вторник, 15 марта 2022 г.

Основные типы православных храмов

 

Архитектурный облик православного храма

Основные типы храмов

«Храм в жизни Церкви - нечто гораздо большее, чем просто строение, каким бы ни было оно замечательным, или место церковных собраний; храм - это полное и органическое воплощение самой сути Церкви. Церковь хранит историческую преемственность в поддержании традиций храмового зодчества. Архитектура ее зданий органична с содержанием Евангелия, воплощает в своих формах символику Божественного устроения мира и грядущего спасения человечества. Церковное искусство и жизнь Церкви взаимосвязаны и взаимообусловлены - поэтому, ни понять, ни объяснить церковного искусства вне Церкви и ее жизни невозможно».

Базилика

Вифлеем. Вид на базилику Рождества Христова. http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Church_of_the_nativity_outside.jpg?uselang=ru

Базилика Рождества Христова - христианская церковь в Вифлееме, построенная, согласно преданию, над местом рождения Иисуса Христа. Наряду с Храмом Гроба Господня является одним из двух главных христианских храмов Святой земли.

Одна из старейших непрерывно действующих церквей в мире. Первый храм над пещерой Рождества был построен в 330-х годах по указанию императора Константина Великого. Его освящение состоялось 31 мая 339 года и с тех пор богослужения здесь практически не прерывались. Современная базилика VI—VII вв. — это единственный христианский храм в Палестине, сохранившийся в целости с домусульманского периода. Базилика имеет пять нефов. Храм построен из тёсанного камня, кровля перекрыта деревом. Нефы базилики разделены колоннадой из десяти колонн (в константиновой базилике их было девять), выполненных из розового вифлеемита. Колонны венчают капители коринфского ордера. Стены и пол базилики облицованы мрамором, в верхней части стен располагались мозаики, сохранившиеся лишь фрагментарно. Изначально внутреннее пространство освещалось 22-мя окнами, которые в настоящее время заложены. На 36 сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, базилика была внесена в Список всемирного наследия.

Реконструкция. Базилика Рождества Христова в Вифлееме. До 333 г. С сайта http://www.pravenc.ru/text/77368.html

Форма храма с древних времен была очень разнообразна. Надземные христианские храмы получили распространение, начиная с 4 века, когда император Константин сделал христианство господствующей религией. Основным типом раннехристианского наземного храма стала базилика – одна из наиболее гармоничных и совершенных архитектурных форм поздней античности.

Само слово «базилика» происходит от греческого «basileus», что означает царь и судья. Христианская базилика представляет собой прямоугольное в плане строение, ориентированное с запада на восток, в восточной стороне которого установлен алтарь. Со стороны алтаря базилика завершается полукруглой пристройкой, получившей название апсиды, а с западной стороны расположен вход. Часто большие по размеру базилики делятся рядами колонн на несколько продольных частей или нефов, центральный из которых наиболее велик.

В базилике присутствует устойчивая осевая композиция, продольная вытянутость здания, подчеркнутая параллельными рядами колонн, акцентированность концов оси, на которых располагались противолежащие друг другу вход и апсида. Протяженность обычно подчеркивалась помещавшимися на той же оси двором-атрием и нартексом.

Такой тип постройки отвечал представлениям христиан об устройстве храма: протяженность символизировала корабль спасения; путь от входа к алтарной апсиде прообразовывал собой путь спасения; четырехугольная конструкция и возможность ориентации по сторонам света соответствовали понятиям о порядке мироустройства и т. д. К отличительным архитектурным элементам христианской Базилики относится также широкое распространение арок, опирающихся на колонны.

Ранние базилики перекрывались плоским деревянным потолком. Апсида, как правило, имела вид цилиндра со сводом в форме полусферы, который символизировал небесный свод. Такая конструкция апсиды стала, пожалуй, самой распространенной и воспроизводилась во многих типах христианских храмах последующих эпох.

Базилика господствовала как архитектурный тип в церковном строительстве приходских и кафедральных храмов с IV по VI в.

Отказ от Базилики, как архитектурного типа затронул Восток: в Константинополе он произошел уже к середине VI в. В конце VI в. -  начале VII в. появились центрально-купольные храмы и базилики практически забываются. (ЗДЕСЬ - http://www.pravenc.ru/text/77368.html - подробно и с картинками о базилике.

Вологда. Храм Александра Невского. Возведен в середине XVIII в. Структура базилики хорошо просматривается на примере церкви Александра Невского в Вологде. (Источник фото книга: Рудзиевская С. Православный храм: Энциклопедия./ Светлана Рудзиевская; фотохудожники В. Шульц, С. Петров, Ю. Любцов, С. Клименко, В. Фалин. – М.: РООССА, 2010 . – 272 с. – (Основы православной культуры)

В XVIII-XIX вв. в связи с влиянием готического стиля в России появились церкви базиликалъного типа, правда, несколько отличающиеся от западноевропейских аналогов. Здание храма-базилики состоит у нас из трех частей (с запада на восток): колокольни (в ней, как правило, расположены притвор и вход), трапезной (невысо­кого помещения, приспособленного для служб в зимнее время и для общественных нужд) и квадратного или круглого в плане храма с куполом.

Храмы – ротонды

Троицкая церковь. Храм-ротонда, 1827-1831. Пятая гора, Волосовском районе, Ленингра́дская о́бласть. К сожалению храм этот в критическом состоянии. Уникальный памятник российской храмовой архитектуры находится на грани исчезновения.  http://commons.wikimedia.org/wiki/File подробнее о храме здесь - http://sobory.ru/article/?object=00139

Круглые храмы (ротонды) обязаны своим происхождением погребальным усыпальницам весьма древнего происхождения. Впоследствии подобная архитектура оформляла христианские баптистерии.

Ротонды оказали сильное влияние на развитие купольного завершения храмов и в этом их большое значение для храмостроительства. Круг, как символ вечности Божества, безграничности вселенной, как нельзя больше подходит к его выражению в купольной системе и поэтому он естественно вошел в обязательное конструктивное завершение храмов.

Здания этого типа с раннехристианского времени служили либо крещальными храмами-баптистериями, либо мемориальными храмами в память мучеников. Для таких построек типично сравнительно небольшое пространство, в плане представляющее восьмигранник. Это церковное пространство должно было сплачивать скромную по численности группу внутренне близких людей, собиравшихся в нём, чтобы почтить новорождённую жизнь или же память собратьев, положивших жизни за веру: прообразом подвига которых служили смерть и Воскресение Иисуса Христа. Самая знаменитая в этом плане архитектурное храмовое сооружение - Ротонда Воскресения над Гробом Господнем в Иерусалиме.

Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Вид с востока. Храм был освящен 17 сент. 335 г. Впоследствии пережил несколько периодов разрушения и восстановления. Начиная с середины XIX века консервационные, реставрационные и исследовательские работы продолжаются постоянно. Источник фото http://www.pravenc.ru/text/168155.html

Храм Гроба Господня сооружен на месте, где завершился земной путь Христа и где разыгрались события, связанные с его распятием, погребением и воскресением. Огромное, чрезвычайно сложное сооружение включает в себя около сорока различных зданий, и ориентироваться без плана в нем довольно трудно. Другого такого храма на Земле нет. Священный центр христианства. Ни одна из других мировых религий не знает ничего подобного.

Современный храм Гроба Господня — архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду (сооружение с куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия), Кафоликон (соборный храм Иерусалимской Церкви), подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько монастырей, ряд вспомогательных помещений, галерей и т.п.

Ротонда центрального здания храма обширна — около 32 м в диаметре — перекрыта голубым куполом. Ее окружает колоннада из 18 массивных колонн. В центре ротонды возвышается мраморная часовня (Кувуклия) над пещерой Гроба Господня. Эта часовня — центр всего комплекса. Здесь, на этом месте, был погребен Искупитель мира, воскресший в третий день после своей смерти на кресте. Здесь, на этом месте, по словам евангелиста, «смерть была поглощена победою».

Во второй половине XVI в. в связи с движением контрреформации ротонды и все храмы центрического типа были осуждены как языческие. С VIII-IX вв. ротонда становится господствующим типом частного, домового храма. Традиции ротонд западноевропейского Средневековья нашли продолжение в украинских постройках XVII-XVIII вв. и в боярских усадьбах России конца XVII в.

Храм Рождества Богородицы в селе Подмоклово Московской области. Фот. Шурыгин Александр  http://temples.ru/show_picture.php?PictureID=16058

Центральное ядро храма-ротонды, будучи восьмидольным или восьмигранным, в раннехристианский период символизировало вечность, восстановление: сама цифра 8 своим начертанием представляет эмблему бесконечности. Это – символика, вполне согласная с храмовым пространством, посвящаемым или возрождению души человека в Крещении; или подвигу тех, кто положил жизнь за веру по образу Христову, «смертию смерть поправ». В Италии в эпоху Возрождения данный архитектурный тип был осмыслен как образ идеального мира, овеянного восемью ветрами и завершённого куполом небесного свода. Но в основе этой образности лежат христианские представления о Новом Иерусалиме – будущем граде святых; о мире, благотворно обновлённом на грядущий - восьмой день его творения, провозвестием которого, т.о., становится храм.

В полном согласии с заветом раннехристианских зодчих, подмокловский храм – воплощение идеи семьи; вечного возвращения к главным моментам в человеческой жизни - рождениям, свадьбам, прощаниям с умершими. Именно архитектурные формы делают это здание идеальным усадебным, семейным храмом. Особым украшением храма являются скульптуры, установленные и во внешнем и во внутреннем убранстве. Подробнее о храме с изображениями всех его скульптур здесь http://www.hram-podmoklovo.ru/history/x3

Византийский стиль

Константинополь. Храм святой Софии. Реконструкция первоначального облика храма. Высота завершенного здания равнялась 55 м. Его увенчивал колоссальный купол диаметром 31 м. 27 декабря 537 года константинопольский Храм Святой Софии был освящен. Почти тысячелетие он являлся главным храмом православного мира, а после захвата византийской столицы турками (1453 г.) был превращен в стамбульскую мечеть Айя-София.

Изменение продольных сводчатых композиций базилики на центрально-купольные композиции диктовалась новым литургическим осмыслением храмового пространства.

Со времени перенесения столицы Римской империи из Рима в Константинополь и прекращения гонений на христианство развивается византийский стиль, для которого характерны архитектурные формы, отличные от базиликальной. Храмы этого стиля строились в виде креста или в виде прямоугольника, близкого к квадрату.

В отличие от храма-базилики, такой храм имеет не продолговатую, а скорее квадратную форму, поскольку в его основании лежит не одна ось (восток - запад), а две (восток - запад, север - юг), образующие перекрестье. В точках пересечения этих осей ставятся столбы, или столпы (от 4 до 12), соединенные сверху арками, которые поддержи­вают, в свою очередь, свод и купол.

Храм-памятник Александра Невского в Софии, в столице Болгарии. Строительство завершено в 1912 году. Автор проекта — русский архитектор Александр Померанцев. Огромный крестово-купольный собор вмещает более 5 тыс. человек. Воздвигнут храм-памятник в честь освобождения Болгарии. . http://nin-grebneva.ya.ru/replies.xml?item_no=28085

Свод и купол - отличительные черты византийского (крестово-купольного) типа, ведь базилика завершается плос­ким потолком. Первоначально купол был массивным и призе­мистым и опирался непосредственно на стены храма, но в окончательном варианте крестово-купольного типа он под­нялся выше, получив собственные стенки цилиндрической формы (они называются барабан) и опору на столпы. Свод и купол символизируют небесный свод, место невидимого пребывания Бога.

В 4 веке купол строили низко – он покрывал собой всю площадь здания, опираясь на его стены. Позже была выработана конструкция высокого купола, который устанавливается на внутренних колоннах. Купол содержал окна, позволявшие лучше осветить интерьер церкви.

В византийских крестово-купольных храмах продольные и поперечные нефы имеют одинаковую длину, образуя равноконечный (греческий) крест. В Византийской Империи получили также распространение круглые храмы или ротонды. Существовали также смешанные типы храмов, соединяющие вышеназванные формы.

Византийский купол. Кронштадт. Морской Никольский собор, 1913 год. Автором данного проекта являлся архитектор Косяков, взявший за основу образ Софийского собора, расположенного в Константинополе. Огромный купол собора украшен орнаментом из спасательных кругов и якорей. Сейчас собор передан церкви. http://commons.wikimedia.org/wiki/File:%D0%A1ity_Kronstadt_Naval_Cathedral.JPG?uselang=ru

«Купол окружностью свода напоминает нам небесную твердь и горнее небо, глава означает невидимую главу церкви – Господа Иисуса Христа, а крест водружается вверху как победное знамя, данное церкви от Божественного ее Основателя для отражения врагов видимых и невидимых» (Священник И. Святославский. «Записки для чтения о храме», М. 1889. Цитата по МДС 31-9.2003, М., 2004, стр. 52.)

Крестово-купольный тип православного русского храма

Суздаль. Собор Рождества Богоматери. 1222—1225 гг. http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Cathedral_of_the_Nativity_of_the_Theotokos_%28Suzdal%29_03.jpg?uselang=ru

Кресто́во-ку́польный (вариант написания - крестовокупольный) храм — основной тип православного храма, господствовавший в архитектуре Древней Руси. История строительства в России каменных крестово-купольных храмов началась с возведения в Киеве Десятинной церкви (989—996 гг) и продолжается в XXI веке в связи с активным церковным строительством по всей России (как восстановлением разрушенных за годы советской власти храмов, так и проектированием новых соборов и церквей). Большинство древнерусских крестово-купольных храмов были трёхнефными. К типу трёхнефных соборов с нартексом относятся ряд храмов Великого Новгорода, возведённых в первой трети XII века.Принята классификация их типов по числу внутренних столбов: их именуют четырёхстолпными (аналог храма на 4 колоннах), шестистолпными, и есть редкие примеры восьмистолпных церквей.

Храм крестово-купольного типа, то есть церковь, имеющая в основе своей архитектуры куб, увенчанный куполом, является идеальной формой выражения в архитектуре основ православного литургического мышления.

В противоположность архитектуре светской, которая, исходя из внешнего, шла к внутреннему , православная архитектура исходила из содержания, придавая ему форму, идя, таким образом, от внутреннего - к внешнему. Храм крестово-купольного типа вместе с росписью позволяет наиболее наглядно и полно выразить православное учение о Церкви.

Его архитектура и роспись осмысляются объединением Церкви небесной и земной в лице ее членов, собранных воедино духом любви в живом общении Тела и Крови. И фактически, и образно такой храм – частица грядущего Царствия Божия.

Старая Ладога, Церковь Рождества Иоанна Предтечи быв. Иоанно-Предтечинского монастыря 1695 г. Каменная церковь с северным Пятницким приделом, построена в 1695 как монастырская. Четырехстолпный трехапсидный пятиглавый храм с придвинутой к апсидам восточной парой столбов, с запада к церкви примыкают притвор и столпообразная восьмигранная колокольня. http://www.golddomes.ru/ladoga/lad4.htm

В православном мире руководствовались последовательными поисками наиболее точного архитектурного и художественного выражения смысла храма в соответствии с символическим образом мироздания. При богатом разнообразии архитектурных решений, раз найденное, наиболее верное выражение в своих основных чертах устанавливалось окончательно. В соответствии со смыслом храма и программа росписи внутри храма также в основе оставалась одной и той же в храмах любого типа и значения. Неизменность общей системы росписи связана с неизменностью основной функции всякого христианского храма – служить вместилищем таинства Евхаристии.

Содержание русского церковного верха явно повторяет основной символический строй и значение храма-ротонды в Иерусалиме. Ротонды оказали сильное влияние на развитие купольного завершения храмов. «Круг – символ вечности Божества, безграничности вселенной, как нельзя больше подходит к его выражению в купольной системе и потому естественно вошел в обязательное конструктивное завершение храмов».

Особенность, своеобразие и зрелость русского архитектурного мышления выразилось в том, что русские зодчие на крестовый куб Византийского храма поставили иерусалимскую ротонду – символ Воскресения Христова и создания христианской Церкви. Развитие такой идеи верха церковного привело к постепенному увеличению количества глав храма.

На внешний облик православного храма влияют при­делы - дополнительные алтари внутри церковного здания. Они позволяют совершить в один день не одну, а две Боже­ственные литургии (главное богослужение в храме). Это дает возможность большему количеству людей принять участие в церковных таинствах. Иногда храм сразу проектируют с приделами, иногда их пристраивают в связи с ремонтом или перестройкой здания. Приделы имеют собственные алтарные апсиды и часто вообще выглядят как маленькие церкви, при­строенные сбоку к основному зданию (см. приделы Успен­ского собора Горицкого монастыря, Федоровского собора в Переславле-Залесском).

Переславль-Залесский.  Собор Феодора Стратилата 1557 г., с пределами Фёдоровской иконы Матери Божьей и Серафима Саровского. Феодоровский монастырь. Город Переславль-Залесский. http://www.geographicbank.com/photo7-2051-pereslavl-zalesskiy-zolotoe-koltso-rossii

Феодоровский монастырь — женский монастырь Русской православной церкви в Переславле-Залесском. Монастырь заложен в память и на месте битвы 1304 года между войсками московского князя Юрия Даниловича и тверского князя Михаила Ярославича; отмечает место победы русских над русскими, — трагического момента в истории России. Победа москвичей случилась 8 июня в день Фёдора Стратилата.

Переславль-Залесский - один из древнейших городов центральной России. Основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким. Расположен на полпути от Москвы до Ярославля (в 130 километрах к северо-востоку от Москвы) на берегу Плещеева озера.

Шатровый тип храма

Собор Успения Пресвятой Богородицы. Город Хабаровск. Основан в XIX веке. Возведен в 1884-1890 гг. Храм строили по проекту инженера С.О. Бера, который  и руководил его строительством. Этот собор был символом православной России на берегах Амура, памятником русского зодчества. Источник фото http://sobory.ru/photo/?photo=158874
Собор был разрушен большевиками 10 августа 1930 года до самого основания. Но храм не был забыт, и в перестроечное время был вновь возрожден к жизни. Храм восстановили всем миром за один год 2000-2001 гг. Новый храм построили по проекту архитектора Юрия Викторовича Подлесного. (Источник фото книга:
Рудзиевская С. Православный храм: Энциклопедия./ Светлана Рудзиевская; фотохудожники В. Шульц, С. Петров, Ю. Любцов, С. Клименко, В. Фалин. – М.: РООССА, 2010 . – 272 с. – (Основы православной культуры)

Часто мы видим, как рядом с храмом стоит и стремится в небеса великолепные шатры колоколен. Каменные шатровые храмы - уникальное явление именно русской архитектуры. В 1653 г. из-за раскола в Русской Церкви шатровый тип храма как атрибут старой веры был запрещен. Однако под запрет не попали шатровые колокольни, которые стали гордостью и уникальной красотой российских соборов и церквей. Прототипом каменных шатров стали старинные русские храмы из дерева.

Строительство каменных храмов на Руси было дорогостоящим, и большинство древних русских церквей строилось из дерева. Но не только этим практическим смыслом руководствовались русичи. Дерево в православном понимании – символ Древа Жизни райского сада, в котором пребывают праведные души. Таким образом, даже сама материальная основа Храма несет в себе глубокие христианские символы. Поэтому и во время новых технологий и материалов необходимо бережное и разумное отношение к традиции строительства православных храмов. И дерево, и природный камень при строительстве храмов имели свою символику.

Успенский собор. 1711-1717 гг. Город Кемь. Республика Карелия. Россия. Кемский собор — один из самых величественных и монументальных памятников русского деревянного зодчества. Успенский собор в Кеми — монументальное сооружение, являющееся частью сложного архитектурного ансамбля. По своему типу, композиции, строительным приемам, наконец, по художественному, образному содержанию он может служить типическим образцом, настоящей энциклопедией северного народного деревянного зодчества начала XVIII века. Фото А.В. Ополовникова.

Передача в дереве формы купола требовала большого мастерства, поэтому зодчие нашли своеобразное решение, использовав в качестве завершающей конструкции один из традиционных элементов русского деревянного строитель­ства - шатер. Шатровое покрытие состоит из нескольких (чаще всего восьми) бревен, сведенных в верхней точке и обшитых досками. Сверху на шатер ставили небольшой купол с крестом. Чтобы поместить восьмигранный шатер на кубический объем храма, возводили промежуточный (вто­рой) ярус в виде восьмигранного цилиндра. Так возник уникальный тип храмовой постройки «восьмерик на четверике».

К началу XVI в. на Руси появились первые каменные шатровые храмы - Троицкая (ныне Покровская) церковь в Александровой слободе (1510) и церковь Вознесения Господня в Коломенском (1532). Камень – символ, прежде всего, Самого Христа. Если стены храма – все народы, из которых Христос создал Свою Церковь, по мнению св. Иоанна Златоустого, а камень – символ верного Господу христианина (по ап. Петру), то каждый камень в стене храма символизирует души праведных людей, составляющих Церковь Христову.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском. 1532 г. В настоящее время храм расположен в районе Нагатинский Затон, Южного административного округа города Москвы, в бывшем подмосковном селе Коломенское. http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Kolomenskoye_aerial_view-2.jpg?uselang=ru

Львовская летопись под 1532 годом поместила сообщение: «Совершена бысть в Коломенском церковь камена Вознесение Господа нашего Иисуса Христа, бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала прежде того на Руси». Так записью летописца открывается характеристика шатрового зодчества Московской Руси ХVI в.
Самая оригинальная часть здания – завершение его шатром.

Есть мнение, что шатер церкви Вознесения в Коломенском был обусловлен не обращением к подобным деревянным прототипам, а переосмыслением идейного замысла, с развитием единого русского государства с единой же династией во главе. Форма шатра как осеняющая и венчающая место, где находился великий князь, его двор и митрополит, то есть вся верховная власть – светская и духовная, скорее всего, была почерпнута из применявшихся тогда резных надпрестольных сеней митрополичьих или великокняжеских мест. Первичная форма была лишь усложнена в Коломенском множеством столбов, несущих торжественный верх-шатер. Шатровый храм в Коломенском по своей форме, по всей своей структуре был совершенно новым и оригинальнейшим явлением русской архитектурной мысли. Он противостоял византирующему крестокупольному храму, долгие века существовавшему и развивавшемуся в русском зодчестве.

Шатровые храмы строились по заказу великих князей, а затем и царей (Василия III и Ивана VI) и их ближайшего окружения. Шатровое зодчество знаменует собой одну из высших точек развития древнерусской архитектурной мысли эпохи сложения единого общерусского государства.

Храм Распятия Христова. (Распятская церковь-колокольня). Город Александров. Владимирская обл. Россия. Поражает своим величавым видом. Построенная вскоре после новгородского погрома, она стала памятником кровавой расправы, устроенной царем Иваном Грозным жителям Новгорода. Монументальное величие и мощь выражены в архитектурной форме безвестным гением с исключительной силой и пафосом. В ранних описаниях сооружение колокольни относилось ко времени переезда царя Ивана в Слободу на постоянное жительство (1565 г.). http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Alexandrov_Kremlin_22.jpg?uselang=ru

Указывая на истоки идеи шатрового завершения храма, необходимо отметить, что шатер как осеняющая форма, утвержденная на том или ином количестве столбов, появился в русской архитектуре достаточно давно. В первую очередь мы его встречаем в надпрестольных сенях. В новгородском Софийском соборе Г. М. Штендером были открыты основания столбов сени, относящей VI веку. Внутри надпрестольные сени отмечали важнейшее место в храме, так как считалось, что на престоле восседает невидимо сам Христос.

Во второй половине XVI сто­летия шатровые храмы получили широкое распростране­ние, причем встречалось несколько вариантов храмовой постройки (помимо восьмерика на четверике): конусообразный восьмигранный храм, шатер на четверике, композиция из нескольких шатров.

Шатровый храм строился, в отличие от крестово-купольного, без столпов. Каменные шатровые храмы - уникальное явление русской архитектуры. Можно сказать, что Древний Рим дал христианству базиликальный тип храма, Византия - крестово-купольный, а Россия - шатровый. Шатер – это символ лествицы, виденной св. праотцем Иаковом (Быт. 28, 12). По учению св. Отцов, это видение было прообразом Богоматери, что подтверждают слова древнейшего акафиста, прославляющего пресвятую Богородицу: «Радуйся, Лествице небесная, Еюже сниде Бог; радуйся Мосте, преводяй сущих от земли на небо» (Икос 2).

Фантазия русских зодчих была настолько богата, что ни один шатровый храм не походил на другой. Но со временем изобретательность архитекторов привела к тому, что шатры стали выполнять чисто декоративную функцию.

В 1653 г. из-за раскола в Русской Церкви шатровый тип храма как атрибут старой веры был запрещен. Однако под запрет не попали шатровые колокольни, а на Севере Руси еще долго продолжали ставить деревянные шатровые церкви. В XIX в. запрет стал ослабевать (ныне его нет), и архитекторы псевдорусского направления в церковном зодчестве начали активно возрождать шатровые формы. Появились пятиглавые храмы с шатрами, например, собор Петра и Павла в Петер­гофе, Успенский собор в Сургуте, также и одноглавые (напри­мер, церковь в честь иконы «Всех скорбящих Радость» в Клину). В наши дни, когда строятся новые церкви, снова берутся за основу классические образцы древнерусского деревянного зодчества; один из примеров - церковь Всех Святых, в земле Сибирской просиявших, в Сургуте.

Ярусный тип храма

Церковь Архангела Михаила в Андрониковом монастыре. 1694—1739. Многоярусная церковь построенна в формах московского барокко, восстановлена в 1960 г. http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Church_of_Saint_Michael_at_Andronikov_Monastery_02.jpg?uselang=ru

Многоярусные церкви особенно распространились в России к XVII-XVIII вв.

Ярусы храма – символически отражают связь Земной Церкви с иерархией Церкви Небесной, с ярусами Небес, восходящих к престолу Божию. Уменьшение ярусов к верху является образом уменьшения числа восходящих в «вышние Небеса», то есть ступеней духовного восхождения, раскрытых в «Лествице» преп. Иоанна Лествичника.

Несколько ярусов, или этажей, позволяют разместить в одном здании не один, а несколько храмов. Так, в храме Архангела Михаила Андро­никова монастыря в нижнем ярусе находится Знаменская церковь, на втором этаже церковь Архангела Михаила, на третьем - Святителя Алексия, митрополита Московского.

Андроников монастырь. Основан в 1357 году. Москва. http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Andronikov_Monastery_001.jpg?uselang=ru

Андроников монастырь. (Спасо-Андроников, Свято-Андроников, Андроников Нерукотворного Спаса) — бывший мужской монастырь на левом берегу р. Яузы, близ одной из Поклонных гор. Основан в 1357 году митрополитом Алексием как митрополичий монастырь, назван по имени первого игумена — Андроника, ученика Сергия Радонежского. В настоящее время монастырь находится в черте Москвы у Андроньевской площади.

Много­ярусная планировка повышает «функциональность» церков­ного здания, например, один храм в нем используют в зимнее время, другой - в летнее, либо у храмов разные владельцы: так, в церкви Покрова в Филях, построенной в имении бояр Нарышкиных, верхний храм принадлежал семье Нарышки­ных, нижний предназначался для сельских прихожан.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. 1690-1694 гг. Москва  http://www.fotowallpapers.ru/foto-oboi/detail/39/841.html

Покровский храм расположен в районе Филёвский Парк, Западного административного округа города Москвы (Новозаводская улица, д. 6). Нынешнее здание храма («восьмерик на четверике») возведено в 1690—1694 годах на средства Л. К. Нарышкина (брата царицы Натальи Кирилловны).

Здание архитектурно относится к распространённому в конце XVII века типу ярусных центрических церквей, образец раннего московского барокко. Документов об авторе церкви не сохранилось, Является ярким образцом зодчества нарышкинского стиля. Его отличает использование нетрадиционного для древнерусского зодчества решения плана и объемной композиции, ориентация на европейские образцы в декоративной белокаменной резьбе. Церковь заключает в одной постройке два храма - летний и зимний. На первом этаже (подклеть) находилась зимняя (отапливаемая) церковь Покрова Богородицы. Верхний летний храм во имя Спаса Нерукотворного почти полностью сохранил первоначальное внутреннее декоративное оформление. После революции 1917 г. и до 1943 года нижний храм использовался как лазарет, затем, до 1963 года, как склад бумажных изделий. В 1955 году началась реставрация храма, которая завершилась в середине 80-х годов XX века. Большую роль в спасении памятника сыграли реставраторы Е. В. Михайловский и И. В. Ильенко. В 1971 году храм был передан музею им. Андрея Рублёва. В настоящее время храм находится в совместном пользовании музея и Михайловского благочиния Московской городской епархии. В нижнем храме возобновились регулярные (по праздникам) богослужения.

 

Источники:

Рудзиевская С. Православный храм: Энциклопедия./ Светлана Рудзиевская; фотохудожники В. Шульц, С. Петров, Ю. Любцов, С. Клименко, В. Фалин. – М.: РООССА, 2010 . – 272 с. – (Основы православной культуры)

http://hram.voskres.ru/arh-sergii-golubtsov.html - работа Архиепископа СЕРГИЯ (Голубцов) «ЦЕРКОВНАЯ АРХИТЕКТУРА»

http://www.rusarch.ru/jurasova1.htm - работа И.В. Юрасова СИМВОЛИКА АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ РУССКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА (связь с идеей православного храма)

http://do.gendocs.ru/docs/index-230892.html - «Православный храм как образное воплощение догматического учения Церкви»

http://www.pravenc.ru/rubrics/123094.html - здесь Православная энциклопедия. Рубрика История русской архитектуры

http://www.wco.ru/biblio/books/stroy1/H03-T.htm - Символика архитектуры православного храма

http://historykeeper.ru/church/121-svmihizhevsck - интересный сайт Проект "History Keeper - Хранитель истории"

http://www.hram-podmoklovo.ru/russian_italy - подробно об истории храмов-ротонд.

http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/4_1_1_Iskusstvo_Vizantii_V_VII_vv.html - подробно и с картинками о константинопольском храме святой Софии.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...