понедельник, 14 марта 2022 г.

Зима на Руси в жизни крестьян

 

Зима на Руси в жизни крестьян
Автор текста: Романовский С.
Аллегория Зимы

Аллегорическое изображение зимы. Миниатюра конца XVI—начала XVII века

Наступила зима. По народным представлениям, она приезжает на пегой кобыле, слезает с лошади, встает на ноги,  кует седые морозы, стелет по рекам-озерам ледяные мосты, сыплет из одного рукава снег, а из другого – иней. У нее на голове – корона изо льда, на руке – перстенек из серебряного инея, на талии – поясок, унизанный снежными блестками. Голос у молодой зимы сладкий, тягучий, для души жгучий, а взгляд – ледяной. Следом за матушкой-зимой бегут метели, над мужиками потешаются, бабам в уши дуют – велят печи пожарче топить. «Встретились два неразлучных друга – мороз да вьюга». Мороз приосанивается. Между ним и вьюгой – ниточки не продернуть, они крепко обнялись, в вечной любви поклялись.

На Руси наступление зимы накладывало отпечаток на весь характер крестьянского быта. Появление санного пути позволяло подвозить дрова, лес для ремонта изб, овинов, сараев. Мололи новину – новый хлеб. Били шерсть, валяли валенки, шили шубы, рукавицы, обрабатывали овчину. Но дела делами, а декабрьский денек – с воробьиный ноготок. Как скоротать зимний вечер? А люди хотели побыть друг с другом. Собирались вместе, шутили, плясали, занимались рукоделием, справляли праздники. Быстро летело на посиделках вечернее время.

Художник в аллегорическом рисунке изобразил Зиму сердитым старцем в короне. В одной руке у него белый платок, а в другой — меч. Платком сердитый старец, взмахи­вая, сыплет снег. А мечом сечёт: секут путников колючие метели, жёсткие бураны, хлёсткая позёмка. А чем народ занимается зимой?

В левом верхнем углу два плотника тешут брёвна и доски для постройки избы, палат или храма. Деревья для постройки валили зимой, не в сок: так они прочнее, к тому же их легче разделать. Да и легче вывезти из леса на санях по замёрзшей твёрдой земле, по зас­тывшим болотам.

Внизу хлопочет мужичок-смолокур. В большой яме у него горят-тлеют куски дерева. Под ямой устроен подъямник — малая ямка. Если мужичок-смолокур пережигает сосновые и еловые дрова, то в подъямник натечёт смола. А если дрова берёзовые, то — дёготь. Смола пойдёт на осмолку лодок, а дёготь — на лекарство и смазку кожаной обуви.

Слева внизу добрый молодец в шапке с меховой опушью верхом на лошади кормит домашних животных. Они склоняются к деревянной колоде. Корму хватает до весны, и голодать коровам и лошадям не придётся.

Справа вверху — слюдяное оконце. Такие оконца были у людей зажиточных. А у простых окна затягивались бычьим пузырём. Слюда, заменитель стекла, светится в гнёздах свинцовой решётки, как мёд в пчелиных сотах. Хозяин с хозяйкой зовут детей домой. Зовут и зимним днём любуются.

А день и вправду — загляденье! На санках, похожих на лодочки, катаются с горок дети и взрос­лые. Далеко в морозном воздухе слышны их голоса и смех.

Пониже — добрый молодец едет с горы на лыжах. Да лихо едет! Правую руку — в бок, а левой придерживает лыжи за верёвочку, как коня за узду. Такие лыжи не подведут лыжника, не воткнутся в снег. Носы у них круто изогнуты, как лебединые шеи. Катанье на лыжах было не только полезной забавой. У наших предков, обживающих снежные земли, оно было насущной необходи­мостью.

Никто не мог сравниться с ними в быстроте и выносливости. На охоте они могли загнать на лыжах лося, а на войне обрушиться на неприятеля через непроходимые снега. Там, где наших лыжников и не ждали. Отличными лыжниками были дружинники Александра Невского, и с ними он совершал победоносные северные походы. В Великую Отечественную войну, по опыту Древней Руси, создавались лыжные, или летучие, отряды. Они проходили там, где вязли и мёрзли фашисты, и «давали им жару».

Внизу рисунка старик смотрит из оконца. К чему-то прислушивается и о чём-то думает. Что он слышит? Думаю, вот что: медведь в берлоге, отлежав один бок, заворчал спросонок, перевернулся на другой бок. И опять захрапел: сейчас средина зимы, и до весны, до талых вод, которые разбудят Михаила Ивановича, спать ещё долго. Весна ещё не скоро. И всё-таки старик в оконце думает именно о ней. «Дожить бы до весны, до тепла,— думает старик,— а там и умирать не надо!..»

 

Источник:

Романовский С. Родина: Рассказы./ Станислав Трофимович Романовский; художник Владимир Лапунов. – М.: Детская литература, 1990. – 224с.

 

Белов Василий
Зима

Художник Устинов Н. Зима

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь...

А. С. Пушкин ничего не говорил зря, то есть для рифмы или просто так. Тот, кто знает деревню, тотчас поймет, почему торжествует крестьянин, почему, почуя снег, лошадка "плетется рысью, как-нибудь". Есть в крестьянине, обновляющем путь, какой-то детский восторг, а в его лошадке что-то добродушно-хитроватое и взаимодействующее с торжествующим мужиком.

Куда же он и зачем? Об этом необязательно думать каждую минуту. Может быть, за дровами. Вспомним уж кстати и некрасовское:

И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок...

Здесь поэт растолковал нам все, вплоть до того, какие у возчика рукавицы, но излишество деталей искупается превосходным сюжетом.

Может быть, пушкинский крестьянин поехал за сеном. А, скорее всего, за еловой хвоей, которую рубят на подстилку скоту, экономя солому. Запах снега, необычное состояние ног (жесткие холодные сапоги или мягкие теплые валенки - есть разница?), новый способ езды без тележной тряски и скрипа и сотни других более мелких новинок - все это делает ездока именно торжествующим.

Зимний труд не то, что летний, торопиться необязательно. Малина, как говорится, не опадет. Погода не подторапливает. Комары, клещи, мошка, оводы и слепни тебя не донимают. Потом не обливаешься. Мороз бодрит, сила просится развернуться. А развернуться есть где, в лесу особенно.

Женщины собираются где-нибудь в старой избе или в хлеву сообща трепать лен. Работа пыльная, не больно приятная, но сообща веселей. Поют, рассказывают бывальщины, судят-рядят.

Мужики возят сено, рубят дрова и вывозят строевой лес. День короток, только успеешь разок завернуться - и темно. Выпрягай. Коню и человеку такая проминка не в тягость, а в охотку. Отдыхают оба. Набираются сил к новой весне.

Зимой, если вывезены дрова и сено, вся работа вокруг скотины, в доме. Многие столярничают, кустарничают, пробуют силы не в своем деле, рыбачат, охотятся. Как и в любую другую пору много праздников. И если ты загостил в иных деревнях у родни, или у побратима, или еще у кого - изволь приглашать отгащиваться. Рожь на солод мочи, пиво вари.

Долга наша зима, многое можно успеть. Еще не прошла масленая, а иная бабка уже щупает курицу: яичка, случайно, нет ли? Коровы телятся. Женщины готовятся расставлять кросна, ткать холсты. Самые азартные игроки в бабки уже подбирают гумно, чтобы в первый же день, который выпадет потеплее, устроить сражение.

И снова весна издалека подбирается к деревне, опять зазвенел синий наст на ветру. Засинело безбрежное небо, прошел еще один год.

Он прошел незаметно. Родились в деревне новые детки, кое-кого из стариков прибрала мать-земля. Прихитила.

Но жизнь идет своим чередом, как своим чередом ежедневно восходит солнце. Оно сделало в небе свой великий круг, и крестьянская трудовая жизнь тоже сделала свой годовой круг. Так и катятся годовые круги год за годом, но ничто не повторяется в человеческой жизни. Пахарь встает в борозду каждую весну с волнением, словно впервые. Жница срезает первую горсть ржи также каждый раз с новым волнением.

Почти все трудовые дела сплелись у сельского жителя с природой, а природа ритмична: одно вытекает из другого, и все неразрывно между собой. Человек всегда ощущал свое единство с природой. Это в союзе с нею он создавал сам себя и высокую красоту своей души, отраженную в культуре труда.

 

Источник:

Белов В. Повседневная жизнь русского севера: Очерки о быте и народном искусстве крестьян Вологодской, Архангельской и Кировской областей./ Василий Белов - М.: Молодая гвардия, 2000. Вся книга ЗДЕСЬ http://www.rgo-sib.ru/book/kniga/185.htm

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...