вторник, 15 марта 2022 г.

Храм - Небо на Земле

 

Архитектурный облик православного храма
Храм - Небо на Земле

Церковь Покрова на Нерли (Покров на Нерли). 1165 год. Белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова, выдающийся памятник русского зодчества владимиро-суздальской школы. Церковь Покрова построена на рукотворном холме. Храм крестово-купольного типа. Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями; часто церковь Покрова называют самым красивым русским храмом. «…Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства…» (И.Э. Грабарь). В настоящее время храм находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейная экспозиция. Источник фото http://forum.watch.ru/showpost.php?p=846533&postcount=314

«Довелось в свое время побывать и увидеть, необыкновенной красоты Храм и место, удивительная гармония, одно дополняет другое. Умиротворение и покой охватывают до сих пор, хотя больше 20-ти лет уже прошло. Помню, увидел первый раз - и растворился во времени, не конец 20-го века, а только-только построили, и тишина над рекой, и Единение, словами не опишешь, только по- и прочувствовать надо. Прекрасная простота и лаконичность». (Алексей1965)

Храм Божий на горе мелькнул
И детски чистым чувством веры
Внезапно на душу пахнул…
Нет отрицанья, нет сомненья,
И шепчет голос неземной:
Войди с открытой головой!
Войди! Христос наложит руки
И снимет волею своей
С души оковы, с сердца муки
И язвы с совести больной… (Н.А. Некрасов)

Церковь Покрова на Нерли называют вершиной творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Это маленькое, изящное здание поставлено на небольшом холме, на приречном лугу, там, где Нерль впадает в Клязьму. Бывало, что во время весеннего разлива вода подступала к самым стенам церкви, и тогда над водной гладью одиноко высился ослепительно сверкающий белизной легкий одноглавый храм, словно свеча вырастающий над просторами заливных лугов во всей своей ясности и красоте…

Во всей русской архитектуре, создавшей столько непревзойденных шедевров, вероятно, нет памятника более лирического, чем церковь Покрова на Нерли. Этот удивительно гармоничный белокаменный храм, органично сливающийся с окружающим пейзажем, называют поэмой, запечатленной в камне.
«Идеальная согласованность общего и частного, целого и мельчайших деталей создает тонкую и просветленную гармонию, уподобляя архитектуру одухотворенной и летящей ввысь музыке или песне, – пишет Н.Н. Воронин. – Образ прославленного творения владимирских мастеров столь совершенен, что никогда не возникало сомнения в том, что таким он был изначально, что таким он и был задуман его зодчими».

Храм Покрова на Нерли по лаконичности и совершенству форм сравнивают с древнегреческими храмами.

Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 году. Исторические источники связывают ее постройку с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. В этом походе и погиб молодой князь Изяслав. В память об этих событиях Андрей Боголюбский заложил Покровский храм. По некоторым известиям, белый камень для постройки церкви доставили в качестве контрибуции сами побежденные волжские булгары.

Храм был посвящен новому на Руси празднику – Покрова Богородицы.

Место для постройки церкви – пойменный луг при впадении Нерли в Клязьму – указал сам князь Андрей Боголюбский. Так как здесь каждую весну разливалось широкое половодье, специально под храм был сооружено высокое основание – искусственный холм из глины и булыжного камня, в котором были заложены фундаменты будущей постройки. Снаружи этот холм был облицован белокаменными плитами. Когда весной разливается Нерль, церковь остается на небольшом островке, отражаясь в быстротекущих водах, подступающих прямо к ее стенам. Когда-то здесь была пристань, где причаливали идущие по Клязьме речные суда.

Конструктивно храм Покрова на Нерли чрезвычайно прост – это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестовокупольный четырехстолпный храм. Но строители церкви сумели воплотить в нем совершенно новый художественный образ. От более ранних владимирских храмов церковь Покрова на Нерли отличается изысканностью пропорций, предельной ясностью и простотой композиции.

Светлый и легкий, храм Покрова на Нерли – это воплощенная победа духа над материей. С помощью удачно выбранных пропорций, форм и деталей зодчие добились удивительного преодоления тяжести камня. Сказочная легкость форм храма Покрова на Нерли создает впечатление невесомости, устремленности ввысь.

Всеми доступными приемами неизвестные архитекторы постарались придать своему сооружению ощущение движения. В значительной мере это достигается спокойным равновесием и симметрией здания, а также множеством оригинальных строительных находок. Например, практически невозможно заметить, что стены церкви слегка наклонены внутрь и этот еле заметный наклон зрительно увеличивает высоту здания. Этой же цели служат большое количество бросающихся в глаза вертикальных линий – удлиненные колонки аркатурного пояса, узкие высокие окна, вытянутый барабан купола. Существующая луковичная глава установлена в 1803 году, сменив древний шлемовидный купол.

Стены храма украшает традиционная для владимиро-суздальского зодчества белокаменная резьба. На всех трех фасадах повторяется одна и та же композиция: царь Давид-псалмопевец, сидящий на троне. По обеим сторонам от него симметрично расположены два голубя, а под ними – фигуры львов. Еще ниже – три женских маски с волосами, заплетенными в косы. Такие же маски помещены и на боковых частях фасада – храм как бы опоясывается ими. Эти маски символизируют Богородицу и присутствуют на всех владимирских храмах той эпохи.

Археологические раскопки позволили установить, что первоначально храм с трех сторон опоясывала открытая белокаменная галерея, вымощенная яркими майоликовыми плитками. В юго-западном углу галереи находилась лестница, ведущая на хоры. Галерея опиралась на резные белокаменные столбы, а ее парапет украшали многочисленные резные камни, изображавшие грифонов и других мифических животных. Среди них выделялись изображения поднявшихся в прыжке барсов – эмблема владимирской княжеской династии.

Внутреннее пространство церкви подчинено той же идее – движению ввысь. Четыре столба, на которые опираются своды, слегка суживаются кверху, зрительно увеличивая тем самым высоту храма. Высоко над головой парит полный света купол. Некогда в нем помещалось изображение Христа-Пантократора, окруженного архангелами и серафимами, а стены храма покрывал пестрый ковер фресок, которому вторил цветной майоликовый пол. Древняя живопись, пострадавшая за семь веков, была окончательно уничтожена в 1877 году во время очередного «поновления» храма.

Но несмотря на все утраты, храм Покрова на Нерли сохранил главное, к чему стремились создававшие его безвестные зодчие – гениально выраженную в камне идею превосходства духовного над материальным, которая является краеугольным камнем любой религии. И, вероятно, именно поэтому это выдающееся произведение русских мастеров получило всемирную известность и признание, став своеобразной «визитной карточкой» России.

Храмы по своему наружному устройству отличаются от обычных зданий. С древнейших времен христиане предпочитали строить храмы на местах возвышенных, подражая Иерусалимскому храму, построенному на горе Мориа, и в то же время, следуя высокому духовному смыслу — в равнинной части России построенный на возвышенности храм был издали виден жителям многих окрестных деревень, где церкви не было, а видневшийся храм был для них символом Божьего присутствия и лицезрения их жизни и дел.

Наружные особенности храма — купола, главы, колокольни, или звонницы, и кресты на главах. Все во внешнем устройстве храма имеет свою символику.

Как весь строй богослужебной жизни, так и все, что находится в храме и сам храм, имеют свой, установившийся временем, канон. Каждый храм должен являться образным воплощением учения Церкви, наглядным и осязаемым выражением всей полноты Церкви Христовой, где соединены в одно целое небо и земля, Церковь торжествующая и Церковь воинствующая.

Храм - место христианского богослужения; этой главной цели должно быть подчинено все содержание храма. История храмоздательства отражает историю развития богослужения. Христианской символикой наполнено все церковное богослужение, вся жизнь Церкви. Через символы приоткрывается верующим определенная, всегда живущая в Церкви духовная реальность. Православная символика не просто иллюстрирует Божественную литургию - в первую очередь она раскрывает духовные истины, содержащиеся в Евангелии, сообщает видение Церкви о мире небесном и земном, о Боге, Его отношении к миру и человеку. Иными словами, в земных, вещественных знаках и образах церковная символика являет картину мира, содержащуюся в православном вероучении.

Православная Церковь с древнейших времен хранила богооткровенное знание как, в каком виде и в каких формах следует изображать небесное и божественное. Поэтому человеческому воображению не должно прибегать в Церкви к произвольному символотворчеству. Структура и иерархия пространств выражают идею храма как неба на земле…

Символика храмового здания

Соборная площадь. Город Коломна. Россия. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. 1858-1861 гг. Собор Успения Пресвятой Богородицы. 1672-1682 гг. (Источник фото книга: Рудзиевская С. Православный храм: Энциклопедия./ Светлана Рудзиевская; фотохудожники В. Шульц, С. Петров, Ю. Любцов, С. Клименко, В. Фалин. – М.: РООССА, 2010 . – 272 с. – (Основы православной культуры)

В сравнении с гражданскими постройками храм есть «место неба на земле»: он освящен Божественной благодатью и предстает для окружающего мира как частица Царства Небесного, ведь люди, посещающие церковные службы, приобщаются в храме к духовной жизни.

Храмы в форме корабля — самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно Ноеву ковчегу, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию. Со времен раннехристианских базилик известен  этот образ храма, как бы плывущий по суетным  волнам от греха и смерти к спасению и вечной жизни. При взгляде на церковное здание с высокой «мачтой» колокольни и куполами, напоминающими надутые ветром паруса, невольно возникает образ плывущего корабля

Издревле храмы также имели круглую и восьмиугольную формы. Храмы в форме круга, как символа вечности, говорят о бесконечности существовании Церкви, ее нерушимости. Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом, церковь свидетельствует о своей роли путеводительницы в жизни человека.

Храмы в форме креста строились в знак того, что Крест Христов — Основа Церкви, Крестом человечество избавлено от власти тьмы, Крестом открыт вход в рай.

Существуют также смешанные типы храмов, соединяющие вышеназванные формы.

Части православного храма, как и мир, ориентированы по сторонам света. Алтарная, самая главная часть храма, обращена на восток. Объясняется это тем, что вера христианская пришла на Русь с востока. Есть и другие пояснения.

Во-первых, пришествие Христа, именуемого в Библии «Солнцем Правды», символизируется востоком, где восходит солнце, вместе с которым приходит свет и животворное тепло, так и верующие от алтаря получают в таинствах освящение и духовные силы. На востоке, на земле Палестины, проходило спасительное служение миру Господа Иисуса Христа.

Во-вторых, на востоке от Иерусалима располагалась Елеонская гора - место Вознесения Господа Иисуса Христа.

В-третьих, на востоке, как повествует Библия, находился потерянный людьми рай: «И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке, и поместил там человека, которого создал» (Быт., 2, 8).

При закладке храма восток определяется именно по солнцу и происходит это следующим образом: в тот день, на который приходится праздник храма, смотрят, откуда восходит солнце, и туда ориентируют алтарь. Ведь в храме не только молятся, там совершаются Таинства, и в первую очередь Таинство Евхаристии, которое и происходит в алтаре.

Главный вход в храм с западной стороны. Запад, по представлению древних, воспринимался как сторона мертвых и преисподняя. Поэтому у западной части храма обычно делали захоронения, а распространенным сюжетом росписи западной стены стала композиция «Страшный Суд». Поэтому и вход на западной стороне, верующие как бы продвигаются от тьмы запада к свету востока.

С высокой миссией храма связана традиция - воздвигать православные церкви на возвышенных, видных местах. Божья благодать, пребывающая в храме, по православному учению, «изливается» через стены в мир. Поэтому храм, как правило, обнесен оградой - она показывает границы освященной территории.

Цвет стен у храма имеет свою условную символику:
Белый — храм, освящен в честь Преображения или Вознесения Господня.
Голубой — в честь Пресвятой Богородицы;
Жёлтый — святителю;
Зелёный — преподобному;
Красный — мученику; (мученикам);

 

Источники:

Рудзиевская С. Православный храм: Энциклопедия./ Светлана Рудзиевская; фотохудожники В. Шульц, С. Петров, Ю. Любцов, С. Клименко, В. Фалин. – М.: РООССА, 2010 . – 272 с. – (Основы православной культуры)

http://hram.voskres.ru/arh-sergii-golubtsov.html - работа Архиепископа СЕРГИЯ (Голубцов) «ЦЕРКОВНАЯ АРХИТЕКТУРА»

http://www.rusarch.ru/jurasova1.htm - работа И.В. Юрасова СИМВОЛИКА АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ РУССКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА (связь с идеей православного храма)

http://do.gendocs.ru/docs/index-230892.html - «Православный храм как образное воплощение догматического учения Церкви»

http://www.pravenc.ru/rubrics/123094.html - здесь Православная энциклопедия. Рубрика История русской архитектуры

http://www.wco.ru/biblio/books/stroy1/H03-T.htm - Символика архитектуры православного храма

http://historykeeper.ru/church/121-svmihizhevsck - интересный сайт Проект "History Keeper - Хранитель истории"

http://www.hram-podmoklovo.ru/russian_italy - подробно об истории храмов-ротонд.

http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/4_1_1_Iskusstvo_Vizantii_V_VII_vv.html - подробно и с картинками о константинопольском храме святой Софии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...