слуга Дионисий. Все эти святые были преданы страшным мукам и обезглавлены. https://days.pravoslavie.ru/images/ii48_3190.html
… Часто приходят люди в храм и спрашивают, как молиться, имея в виду, какие нужно произносить слова, как будто сам текст молитвы имеет некую магическую силу. Если бы это было так, тогда бы Господь Дух Святый не попустил, чтобы в разных Евангелиях молитва «Отче наш» звучала немножечко по-разному. Господь специально так устроил, потому что не в словах дело. В словах никакой магии не заключается. Только когда человек прибегает к нечистой силе, тогда все эти формулы играют для него некую магическую роль. Но у большинства людей, не знающих Бога, сознание магическое. Они думают, что на каждый случай нужно читать определенную молитву. Человеку не важно, что в словах этой молитвы, а важно, чтобы был исполнен некий ритуал, и тогда в результате этого ритуала все будет хорошо.
Человек хочет хорошо жить, но для этого не будет каяться в грехах, для этого не будет читать Евангелие, для этого не будет поститься, для этого не будет исполнять заповеди Божий. А что нужно? Надо квартиру освятить, некоторые слова прочесть и столько-то воды в нее вылить — и тогда все произойдет само. Или вдруг человек заболел. Первым делом, что он думает? Я же не болел вчера, а сегодня заболел — значит, мне «сделали». Поэтому надо прийти в церковь и сделать что-то наоборот: тут плюс-минус, а там минус-плюс. И все, и опять живи спокойно, греши всласть, делай все, что тебе угодно. Вот такое чисто магическое отношение к Богу! А некоторые думают: вот кто-то мне надоел — значит, поставлю свечку вверх ногами. Сначала найду, где ноги у свечки, а потом постараюсь ее поставить вверх ногами. Или возьму и живого помяну за упокой.
Человек считает, что Бог — это есть некая машина, в которой если полюса поменять, то ротор будет вертеться в обратную сторону. Но Бог-то не машина, а живое существо. У Бога все живы, для Бога не так важно, в теле человек или уже временно покинул свое тело, перешел в мир иной, потому что Бог есть Дух, и Он смотрит на душу человека. Поэтому все эти глупые ухищрения ничего, кроме вреда, тому, кто их совершает, не приносят.
Священномученик Александр, иерей в Сиде. (270-275) Священномученик Александр, иерей в Сиде, пострадал за Христа во время гонения при императоре Аврелиане (270 - 275). Святой был допрошен правителем Антонином и отдан на жестокие истязания. Но чудесно хранимый Господом святой с удивительным терпением перенес все муки и, наконец, был обезглавлен. Едва мучитель Антонин хотел сойти с судейского места, как начал бесноваться и погиб в неистовых конвульсиях. https://days.pravoslavie.ru/Life/life647.htm
…В обыденной жизни мы часто наблюдаем, что мать не замечает недостатков своего ребенка, во всем его оправдывает. Многие матери бывают настолько ослеплены любовью, что не видят умственной отсталости своих детей, им кажется, что все в порядке, хотя сын или дочь явно больны. И хотя эта любовь по пристрастию, но она показывает механизм истинной любви, которая покрывает все.
Случается, приходит человек на исповедь и говорит: я не имею любви к Богу и к ближнему. Иногда хочется даже засмеяться, потому что откуда может быть любовь в том, кто не имеет ни целомудрия,  ни послушания, ни воздержания, ни кротости, ни смирения, ни терпения, ни молитвы. Это просто неразумно так дерзать мыслить о себе, потому что все мы грешны. То, что мы не имеем любви, — факт нашей жизни, но мы должны стремиться ее стяжать. Как же это возможно? Только стяжав Духа Божия, потому что Он научает любви.
…Любовь — это совокупность всех совершенств, это чистота души, целомудрие, кротость, полное и глубокое смирение. Любовь — это абсолютное безгневие, незлобие, незлопамятность, это обязательное и немедленное прощение. Представим себе фантастическую картину: идет по улице человек, имеющий любовь Божию. Как эта любовь проявится во внешней жизни? Этот человек всегда с радостью будет готов пожертвовать собой ради другого. Он не будет искать своего, потому что любовь не ищет своего, а все время будет искать, как бы кому послужить, кому бы помочь, кого бы чем-то облегчить или утешить, потому что любовь всегда творит добро. Она не может просто лежать в сундуке, а обязательно выливается вовне.
Священномученик Михаил Богословский пресвитер (1940) …К середине тридцатых годов все храмы в Бердянске были или закрыты, или захвачены обновленцами, за исключением Покровского, где настоятелем был протоиерей Виктор Киранов, и отец Михаил стал его верным и активным помощником. Когда в 1936 году стало известно, что власти приняли твердое намерение закрыть и этот храм, отец Михаил помог настоятелю организовать собрание прихожан, которые 8 января 1937 года единодушно постановили храма не отдавать. Однако, несмотря на это, храм вскоре был закрыт, а священники Михаил Богословский, Виктор Киранов и Александр Ильенков – арестованы и заключены в тюрьму в Бердянске.
В тюрьме следователи жестоко пытали отца Михаила. Священник во время допросов сосредоточенно молился, время от времени осеняя себя крестным знамением. Следователь, видя крестное знамение, пришел в ярость и, размахивая наганом перед лицом отца Михаила, потребовал, чтобы он прекратил креститься. Но священник на это спокойно возразил: «У вас свое оружие, а у меня свое». На все вопросы следователя отец Михаил отвечал, что виновным себя не признает и никогда и никакой антисоветской работы не вел.
29 октября 1939 года тройка НКВД приговорила протоиерея Михаила к пяти годам заключения, и он был отправлен в исправительно-трудовой лагерь в Новосибирскую область. В заключении отцу Михаилу пришлось нелегко. Еще находясь в тюрьме, он тяжело заболел, так что всякий прием пищи вызывал у него труднопереносимую боль, а в лагере эта болезнь усилилась. Кроме того, некий преступник выбрал священника в качестве своей жертвы. Улучив удобный момент, он стал вырывать у него по волоску брови, ресницы и волосы. Надзиратель, увидев обезображенное лицо священника, ужаснулся и потребовал назвать имя мучителя, но священник отказался. Кротость и смиренное великодушие священника поразили мучителя, – он пришел к отцу Михаилу и, упав на колени, попросил прощения.
Протоиерей Михаил Богословский скончался 28 марта 1940 года в заключении и был погребен в безвестной могиле. http://www.newmartyros.ru/life/zhitie-sshchmch-mihaila-bogoslovskogo-presvitera-1940.html
… Царствие Небесное называется благодатью, потому что это благой дар. Нельзя, выполнив какой-то урок, взять и достигнуть Царствия Небесного. Невозможно дать человеку задание и сказать: ты его выполнишь — и получишь Царствие Небесное. Нет такого задания. Все задание изложено в Новом Завете. И чтобы его выполнить, на это нужно всю жизнь потратить: чтобы усвоить это и умом, и сердцем, а потом уже исполнить в этой жизни. Если бы Царство достигалось иначе, тогда не нужен этот дар, тогда можно было бы по закону получить требуемое: я выполнил закон, ты мне — будь добр. Нет, Господь сказал: если даже вы все-все исполните (а не было на земле человека, который все исполнил), говорите о себе: я раб негодный. А что ты особенного сделал? Ты сделал только то, что положено. Поэтому если даже все исполнишь, все равно Царствие Небесное — это есть такое блаженство, которое заслужить ничем нельзя, его можно получить только в дар за свое стремление.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01  Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...