пятница, 18 марта 2022 г.

Внутреннее устройство Храма

 

Внутреннее устройство Храма
Благовестие и Красота

«… Добрые люди! Всей душой желал бы я, чтобы вы любили храм  Божий, любили посещать его и с теплотой сердечной молиться в нем…» (Священник К. Вышельский)

В старину церковь называли «лечебницей души». Те, кто впервые входит в храм, удивля­ются, как не похож его мир на обычную жизнь. Здесь всё таинственно, возвышенно и величаво. Исчезают тревоги, печали в душе, и на глазах невольно появляются слёзы.

Клагес Фёдор Андреевич. Внутренний вид Храма Христа Спасителя в Москве. Масло, холст, 1883 г. На стенах храма были начертаны имена офицеров Русской армии, павших в Отечественной войне 1812 года и иных по времени близких военных походах. (Такое было внутренне убранство главное храма России – Храма Христа Спасителя до его разрушения большевиками в 1931 году. К счастью, храм восстановлен на прежнем месте в 1994-1997 гг.)

Почему так красиво и спокойно в храме? Потому что здесь, как нигде в другом месте, рядом с нами, совсем близко, не­зримо пребывает Сам Господь Бог. А где Бог, там мир и покой. Одно из символических значений храма - модель Вселен­ной: храм являет собой образ Бога и сотворенного Им мира.

Если посмотреть на церковное здание в вертикальном разрезе, то его нижняя часть - стены от пола до свода - символизирует земной мир (по-славянски «дольний»). Верхняя часть - свод и барабан с куполом - изображает мир небесный (по-славянски «горний»). Эта символика отражается, например, в системе росписи храма: в куполе помещают изображение Иисуса Христа - Пантократора, т. е. Господа Вседержителя, в барабане - образы архангелов или пророков и апостолов, т.е. тех, кто слышит голос Бога, а роспись стен посвящается событиям библейской истории и истории христианства.

Небесное и земное в храме соединяют паруса (изобрете­ние византийских архитекторов). Они представляют собой треугольные фрагменты сферической поверхности, своим нижним углом опирающиеся на столпы, а их верхние дуги образуют окружность, лежащую в основании барабана купола. В целом храм образно воплощает гармоничное единство мира духовного (небесного) и материального (земного).

В горизонтальном разрезе Храм разделяется на три части – притвор, средняя часть храма и алтарь. При трехчастном делении на алтарь, храм и притвор, алтарь в храме прообразует сферу непостижимого Бога, ангелов и праведников, собственно храм воплощает образ духовного мира в лице всех верующих во Христа, а притвор - мир веще­ственный, еще не принявший Спасителя. Если соотнести эти части храма с составом человеческого существа, они будут означать дух, душу и тело человека.

Схема внутреннего устройства православного храма. http://www.sakkos.ru/erudit/Khram-ustrojstvo.html

Алтарь символизирует Самого Бога, а собственно храм - Его творение. Во внутреннем устройстве храма отражается, как океан в капле, образ мира, который слагается из видимой и невиди­мой реальности и в основе своей иерархичен. Двум началам мира (духовному и материальному) в едином храме соответ­ствует деление на алтарь и собственно храм.

Важно еще одно представление, связывающее структуру храмовой постройки с движением человеческой души к Богу. Притвор в таком случае означает начальный этап борьбы со злом, т.е. человека, который кается и ищет путь к спасению. Собственно храм символизирует состояние духовно окреп­шего человека, который не мыслит спасения своей души без Церкви и ее таинств. Наконец, алтарное пространство соот­ветствует просветленному состоянию человеческого духа, в православном учении его называют обджением.

Эта симво­лика внутреннего устройства храма нашла выражение и в практике Церкви. Так, в притворе обычно молились оглашенные (люди, еще не принявшие святое крещение) или те, кто крещен, но тяжким грехом отдалил себя от Бога. Собственно храм служил местом молитвы для верных - тех, кто живет, стараясь не нарушать Божественных заповедей. Алтарь же предназначен для духовенства - людей, облеченных в свя­щенный сан. В наше время разделение на оглашенных и верных не соблюдается так строго, как в прежние времена, но части храма, предназначенные для этих категорий верующих, не утратили своего значения.

Главное назначение храма — Богослужение. Здесь вместе молятся сотни людей, и их общая молитва становится такой сильной, что обязательно бывает услышана Господом. Так было всегда во время всенародных молебнов о спасении на­шей Родины от врагов, после чего наши войска сокрушали неприятеля.

 Паперть и притвор

Если внимательно посмотреть на вход в православный храм, можно заметить, что перед входными дверями устроена небольшая площадка с несколькими ступенями - паперть. Она символизирует то возвышение, которое Церковь зани­мает среди окружающего мира. Над входом помещают икону Спасителя, Божией Матери или святого, во имя которого освя­щен храм. Отсюда обычай креститься перед тем, как войти в церковь. Крестное знамение — свидетельство веры в Иисуса Христа и подчинение Его воле. Право­славные христиане крестятся тремя сложенными вместе пальцами правой руки. Три пальца символизируют Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа.

Паперть и двери в храм Божий. Слово «паперть» происходит от старославянского языка, в котором оно является производным от утраченного пьрть – дверь. (От этого же древнеславянского утраченного слова происходят наши: переть, запереть, отпереть, взаперти и проч.). Таким образом, буквальный перевод слова паперть – преддверие. http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index.php?act=viewfotoreport&id=62

Паперть, или внешний притвор церкви, - это непокрытая кровлей площадка перед внутренним притвором храма, на которой в первые века христианства стояли плачущие и кающиеся. В древнерусской архитектуре — это было широкое крыльцо, иногда крытое, обнесенное стенами, превращающееся в галерею. Такая галерея может охватывать здание с трех сторон: с западной, северной и южной.

В настоящее время в православных храмах паперть представляет собой площадку перед входными дверями храма, к которой ведут несколько ступеней и на которой, как и в древности, стоят нищие, просящие подаяние у прихожан. Поэтому другое название паперти — нищевник. Паперть, будучи первым храмовым возвышением, знаменует собой духовную высоту Церкви по отношению к миру. На паперть выходят люди перед пострижением в монахи, в знак отречения от мира.

Войдя в храм, вы оказываетесь в притворе - помещении, которое отделено от собственно храма сплошной стеной с еще одними дверями. Притвор – западная часть храма. В первохрианской церкви в притворе стояли отбычно оглашенные, т.е. готовящиеся принять крещение, а также кающиеся, которые просили входящих в церковь христиан помолиться о них и ходатайствовать о скорейшем принятии их в церковь. К тому времени, как Русь приняла христианство, категории оглашенных и кающихся ушли в прошлое, и храмы строили вовсе без притворов (двухчастные). Затем трехчастная конструкция возродилась. Существовал даже обычай по большим церковным праздникам устраивать в притворе храма угощение нищим, а также приглашать их на поминки. Поэтому притворы сооружали в виде просторной палаты, куда можно было поставить столы на несколько сотен человек. Так за притвором закрепилось другое название - трапеза. В России возникло даже понятие «тра­пезный храм»; нередко их строили в монастырях, например, в Троице-Сергиевой лавре есть церковь Сергия Радонеж­ского с трапезной палатой. А современный храм Христа Спа­сителя в Москве, предназначенный для проведения церков­ных Соборов и других религиозных мероприятий, включает в себя трапезную, состоящую из пяти залов, рассчитанных на 1500 человек.

Притвор. Свято-Михайловский собор города Ижевска был возведен в течение 1897-1907 гг., разрушен большевиками в 1937 году, восстановлен с2004 г. по 2007 г. http://www.udmeparhia.ru/arrivals/region/izhevsk/izhevsk_432.html

В современных храмах притвор, как правило, невелик и служит для сохранения тепла в церкви. Он оправдывает свое символическое значение мира вещественного. В при­творе вывешивают расписание богослужений и объявления о деятельности прихода и православных организаций. При наличии свободного места здесь устраивают свечной ящик - церковную лавочку, где можно приобрести свечи, иконы, кресты, лампадное масло, ладан, православную литературу, предметы церковной утвари. В притворе размещают столы для оформления церковных записок о поминовении живых и усопших. Наконец, здесь не возбраняется, войдя с улицы, привести в порядок свой внешний вид (женщинам надеть платок, детям расстегнуть одежду, чтобы им не стало жарко в храме, и т.п.).

По церковным правилам, в притворе полагается совер­шать некоторые службы, например, здесь читается очисти­тельная молитва над женщиной после родов по истечении 40 дней. Но из-за небольших размеров притвора (часто он бывает уже, чем западная стена, или помещается в нижнем ярусе колокольни) его практически не используют в богослужениях.

 Средняя часть храма

Через двустворчатые двери притвора вы заходите непо­средственно в храм - священное место слияния земного и небесного, туда, где общая молитва соединяет верующих земной Церкви со святыми и ангелами, т. е. с теми, кто состав­ляет Церковь небесную.

Средняя часть храма. Свято-Михайловский собор в Ижевске. http://turbina.ru/guide/Izhevsk-Rossiya-87135/Foto/Khramy-41437/photo429223

Войдя в среднюю часть храма, православные снова тор­жественно, благоговейно и, глав­ное, с верой крестятся. Сила крестного знамения удивительна. В житиях святых есть много чу­десных рассказов о том, как святые крестным знаме­нием изгоняли мерзких бесов. Они не выносят вида креста и с воплями уносятся вон. Поэтому тот, кто в храме не осеняет себя крестом, радует нечистых.

Средняя часть православного храма богата фресками и росписями, образами. Ангелы и херувимы на парусах, Евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн, апостолы и святые на стенах, мученики и воины на столпах, а также события Евангельской истории, ветхозаветные сюжеты, сцены из жизни Богородицы, сюжеты о Вселенских Соборах - все многообразие фресок, а также иконы, мозаика, хоругви призваны сделать зримым мир невидимый и стереть границы времени, потому что, вступая в храм, чело­век будто перешагивает в вечность. Росписи не только украшают храм и делают его нарядным и празд­ничным, но и учат людей. Поэтому в старину иконы и фрески, то есть росписи, называли «Библией для не­грамотных».

Фрески. Храм Ново-Афонского монастыря. http://www.bugaga.ru/pictures/1146710020-freski-v-khramakh.html

Сложность выполнения фресок заключалась в том что наносились они на сырую штукатурку, благодаря чему они могли долгое время сохраняться сами и свою яркость (помимо этого у каждого мастера был свой секрет для придания яркости краскам), если же что то не получалось то приходилось снимать весь слой штукатурки и начинать заново.

Купол большого храма поддерживают мощные столбы. На них изображают святых мучеников, вои­нов, благоверных князей и всех тех, кого называют «столпами Церкви». Нижняя часть стен всегда укра­шена «полотенцами». Это память о Тайной вечере, ко­гда Иисус Христос в последний раз был со Своими учениками в простом, бедном доме, где, вместо ков­ров, пол был застелен полотенцами.

Казанская икона Божией Матери в киоте. http://www.zelen-hram.ru/photogallery.html?func=detail&id=560

Огромную роль в оформление пространства храма имеют иконы. Они размещаются по стенам храма в киотах (в специальных больших рамах), а также на аналоях (на особых высоких узких столиках с наклонной крышкой). Иконы не просто картины, не просто портреты, иконы – это священные образы, окна в Горний мир. Главная задача иконы, в отличие от картины, которая передает чувственную, материальную сторону мира — показать реальность мира духовного, дать ощущение реального присутствия святого.
Преподобный Иоанн Дамаскин: «…Икона является для зрения тем, чем является слово для слуха. Она — бо­жественное явление, и ее символическая сущность дает нам представление о Бо­жестве. Я иду в церковь, которая есть прибежище души, я смотрю на святые иконы и моя душа просвещается. Когда поклоняются Кресту, то безразлично из какого материала он сделан. Поклоняются не дереву, не металлу, а Христу Спа­сителю, Распятому на Нем. Так и в святых иконах поклоняются подобию Господа».

Наши предки никогда не говорили «повесить» икону – только «поставить» икону, даже если она укрепляется на стене. Перед иконами молятся, зажигают и ставят на подсвечник свечи, висят лампадки.

Лампада в церкви Введения Пресвятой Богородицы во Храм в Сольвычегодске Котласского района Архангельской области. К прискорбию, некоторые храмы в заброшенных деревнях ветшают и разрушаются. И здесь мы видим прекрасный образец старинной лампады в позабытой людьми церкви. http://www.sakkos.ru/terms-khram/lampada.html

В широком смысле «лампада» — это наполненный маслом светильник, зажигаемый перед иконами или наверху больших стационарных подсвечников. Символическое значение лампады — вечный огонь веры в Христа, разгоняющий тьму зла и неверия.

Лампады считаются наиболее древними светильниками, тусклый свет которых освещал древние темные пещерные храмы ранних христиан, в которых они, опасаясь преследования, совершали богослужения. В дальнейшем лампады стали важной деталью убранства христианского храма.

Лампада является переносным светильником (подсвечником), который во время малого и большого выходов на литургии несут впереди священника и дьякона. Такую лампаду специальный служитель-лампадчик (греч. примикирий) вручает архиерею при его входе в храм.

Еще древние греки для освещения храмов подвешивали лампады к деревянным или металлическим обручам или навешивали их на протянутые через храм цепи. Развитие такого способа подвески светильником привело к появлению висячих светильников более сложных форм: хоросов, паникадил и церковных люстр.

Лампада и Икона Божией Матери. Свято Пантелеймоновский собор (святого великомученика и целителя Пантелеймона) в Киеве. http://www.nostalgia.kiev.ua/sobor_pantelejmon_1.shtml

Перед иконами и аналоями находятся подсвечники, на которые верующие ставят свечи. Свечи приобретаются в церковной лавке и пишутся две записки. Первая записка — о здравии, о даровании здоровья и благополучия своим родным, друзьям и крёстным. Вторая записка — об упокоении, куда вписываются имена наших умерших родственников, друзей или трагически погибших людей.

Заздравные и заупокойные за­писки очень важны, в первую очередь, нам самим, нашей душе. Память об умер­ших и пожелание здоро­вья живым делают нас добрее, духовно щед­рее, а молитвы, читае­мые священником над нашими записками, оказывают удивитель­ную помощь, как жи­вым, так и пребываю­щим в другом мире.

Свет в храме. Чудотворная икона святителя Николая Чудотворца в Никольском соборе Санкт-Петербурга. Перед ней – свечи. Зажегши свечу, мы держим ее в руках и молимся о своих нуждах, а потом ставим гореть к иконе. http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index.php?act=viewfoto&id=1655

Свечи зажигают и ставят перед праздничной иконой, к образу Христа, Богородицы, на канун — место, где стоят свечи за упокой души, и перед любыми другими, каки­ми хочется, иконами. Горящая свеча означает нашу горячую, пламенную любовь к Богу, Божией Матери, Ангелам и святым. Чистый воск свечи – означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Мягкость и податливость воска свечи – показывает готовность верующего к послушанию и смирению. Кое-кто приходит в храм только ради того, чтобы поставить свечку, а после спешит домой и с нетерпени­ем ждёт, что вот сейчас Господь просто обязан ему по­мочь, ведь он Ему такую милость оказал — свечку по­ставил. Но свеча — это не лекарство. Если свеча ста­вится с холодным, равнодушным сердцем, без веры и молитвы, она не будет принята Богом, и Он не помо­жет нам.

В каждом храме обязательно можно увидеть аналой (вытянутый четырехгранный столик с полунаклоненной крышкой)

Аналой в московском храме святого Николая Чудотворца. http://www.shigri.ru/productions/analoy/analoi_23110.html

Аналой стоит перед иконостасом; на него кладётся праздничная икона, соответствующая тому или иному дню, либо икона, соответствующая посвящению придела. Такой аналой называется проскинитарием. При совершении таинства миропомазания во время богослужения на аналое лежит либо праздничная икона, либо Евангелие.

Аналой используется в практических целях: чтецы поме­щают на него богослужебные книги, чтобы читать их во время церковных служб; священники кладут на аналой крест или Евангелие для поклонения верующих. Но чаще всего на ана­лое, который стоит в центре храма, лежит икона с изображе­нием праздника или святых, которых Церковь вспоминает в данный день. Полунаклоненная крышка аналоя своим верх­ним краем обращена на восток, что указывает на возвышен­ное значение предметов, которые лежат на аналое.

Особое место отводится в храме для поминовения усопших. Это место называется канун, который располагается с левой стороны от входа в храм.

Канун в церкви, с сайта http://www.voznes.ru/g-081213.html

Канун – небольшой четырехугольный столик, покрытый метал­лической или мраморной доской с множеством ячеек для свеч и небольшим распятием. Значение этих предметов по-своему символично. У кануна верующие молятся за тех, кто ушел в мир иной, чтобы Господь простил им грехи их вольные и невольные и даровал Царствия Небесного. Зажигают и ставят свечу в ячейку доски  кануна в память об усопшем. Канун обычно стоит у северной стены. Рядом с кануном часто находится еще и панихидный стол, который служит для того, чтобы в церковные праздники, когда принято поминать усопших, можно было приносить различные продукты для поминовения. Так, в храме символически происходит собирание Церкви в еди­ное целое.

Около кануна обычно располагается большое изображение Голгофы.

Образ Голгофы. Храм Рождества Пресвятой Богородицы http://varna-xram.prihod.ru/news/guid/1113275

Образ Голгофы – большой, в рост человека, деревянный Крест с образом распятого Спасителя. Наиболее распространенным в Православии является восьмиконечный крест, его также называют распятием. На вертикальной оси находятся три перекладины. Средняя, большая — для рук распятого Христа. Верхняя обозначает табличку с надписью "Иисус Назорей, Царь Иудейский". Такую надпись на трех языках — греческом, латинском и еврейском — приказал прибить к кресту Христову Пилат. Это был римский обычай — указывать на табличках вину казнённого. В православной традиции ноги Христа пронзены не одним гвоздем, как в католической, а двумя — каждая нога в отдельности. Как показывают исследования Туринской плащаницы, так и было в действительности. Нижняя перекладина — для ног Распятого. Один конец ее приподнят. Этот приподнятый конец указывает на небо, куда направился благоразумный разбойник, распятый вместе со Христом, а другой, опущенный — на ад, место для другого, нераскаявшегося разбойника. Часто внизу креста можно увидеть череп — это глава Адама, который, по преданию был похоронен на Голгофе, под местом распятия Христа. Рядом с крестом иногда также изображают Богородицу и любимого ученика Христа — апостола Иоанна Богослова.

Голгофа не только напоминает верующим о крестном под­виге Иисуса Христа, совершенном Им ради спасения людей. Этот образ отсылает к словам, сказанным Спасителем на Кресте: «Жено! Се, сын Твой» (обращение к Богоматери), «Се, Мати твоя» (обращение к апостолу Иоанну Богослову) (Ин., 19, 26-27). Тем самым указывается, что вслед за Иоанном Богословом каждый входящий в храм православный верующий имеет не только Небесного Отца, но и Небесную Матерь - Богородицу. Это и объединяет христиан. А соединение живых и усопших происходит через поминальную молитву (пани­хиды, литии, частная молитва), которую совершают в храме возле кануна. 

Иконостас, Солея, Амвон

Старинный Иконостас Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме. (1675-1775). http://www.rodon.org/foto-080515132314

До самого купола, величественно воз­вышается стена из икон. Это иконостас, который от­деляет алтарь от молящихся людей. Можно сказать, что иконостас — граница между видимым миром и невидимым. Он символизирует наше единство с Богом. Иконостас не отделяет нас от алтаря, он, наоборот, нас с алтарем соединяет. Иконостас похож на грандиозную, удивительно красивую книгу, в кото­рой можно увидеть историю мира и историю жизни Иисуса Христа.

Посередине иконостаса вход в святая святых — в ал­тарь. Вход называется Царские врата.

Старинные Царские врата, конца XVI в. Ростовский музей. Фотографии Прокудина-Горского. Ростов Великий, начала 20 века. Источник фото http://photochronograph.ru/2012/12/07/fotografii-prokudina-gorskogo-rostov-velikij-nachala-20-veka

На царских вратах с наружной стороны, обращенной к прихожанам, на­ходятся иконы Благовещения Пресвятой Деве архангелом Гав­риилом, а также изображения четырех евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна, которые свидетельствуют о Евангелии спасения. Христос и Богородица встречают верующих во вратах Царства Небесного и ведут к спасению через всю нашу жизнь.

Иконостас. Храм Воскресения Христова. Катынь. Храм-памятник жертвам политических репрессий построен близ мемориала "Катынь". Освящен 15 июля 2012 года. 26 ноября 2010 года Госдума России приняла заявление «О Катынской трагедии и её жертвах», в котором признает, что массовый расстрел польских граждан в Катыни был произведен согласно прямому указанию Сталина и других советских руководителей и является преступлением сталинского режима. Источник фото http://raskolnet.livejournal.com/1594364.html

Этот иконостас – современный классический образец иконостаса в православном храме. Справа от царских врат — всегда находится икона Спасителя, а рядом с Ним икона покровителя этого храма или икона церковного праздника, в честь которого храм назван. Поэтому, если вы не знаете, как храм называется, то надо по­смотреть на правую от Спасителя икону. Если там, на­пример, икона Воскресения Христова, значит, храм назван в честь Воскресения

Слева от Царских врат — находится икона Пресвятой Богородицы. Этот, самый нижний ряд иконостаса рядом с царскими вратами называется «местным». Во втором, «праздничном», ряду находятся иконы двенадцати главных православных праздников, кото­рые рассказывают о земной жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Третий, «деисусный», молитвенный ряд — самый главный в иконостасе. Иконы здесь самые большие, и больше всех — центральная икона «Спас в Силах». Слева лицом к Спасителю стоит Богоматерь, а справа - Иоанн Креститель. В этом же ряду - иконы Архангелов, апостолов и особо чти­мых святых. Четвёртый ряд — «пророческий». В нём — иконы пророков, задолго до Христа предсказавших Его при­ход на землю. В центре — икона Богородицы, родив­шей предсказанного Бога. В пятом, «праотеческом», ряду находятся иконы самых древних, ветхозаветных святых, с которых и началось Богопочитание.

Иконостас располагается на более возвышенном месте, чем средняя часть храма.

Солея, амвон и иконостас с иконами строгановского письма. Иоанно-Богословская церковь Чердынского мужского монастыря. Фот. Вихарев Г. В. с сайта http://temples.ru/show_picture.php?PictureID=13310

Солея – это небольшое протяженное возвышение вдоль иконостаса, со стороны основного пространства храма. А так как сам алтарь находится на возвышении, то солея является как бы продолжением алтаря наружу. Со стороны средней части храма солея иногда ограждена невысокой решёткой. Солея служит просцениумом для богослужения.

Перед Царскими вратами солея полукругом выдается вперед. В Русской и Украинской Православной Церкви эта часть солеи называется амвоном. Амвон – выступ солеи перед средней частью иконостаса. Амвон — это тоже возвышение, иногда со ступеньками. Амвон напоминает о кам­не, с которого Ангел Господень возвестил жёнам-ми­роносицам о Воскресении Христа.

На концах солеи справа и слева находятся клиросы - возвышенные места для расположения хора. Около клиросов часто устанавливаются хоругви - шитые иконы на высоких древках.

Хоругвь. Свято Пантелеймоновский собор (святого великомученика и целителя Пантелеймона) в Киеве. Внутреннее убранство собора. http://www.nostalgia.kiev.ua/sobor_pantelejmon_1.shtml

Хоругвь – это религиозное знамя из материи (иногда из дерева или металла) на длинном древке с изображением Иисуса Христа, Богородицы или святых. В центральной части хоругви обычно расположен медальон, который представляет из себя вышитую икону, выполненную в технике лицевого шитья. Хоругви носятся на длинных шестах при крестных ходах. Хоругви – символ победы христианства над язычеством – принадлежностью христианских храмов стали с IV века, по повелению Константина Великого (римский император, годы жизни: 272 - 337 н.э.) по представившемуся ему видению на небе.

Красота убранства храма являет благолепие небесных, райских обителей, а также внутреннюю духовную красоту человека, принявшего благодать Божию.

 

Источники:

  • Рудзиевская С. Православный храм: Энциклопедия./ Светлана Рудзиевская; фотохудожники В. Шульц, С. Петров, Ю. Любцов, С. Клименко, В. Фалин. – М.: РООССА, 2010 . – 272 с. – (Основы православной культуры)
  • Первые шаги в православном храме./ автор-сост. Е.В. Тростникова. – М.: ЭКСМО, 2009. – 368с. – (Православная библиотека)
  • Колесникова В.С. Краткая энциклопедия православия. Путь к храму./ В.С. Колесникова. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 589 с.
  • http://www.sakkos.ru/erudit/vidy-khram-utvari-4.html - Иллюстрированный словарь церковных православных терминов - внутреннее устройство и убранство храма
  • ВИКИПЕДИЯ

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...