понедельник, 25 февраля 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 26 февраля (13 февраля)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
26 февраля (13 февраля старого стиля)
 
 Преподобный Мартиниан Кесарийский (Палестинский). (V) Преподобный Мартиниан. Преподобные Зоя и Фотиния.
Преподобный Мартиниан с 18 лет поселился в пустыне, близ города Кесарии Палестинской, где пробыл в подвигах и безмолвии 25 лет, удостоившись благодатного дара исцеления болезней. Однако враг не оставлял отшельника, наводя на него различные искушения. Однажды женщина-блудница поспорила с развратными людьми, что соблазнит святого Мартиниана, слава о добродетельной жизни которого распространилась по городу. Она пришла к нему в ночной час под видом странницы, прося ночлега. Святой впустил ее, так как погода была ненастная. Но вот лукавая гостья переоделась в дорогую одежду и стала соблазнять подвижника. Тогда святой вышел из келлии, зажег костер и встал босыми ногами на пылающие угли. Он говорил при этом себе: "Трудно тебе, Мартиниан, терпеть этот временный огонь, как же ты будешь терпеть вечный огонь, приготовленный тебе диаволом?" Женщина, пораженная этим зрелищем, раскаялась и просила святого наставить ее на путь спасения. По его указанию она отправилась в Вифлеем, в монастырь святой Павлы, где в строгих подвигах прожила 12 лет до своей блаженной кончины. Имя женщины было Зоя.
Исцелившись от ожогов, святой Мартиниан удалился на необитаемый скалистый остров и прожил под открытым небом несколько лет, питаясь пищей, которую ему время от времени привозил один корабельщик, а преподобный плел для него корзины.
Однажды во время сильной бури разбился корабль и к острову, где спасался святой Мартиниан, волны принесли на обломках корабля девицу по имени Фотиния. Святой Мартиниан помог ей выбраться на остров. "Оставайся здесь, - сказал он ей, - вот хлеб и вода, а через два месяца приедет корабельщик", - а сам бросился в море и поплыл. Два дельфина вынесли его на сушу. С тех пор блаженный Мартиниан стал вести жизнь странника. Так продолжалось два года. Однажды, придя в Афины, святой заболел и, чувствуя приближение кончины, вошел в храм, лег на пол, призвал епископа и попросил предать свое тело погребению. Это произошло около 422 года.
Блаженная девица Фотиния осталась жить на острове, где и провела в уединении 6 лет, а затем отдала Богу душу. Кончину ее открыл всё тот же корабельщик, привозивший ей, как и преподобному Мартиниану, пищу. Он перевез тело блаженной Фотинии в Кесарию Палестинскую, где оно было с честью похоронено епископом и клиром. Память преподобных Зои и Фотинии празднуется в тот же день.

… Читается замечательный отрывок Евангелия от Матфея, в котором Господь говорит: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». В прощеное воскресение всегда люди просили друг у друга прощения, тем самым, приуготовляясь к Великому посту. Потому что, если мы на кого-то имеем зло, то этим самым мы всю свою духовную жизнь перечеркиваем и уподобляемся бесам, которые вообще ничего не едят. Поэтому лучше есть кровавое мясо, чем на кого-то злиться.
Почему Отец Небесный не прощает тому человеку, который не прощает сам? Мы часто друг с другом ссоримся, к сожалению. Обида, ссора, недоброжелательство отталкивают одного человека от другого. Бог есть любовь, и, сотворив человека по образу и по подобию Своему, Господь возжелал, чтобы человек жил в любви. А дьявол, наоборот, хочет всех людей разделить. Один из переводов слова «дьявол» — разделяющий. Он хочет народы разделить между собой, семьи разделить, родителей и детей разделить, друзей поссорить и так далее. Поэтому тот, кто в ссоре участвует, подчиняется дьяволу, следует мыслям, которые он вкладывает в его ум, сочувствует им сердцем, тот исполняет волю дьявола и этим самым отделяет себя от Бога. А отделение человека от Бога есть грех. Поэтому Господь и сказал, что Отец Небесный не простит. Не потому, что Он, как счетовод, считает, кто кому чего должен: мол, раз ты так, то и Я так. Нет, просто человек, отделяя себя от другого, действуя против любви, действует против Бога. А раз против Бога, значит, он не может ни в вечную жизнь войти, ни достигнуть духовной жизни, то есть не может Бога познать. Когда человек имеет обиду на кого-либо, тем самым он имеет обиду и на Бога, потому что выступает против заповеди Божией, то есть отметает Самого Бога.
А что такое прощение? Вот два человека поругались, а потом помирились, простили друг друга — то есть, нет между ними этой стены, они опять пребывают в любви, зло, которое между ними было, ушло. То же самое и прощение от Бога. Бог прощает — это значит, Бог соединяется с человеком, Бог приходит к нему, живет вместе с ним. И когда Бог пришел к человеку — а Бог есть Дух, — для этого человека начинается духовная жизнь. Поэтому слова Господни означают не то, что Отец наш Небесный желает обязательно нам отомстить за наши прегрешения. Нет, просто Сын Божий свидетельствует, что если мы не прощаем обиды, то не можем быть детьми Отца Небесного, потому что мы тогда есть дети дьявола. Поэтому когда нас кто-то обидит, оскорбит, нанесет нам какое-то зло, то, если мы хотим достигнуть вечной жизни, хотим быть учениками Христа, нам надо сделать над собой усилие и этого человека простить.
Иной скажет: так он же виноват. Да, безусловно, он тебя обидел, он такой-сякой. Грех, который он совершил, остается грехом, но ты должен простить. Опять: почему должен? Да нет, совсем, конечно, не должен, каждый волен жить, как ему нравится: хочешь — в рай, хочешь — в ад. Это дело свободного выбора человека. Каждый, кто оказался в аду, сам его выбрал для себя. Значит, ад ему более близок, понятен, более соответствует устроению его сердца. Господь нас ни к чему не обязывает, Он нас призывает, потому что обязать любить нельзя. Господь говорит: такова Моя воля, таково Мое желание, Я этого хочу, а вы уж смотрите сами, что вам дороже. Либо собственная спесь и гордость, которая мучается и никак не может сделать первый шаг навстречу, — вот эти чувства, которые внушает тебе дьявол, которые он в тебе воспитал в течение твоей жизни, — или же, наоборот, тебе более близко смирение и кротость Христа Спасителя, и ты хочешь у Него этому научиться.
Если ты этому желаешь учиться, тогда ты ученик Христов и хоть плохо, бедно и, может быть, не сразу, может быть, с большим трудом, но все-таки сможешь это бесовское разделение преодолеть. Поэтому надо стараться не участвовать ни в каких сварах. Бывает, что невозможно примириться с человеком, но пусть эта невозможность идет от него, но не от нас. Апостол Павел говорит: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми». Будь, старайся, чтобы не от тебя шло разделение. Твое сердце должно быть всегда открыто к примирению, открыто к любви. Нужно воспитать в себе это новое свойство, и по нему Господь тебя узнает, потому что это свойство Божества.
Серафим (Соболев), архиепископ Богучарский, Софийский чудотворец (1950). Архиепископ Серафим (в миру Николай Борисович Соболев) родился 1 декабря 1881 года (по старому стилю) в Рязани в небогатой мещанской семье. На духовное становление и дальнейший жизненный путь будущего архипастыря повлиял инспектор академии архимандрит (впоследствии архиепископ) Феофан (Быстров), а также праведный Иоанн Кронштадтский, которого Николай неоднократно посещал. 3/16 февраля 1908 года монах Серафим был рукоположен в иеродиакона, а незадолго до окончания курса епископ Сергий (Тихомиров) рукоположил его в сан иеромонаха. В первой половине октября 1919 года войска генерала А.И. Деникина взяли Воронеж. Однако инициатива вскоре перешла к большевикам, и в конце октября Воронеж вновь был в руках красных.
Архимандрит Серафим в тот момент искренне колебался, не зная, как ему поступить – уйти на юг с армией Деникина или остаться в Воронеже. Покинул Воронеж в последний момент в открытом вагоне, нагруженном углем для паровоза. В течение последующих месяцев жизнь архимандрита Серафима была связана с Крымом. 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в симферопольском Александро-Невском соборе архимандрит Серафим был рукоположен во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. Из Крыма пришлось ему уехать. Весной 1921 года управляющий русскими приходами в Западной Европе архиепископ Евлогий (Георгиевский) назначил епископа Серафима настоятелем русского храма в Софии. Архиепископ Серафим был погребен в крипте Свято-Никольского храма. Почитание усопшего иерарха началось сразу же после его кончины. Свидетельства о чудесах по молитвам архипастыря записываются до настоящего дня, и часть их них опубликована. Архиепископ Серафим был причислен к лику святых на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 3 февраля 2016г.
https://pravoslavie.ru/101331.html
… «Царствие Божие внутрь вас есть». Почему же мы этого не ощущаем и не чувствуем? Что нам мешает, что слепит глаза нашей души? Нам препятствует гордость. Гордость, самомнение, себялюбие, тщеславие, превозношение, осуждение — вот это самый наш главный враг. Поэтому Господь говорит притчу, чтобы нам показать, как велика важность смирения.
А каков путь к смирению? К нему приводят две вещи. Первое — покаяние. С покаяния вообще начинается духовная жизнь — когда человек не пытается защищаться, оправдываться, не выставляет перед собой свои дела, которые перед делами Божиими просто смешны. Что он, маленький, никчемный и глупый, может такого доброго принести в эту жизнь, в эту вселенную, созданную Богом? Ничего он без помощи Божией не может. Каков человек? Соткан весь из греха. Каков Бог? Свят. Человек мелочен, а Бог благороден. Бог не мстит человеку, а приходит его спасать, жертвуя Единородным Своим Сыном. И когда мы осознаем эту разницу, тогда все так называемые добрые дела покажутся нам смешными крохами, и мы не будем это свое добро выставлять напоказ, а будем перед Богом каяться, будем сокрушаться, придем в состояние смирения.
И второе, что приводит к смирению, — это терпение. Если мы хотим достичь святой жизни, нужно терпеть. И Господь нас в святом крещении призывает именно к святости. Праведником может быть любой человек, для этого ничего особенного не надо, просто немножко силы воли, чтобы не делать зла. Но чтобы стать святым, этого недостаточно, потому что здесь нужно вмешательство Бога: Бог делает человека святым, Бог приобщает его к Своей жизни.
И вот, если мы хотим, чтобы крещение наше и хождение в храм оказались не напрасными, а были реализованы в нашей жизни, если хотим, чтобы наша жизнь имела действительно тот смысл, которого желает Бог, тогда нам нужно идти путем смирения. Смирение достигается покаянием и терпением. Нам надо терпеть наше жизненное устройство, а лучше сказать, неустройство; наше внутреннее устроение, а лучше сказать, нестроение. Надо терпеть свои болезни телесные и свои болезни душевные. Терпеть нападение людей внешних и нападения от лжебратий. Терпеть непонимание наших ближних.
Преподобномученица Ирина Хвостова (1938) Окончив сельскую школу, она поступила в Новодевичий монастырь в Москве, в котором подвизалась и тогда, когда пришла безбожная советская власть и началось гонение на Русскую Православную Церковь и захват монастырских помещений. Покинув место своих иноческих подвигов в 1932 году, она поселилась в доме отца в родном селе.
В конце тридцатых годов, когда начался период наиболее ожесточенных гонений на Русскую Православную Церковь, сотрудники НКВД 23 января 1938 года допросили в качестве дежурных свидетелей должностных лиц, которые дали показания, необходимые следствию. 27 января инокиня Ирина была арестована и заключена в тюрьму в Сергиевом Посаде. 19 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила инокиню к расстрелу. Инокиня Ирина (Хвостова) была расстреляна 26 февраля 1938 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. http://www.newmartyros.ru/life/zhitie-prmc-iriny-hvostovoy-1938.html
… Нам часто приходит в голову мысль от лукавого: «Ну, сколько можно терпеть?» Но ведь человек не может по своей фантазии, как ему вздумалось взять и устроить себе жизнь спокойную и удобную. Это никак невозможно. Каждый что-то терпит. И то ощущение несчастья, которое мы испытываем, зависит только от одного: как мы относимся к своей жизни, смиряемся мы с тем, что дает Господь, или находимся в состоянии борьбы. Если мы со смирением принимаем то, что есть, мы переносим все гораздо легче, потому что смирение наше привлекает благодать Божию. Если же мы ропщем, негодуем, если мы ищем справедливости, все время недовольны, то от этого ничего не меняется, кроме того, что благодать Божия отходит от нас и в сердце рождается ощущение такой безнадеги, такой тщеты и бессмысленности, что нам становится еще тягостнее. То есть, оказывается, в одной и той же ситуации можно и унывать, и быть если не счастливым, то, по крайней мере, сохранять ровное устроение. Поэтому, если мы отвергнемся от Бога и пойдем по пути греха, нам будет только хуже.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01  Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...