пятница, 18 марта 2022 г.

Внутреннее устройство Храма. Алтарь

 

Внутреннее устройство Храма
Алтарь

ской области. Изображение с сайта http://www.sakkos.ru/terms-khram/altar.html

Всю восточную часть храма занимает алтарь. В алтаре могут находиться только священники. Но когда во время богослужений открываются Царские врата в середине иконостаса, то можно увидеть алтарь. Идея соединения земного и небесного в храме достигает своего высшего проявления именно в устройстве алтаря - самой глав­ной части православного храма. Алтарь находится на возвышении по сравнению с остальной частью храма и отделяется иконостасом.

В центре алтаря располагается святой престол – главная святыня храма, трапеза Царствия Божия, и с него дается верующим Хлеб Жизни – Тело и Кровь Господней Пасхальной вечери.

Престол. Валаамский монастырь. http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Holy_Table_%28Valaam,_Kareliya%29.jpg?uselang=ru

Здесь, на пре­столе, совершается важнейшее церковное Таин­ство — претворение вина и хлеба в Кровь и Тело Господа нашего Иисуса Христа.

Самые важные понятие  в православном христианстве — свя­тыня и Таинство. Бог действительно являет Себя миру, Он, хотя и Вездесущий, то есть присут­ствующий везде, — но в храме, святынях и таин­ствах являет Себя особо. Чув­ство благоговения, чувство страха Божия, которое должен испытывать верующий в храме, — необ­ходимо для того, чтобы прикоснуться к действию святыни.

Икона. Спас на престоле. XIX в.

Престол - центр и обиталище Бога. Престол - священный предмет, без которого храм не храм. Недаром освящение новой церкви начинают именно с сооружения пре­стола в алтаре и помазания его святым миром, после чего помазывается в определенных местах и весь храм, получая тем самым освящение от святого престола.

Престол представляет собой четырехугольный стол высо­той один метр, его площадь зависит от размера алтаря. Престол имеет следующее символическое значение: четыре стороны: стороны света, времена года, периоды суток, тетраморф (существа из видения Иоанна Богослова). Четырехугольная форма: Четвероевангелие; Гроб Господень.

Престол до пола покрыт красивой парчовой тканью, чтобы подчеркнуть его божественный и небесный характер.

Если над престолом устанавливается сень (киворий в алтаре - навес над престолом в виде купола с крестом), то она символизирует небо, а сам престол землю, на которой пострадал Иисус Христос. Часто в центре кивория над престолом помещают фигурку голубя, символизирующего сошествие Святого Духа. Таким образом, если алтарь в целом означает область бытия Божия, то пре­стол служит как бы вещественным образом Самого Бога.

Эта символика определяет правила, связанные с престолом. Он обязательно ставится в центре алтаря и не может касаться стен, поскольку Бог, по учению Церкви, не смешивается со Своим творением. На время освящения престола из алтаря выносят все предметы (иконы, сосуды, кадила, стулья), а потом вносят их, поскольку Бог, по учению Церкви, неизменен и от Него получает существование все, что подвержено движению и изменению. Если престол был сдвинут или поврежден, храм считается оскверненным и его надо вновь освящать, поскольку Бог, по учению Церкви, нерушим и незыблем. В силу святости престола к нему имеют право прикасаться только епископы, священники и дьяконы.

Плащаница 1631 года. Во времена царя Михаила Федоровича. В ризнице Успенского собора в Кремле. Ростов Великий. Плащаница — полотно большого размера с вышитым или живописным изображением лежащего во гробе Иисуса Христа или усопшей Пресвятой Богородицы. Фотографии Прокудина-Горского. Ростов Великий, начала 20 века. Источник фото http://photochronograph.ru/2012/12/07/fotografii-prokudina-gorskogo-rostov-velikij-nachala-20-veka

Престол покрыт двумя одеждами (тканями четырехугольной формы): нижней (катасарка или срачица) из белого полотна и верхней (индития) из парчи. Поверх нижней одежды престол опоясывается вервием длиной около 40 м. Нижняя одежда престола означает Плащаницу, в которой Тело Христа было во гробе, вторая - царственную одежду Спа­сителя, сидящего на небесном престоле. Престол, таким обра­зом, символизирует вездесущие Бога, Который одновременно лежал плотью во гробе, сходил душой в ад, пребывал в раю и сидел на небесном престоле Пресвятой Троицы.

Вервие, которым опоясан престол поверх нижней одежды – срачицы (катасарки). http://www.sakkos.ru/terms-khram/vervie.html

Вервие символизирует собой путы, которыми был связан Христос, ведомый на суд, и Божественную силу, которая держит собою всю Вселенную. Как правило, вервие опоясывает престол так, чтобы с четырёх сторон образовывались кресты. При чине освящения храма, совершаемом священником, вервие опоясывает престол в виде пояса.

Именно в алтаре на престоле находится антиминс (буквальный перевод – взамен престола, вместопрестолие) — четырехугольный освященный красный плат из шелковой или льняной материи с изображением погребения Господа. Антиминс - плат, в который вшиты частицы мощей свя­тых, то есть частицей костей одного из древних святых. Иногда известно, чьи кости, чьи мощи, иногда и нет; но первое по­коление христиан совершало Божественную ли­тургию на могилах с мощами мучеников. Только на антиминсе священнослужители могут совершать Евхаристию - главное православное таинство, без которого не может существовать сама Церковь. Антиминс всегда находится в сложенном состоянии и внутри особого плата – илитона. Раскладывается антиминс только при совершении Божественной литургии.

Антиминс. http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Antimension1.jpg?uselang=ru

Когда храм посто­янный, когда престол окончательно поставлен, то в самом престоле, под верхней доской, в маленьком ковчеге лежат тоже мощи какого-нибудь святого, но все службы совершаются на открытом анти­минсе.

Слово антиминс значит то, что заменяет собой престол, стол, на случай, если это простой стол, если там мощей нет. Только на антиминсе священнослужители могут совершать Евхаристию - главное православное таинство, без которого не может существовать сама Церковь. Антиминс символизи­рует связь между Церковью земной (священниками и верую­щим народом) и Церковью небесной (святыми, чьи мощи зашиты в плат).

О значимости антиминса говорит такой пример. Если во время Божественной литургии, когда и совершается таинство причащения (Евхаристия), зданию храма будет угрожать опасность, церковными правилами предписано священникам покинуть церковь, взяв с собой антиминс, и в любом удобном месте докончить литургию, развернув плат. Так, в экстремаль­ных условиях храм «сворачивается» до одного предмета - антиминса. Недаром в советское время, несмотря на то, что большинство храмов было закрыто, Православная Церковь продолжала действовать. Соловецким узникам, например, храмами служили скрытые поляны в лесу, а литургию они совершали на пеньках: главное было - иметь освященный антиминс.

На престол кладут Крест и Евангелие, как символы присутствия Божия на престоле.

Евангелие митрополита Ионы. Успенский собор. Ростовский Кремль. Фотографии Прокудина-Горского. Ростов Великий, начала 20 века. Источник фото http://photochronograph.ru/2012/12/07/fotografii-prokudina-gorskogo-rostov-velikij-nachala-20-veka

На престоле лежит Евангелие, которое пред­ставляет собой не только слово Христово, но и лич­ность Христа; это Благая Весть о том, что Бог при­шел в мир, стал человеком, и что спасение теперь внутри человеческого рода, а не где-то за его пре­делами. Евангелие - жизнеописание Иисуса Христа; книги, почитаемые как священные в христианстве, с повествованием о божественной природе Иисуса Христа.

Евангелия и кресты напрестольные находятся на престоле, как на особо святом месте; ими пользуются при совершении таинств Крещения, Елеосвящения, Венчания, Исповеди, а потому, по мере надобности, они уносятся с престола и вновь полагаются на него.

Крест напрестольный. XIX в.

Лежит там и напрестольный крест, который говорит о том, какой ценой наше спасение нам дается. В древнейших изображениях дерево, выросшее на камне, символизировало крест на Голгофе (см. "Мировое дерево"; "Процветший крест"). Отсюда традиция помещения Распятия в алтаре. На престоле лежит еще небольшой крест для благословления верующих. И ставится лампада (масляный светильник).

На престоле стоит и дарохранительница — маленький ковче­жец, (металлический сосуд в виде гробницы или часовни), в котором хранятся Святые Дары: освященный Хлеб, обмакнутый в святое, освященное Вино — Тело и Кровь Христовы (СВЯТЫЕ ДАРЫ), хранящиеся там с Великого Четверга (Великий Четверг — четверг на Страстной неделе, то есть неделе, предшествующей Пасхе. Все дни ее называются Великими по значению воспоминаемых на этой неделе событий — тайной вечери, страданий и смерти Христа, за которыми последовало Его Воскресение) и до следующего Великого Четверга.

Дарохранительница из Архангельского собора Московского Кремля. 1702 г. (ГММК) представляет собой пример скромного декора: гладкий прямоугольный ковчег на ножках-шариках, крышка которого увенчана 3 главками, а стенки украшены гравированными изображениями «Тайная вечеря» и «Моление о чаше» (в надписи на крышке названа «ковчег», «святая скиния»). http://www.pravenc.ru/text/171392.html

Современные дарохранительницы обычно оформляются как миниатюрный храм, внутри которого находится ковчежец с Дарами в виде ларца или саркофага. Святые Дары, хранящиеся в дарохранительнице, служат для причащения больных или умирающих верующих, неспособных прийти в храм. Дарохранительница обычно бывает покрыта стеклянным колпаком; прикасаться к ней кому-либо, кроме священника и диакона, не дозволяется. Прообразом христианской дарохранительницы считается ветхозаветная Скиния с Ковчегом Завета.

Святые Дары, Тело и Кровь Христовы - это уже не просто «символ» в умозри­тельном плане — это реальное, прямое присут­ствие Бога и вхождение Его в нашу жизнь. Таин­ство — священнодействие, в котором невидимо и непостижимо для нас действует сам Бог. Таинство и святыня постигаются верой и доверием Богу.

Также на престоле могут быть сосуд со святым миром (т.е. освященным маслом). Все эти предметы выражают присутствие Бога - в Его Святых Дарах, в Его Слове (Еванге­лие), в Его деле спасения человечества (крест с распятием).

Крест запрестольный. Афон. XVII в.

За престолом с восточной стороны стоят в подставках запрестольные крест и икона Богородицы на длинных древ­ках. Их, в отличие от других предметов, находящихся в алтаре, можно перемещать: крест и икону выносят из храма в торже­ственных случаях во время крестных ходов. Это означает, что благодать от Божьего Престола через благодать крестного подвига Христа и молитв Богородицы постоянно исходит в мир, не замыкаясь в стенах храма.

Семисвечник. http://floxasia.ru/semisvechnik

Также за престолом стоит семисвечник – особый светильник из семи ветвей на высокой подставке, на ответвлениях которого укреплены семь лампад или свеч. Семисвечник понимается как символ Духа Божьего, дающего семь даров Премудрости из одного источника. Позже семисвечнику стали приписывать символику семи церковных Таинств (Крещению, Миропомазанию, Покаянию, Причащению, Елеосвящению, Венчанию (Браку) и Священству), тех благодатных даров Святого Духа, которые изливаются на верующих благодаря Искупительному Подвигу Иисуса Христа. Эти семь светов соответствуют также семи духам Божиим, посланным во всю землю, семи церквам, семи печатям таинственной книги, семи трубам ангельским, семи громам, семи чашам гнева Божия, о которых повествует Откровение Иоанна Богослова.

Жертвенник. http://calvaryguard.com/ru/kanz/hist/alt/jer

Еще один священный предмет в алтаре - слева от престола похожий на него стол, одной с ним высоты и так же покры­тый, но меньшего размера, который называется жертвенникам. Он символизирует одновременно место рождения Христа и место Его крестных страданий. На жертвеннике священник совершает проскомидию - подготавливает особым образом хлеб и вино для таин­ства причащения. Это первая часть Божественной литургии, по сути, являющаяся жертвоприношением, отсюда и назва­ние - жертвенник.

На нем стоят специальные сосуды для совершения таинства: Потир (Святая Чаша), дискос (блюдо), копие (острый нож), лжица (ложечка с длинной ручкой), звездица (металлические крутые дуги в форме креста), покровцы и воздух (матерчатые покровы).

Потир. http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Chalice.jpeg?uselang=ru

Потир - сосуд для христианского богослужения, применяемый при освящении вина и принятии причастия. Как правило, потир — чаша с длинной ножкой и круглым основанием, большим по диаметру, иногда сделанная из ценных материалов (золота, серебра), бронзы, отделочных камней. Первые чаши изготавливались из дерева, около III века появились стеклянные потиры. С IV века получили распространение золотые и серебряные потиры.

Серебряный дискос, Псков, XVI век http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Discos_pskov.jpg?uselang=ru

Дискос служит для положения на нём особым образом вырезанной на Проскомидии из просфоры средней её части с печатью наверху. Эта четырёхугольная кубовидная сердцевина просфоры, надрезанная с нижней стороны крестообразно до самой печати, называется агнцем — освященный хлеб, приуготовленный для последующего претворения его, согласно христианскому вероучению, в Тело Христово, что происходит на том же дискосе. При перенесении дискос обычно держат не за основание (как потир), а за края.


Звездица, установленная на дискосе. http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Asterisk_on_the_diskos.jpg?uselang=ru

Звездица представляет собой две металлические крестообразно соединённые дуги. Символизирует Вифлеемскую звезду (дискос покрывается звездицей со словами «И пришедше звезда и ста сверху, идеже бе Отроча» (придя, звезда встала там, где был Младенец Христос).

Используется в проскомидии (первой части православной литургии). Звездицу ставят на дискос четырьмя концами над находящимися на нём частицами хлеба, приготовленных для евхаристии. Звездица поддерживает покровец над дискосом со Святыми дарами, не допускает покровы и «воздух» до непосредственного прикосновения к этим частицам, а также не даёт им смешиваться между собой.

Копие (дар царевны Марии Алексеевны в Александровский Успенский монастырь) http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Spear_%28liturgy%29.jpg?uselang=ru

Копие - обоюдоострый нож (резец) с треугольным лезвием. Используется на проскомидии для разрезания евхаристического хлеба. Им также вырезается и раздробляется Агнец (кубическая часть, изъятая из просфоры, которая на Литургии пресуществляется в Тело Христово).

Копие символизирует копьё римского воина, который, согласно евангельскому рассказу, проткнул им подреберье распятого Иисуса Христа (Ин. 19:34) — копьё Лонгина. В воспоминание этого копием Агнец слегка прокалывается с произнесением евангельских слов: «Един от воин копием ребра Его прободе».

В духовном понимании копие ассоциируют с Крестом Господним — как он стал одновременно орудием казни и спасения, так и копие, будучи орудием смерти, участвует в евхаристии, имеющей, по учению церкви, цель дать верующим вечную жизнь. Это понимание отразилось в особом «Последовании на страсть недуга… со святым копием», содержащемся в Требнике. Согласно нему священник с произнесением определённых молитв крестообразно осеняет воду копием, а затем даёт её больном.


Лжица, Украина, конец XVII века. http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Spoon_liturgy.jpg?uselang=ru

Лжица - небольшая ложка с крестом на конце рукояти, употребляется в православии для преподания причастия из потира верующим. Так же как дискос, потир и звездица, лжица делается из золота, серебра, олова или из металлических сплавов, не дающих окиси.

Дароносица, 3-я четверть XVII века. http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Daronositsa.jpg?uselang=ru

От дарохранительницы следует отличать дароносицу, представляющую собой ковчежец для перенесения Святых Даров.

Дароносица находится на Жертвеннике. Прикасаться к ней имеют право только священнослужители, которые использует ее для перенесения Святых Даров, когда отправляются осуществлять таинство причастия за пределами храма. При помощи принесённых священником преждеосвящённых Даров к таинству приступают больные, заключённые и другие верующие, которые не могут посещать храм.

Покровец, XIX век, Кирилло-Белозерский монастырь. http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Textile02_%28Kirillo-Belozersk%29.jpg?uselang=ru

Покровцы употребляются для покрытия св. Даров. Их три: одним покрывается дискос, другим потир, а третьим, который носит название "воздуха" (по-гречески αηρ - "аир"), покрываются дискос и потир вместе. Воздухом, самым большим по размерам, иерей веет над св. Дарами во время пения Символа веры: потрясая, колебля воздух, иерей тем изображает трус, бывший при воскресении Христовом. Покровцы в начале литургии символизируют собою младенческие пелены Господа Иисуса, а по Великом входе, который знаменует шествие Господа на Голгофу, и постановлении св. Даров на престол, что обозначает снятие Господа со креста и погребение, покровец над дискосом символизирует собою сударь, покрывавший главу Спасителя во гробе, покровец над потиром - плащаницу, или синдон, которым было обвито Тело Господа, а воздух - камень, приваленный ко двери гроба.

Место между престолом и восточной частью алтаря называется Горним местом (то есть местом возвышенным)

Горнее место во Владимирском скиту Валаамского монастыря. http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Saint_Vladimir_Skete_%28Valaam_Monastery%29_14.jpg?uselang=ru

В катакомбах первых христиан на Горнем месте стояло кресло для епископа; а в современных храмах чаще всего зажжен высокий подсвечник, в соборах на горнем месте установлено на возвышении архиерейское кресло, а ниже его по сторонам - скамьи для священников. Горнее место означает таинственное присутствие в храме Бога и всех, кто Ему служит.

В алтаре (сначала на жертвеннике, потом на престоле) происходит таинство причащения (Евхаристия). Первые хри­стиане совершали его на столе в центре храма. Позже этот стол (предшественник престола) перенесли в восточную (алтарную) часть и подняли выше, чтобы верующие в храме могли видеть происходящее. После официального признания христианства, дабы оградить от неблагоговейных или враждебных действий престол со Святыми Дарами, алтарь отде­лили невысокой перегородкой (предшественницей нынеш­него иконостаса). Алтарь и поныне сооружается выше сред­ней части храма на одну или несколько ступеней, оправдывая свое название (в переводе с латинского - «возвышение»).

Если в храме несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого события или святого. Все алтари в этом случае, кроме главного, называются приделами.

Лебедев К.В. Совершение проскомидии

Алтарная преграда, символически изображающая чет­кость границы между Богом и миром, не полностью отделяет алтарное пространство от собственно храма: узкая площадка западной части алтаря (солея) с полукруглым выступом посе­редине (амвоном) выступает внутрь храма, как бы навстречу молящимся. С солеи священнослужители во время богослу­жения произносят от лица всех молящихся особые молитвы-прошения, читают Евангелие, с амвона произносят пропо­веди. Несмотря на разделение иконостасом, алтарное про­странство едино, поскольку является местом Евхаристии: священнослужители причащаются в самом алтаре, а прихо­жане - с амвона. Так, таинство причащения объединяет всех верующих, и это собирание Церкви воедино происходит в самом святом месте православного храма - алтаре.

 

Источники:

  • Рудзиевская С. Православный храм: Энциклопедия./ Светлана Рудзиевская; фотохудожники В. Шульц, С. Петров, Ю. Любцов, С. Клименко, В. Фалин. – М.: РООССА, 2010 . – 272 с. – (Основы православной культуры)
  • Первые шаги в православном храме./ автор-сост. Е.В. Тростникова. – М.: ЭКСМО, 2009. – 368с. – (Православная библиотека)
  • Колесникова В.С. Краткая энциклопедия православия. Путь к храму./ В.С. Колесникова. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 589 с.
  • http://www.sakkos.ru/erudit/vidy-khram-utvari-4.html - Иллюстрированный словарь церковных православных терминов - внутреннее устройство и убранство храма
  • ВИКИПЕДИЯ

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...