понедельник, 14 марта 2022 г.

Осень на Руси в жизни крестьян

 

Осень на Руси в жизни крестьян
Аллегория осени
Автор текста: Романовский С.

Аллегорическое изображение Осени. Миниатюра конца XVI—начала XVII века

Старинный художник изобразил Осень волшебным старцем на троне.

Константин Ушинский так писал про осенние труды: «Работы у крестьянина осенью заметно убывает; но все же он не остается без дела. В начале осени нужно пахать и боронить и засевать озимые поля; потом надо свозить хлеб с полей в риги; телеги, спрятавшиеся под тяжелыми снопами, скрипят по всем дорожкам. Свезши хлеб, надобно его сушить в овине, а потом молотить. Удары молотильных цепов с раннего утра до позднего вечера слышатся осенью на гумнах. Намолотивши зерна, крестьянин складывает его в мешки и спешит на мельницу. Если же он не молотит и не сидит на мельнице, дожидаясь очереди, то, наверное, с топором в руках, поправляет что-нибудь около своей избы. Женщины мочат и потом треплют коноплю, чешут лен и приготовляют себе прядиво на долгие зимние вечера.
Но все же осенью работы сравнительно с летом гораздо менее, и крестьянин спешит повеселиться. Осенью праздников много: крестьянские свадьбы устраиваются всегда в эту пору года, когда дела меньше и всякого добра много. Везде варят пиво, и веселые, подгулявшие толпы ходят в гости из избы в избу, из деревни в деревню. Сильно поработал мужичок за лето: надобно же ему от­дохнуть и повеселиться».


У старца-осени в правой руке  золотой ключ от амбара, где хранятся все дары осени. Хлеб. Мёд. Яблоки. Грибы и ягоды.

А в левой руке волшебный старец держит весы и на весах взвеши­вает дела людей — и безделье тоже.

«Кто потрудился, тот будет счастлив, — как бы говорит старец. — А кто лодыря гонял, у того ничего не будет».


Что делают люди осенью?

Свадьбы играют.

Чтобы родить и воспитывать детей, чтобы не было одиноко родителям в старости. Свадьба была праздником, сопровождалась выездами на конях, разукрашенных лентами. А какие песни на ней пели — и хоровые, и в один голос. И печальные, и забавные.

Жениха и невесту осыпали зерном нового урожая и величали только так:

— Князь и княгиня.

Ели-пили, но крепких напитков на наших свадьбах и пирах не было. Пьяный человек считался посмешищем и позорищем.


С осени крыли крыши соломой. На рисунке, внизу в центре, по лесенке поднимается старик с ворохом соломы — крышу покрывать. Соломенная крыша — это и запас корма и тепла.

Да и сама изба в золотой соломенной шапке смотрелась поначалу нарядницей; и великий русский поэт Лермонтов прекрасно сказал об этом в стихотворении «Родина»:

...С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно...


И конечно, по праву соломенную крышу сменила крыша тесовая или железная. А в северных местностях соломой крыши от века не покрывали. Там леса хватало.

Поздняя осень — пора холодных ветров. Ветер - листодёр срывает с ветвей последние листья, и на рисунке мы видим голые де­ревья.


А в левом нижнем углу волна круто накрыла парусник.

Думаю, что парусник выплывет и благополучно доплывёт до при­стани. Видите, кормщик с веслом - кормовиком правит вразрез волне. Его лодку будет кидать вверх-вниз, как на качелях, так что душа замирает. Но если он не испугается и будет всё время держать на­встречу волне и не подставлять борта — всё будет хорошо!..


Осенью дни идут на убыль, и теперь уже не заря с зарёю сходится, а потёмки с сумерками, луна с луною. В верхней части рисунка месяц убывающий (слева) глядит на месяц растущий.


Хлеб убран, свезён в овины — крытые помещения, где снопы под­сушиваются теплом печи. Теперь его надо обмолотить на току — отрясти зёрна от соломы и половы.

Художник обстоятельно, со знанием дела и любовью к нему изобразил молотьбу хлеба. Старик цепом — длинной палкой, к которой на ремне прикреплена короткая палка-било,— равномерно ударяет по снопам, выбивает из них хлебные зёрна. Мужчина средних лет дере­вянными вилами ворошит или придерживает снопы. Зерно провеи­вается, сгребается в груду. Добрый молодец в мешке носит его в амбар и сыплет в сусек — чистое, окатное, крупное. Светится оно в ладони, как в гнёздышке — золотые яйца жар-птицы.

Часть зерна оставлялась на семена, а другая часть — на муку, на выпечку хлеба.

А в Древней Руси сотворение муки и хлеба считалось делом очень почётным. Имена хороших пекарей упоминали в летописях рядом с именами князей. Наставник Дмитрия Донского и Андрея Рублёва преподобный Сергий Радонежский сам молол зерно в муку на ручной мельнице, просеивал её и пёк хлебы.

 

Источник:

Романовский С. Родина: Рассказы./ Станислав Трофимович Романовский; художник Владимир Лапунов. – М.: Детская литература, 1990. – 224с.

 

Белов Василий
Осень
Красота сельского труда

Художник Яблонская Т. Лен

Весна переходит в лето не резко, лето является как бы нечаянно и долго еще не утрачивает многих свойств весны. Также и ранняя осень вся пронизана летними настроениями. И все-таки в любую пору ежедневно появляется что-то новое из предстоящего времени года. Природа словно утверждает надежную и спокойную силу традиции. Ритмичность - в повторе, в ежегодной смене одного другим, но эти повторы не монотонные. Они всегда разные не только сами по себе, но и оттого, что и человек, восходя к зрелости, постоянно меняется. Сама новизна здесь как бы ритмична.

Ритмичностью объясняется стройность, гармонический миропорядок, а там, где новизна и гармония, неминуема красота, которая не может явиться сама по себе, без ничего, без традиции и отбора... Так, благодаря стройности, ритмичности и личному, всегда своеобразному отношению к нему сельский труд, как нечто неотделимое от жизни, обзавелся своей эстетикой.

Человек, слабый физически, но хорошо умеющий косить, знающий накопленные веками навыки, скосит за день больше травы, чем иной неумный верзила. Но если к вековым навыкам да еще свой талант, то косец уже не просто косец. Он тогда личность, творец, созидающий красоту.

Работать красиво не только легче, но и приятнее. Талант и труд неразрывны. Тяжесть труда непреодолима для бездарного труженика, она легко порождает отвращение к труду.

Вот почему неторопливость, похожая с виду на обычную лень, и удачи талантливого человека вызывают иной раз зависть и непонимание людей посредственных, не жалеющих в труде ни сил, ни времени.

Истинная красота и польза также взаимосвязаны: кто умеет красиво косить, само собой накосит больше. Так же как и тот, кто умеет красиво плотничать, построит больше и лучше, причем вовсе не в погоне за длинным рублем...

Крестьянские работы, как и природные явления, далеко не все резко разделяются по временам года. Иные, по каким-либо (чаще всего погодным) причинам не сделанные летом, доделываются осенью, а не сделанные осенью - завершаются зимой.

И все же молотить лучше сразу после жнитва, чтобы не плодить лишних мышей и чтобы оставить время, например, для плотничанья. Лучше и лен околотить сразу и разостлать поскорей, чтобы он вылежался под осенними росами и чтобы снять его со стлищ до первого снега.

Осенью, во время короткого сухого бабьего лета, надо успеть убрать с поля все, вплоть до соломы, чтобы не болела душа, когда начнутся дожди. А когда поля убраны, не грех сходить и по рыжики. Ягоды тоже не последнее дело в крестьянском быту, особенно для детей и для женщин. (Первая земляника - детям, причем самым маленьким. Чем больше наросло ягод, тем больше и возраст, который ими лакомится.) Черника также поспевает еще летом, эта ягода собирается всерьез, она, как и все прочие, не только целебна, но и лакома. Малину, смородину, княжицу собирали попутно со жнитвом. За брусникой и клюквой во многих местах ездили на лошадях.

Очень важно для сельского житья вовремя, в сухую пору, выкопать картофель и засыпать его в погреб, выдергать и обрезать репчатый лук и чеснок. В затяжные дожди дергают репу и брюкву, появившуюся в наших краях в конце девятнадцатого века. (Ее прозвали "галанкой" за иностранное происхождение.) Брюкву дергают из земли и ножом очищают от корешков, складывают в кучу, затем таскают куда-либо под крышу и обрезают ботву, называемую "лычеем". Лычей развешивают на жердочках, осенью и зимой это прекрасная заправка для коровьего пойла.

Капуста белеет на грядках до самых заморозков, но и ее, наконец, приходится убирать.

Вырубить, очистить и засолить в шинкованном виде либо "плашками", то есть разрезанными надвое кочанами, - дело нетрудное и какое-то очень радостное, капуста скрипит в руках, как только что купленные резиновые калоши. Ребята, кому не лень, грызут кочерыги.

Осенью по ранним утрам далеко вокруг слышен стук молотильных цепов и пахнет дымом овинных теплинок. Огораживают стога. Теперь скот пасется на полях, пастух собрал с деревни свою дань и отдыхает. Свободен до новой весны. Многие мужики пашут зябь. Женщины поднимают лен и ставят его торчком, чтобы просыхал, но это уже не лен, а треста. Ее вяжут соломенными жгутами в большие кипы и убирают под крышу.

Лишь только ударит первый мороз, сразу, чтобы не тратить сено, начинают сбавлять скотину, резать лишних овец, телят и баранов. В зиму пускают только то, что оставлено на племя. Рубят головы молодым петухам. Обезглавленные птицы шарахаются в сторону, кропя кровью крыльцо или поленницу, иные даже взлетают, и довольно высоко.

Далеко не каждый человек может выдержать подобное зрелище. Некоторые мужчины зовут соседа, чтобы зарезать барана.

Такая слабость человеку простительна, ее как бы не замечают. Ведь кровь животных того же цвета, что и у человека...

Осенние праздники молодежь гуляет уже в кромешной тьме, зато без мучителей-комаров.

 

Источник:

Белов В. Повседневная жизнь русского севера: Очерки о быте и народном искусстве крестьян Вологодской, Архангельской и Кировской областей./ Василий Белов - М.: Молодая гвардия, 2000 Вся книга ЗДЕСЬ http://www.rgo-sib.ru/book/kniga/185.htm

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...