вторник, 15 марта 2022 г.

Кресты, купола, колокольни православных храмов

 

Архитектурный облик православного храма
Церковные кресты

Кресты на куполах. Спасский собор. 1635 – 1652 гг. Кремль. Москва.
(Источник фото книга: Рудзиевская С. Православный храм: Энциклопедия./ Светлана Рудзиевская; фотохудожники В. Шульц, С. Петров, Ю. Любцов, С. Клименко, В. Фалин. – М.: РООССА, 2010 . – 272 с. – (Основы православной культуры)

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Храм без креста немыслим, как... тело без души, как корабль без мачты». Кресты напоминают каждому верующему, что спасение наше совершилось страданиями Господа Иисуса Христа на Кресте.

Действительно, церковь без крестов наверху - все равно, что обыкновенное здание, недаром в России во времена гонений на Церковь богоборцы так спешили сбить накупольные кресты.

Церковный крест означает победу Спасителя над силами зла, которая совершилась благодаря Его крестному подвигу. Когда новый православный храм только построен, в первую очередь - до освящения церковного здания - на его вершину ставят крест. Он призван своей силой ограждать, избавлять и сохранять от всякого зла и бед, как храм, так и всех входящих в него, а также кланяющихся кресту. При поставлении накупольного креста (одного или нескольких - в зависимости от количества глав) совершается особый молебен, во время которого священник освящает крест.

«На куполах некоторых храмов под крестом помещается иногда украшение в виде короны. Но корона, как царский атрибут, служит только памятником царственного построения храма или владения. На главах некоторых древних церквей (в Новгороде) находятся кресты с полумесяцем под ним, или с сидящим поверх креста металлическим голубем. Первый символ под крестом, большей частью четвероконечным, по объяснению Максима Грека, - образ крестного восхождения Христа. Второй символ выражает собой просвещение Духа Святаго в виде голубя над святыми храмами и над молящимися в храмах». (Священник И. Святославский. «Записки для чтения о храме», М. 1889. Цитата по МДС 31-9.2003, М., 2004, стр. 52.)

Накупольные кресты, как правило, имеют восьмиконечную форму, но в России распространены и четырехконечные. Удивительно многообразие русских накупольных крестов: их могут украшать виноградная лоза, лучи солнца, трилистник, звезды, корона, хоругвь, голубь, фигура ангела - всего более тридцати способов оформления креста, каждый со своим символи­ческим смыслом. Часто вызывает споры размещение под кре­стом полумесяца. Символика такой конструкции вовсе не связана с победой над исламом: полумесяц изображает церковный корабль, управляемый Кормщиком-Христом. Еще одно толкова­ние полумесяца - якорь, древний символ спасения и надежды.

Церковные купола и главы

Храм Живоначальной Троицы на Борисовских прудах, в Орехове-Борисове — православный храм на юге Москвы; территориально находится в районе Орехово-Борисово Северное. Построен в начале 2000-х гг. в память о тысячелетнем юбилее крещения Руси. Имеет статус Патриаршего подворья . Комплекс зданий на Борисовских прудах спроектирован в византийском стиле: собственно сам храм представляет собой однокупольное крестообразное здание с четырьмя приделами.  http://commons.wikimedia.org/wiki/File

Первое, что мы видим, подходя к храму, — купол с крестом. Купол храма напоминает нам о Небе, о котором мы всегда должны помнить, а крест — это распростёртые руки Бога, зовущие нас к Себе.

В работе «Первозданная сущность» А.Ф. Лосев на основании трудов святых Отцов Церкви заключает, что шар, сфера – «символический образ бытия бесплотных сил». «Мир бесплотных сил облегает первоцентр бытия концентрическими сферами, расположенными в соответствии с иерархией ангельских чинов»

«Византийское зодчество имеет в качестве венчающей формы главы – полусферу (как на константинопольской Св. Софии) – то есть образ … как бы ровного сияния, или света Божия, сходящего с неба на нас…» (Кудрявцев М.П., Кудрявцева Т.Н. «Русский православный храм. Символический язык архитектурных форм», 1998, стр. 70 – 76.)

Не удивительно, что русский человек именно под куполом Храма всегда обретал духовную силу и внутреннюю свободу. Когда смотришь на золотой купол Храма, приходит осознание того, что в православной культуре нет пропасти между духовным и материальным, и это радует.

Надо обратить внимание на различие слов "купол" и "глава". Купол - это перекрытие здания, чаще всего в форме полусферы. Глава - это декоративное завершение церковных построек, над которым возвышается крест.

В древности на Руси купола имели византийскую, полусферическую форму, со временем главы русских храмов приобрели шлемовидную форму. Шлемовидная глава в точности повторяет лежащий под ней купол.

Шлемовидная форма – эта форма характерна для храмов периода ордынского ига. «Маковицы напоминают образ воинского шлема, но это лишь иной образ небесного сияния, так как земное воинство почитало своими покровителями Воинство Небесное – Ангельские силы, предводительствуемые Архангелом Михаилом. Ангелы же уподобляются огню, потому, что по мнению Св. Дионисия Ареопагита («О небесной иерархии») вид огня указывает на Богоподобное свойство Небесных Умов».

На шлемах русских воинов часто помещался образ Архистратига Михаила. Таким образом, и шлемовидная форма главы храма и шлем воина-князя - единый образ огненного ангельского воинства.

Шлемовидные главы. Спасо-Бородинский монастырь. Основан в 1839 г. Московская обл., Можайский р-н, с. Семеновское. (Источник фото книга: Рудзиевская С. Православный храм: Энциклопедия./ Светлана Рудзиевская; фотохудожники В. Шульц, С. Петров, Ю. Любцов, С. Клименко, В. Фалин. – М.: РООССА, 2010 . – 272 с. – (Основы православной культуры)

Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.

«Уменьшение… маковец в формах русского церковного зодчества относится к периоду ордынского ига, когда воспламенение как бы немного угасает и маковица главы превращается в чистый образ воинского шлема. Однако, это лишь иной образ огня, поскольку земное воинство почитало своими покровителями воинство небесное – ангельские силы, предводительствуемые архистратигом Михаилом. .... шлем воина-князя и шлем-маковица ...сливались в единый образ огненного ангельского воинства.» (Кудрявцев М.П., Кудрявцева Т.Н. «Русский православный храм. Символический язык архитектурных форм», 1998, стр. 70 – 76.)

Таким образом, и шлемовидная форма главы храма и шлем воина-князя - единый образ огненного ангельского воинства.

С XVI века главы русских церквей обрели луковичную форму, которая по своему объему шире лежащего под ней купола. В архитектуре русского барокко и классицизма: часто глава сильно уменьшена и возвышается над основным куполом.

Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающая верующих к словам Христа: "Вы — свет миру".

Луковичные главы. Спасо-Преображенский кафедральный собор. 1999-2006 гг. Город Абакан. Собор представляет собой классический 7-и купольный храм. Общая площадь собора составляет 1637 м2, а кресты на куполах находятся на высоте 49,2 метров, что с 16-этажный дом. Самый большой крест имеете высоту более 5 метров.
 Автор фото Кочурова О.В.

«Главня же, подобныя меди блистающеся, являет свет»... Образом свечи или факела предстает глава русского храма... Маковица главы в виде луковицы – знак пламени, огня, а, следовательно, огненных небесных сил, несущих небесный престол. А еще – это Образ души, пламенеющей любовью к Богу.

Е. Трубецкой писал: «…Всякие попытки объяснить луковичную форму наших церковных куполов какими-либо утилитарными целями (например, необходимостью заострять вершину храма, чтобы на ней не залеживался снег, и не задерживалась влага) не объясняют в ней самого главного, – религиозно-эстетического значения луковицы в нашей церковной архитектуре. Ведь существует множество других способов достигнуть того же практического результата, в том числе завершение храма острием, в готическом стиле. Почему же изо всех этих возможных способов в древнерусской религиозной архитектуре было избрано именно завершение в виде луковицы? Это объясняется, конечно, тем, что оно производило некоторое эстетическое впечатление, соответствовавшее определенному религиозному настроению. Сущность этого религиозно-эстетического переживания прекрасно передается народными выражениями – «жаром горят» – в применении к церковным главам…».

Кроме шлемовидных, луковичных глав в русской православной архитектуре в XVIII-XIX веках при строительстве местных и домовых церквей получили распространение и другие формы верха храмов – грушевидные, зонтичные, овальные, в виде блюдцев и даже короны.

Храм Знамения Богородицы в Дубровицах — православный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение». 1690-1703 год.  Расположен в посёлке Дубровицы, Подольского района, Московской области, примерно в 36 километрах от центра Москвы (16 км от МКАД), в окрестностях Подольска. Построен при князе Борисе Алексеевиче Голицыне, бывшем воспитателем Петра I. Подробно об истории создания храма смотрите в ВИКИПЕДИИ. Фото отсюда http://valliu2008.narod.ru/dsc09743.jpg

Количество глав православного храма тоже имеет свое символическое значение.

Один купол на храме означает Единого Бога. Две главы – соответствует двум естествам Богочеловека Иисуса Христа. Три главы — что очень редко, такие церкви нынче уникальны — в честь Святой Троицы. Четыре главы – обозначают Четвероевангелие и его распространение на четыре стороны света. Пять куполов — это Христос и четы­ре Евангелиста. Семь куполов — семь Таинств Церкви и Семь Вселенских соборов. Девять глав – связаны с образом Пресвятой Богородицы, как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Ангелов и девяти чинов праведников. Тринадцать — знамение Господа Иисуса Христа с двенадцатью апостолами. Двадцать пять глав – могут быть знамением апокалиптического видения Престола Св. Троицы и двадцати четырех Старцев (Отк. 11, 15-18) или обозначать Похвалу Пресвятой Богородице (25 икосов и кондаков древнейшего акафиста Богородице) – в зависимости от посвящения храма. Тридцать три главы – число земных лет Спасителя.

Количество глав связано с посвящением главного престола храма, а также зачастую, и с количеством престолов, соединенных в одном объеме. Для русских храмов классическим стало пятиглавие: купол большого раз­мера ставится в центре, а диагонально (по углам здания) - четыре купола поменьше. Многие древне­русские храмы были одноглавыми (церковь Покрова-на-Нерли, Димитриевский собор во Владимире, Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, новгородско-псковские храмы). С конца XVII - начала XVIII века стало широко применяться многоглавие.

Проект деревянной церкви Николая Чудотворца на Троицкой горе в Старом Петергофе Петродворца. Инициаторы застройки – студенты и преподаватели факультетов Санкт-Петербургского Государственного университета. В настоящее время идет сбор подписей в поддержку проекта строительства церкви. Храм в своей архитектурной компоновке повторяет традиции русского деревянного зодчества - рубленые из бревен стрельчатые бочки, увенчанные главами-луковками с деревянными крестами над каждой из них. Общее количество глав храма - 33. с сайта http://www.hram-33.ru

Цвет куполов тоже символичен. Как правило, они золотые или серебряные. Сверкающие на солнце золотые и серебряные купола бывают на главных храмах и на храмах, посвященных Христу Спасителю и христианским праздникам (эти цвета символизируют свет и огонь Божества, блистание царской славы Христа). Золото — символ небесной славы. Хотя все право­славные церкви посвящены Богу, каждый храм имеет допол­нительное посвящение, о котором нередко можно дога­даться по цвету куполов. Так, у храма в честь ангельских сил, Богородичного праздника или чтимой иконы Божией Матери будут голубые или синие купола (синие главы с золо­тыми звездами означают посвящение Божией Матери; символически изображает небесную чистоту и непорочность, а звезда символизирует вифлеемскую звезду и Рождество. У храма, связанного с Троицей или Святым Духом, купола могут иметь зеленый цвет, потому что зелёный — цвет Святого духа. Цвета – синий, голубой, серебристый (белый), зеленый – есть СВЕТ, так как в темноте (во тьме) нет цвета.

Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами. На куполах иногда можно увидеть темную, и даже черную окраску. Черный цвет в православии – это символ покаяния, смирения, укрощения гордыни. Это цвет монашества. Такие купола бывают у монастырских храмов.

Замысловатая форма глав и маковиц храмов и их яркая раскраска, как на храме Василия Блаженного в Москве, говорит о красоте Небесного Иерусалима, о красоте Рая. А еще - Образ радуги, «завета» вечного между Богом и между землей

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного. Расположен на Красной площади Китай-города в Москве. 1555-1561 гг. Построен по приказу царя Ивана Грозного в память о взятии Казани. С 1991 года Покровский собор находится в совместном пользовании музея и Русской Православной церкви. После длительного перерыва в храме были возобновлены богослужения. Фото отсюда http://www.nice-places.com/gallery/russia/moscow/395

Этот собор называют одним из чудес света. Он объединяет в себе несколько храмов, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся в дни решающих боёв за Казань: Восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери, завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами. В 1588 году с северо-востока к собору был пристроен десятый придел, освящённый в честь Василия Блаженного (1469—1552). Здесь - http://10russia.ru/sights/1/481 много больших фото собора

В Санкт-Петербурге есть похожий по красоте храм - Собо́р Воскресе́ния Христо́ва на Крови́, или  Спаса на Крови. Этот храм тоже поражает богатством и виртуозностью, многоузорочьем как внешнего, так и внутреннего убранства. Особенно великолепны его мозаики. Храм Спаса на Крови — мемориальный храм памяти Александра II в Петербурге, для которого храм Василия Блаженного послужил одним из образцов

Колокольные сооружения

Астрахань. Пречистенские ворота с надвратной Соборной колокольней (1908-1912 гг.). Собор Успения Пресвятой Богородицы (1698-1710 гг.).

Если колокольня вклю­чена в ограду (является частью монастырской или кремлев­ской стены), то в ее нижнем ярусе могут находиться ворота - таковы, например, колокольни в Давидовой пустыни и в Астра­ханском кремле. (Источник фото книга: Рудзиевская С. Православный храм: Энциклопедия./ Светлана Рудзиевская; фотохудожники В. Шульц, С. Петров, Ю. Любцов, С. Клименко, В. Фалин. – М.: РООССА, 2010 . – 272 с. – (Основы православной культуры)

Колокольня - это высокое сооружение в форме башни, стоящее отдельно от храма или являющееся его частью. Колокола в ней подвешиваются на нескольких ярусах, соответственно своему размеру и весу.

Православный храм немыслим без колокольного звона. Новую церковь освящают только после того, как на нее постав­лен крест и поднят на колокольню освященный колокол. В колокол звонят перед началом церковной службы, чтобы верующие люди, где бы они ни находились, услышав церков­ный благовест, вспомнили о Боге и поспешили в храм. Коло­кольный звон во время службы отмечает самые важные моменты богослужения и помогает стоящим в храме усерднее молиться. Радостный колокольный звон возвещает всей округе о большом православном празднике или о встрече прибыв­шего в храм архиерея, печальным звоном провожают покой­ника при отпевании. Колокольный звон сопровождает крест­ный ход вокруг храма. В Русской Церкви для звона употребляются пять или более колоколов различной величины, а потому и различного тона, и сам звон носит троякое название: благовест (звон в один коло­кол), перезвон (звон в каждый колокол поочередно от большего к меньшему) и трезвон (одновременный звон во все колокола). Наконец, набат издревле предупреждал людей об опасности. Звон колоколов увеличивает торжественность служб.

Для освящения колоколов перед поднятием их на колокольни существует особый чин.

Колокола начали употребляться лишь с VII века. Во время гонений на христиан сроки богослужений определялись изустно: христиане созывались на молитву особыми лицами, ходив­шими по домам. Потом для зова к богослужению стали употреб­ить металлические доски — «била», или «клепала», по которым ударяли молотком. В VII веке появляются первые колокола в Италии, в области Кампании, а затем и в России. Появление колоколов способствовало появлению колоколен, которые назывались «звонницами», или «бильницами».

Первоначально колокола не имели постоянного места в храме: они могли находиться в арке входных дверей или на воротах церковной ограды, либо их подвешивали в барабане купола - отсюда и возник древний тип церквей «иже под колоколы» (яркий пример - церковь Сошествия Святого Духа в Троице-Сергиевой лавре).

Звонница Успенского собора Ростова Великого. 1682-1687 гг. Источник фото sd.icelord.net

С XIV века в древнерусском зод­честве получили распространение звонницы, простые прак­тичные сооружения. Это были перекладины на столбах либо стенки с арочными проемами, куда вешали колокола. Звон­ница могла стоять отдельно или, наоборот, была надстрой­кой на стене храма, ведь не всегда община верующих распо­лагала свободным пространством для застройки. Древние звонницы и в наши дни можно увидеть на новгородских, псковских церквях. И в Ростове Великом

Звонница, в отличие от колокольни, может иметь в плане вытянутый прямоугольник, являться стенообразным сооружением или вовсе быть надстройкой на стене храма. Все колокола в звоннице располагаются примерно на одной высоте.

Помимо эстетических, звонницы также часто предпочитались колокольням из практических соображений. Так, в прямоугольной в плане звоннице с внутренним пространством можно было разместить больше колоколов, чем на колокольне. Управляться такие звонницы могли несколькими звонарями одновременно. Надстраивали на стены церквей небольшие звонницы там, где окружающее пространство не позволяло строить отдельное сооружение для колоколов. Такая надстройка, как правило, представляет собой продолжение стены с одним или несколькими проёмами арочного типа, в которых и подвешивались колокола. Отдельно стоящие звонницы стенового типа (без внутреннего пространства) управлялись непосредственно с земли, что также малохарактерно для колоколен. Со временем конструкция звонниц усложнялась, и к сере­дине XVII века появился тип звонницы-галереи - прямоуголь­ного здания, нередко в несколько ярусов, увенчанного купо­лами, в котором в один ряд могло висеть много колоколов. Такие звонницы сохранились в кремлях Москвы и Ростова.

Звонница. Саввино-Сторожевский монастырь. Основан в конце XIV века, расположен на горе Сторожи у места впадения речки Сторожки в Москву-реку в двух километрах западнее города Звенигорода Московской области. В звоннице - церковь преподобного Сергия Радонежского. http://commons.wikimedia.org/wiki/File

Внутреннее пространство звонницы позволяет даже разме­стить в ней храм, например, во втором ярусе звонницы Саввино-Сторожевского монастыря находится церковь Сер­гия Радонежского. Местоположение монастыря весьма красиво. С горы открывается превосходный вид на Москву-реку, на Звенигород и на окрестные села. Гора Сторожевская усыпана множеством благоухающих растений, и самому преподобному Савве показалась она “небесным раем, насажденным благовонными цветами”. И теперь этим местом восхищаются путники: “нигде, - говорит Карамзин, - не видал я такого богатства растений; цветы, травы и деревья исполнены какой-то особенной силы и свежести; липы и дубы прекрасны; дорога оттуда в Москву есть самая приятная для глаз, гориста, но какие виды!”.

Монастырская звонница сооружалась в 1650-х годах. Это самое высокое монастырское здание в виде башни-стены с проемами для колоколов. В центральном проеме звонницы висел колокол Большой Благовестный весом около 34 тонн, отлитый мастером Александром Григорьевым. В 1671 году колокол подняли на колокольню. Колокол обладал необычайно красивым густым и мелодичным звоном, по преданию, был слышан даже в Москве

В 1668 г. на Звоннице появляется еще одна башенка для часового колокола, вывезенного царем из Смоленска и подаренного обители. После революционных событий монастырь переживал тяжелые времена. В частности, В 1930 году согласно предписанию "Рудметаллторга" от 7 января со Звонницы были сняты и отправлены на переплавку -1)11 мелких колоколов разного времени отливки общим весом в 70 пудов (около 1147 кг); 2) Кесарийский колокол весом 41 пуд (672 кг), отлитый в 1792 году; 3) Колокол весом 125 пудов 22 фунта (2056,5 кг), отлитый в 1831 году; 4) Колокол весом 261 пуд (4275 кг), отлитый в 1831 году; 5) Колокол весом 438 пудов (7174 кг), дата отливки неизвестна. Кроме этого, из Скита Преподобного Саввы Сторожевского был вывезен колокол весом 600 пудов (9828 кг), отлитый после 1860 г. На Звоннице остается два колокола - 35-тонный Большой Благовестный и часовой колокол.

В 1941 году при подходе немецких войск произведена попытка снять для эвакуации 35-тонный Большой Благовесный колокол. По официальной версии попытка была неудачной, при падении колокол разбивается на части (по другим данным колокол был взорван прямо на Звоннице). Металл увозят на переплавку для военных нужд, на территории остается несколько фрагментов от стенок колокола и часть языка.

В  перестроечные времена начались реставрационные работы. На монастырскую Звонницу были подняты новые колокола (весом 12, 16, 18, 30, 32, 34, 52, 96, 130 и 240 кг), отлитые на заводах России на средства благотворителей. В 1998 году были подняты еще три колокола, самые большие - постный весом 31 пуд (500 кг), будничный весом 40 пудов (670 кг) и праздничный весом 100 пудов (1640 кг).

Колокольня и Церковь Великомученицы Екатерины. Возведена в 1774-1781 гг. Город Тверь. Россия. (Источник фото книга: Рудзиевская С. Православный храм: Энциклопедия./ Светлана Рудзиевская; фотохудожники В. Шульц, С. Петров, Ю. Любцов, С. Клименко, В. Фалин. – М.: РООССА, 2010 . – 272 с. – (Основы православной культуры)

В XVI веке возникли колокольные сооружения столпообразного типа, привычные нам колокольни. Башня колокольни может быть в плане круглой, квадратной или восьми­гранной; если она имеет несколько ярусов, то каждый после­дующий, как правило, меньше (по диаметру) предыдущего. Колокольня завершается куполом или шатром и стоит отдельно от храма. Но в церквях базиликального типа (постройки XVIII-XIX вв.) колокольня составляет с храмом одно целое, так как является западной частью церковного зда­ния. Таковы московские церкви Влахернской иконы Богома­тери в Кузьминках и Крестовоздвижения в Алтуфьеве, Троицкий храм в пос. Мосрентген, Никольский собор в Оренбурге, Преображенский храм в Сургуте и др.

Храмы, восходящие к византийскому типу, иногда имеют не крестовидный, а круглый (центрический) план. Таковы, например, церкви Преображения Господня в селе Красное Тверской области и Покрова Богородицы в Филях в Москве, похожие в плане на цветок с лепестками. Покровский храм в Филях принадлежит также к виду церквей «иже под колоколы», т.е. совмещает в себе храм и колокольню (ее колокола висят в пролетах среднего яруса). «Иже под колоколы» построен и храм Георгия Победоносца в Видном.

Виды особых церковных сооружений

Свято-Покровский кафедральный собор. Город Красноярск. Был заложен в 1785 году как трехпрестольная приходская церковь на месте древней деревянной церкви, стоявшей при выезде из Красноярского посада на московский тракт. Покровский собор является одним из лучших образцов сибирской архитектуры XVIII века, своеобразным и редким произведением "енисейской школы". http://www.travellers.ru/city-krasnoyarsk-15

Внешний облик храма зависит не только от типа постройки и архитектурных особенностей, иногда он обусловлен пред­назначением церковного сооружения. Например, почти в каждом российском городе можно увидеть собор (в столице или крупном админи­стративном центре их может быть несколько) - более круп­ный богато украшенный храм, имеющий статус главного пра­вославного сооружения (в городе или стране). В соборе обычно хранится чтимая местная святыня - чудотворная икона или святые мощи, в нем проходят самые торжествен­ные богослужения, в которых участвует большое количество народа. Если в соборе постоянно служит епископ, то собор называется кафедральным.

Часовня Параскевы Пятницы на Караульной горе. Город Красноярск. Эта часовня символ борьбы за свободу красноярского казачества и славного прошлого. Силуэт часовни украшает лицевую сторону 10-рублевой купюры образца 1997 года. Со смотровой площадки на Караульной горе открывается впечатляющая панорама города и окрестностей.  По традиции здесь ежедневно, ровно в полдень стреляет пушка, а в праздники поднимается флаг города. http://fotki.yandex.ru/users/sayanusd/view/161240?page=0

С другой стороны, среди церковных построек встречаются (часто на площадях, у вокзалов, при дорогах, у святых источ­ников) миниатюрные церковки или сооружения в виде откры­той беседки с куполом и крестом. Это часовни, они предназна­чены для молитвы, а не для богослужений, так как, в отличие от храма, построены без алтаря. В часовне выставляют икону или крест, чтобы любой желающий мог зажечь перед ними свечу и помолиться.

Часовни и храмы иногда возводят на местах важных событий в жизни Православной Церкви и народа, тогда цер­ковное строение приобретает черты памятника. Например, часовня Александра Невского на площади Ильинских ворот в Москве построена в память гренадеров, павших под Плевной в 1877 г., и имеет очень оригинальную форму. В Севасто­поле на Братском кладбище стоит храм Николая Чудотворца, возведенный в память защитников Севастополя в войне 1854-1855 гг. Он имеет вид усеченной пирамиды, на гранях которой помещены мемориальные доски с именами погиб­ших. Воскресенский собор в Петербурге (более известен как «Спас-на-Крови») построили на месте, где был смертельно ранен террористом император Александр II. В нишах цокольной части собора помещено 20 гранитных досок, на которых начертаны главные события русской истории за 1855-1881 гг. (период правления Александра II), а фасад храма украшен мозаичными изображениями гербов рус­ских городов, губерний и уездов.

Церковь Спаса Всемилостивого в Кускове. Домовая церковь рода Шереметевых. Известна как Церковь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. 1737 год. Церковь расположена в районе Вешняки, Восточного административного округа города Москвы. В настоящее время является частью архитектурно-художественного ансамбля усадьбы Кусково. http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Church_of_the_Merciful_Saviour_in_Kuskovo_18.jpg?uselang=ru

В практике Русской Православной Церкви существует давняя традиция устраивать домовые церкви (в городских усадьбах или загородных домах). О существовании такого храма - если он не стоит отдельной постройкой - нередко бывает трудно догадаться: церковное помещение располо­жено внутри жилого дома, и его могут «выдавать» только крест или купол. В наше время домовые храмы более распро­странены не при частных домах, а при учреждениях (боль­ницах, учебных заведениях, воинских подразделениях, при­ютах, тюрьмах). Так, в Москве внутри одного из корпусов 1-й Градской больницы находится домовая церковь Благоверного царевича Димитрия, а во флигеле здания Москов­ского Университета на Моховой действует домовый храм Мученицы Татианы.

Вагон-храм святителя Николая Мирликийского. Город Новосибирск. В 2002 г. руководство ОАО «РЖД» передало Новосибирской епархии вагон-храм, освященный в честь небесного покровителя города – святителя Николая Мирликийского. http://www.orthedu.ru/hist-nsk-eparh/kraeved/231-istoriya-neobychnogo-xrama-vagon-cerkov.html

В последние 10 лет в России появился необычный тип православного храма - передвижной. Это могут быть плавучая церковь, храм-вагон, входящий в состав специально оборудо­ванного поезда, церковь на колесах автобуса или автомобиля, или переносной храм-палатка. Последний чаще всего используется как походная церковь православного воинства, остальные из перечислен­ных видов вводятся в практику Церкви для того, чтобы жители отдаленных районов страны, у которых нет православных храмов, могли приобщиться к богослужению и церковным таинствам. Оснащенный техническими новшествами право­славный храм XXI века по-прежнему выполняет свою главную миссию - соединяет человека с Богом.

 

Источники:

Рудзиевская С. Православный храм: Энциклопедия./ Светлана Рудзиевская; фотохудожники В. Шульц, С. Петров, Ю. Любцов, С. Клименко, В. Фалин. – М.: РООССА, 2010 . – 272 с. – (Основы православной культуры)

http://hram.voskres.ru/arh-sergii-golubtsov.html - работа Архиепископа СЕРГИЯ (Голубцов) «ЦЕРКОВНАЯ АРХИТЕКТУРА»

http://www.rusarch.ru/jurasova1.htm - работа И.В. Юрасова СИМВОЛИКА АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ РУССКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА (связь с идеей православного храма)

http://do.gendocs.ru/docs/index-230892.html - «Православный храм как образное воплощение догматического учения Церкви»

http://www.pravenc.ru/rubrics/123094.html - здесь Православная энциклопедия. Рубрика История русской архитектуры

http://www.wco.ru/biblio/books/stroy1/H03-T.htm - Символика архитектуры православного храма

http://historykeeper.ru/church/121-svmihizhevsck - интересный сайт Проект "History Keeper - Хранитель истории"

http://www.hram-podmoklovo.ru/russian_italy - подробно об истории храмов-ротонд.

http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/4_1_1_Iskusstvo_Vizantii_V_VII_vv.html - подробно и с картинками о константинопольском храме святой Софии.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...