понедельник, 14 марта 2022 г.

Зима в народном песенном фольклоре

 Зима в народном песенном фольклоре

Мороз, снег, лед, все белым - бело… Как не странно, но зиму любил русский народ.

 Русские народные песни


Художник Лагуна Виктор. Храмы в снегу

Уж ты, зимушка-зима…

Уж ты, зимушка-зима,
Зима вьюжная была,
Всё крутила, всё мела —
Примораживала,
Калинушку с малинушкой
Заламливала.
Всю травку повызнобила,
С шёлковой травы цветы
Повысушила.

Как на тоненький ледок

Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Эх! Зимушка, зима,
Зима снежная была.

Выпал беленький снежок,
Ехал Ванечка-дружок.
Эх! Зимушка, зима,
Зима снежная была.

Ехал Ваня, поспешал,
С своего коня упал.
Эх! Зимушка, зима,
Зима снежная была.

Он упал да лежит,
Никто к Ване не бежит.
Эх! Зимушка, зима,
Зима снежная была.

Две подружки увидали,
Скоро к Ване подбежали.
Эх! Зимушка, зима,
Зима снежная была.

Скоро к Ване подбежали,
На коня его сажали.
Эх! Зимушка, зима,
Зима снежная была.

На коня Ваню сажали,
Путь-дорогу показали.
Эх! Зимушка, зима,
Зима снежная была.



***
Уж ты, ласточка,
Мала пташечка,
Ты лети, лети из-за моря.
Принеси ты нам золотые ключи,
Золотые ключи,
Ключи весенние.
Ты замкни зиму,
Зиму холодную,
Отомкни лето,
Лето тёплое, хлебородное!
Нам холодная зима наскучила,
Руки, ноги отморозила!

СТАРИННАЯ РУССКАЯ НАРОДНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «МЕТЕЛИЦА»

Играющие делятся на 2 группы: крестьян и лошадок. Где-ни­будь в стороне отводят местечко для конюшни. В нее крестьяне от­водят своих лошадок, а сами становятся поодаль и разговаривают между собой:

Вдоль по улице метелица метет,
Скоро все она дорожки разметет.
Ой, жги, жги, жги, говори
скоро все она дорожки разметет.
Запряжем-ка мы в сани лошадей,
в лес поедем за дровами поскорей,
ой, жги, жги, жги, говори,
в лес поедем за дровами поскорей.

Они идут в конюшню, выводят каждый свою лошадку, запря­гают их, т. е. берут за поясок или рубашечку игроков, изображаю­щих лошадку, становятся друг за другом гуськом и поют:
Рысью, рысью, друг за другом,
поспешим,
и скорехонько до леса докатим,
ой, жги, жги, жги, говори,
и скорехонько до леса докатим.

Они бегут один за другим и под конец останавливаются.
Топориками мы ударили дружно в лад,
только щепочки по лесу полетят,
ой, жги, жги, жги, говори,
только щепочки по лесу полетят.

Ребята, бывшие лошадками, изображают лес, подняв руки в стороны и вверх. Они колышут ими, как ветер ветками. Крестьяне в это время изображают движения дровосеков, для чего каждый кре­стьянин становится около своего дерева. Все поют:

А с дровами мы тихохонько пойдем,
а руками-то прихлопывать начнем,
ой, жги, жги, жги, говори,
а руками-то прихлопывать начнем.

Крестьяне запрягают своих лошадей и идут в такт песне, в прежнем порядке.

А ногами-то притоптывать все враз
Ну, мороз, теперь не страшен ты для нас!

Художник Трутовский К. Колядки. 1864

БЫТОВЫЕ ПЕСНИ И ПРИЧЕТЫ. КАЛЕНДАРНЫЕ ПЕСНИ

На зимнее время года приходилось в стародавние времена большое количество праздников и Новый год, и Рождество и Крещение. Но самое любимое время было – это Святки с колядованиями и гаданиями. (Святки — праздник, который некогда назывался Зимними русалиями, продолжался с Рож­дества до Крещения (Богоявления), то есть с 25 декабря по 6 января по старому стилю. Об истории Святок можно прочитать ЗДЕСЬ). Для колядования и дети и взрослые наряжались в маски и костюмы. Когда ряженые приходили в дом, они в первую очередь исполняли причеты или песни – щедровки, прославляя в них хозяев дома и желая всем обитателям дома здоровья, богатого урожая, щедрого Нового года. Существует огромное множество таких народных щедровок, полных благопожеланий и юмора. И их по праву можно отнести к народному фольклору.

Колядки

Когда в морозном небе всходила первая рождествен­ская звезда, члены семьи, собравшиеся за столом, поздрав­ляли друг друга с Рождеством и дарили друг другу подарки. А спустя немного времени под окнами появлялись колядники, которые распевали особые песни — их называли ко­лядками. В песнях рассказывалось о том, как родился Спа­ситель, как в гости к хозяину пришли Божий посланники. Основная цель колядования — пожелание счастья, богат­ства и хорошего урожая. Колядок было много, часто их со­чиняли или переделывали на свой лад и сами колядочники.

Волхвов приючайте,
Святое встречайте,
Пришло Рождество,
Начинаем торжество!
С нами звезда идет,
Молитву поет...
Рождество твое,
Христе Боже наш!
Нова радость стала,
Яко в небе хвала,
Над вертепом звезда ясна,
Светла воссияла.
Пастушки идут с ягнятками,
Перед малым дитятком
На колени упали,
Христа прославляли:
"Молим-просим, Христе-царъ,
Небесный государь,
Даруй жизнь счастливую
Всему люду доброму ".
Народился наш Спаситель,
Всего мира искупитель,
Пойте, воспойте
Лики вовеки
Торжествуйте, ликуйте,
Воспевайте, играйте!
Отец будущего века
Пришел спасти человека!

Колядующих угощали лакомствами, благодарили за по­здравления. Весь день 7 января хорошо ходить в гости и принимать гостей.

Щедровки. Колядные песни

Колядка, или колядная песня,— это новогодняя торжественная песня-величание в честь хозяев дома. Колядовщики — певцы (чаще всего подростки) желали получить за пение подарки. Если хозяева скупились на подаяние, то их корили за скупость. В песне есть слова: «Или сена клок, или вилы в бок». Это угроза: мало собрать сена в грядущем году, по неосторожности пострадать в летних работах.

***
Таусень!
Вот ходили мы,
вот искали мы
По проулочкам,
По заулочкам.
Вот Иванов двор.
У Ивана на дворе
Да три терема стоят.
Как светлой-от месяц -
Сам Иван-от господин.
Красно солнышко –
То Паладьюшка его.
Часты звездочки -
Его детушки.

***
Таусень, таусень!

Дай блин, дай кишку,
Свенинную ножку,
Всем понемножку!
Неси – не тряси,
Давай, не ломай!
     Если хозяева подадут угощение, то гости отвечают:
У доброго мужика
Родись рожь хороша:
Колоском густа,
Соломкой пуста!
     Если хозяева не подадут угощение, то гости по-другому отвечают:
У скупого мужика
Родись рожь хороша:
Колоском пуста,
Соломкой густа!
***
Коляда, коляда!
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!..
Или сена клок,
Или вилы в бок.

***
Коляд-Колядин,
Я иду к вам один!
Подавайте пирожок,
Прямо мне в кошелек.
Не дадите пирожок,
Я коровку за рожок!
Я коровку за рожок!
Уведу в Торжок
И продам за пирожок!

***
Как пошла Коляда
Вдоль по улице гулять,
Вдоль по улице гулять,
С Новым годом поздравлять!
 - Коляда, Коляда,
Где ты раньше была?
 - Я во поле ночевала,
Теперь к вам пришла!

КОЛЯДА ПОД РОЖДЕСТВО

С этой песней молодёжь ходила по дворам, слави­ла хозяев перед праздником рождества, в ответ полу­чала угощение. Коляда — от латинского слова «календа» - начало, от него и слово «календарь». В на­роде верили, что сама коляда ходит по дворам, при­носит людям здоровье, счастье, благополучие. Посло­вицы говорили: «Уродилась коляда накануне рожде­ства» или так: «Пошла Коляда по льду, рассыпала коляду», «А вы, девочки, не гуляйте, да идите коляду подбирайте!». Здесь слово «коляда» употреблено в двух значениях: Коляда — сказочное существо, ко­торое одаривает, и сами подарки. Тын — высокий частый забор.

Коляда, коляда!
Пришла коляда
Накануне рождества.
Мы ходили, мы искали
Коляду святую
По всем по дворам,
По проулочкам,
Нашли коляду
У Петрова-то двора;
Петров-то двор, железный тын.
Середи двора три терема стоят:
В первом терему — светел месяц;
В другом терему— красно солнце;
А в третьем терему - часты звёзды.
Светел месяц — Пётр сударь, Свет Иванович!
Красно солнце - Марья Павловна!
Часты звёздочки — их детушки!
Здравствуй, хозяин с хозяюшкой,
На долгие века, на многие лета!

 

Певцы славят дом, в который пришли. Хозяин уподоблен светлому месяцу, хозяйка — красному солнцу, а дети их — частым звездам. Певцы не только пели, но и плясали. Обычай обязывал угощать певцов.

Середи Москвы
Ворота пестры,
Ворота пестры,
Вереи красны.
Светел месяц —
То Тихон-сударь,
Красно солнце —
Настасья его,
Часты звезды —
То и детки их...
Вас с праздником,
С Новым годом!

КОЛЯДА НА НОВЫЙ ГОД

В Средней России, у Москвы, Рязани, Владимира, коляд­ные песни были известны под названием «овсеневых». В пес­не овсень уравнен с колядой. Песня предрекает обильный урожай. Воображаемый сев означал удачу в предстоящем году.

— Ой, овсень, ой, коляда!
Дома ли хозяин?
— Его дома нету,
Он уехал в поле
Пшеницу сеять.
— Сейся, пшеница,
Колос колосистый,
Колос колосистый,
Зерно зернисто!

 

Овсень — ёмкое слово, означает декабрь или ян­варь, а также сам новый год, свет, так как после ново­го года прибавляется день, становится светлее. В ста­рину говорили «гвоздьми», а не «гвоздями».

Ай, во боре, боре
Сосенка стояла.
Зелена, кудрява!
Ой, Овсень! Ой, Овсень!
Ехали бояре,
Сосенку срубили,
Дощечки пилили,
Мосточек мостили,
Сукном устилали,
Гвоздьми убивали.
Ой, Овсень! Ой, Овсень!
Кому ж, кому ехать
По тому мосточку?
Ехать там Овсеню
Да новому году!

 

Колядующие исполняли песню «Сеем, сеем», под которую один из ряженых «сеет» зерно (имитирует рукой движения сеятеля), разбрасывая его во все уг­лы дома.


Зароди, Боже,
Жито в пшеницу,
Всякую яровицу,
А в поле ядро,
А в доме добро.
Куда конь хвостом —
Там жито кустом,
Куда коза рогом —
Там жито стогом.
Сеем, сеем, посеваем
С Новым годом поздравляем!

 

На Севере России новогодние песни-величания называ­лись «виноградьями» (по слову в припеве). В них тоже прославляются хозяева, тоже желают им достатка, удачи в делах и есть та же просьба об угощении. Северные величания отличаются развернутым пожеланием благополучия.

Еще по полю, полю
Красны девицы идут,
Виноградье красно-зелено мое.
(Припев через каждые два стиха.)
Да красны девицы идут
Да разговаривают,
Разговаривают,
Переговаривают:
Уж чей это дом,
Уж чей это терем?
Ты позволь, сударь-хозяин,
Ко двору прийти,
Ко двору прийти,
Да на новы сени взойти,
Да на новы сени взойти,
В светлу горенку зайти,
В светлу горенку зайти,
Да всем по лавкам сесть,
Да всем по лавкам сесть,
Да виноградье спеть.

Да во горенке во новой
Да Иван-господин,
Да Иван-господин
Да Надежда-госпожа,
Да самый большой сын
Да Петр-господин,
Да самая большая дочь
Да хозяин с хозяюшкой
Советовали:
Уж где мы будем
Сыновей-то женить?
Да куда мы будем
Дочерей давать?
Уж мы сына женим
Да во Новегороде,
Дочерей будем давать
Да в каменну Москву.
У нас будут гости —
Горожаночки,
Да горожаночки-
Московляночки.
Чтобы им-то жилось
Да богателось,
Чтобы клеть живота,
Чтобы двор скота,
Чтобы семьдесят быков,
Да пятьдесят порозов.
Быки на воду идут —
Они помыкивают,
С водопою-то идут —
Они поигрывают,
Подняли хвосты
Да на свои хребты,
Да на лопаточки.
Да еще чем, хозяин,
Будешь нас потчевати?
Уж мы пива-то но пьем,
Вина в рот не берем.
Сколько сойдется
Золотой казны,
Золотой казны,
Светлой денежки,
Да светлой денежки —
Да нашим девушкам,
Да нашим девушкам
На вечериночку.
Виноградье красно-зелено мое,
С праздником!

Разъяснение слов в этой песне:

Переговаривают — переговариваются.

Большой сын, большая дочь — старший сын, старшая дочь.

Советовали — держали совет, советовались.

Московляночки - москвички

Богателось — чтобы разбогатеть, быть богатыми.

Клеть живота — Клеть — чулан, отдельная ком­ната; живот — добро.

Пороз — на Севере так называют молодого быка.

На лопаточки — на спину, на круп.

Детский фольклор. Приговорки, прибаутки

Колядовщики. Рис. Т. Абалакиной

Новый год пришел,
Старый год угнал,
Себя показал!
Ходи, народ,
Солнышко встречать,
Мороз прогонять!

 

Спасибо, мороз, что снегу принес:
Много снега – много хлеба.

 

Зимнее солнце глянуло в оконце.
Избу осветило, всех развеселило.

 

Новый год пришел,
Старый год угнал,
Себя показал!
Ходи, народ,
Солнышко встречать,
Мороз прогонять!

 

Щедрик-петрик!
Дай вареник,
Ложечку кашки,
А наверх — колбаски,
Чтоб не было мало,
Дай кусочек сала!

 

— Дайте сала кусок,
Чтоб кабан был высок.
Ветчины положу,
Все домой понесу.
Сею, сею, посеваю,
Счастья доброго желаю!

Хозяева обычно одаривали детей. На угощение дети отвечали: «Спасибо вам, щедрые хозяева! Пусть Новый год вам принесет радость в дом, здоровье, богатый урожай, много хлеба и молока!

Подблюдные песни

Особое пристрастие к гаданиям имели незамужние девушки, которые стремились угадать, кто же будет их суженым, ведь в давние времена именно муж являлся судьбой девушки. Хороший муж, значит благополучная судьба, плохой – это мучения и страдание для женщины. Одно из распространенных святочных девичьих русских гаданий известно под названием «перстни тресть». Девушки складывали свои украшения в шапку или на блюдо и под песни-предсказания наугад их вытягивали. Эти песни называются «подблюдными», а сам обряд относится к числу немногих сохранившихся древних обрядов Руси. Упоминание о нем можно встре­тить у В.А. Жуковского в поэме «Светлана» и у А.С. Пушкина в «Евгении Онегине».

Старинная подблюдная песня, певшаяся при гадании. Свое название получила по связи с игрой, которой сопровождалось гадание. Кто-либо из гадающих, не глядя, вынимал из блюдца первое попавшееся кольцо, и содержание песни относили к тому, чье кольцо вынулось.

Идет кузнец из кузницы, слава!
Несет кузнец три молота.
— Кузнец, кузнец, ты скуй венец,
Ты скуй венец золот и нов,
Из остаточков золот перстень,
Из обрезочков булавочку;
Мне в том венце венчатися,
Мне тем перстнем обручатися,
Мне тою булавкой убрус притыкать.
Хор довершал пение словами:

Кому же мы спели,
Тому добро,
Кому вынется,
Тому сбудется.
Слава!

Убрус — фата новобрачной.

 

Подблюдная песня об «окатной», круглой, ровной, круп­ной, то есть особенно ценной, жемчужине обещала свадьбу. «Князья» и «бояре» — родные невесты и жениха.

Жемчужина окатная, слава!
До чего тебе докатитися!
Пора тебе вон выкатываться,
Князьям и боярам на шапочку.

 

Как и предыдущая, подблюдная песня уподобила невесту крупному жемчужному зерну. Жених — драгоценный камень яхонт, или, как говорили в старину, лал. Песня могла быть величальной свадебной — при этом она утрачивала припев: «Кому вынется, тому сбудется...»

Катилося зерно по бархату, слава!
Прикатилося зерно ко яхонту;
Крупен жемчуг со яхонтом,
Хорош жених со невестою.

 

Подблюдная песня обещала замужество, если ее пели де­вице; но означала и смерть, если пелась пожилому человеку. Серебро и в том и в другом случае было символом слез. В песне упоминаются река Яуза и богатые мужики, которые живут в Спасо-Чигасовском переулке (часть Москвы, в прошлом купеческая).

У Спаса и Чигасах за Яузой, слава!
Живут мужики богатые, слава!
Гребут золото лопатами, слава!
Чисто серебро лукошками, слава!

 

Песня предрекала богатство. В ней назван Новгород и Белое озеро — заповедный край рыбных и иных богатств. Сказочная чудесная щука прошла по великим северным ре­кам: возможно, подблюдная песня имела в виду не только богатое замужество, но и отъезд невесты в далекие от родины места.

Щука шла из Новагорода, слава!
Она хвост волокла из Бела-озера, слава!
Как на щуке чешуйка серебряная, слава!
Что серебряная, позолоченная, слава!
А головушка у щуки унизанная, слава!

 

Подблюдная песня с разгадкой — быть на чужбине.

Сидит воробей
На жердочке,
Глядит воробей
На чужую сторону.
Кому вынется,
Тому сбудется,
Не минуется,
Слава!

 

Смысл подблюдной песни не сообщен собирателями. Воз­можно, речь идет о неудаче в любви или в будущих делах семьи.

Ласточка касатая, слава!
Не вей гнезда в высоком терему,
Ведь не жить тебе здесь и не лётывати.

 

Собирание рассыпанного в песнях означает создание семьи, близкую свадьбу. Об этом и говорит подблюдная песня в последнем стихе.

- Рассыплю монисто по закрому.
 - С кем монисто собирать будет?
 - Собирать монисто с милым дружком.

Кому вынется,
Тому сбудется,
Не минуется,
Слава!

Монисто — бусы, ожерелье;

Закром — огороженное досками место в амбаре для хранения зерна, муки.

 

Источники:

Живая вода: Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок./ сост., вступ. статья и примечания В.П. Аникина. – М.: Детская литература, 1986. – 462 с.

Камаева Т.Ю. Русский фольклор. Детские музыкальные праздники. Приложение к курсу «120 Уроков по естествознанию и  истории для самых маленьких»./ автор-сост. Т.Ю. Камаева; художники Ксения Земскова, Мария Ормонт, Сергей Успенский. – М.: Лайда, 1994 – 32 с.

Русский фольклор./ сост. и примеч. В. Аникина. – М.: Художественная литература, 1985. – 367с. – (Классики и современность)

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: Учебно-методическое пособие для учителей./ С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – М., Ростов-на Дону: ТЦ «Учитель», 2000. – 192с. – (Педагогика нового времени)

Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...