воскресенье, 24 февраля 2019 г.

ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ



  
           Икона Пресвятой Богородицы Иверская («Вратарница»)
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Иверской .глас 1:
От святыя иконы Твоея,/ о Владычице Богородице,/ исцеления и цельбы подаются обильно/ с верою и любовию приходящим к ней./ Тако и мою немощь посети/ и душу мою помилуй, Благая,// и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Иверской. глас 8:
Аще и в море ввержена бысть святая икона Твоя, Богородице,/ от вдовицы, не могущия спасти сию от врагов,/ но явилася есть Хранительница Афона/ и Вратарница обители Иверския, враги устрашающая/ и в Православней Российстей стране// чтущия Тя от всех бед и напастей избавляющая.
Молитва
О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от навета злых чело­век и от напрасныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние, на моление наше умилосердися. и радость в печали места даруй. И избави нас. Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и печали и от всякаго зла.
И сподоби нас, грешных рабов твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя, со всеми святыми в безконечныя веки веков. Аминь.

Иверская Валдайская чудотворная икона Божией Матери
В IX в. Византией правил император Феофил, зараженный ересью и считавший святые иконы идолами. Воздвигнув на них сильное гонение, он послал во все концы своей огромной империи тайных со­глядатаев,  чтобы  они  отыскивали  иконы, скрываемые православными людьми, и сжи­гали их. А тех, кто безбоязненно продолжал поклоняться иконам, император приказал подвергать самым изощренным истязаниям и мукам.
В это время неподалеку от города Никея жила одна добродетельная женщина с юным сыном своим. У нее была чудотворная ико­на с образом Пресвятой Богородицы, перед которой она усердно молилась. И женщина устроила неподалеку от своего дома церковь, куда и поставила свою святыню. Но добрав­шиеся до Никеи царские шпионы проведали о благочестивой вдове и пришли к ней, по­буждаемые не столько повелением импера­тора, сколько собственным корыстолюбием. Узнав, что женщина богата, они пригрозили ей тяжкими мучениями, но тут же пообеща­ли избавить ее от них, если она согласится заплатить за себя выкуп. Икону же в любом случае они должны будут уничтожить.
Устрашенная женщина пришла в смяте­ние и умоляла царских посланцев пощадить образ Царицы Небесной, но злодеи были не­преклонны. И тогда женщина объявила, что икону можно будет взять только с ее собст­венной жизнью, а потом снова стала слезно просить шпионов, чтобы те отказались от сво­их намерений. А уж если ей нельзя надеяться на их милость, то пусть они отложат дело до следующего дня, и обещала к этому времени приготовить выкуп. Злодеи согласились по­дождать до завтра, но самый жестокий из них пронзил мечом правую ланиту Пречистой Девы. Тотчас из раны потекла кровь, и воин, пораженный этим чудом, с раскаянием упал перед иконой. (Оставив ересь, он впоследствии принял постриг).
 
Иверская икона Божией Матери. Ок. 1100 г. Святая гора Афон.
По совету раскаявшегося воина вдова решила скрыть святую икону, чтобы спасти ее от поругания.
Ночью она долго молилась перед чудо­творным образом Царицы Небесной, потом позвала сына своего, и вместе они понес­ли святыню на берег моря. Здесь женщина упала перед иконой на колени и снова стала молиться: «Владычица мира! Ты, как Матерь Божия, имеешь власть над всяким творени­ем и стихией. Избавь нас от гнева царя не­честивого, а образ Свой от потопления!». И с этими словами она опустила икону в воду, повернув лик Пресвятой Богородицы в море. Но святая икона не упала, а подняв­шись от воды, прямо по волнам понеслась на запад — к Афонскому полуострову.
 
Иверская икона Божией Матери. Ок. 1100 г. Святая гора Афон. Фрагмент иконы. (Если вглядеться в изображение Богородицы на иконе, то можно увидеть на Её левой щеке след от раны, оставленной мечом варварского воина)
… Достоверная же история этого образа восходит к XI веку, когда иноки афонской Иверской обители узрели на морской глади достигавший до неба огнен­ный столп и, пораженные, по­вторяли лишь одно: «Господи, помилуй!» Изо всех соседних монастырей сошлись к морю иноки и по усердной молитве увидели, что стоит этот столп над иконой Богоматери. Но чем ближе подходили братия к во­дам морским, тем далее уходи­ла от них икона. Тогда собра­лись они в храм и со слезами молили Господа, чтобы дозво­лил Он им обрести новую свя­тыню.
В то время подвизался в Иверской обители старец Гаври­ил, жизни строгой, нрава же дет­ски простого. Летом нес он под­виг молчания на вершине непри­ступной скалы, зимой сходил к братии: облаченный во власяни­цу, вкушавший лишь овощи с во­дою, походил он на земного ан­гела, как и подобает принявшим на себя ангельский чин. Ему-то и явилась в сонном видении оза­ренная дивным небесным све­том Владычица и повелела: «Скажи настоятелю с братией, что Я хочу дать им Свою икону, покров Свой и помощь; потом же ступай в море — иди с верою прямо по волнам, и тогда узна­ют все Мою любовь и благово­ление к обители вашей».
Старец передал свой сон на­стоятелю, и наутро иноки с ка­дилами и лампадами отправи­лись к берегу. Под молебное пе­ние братии ступил Гавриил на воду и, поддерживаемый той ве­рою, которая горами движет, чу­десно прошел по волнам как по суше и принял в свои руки свя­тую икону.
Обретение иконы Иверской Божией Матери на море. Икона. XVIII в.
С ликованием встретили ее иноки на берегу, три дня и три ночи творя перед образом мо­лебствия, а затем внесли в со­борную церковь, где и поставили в алтаре.
На другой день монах, зажи­гавший лампады в храме, иконы на этом месте не нашел. Она висела над вратами обители. Образ внесли в храм, однако на­утро повторилось то же самое.
И вновь было видение старцу Гавриилу, и повелела ему Влады­чица объявить братии: «Не хочу быть охраняемой вами, но хочу Сама быть Хранительницей ва­шей не только в земной, но и в небесной жизни. Испросила Я у Господа милость вам, и доколе будете видеть икону Мою в сво­ей обители, дотоле благодать Сына Моего к вам не оскудеет».
В благодарной радости выст­роили иноки во славу Пречистой храм над вратами своей обите­ли и поставили в нем икону. Тут изначальный образ пребывает и поныне. Эта икона именуется «Портаитисса» — то есть «Вратарница», или «Привратница»: по месту же явления в Иверской обители она называется Иверской. Дивный символ, связанный с названием иконы, выражен в акафисте: «Радуйся, благая Вратарнице, двери райские вер­ным отверзающая!»
Икона с видом Афонской горы XVII в.
Со времени появления Иверского чу­дотворного образа Пресвятой Богородицы обитель ни в чем не имела недостатка, да и многие вклады обогатили монастырь укра­шениями и деньгами. Но как-то случилось, что в монастырских житницах не оказалось муки, и настоятель обители очень тужил об этом. Тогда явилась ему во сне Пресвятая Богородица и сказала: «Что скорбишь? Сту­пай в житницу: там найдешь ты полные за­крома и увидишь, как Я непрестанно пекусь о вас». Проснувшись, настоятель пошел в указанное место и увидел сусеки, полные муки. Тут он созвал братию, и все стали сла­вить Пречистую Деву Марию, Заступницу и Царицу Небесную.
По великой любви народа русского к Иверскому образу еще в середине XVII столетия принесено было в Россию не­сколько чтимых списков с него, из коих наиболее прославились образ в Иверском Валдайском монастыре и образ в московс­кой часовне у Воскресенских ворот Китай-города, написан­ный по просьбе Патриарха Московского к архимандриту афонскому Пахомию.
Иверская икона Божией Матери. Иконописец иеромонах Иамвлих (Романов). 1648 г.
В нашем отечестве есть несколько про­славленных чудотворных списков с Иверской иконы Божией Матери. Один из них в царс­твование Алексея Михайловича 13 октября 1648 г. привезли в Москву афонские старцы. Случилось это благодаря стараниям Никона, который тогда еще был архимандритом Но­воспасского монастыря. Чтобы сделать этот список, он послал на Святую гору Афон ар­химандрита Пахомия, приезжавшего в Мос­кву собирать пожертвования для афонских обителей.
В документах Иверского монастыря подробно говорится о написании этого списка благочестивыми старцами. Возвратившись на Святой Афон, архимандрит Пахомий сразу же собрал всю братию Иверского мо­настыря (365 человек). Все вместе они со­вершили великий молебен с вечера до утра, святили воду со святыми мощами и этой во­дой обливали чудотворную икону — старую Вратарницу, чудесным образом явившуюся у стен святой обители. А потом собрали ту воду в большую чашу, облили ею новую до­ску из кипарисового дерева и, опять собрав воду, отслужили Божественную литургию. После богослужения дали эту воду благо­честивому иконописцу — преподобному иноку Иамвлиху Романову, чтобы тот, сме­шав святую воду с красками, написал спи­сок с Иверскои чудотворной иконы. Во все время работы иконописец только в субботу и воскресение принимал пищу, а братия в помощь ему совершала всенощные литургии по два раза в неделю.
И прибыла святая икона «новая аки старая», ничем не отличаясь от подлинни­ка — ни длиной, ни высотой, ни ликом. Царь Алексей Михайлович со всем семейством, патриарх Московский Иосиф, духовенство, бояре и простой люд всякого возраста с бла­гоговением встретили икону у Воскресен­ских ворот.
Алексеев Федор. Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве. 1811 г. ГТТ
Первоначально икону поставили в монастыре Николы Старого, располагав­шемся на Никольской улице, потом перенес­ли в Успенский собор откуда ее в мае 1654 г. благочестивый царь Алексей Михайлович дал в напутствие своему воинству, шедше­му против польского короля.
Впоследствии чудотворный образ Царицы Небесной пере­несли в часовню, специально устроенную по этому случаю в 1669 г. возле Воскресенских ворот.
Этот список пользовался особым почи­танием москвичей. С конца XVII в. образ Иверскои Божией Матери с утра до вечера путешествовал по городу: его приносили в дома болящих и немощных людей, и когда икону провозили по улицам в особо устро­енной колеснице, все православные пре­клоняли колена. В своих воспоминаниях М. Сабашникова писала об этом так: «По ночам святую икону возили из дома в дом в закрытой карете, запряженной четверкой лошадей, в сопровождении священнослужи­телей. Впереди скакал всадник с факелом. Кучера на козлах сидели без шапок и в силь­ный мороз обвязывали голову платками».
Неизвестный художник. Вид Иверской часовни. XIX век
Чтобы часовня в это время не оставалась пустой, с иконы был написан другой образ, который потом стоял рядом с чудотворным. В часовне хранилась и рукописная книга, в которую записывали многочисленные чуде­са, изливавшиеся на людей от милосердия Пресвятой Богородицы…
…После Октябрьской революции, в 1922 г., из Иверской часовни были изъяты все цер­ковные ценности, в июне 1929 г. часовню у Воскресенских ворот закрыли. Образ Иверской Богоматери, как считают благочестивые прихожане, хранился на клиросе север­ного придела в церкви Воскресения, что в Сокольниках.
В 1934-м Иверскую часовню снесли вместе с Воскре­сенскими воротами, дабы не тревожить в дни парадов величавый покой советского правительства. Но в первые же годы перестройки начались работы по восстановлению разрушенных храмов и часовен.
Иверская часовня у Воскресенских ворот. Москва. Фото Л. Еременко
В декабре 1993 года осуществляются проектно-исследовательские работы по восстановлению Воскресенских ворот, а к возведению их приступили уже в марте 1994 года. Завершить строительство планировалось к 850-летнему юбилею Москвы, потом срок сократился до 26 октября 1995 г. — дня праз­днования Иверской иконы Божией Матери. К этому дню должно было завершиться и строительство часовни.
Список Иверской иконы Божией Матери, доставленный из Иверского монастыря на Афоне по просьбе патриарха Алексия II для восстановленного в 1995 году Иверской часовни у Воскресенских ворот Москвы (исполнен иеромонахом Ксенофонтова монастыря иконописцем Лукой)
Патриарх Московс­кий и всея Руси Алексий II освятил закладной камень для восстановления Воскресенских ворот и Иверской часовни и в сентябре 1995 г. обратился к архимандриту Василию (насто­ятелю Иверского монастыря на Святой горе Афон) с просьбой о написании нового списка с «общей нашей заступницы Богоматери Вратарницы». При усердных молитвах братии Святой горы в кратчайшие сроки такой образ был написан благочестивым священноиноком Лукой из Ксенофонтова монастыря.
В канун празднования Иверской иконы Божией Матери греческий самолет доста­вил в Москву новый список чудотворной иконы, который сопровождали двенадцать насельников Святой горы во главе с архи­мандритом Василием. С радостью и благо­говением встретили москвичи вновь обре­тенную святыню у входа в Богоявленский патриарший собор, а потом под звон коло­колов и пение тропаря внесли ее под своды храма для всеобщего поклонения. Всю ночь перед образом Иверской Божией Матери совершались молебны и читался акафист.
Иверская икона Божией Матери

Источники:
Преображенский листок: Издание Абаканского епархиального управления. – 2013 г.- 19 октября 2013 г. - № 633. – 4с.
Ионина Н. А. Православные святыни./ Надежда Алексеевна Ионина. – М.: Росса. 2007. - 272 с.
Юдин Г. Аз, Буки, Веди: Азбука православия для детей с иконами и картинами русских художников./ Георгий Юдин. – М.: Белый город, Даръ, 2007 – 384 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...