воскресенье, 24 февраля 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 25 февраля (12 февраля)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
25 февраля (12 февраля старого стиля)
  Иверская икона Божией Матери. Иверская икона (которая сейчас хранится на Афоне) в IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829 - 842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком), для сохранения святой иконы опустила ее в море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону. Афонские иноки, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин (память 12 июля), по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме. Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами. Поэтому святая икона называется Портаитиссою, Вратарницею. Подробнее о иконе https://aktinoya2.blogspot.com/2019/02/blog-post_13.html
… В преддверии Великого поста читается Послание к Римлянам: «Будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию». То есть цель поста — мир души. «Ради пищи не разрушай дела Божия». Мы живем среди безбожников и язычников, с людьми, ведущими часто совершенно непристойный образ жизни. И поневоле нам приходится общаться. Вот, например, постом случится у кого-то день рождения, торт принесут. Что делать? Апостол Павел нас назидает, что страшна не сама пища, она не оскверняет. Постом мы не едим мяса, молока, вина не пьем. Но сама пища не есть грех, а грех есть невоздержание. Поэтому чтобы человека не обидеть, не оскорбить, не послужить кому-то соблазном, иногда можно для вида и проглотить чего-то немножко. А то многие мяса не едят, вина не пьют, но своих домочадцев едят заживо.
А это гораздо хуже: лучше не ругаться, чем не есть мяса и ругаться. Поэтому когда имеется выбор, что лучше, мир или пост, надо выбирать все-таки мир. Но это не значит, что нужно потакать своим слабостям: раз уж нарушил, давай есть все подряд и до отвала.
Святые отцы говорили: у молитвы два крыла — милостыня и пост. У всех нас молитва плохая, рассеянная, молимся с трудом, тяжело, молиться не хочется. Отчего так? Потому что нет у нас поста, воздержания, и главное, конечно, не воздержания от пищи и пития — у нас нет воздержания от греха.
Вот живет человек, в церковь не ходит, постов не соблюдает, Священное Писание не знает; если кто его раздражает — он раздражается; если кто его разозлил — разозлится; кто толкнул — в ответ нахамит; пьет, ругается, блудит, детей своих убивает. Потом приходит в церковь и говорит: «Господи, помоги». Да ты исправь сначала свою жизнь, а потом уже проси помощи! А то живешь по горло в грехе, а от Бога постоянно чего-то требуешь: и здоровья, и благополучия. Прежде чем просить, нужно покаяться во всем. А покаяться — это значит исправить свою жизнь, начать в храм ходить. А то просит у Бога, а перекреститься правильно не умеет, ни одной молитвы не знает. Говорит: «Меня дети не слушаются». — «А ты ребеночка своего хоть одной молитве научил?» — «Да я сам не знаю». А почему же ты сам не знаешь, дожив до таких лет? Где церковь есть открытая, знаешь? Пойди, спроси там у любой бабки, она тебе продиктует — запишешь и читай, молись. Не хочешь, некогда тебе? Чем ты занят, смотришь какие-то там программы с утра до вечера? На это время есть? В квартире каждые полтора года ремонт делаешь? То есть дела твои — только все достать, купить. Если что заболит — к врачу, к одному, другому, третьему, к платному, к бесплатному. На все время находится, когда о мясе своем заботишься. А о душе? А о душе никакой заботы нет.
Чтобы молитва окрылялась, нужно еще творить милостыню. Заработал денежки — много ли, мало ли, а все равно свое, жалко. А ты возьми и дай кому-нибудь, не в долг, а совсем. Сначала рубль. Посмотри: скребет ли у тебя на душе? Скребет — значит, много дал, в следующий раз дай пятьдесят копеек. Не скребет? Нормально? Давай по пятьдесят копеек. Привыкнешь — будешь по рублю. И так все больше и больше. Потихонечку, сразу помногу не надо, потому что всю ночь потом будешь думать, ворочаться, не спать: эх, много дал! Поэтому доброхотно, по чуть-чуть начинай творить милостыню. Посмотри, кто нуждается: может быть, кто бедный есть в подъезде, или из родственников, или у знакомых кто-то умер. Если денег жалко, может, вещами или еще чем-нибудь, например трудом своим, приди и помоги человеку. Хоть тебе и не хочется, и плохо себя чувствуешь, а послужи ближнему, сотвори ему добро: ботинки ему почисть, что угодно сделай — и сердце твое умягчится. Потом смотришь — а жадности-то в тебе уже и нет.
«Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы пока­заться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою». Да, некоторые любят молиться напоказ, чтобы люди видели; стараются обязательно благочестивый вид принять. Смотришь — ну такая верующая! Но только подойди и локтем чуть задень — и сразу все наружу и вылезет, сразу покажет и «кротость», и «смирение», и «любовь к Богу». Только зацепи! А на вид — взгляд такой смиренный, улыбочки кроткие. Поэтому Господь больше всего ненавидит лицемерие, когда человек на вид-то вроде ничего, а внутри... Мертвый человек, мясо, пища для червей.
«А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него». Говорят: как же богослужение идет два с половиной часа, а Господь говорит: не будь многословен? Вроде какое-то противоречие. О чем это? Дело в том, что язычники в молитвах просят всего: и здоровья, и благополучия, и так далее. Но если мы послушаем церковную молитву, там о здоровье, о благополучии почти никаких слов нет, а речь идет только о спасении души, о покаянии и о прославлении Бога. А все остальное лишнее, потому что Бог Сам знает, что нам надо.
И дальше Он приводит ту молитву, которую мы называем молитвой Господней. В этой молитве ничего лишнего нет. Здесь есть и прославление Отца Небесного, и просьба о прощении грехов, и о том молится человек, чтобы Господь причащал его каждый день, и чтобы избавил от всяких искушений дьявольских, — то есть все, что необходимо именно для души. Поэтому если мы будем так свою жизнь управлять, Господь будет нам помогать.
Святитель Алексий Московский, митрополит. (1378). Святитель Алексий (1293-1378 гг.) сделал для создания Мос­ковского княжества не меньше, чем любой из московских князей — потомков Ивана Калиты. Святитель родился в Москве, в семье служилого боярина. В девятнадцать лет юноша оставил семью и пришел в Богоявленский монас­тырь. Игуменом монастыря был Стефан, старший брат зна­менитого чудотворца Сергия Радонежского. Стефан совер­шил обряд пострижения юноши и дал ему имя Алексий. Двадцать лет продолжался монашеский подвиг Алексия, а затем он был поставлен епископом города Владимира. Пос­ле смерти Митрополита Феогноста Алексий был избран Митрополитом Московским и Всея Руси. Получив в Кон­стантинополе благословение, он вернулся на Русь, и тут ока­залось, что он должен стать во главе не только Православ­ной Церкви, но и государства. Великий князь Симеон Гор­дый, сын Ивана Калиты, умер во время эпидемии чумы, и Митрополит Алексий сделался фактическим правите­лем — регентом государства при слабовольном князе Иоанне Иоанновиче, а затем — воспитателем и духовни­ком малолетнего Дмитрия Донского.
Святитель проявил свои яркие дарования во многих об­ластях жизни: он был блестящим дипломатом, организатором государственного строительства и одновременно — пре­красным знатоком греческого языка и писателем. Он сам заново перевел Евангелия и выправил древний кирилло-мефодиевский текст. Перевод этот лег в основу современ­ного текста Нового Завета. В годы управления Алексием Церковью на Руси с небывалой силой вспыхнуло стремле­ние к нравственному совершенствованию души, всюду воз­водились новые храмы, основывались монастыри. Суще­ствует также немало исторических свидетельств о том, что святитель обладал чудотворным даром исцеления.
Святитель Алексий окончил земное течение своей жиз­ни 12 февраля 1378 года. Он завещал положить тело его в Чудовом монастыре, указал и место погребения: "За алта­рем храма", — не желая, по смирению, быть похоронен­ным в храме. Но благочестивый Великий князь Дмитрий Иванович Донской, глубоко почитавший великого святи­теля, повелел положить тело Митрополита Алексия в церк­ви, близ алтаря. Ныне его святые мощи покоятся
в Богояв­ленском патриаршем соборе в Москве. http://azbyka.ru/days/sv-aleksij-moskovskij
… Господь говорил: «Да будут все едино», и молился об этом единстве. А оно может осуществиться лишь в любви. Без нее нельзя достичь Царствия Небесного, потому что туда можно войти только любя Бога. Но если человек любит Бога, это значит, что он любит вообще все.
Вот представьте себе, что какой-то человек очень щедр. Тогда он дает всем, он уже не разделяет, потому что, если бы он для одного был щедр, а для другого нет, это уже не щедрость. Вот так и любовь. Это такое свойство, которое милует и любит все. Если человек научился любить Бога, то он не выбирает, он любит все: и дерево, и насекомое, и тем более человека, как высшее творение Божие. А любовь — это метод познания, потому что только любя ты можешь и узнать. Вот кто-то любит, допустим, биологию — и он ее узнает. А другой говорит: ой, я математику не люблю. Значит, у него нет о математике никакого представления. Так и здесь. Почему человек не любит Бога или почему не любит ближнего? Да потому, что он о Боге не имеет никакого представления, он и другого человека не чувствует.
Как же ты, человек, не ходишь в храм? Литургия идет воскресная — а ты что-то там, в миру, ей предпочитаешь. Ну бывают невозможные обстоятельства: человек сидит в тюрьме, или у него нет обеих ног, или еще какие-то страшные беды — схватили, ударили, заболел, температура сорок один. Конечно, как тут поднимешься? Но не рваться всем сердцем в храм, когда есть служба? Это говорит о том, что человек абсолютно не чувствует присутствие Бога в Божественной службе. А раз он не чувствует Бога, как он может любить Его? Раз он не любит Бога, как может любить другого человека? А если нет любви — тогда возможен всякий грех, всякое безумие, любые страшные поступки, даже уму непостижимые.
Поэтому, естественно, когда с ним нечто случится, и он начинает молиться, пытается как-то увернуться от тяжелых обстоятельств, ничего не происходит. Он говорит: «Господи, помоги!» Молчание. Он ничего не получает, потому что Господь знает: если ему сейчас помочь, этот человек опять вернется к своим прежним делам. Пусть уж лучше он поскорбит, прося постоянно у Бога, может быть, постепенно что-то поймет. То, что достигается трудно, больше и ценится. Именно поэтому Господь так устроил, что путь в Царствие Небесное такой трудный, чтобы мы ценили ту благодать, которую Господь нам дает, потому что это самая величайшая драгоценность.
Святитель Мелетий, архиепископ Антиохийский (381). В 381 году, при императоре Феодосии Великом (379 - 395), состоялся II Вселенский Собор. В 380 году святитель отправился на II Вселенский Собор в Константинополь и был его председателем. Перед началом Собора святой Мелетий поднял руку и показал три перста, потом соединил два перста, а один пригнул и, благословив народ, провозгласил: "Три ипостаси разумеем, о едином же существе беседуем", при этом .Святителя осенил огонь, словно молния. Во время этого Собора святитель Мелетий отошел ко Господу. Святой Григорий Нисский почтил память почившего похвальным словом. https://days.pravoslavie.ru/Life/life4627.htm
… Xристианство — это добровольно принятый на себя крест, добровольно принятый на себя труд и добровольно принятое на себя страдание. Если мы в такое устроение войдем, тогда познаем Бога, тогда слово Божие в нас вместится. Если нет, то духи тьмы, которые обуревают нашу душу, целиком заполнят все наше существо, и мы, вместо того чтобы Богу служить, будем служить, как нам кажется, себе, а на самом деле нет, на самом деле мы душу свою потеряем, потому что будем служить бесам. Человек может служить только либо Богу, либо дьяволу. Ничего другого, никакого срединного пути быть не может; никакого половинчатого чистилища нет: либо рай, либо ад. Либо Царствие Небесное, пусть ты в нем будешь хоть самый последний, либо геенна огненная, пусть ты будешь не на дне ада, а в верхнем слое, на самой поверхности, — но, тем не менее, ад есть ад, а вечная жизнь - есть вечная жизнь. Каждый человек выбирает сам, кому, что больше нравится. Одному нравится идти в храм, заставлять себя исполнять молитвенное правило, нудить себя на добрые дела, стараться поститься, а другому нравится в расслаблении лежать, смотреть телевизор, кушать сладости. Каждый выбирает себе сам, и не надо ни на кого обижаться. Сам себя растлеваешь — сам будешь пожинать плоды. Вот этому Евангелие нас и учит.
Помоги нам, Господи, все-таки встать на тот путь, к которому мы призваны, путь, на который указывает тот крест, который мы все на шее носим.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01  Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...