вторник, 16 марта 2021 г.

Поэзия советской эпохи

По страницам советских журналов
Стихи и фото из журналов,
собранные в подарочный альбом для мамы

М. Баскакова
Маме…

Звезда летит с небес во тьму,
добра приносит весть,
и это только потому,
что ты на свете есть.

В прибое гулком я пойму
ликующую песнь,
но это только потому,
что ты на свете есть.

Зима парчовую кайму
в саду сумела сплесть,
наверное лишь потому,
что ты на свете есть.

Закат под спелую хурму
раскрасил холст небес,
и это тоже потому,
что ты на свете есть.

И если спросят почему
чудес вокруг не счесть,
отвечу: только потому,
что ты на свете есть.

Фазу Алиева
Маме

Когда была я девочкой,
И первый стих сложила,
Я с деревом и речкою
В стихе тебя сравнила.

А нынешнею осенью
На дерево взглянула:
Оно все листья сбросило
И в лужу окунуло.

О нет! Ты так не делала,
И ни в какую осень
Ни на какое дерево
Ты не похожа вовсе.

А после, в стужу зимнюю,
Я на реку взглянула:
Она притоки синие
Под белый лед стянула.

О нет, ты так не делала!
И ни в какую зиму
С рекой оледенелою
Ты вовсе несравнима!

И чем тебя, прекрасную,
Сравнить, не знаю прямо!
Одно лишь вижу ясно я:
«Хорошая ты, мама».

Матери из усадеб (автор не указан, к сожалению)

Закипели сады - поднимается вверх белый пар, пересыпаются через край цветы – на радость, наверное, цветут…
…Боженьки мои, сколько же цветов! Может как раз столько деньков и прожито на этой земле. Может столько выпало трудов и забот…
Кажется, тут как тут еще детство с маленькими яблоньками, а рядом и молодость с белыми-белыми цветами. Здесь и четверо сынков. Черная война всех четырех, будто этот яблоневый цвет смела…
О, сколько боли цвело-перецвело в наших матерях…

 Н.Н. Асеев
Гимн садовницам земли

Нет на свете ничего прекрасней
Женщины – садовницы земли.
Солнце поднимается с утра с ней,
Ведра звонко песню завели..

Вот она с лопатой и с мотыгой,
Сея новой жизни семена,
Над землёй, как над раскрытой книгой,
с вечною заботой склонена.

Может быть, почетней быть ученым,
инженером, летчицей, врачом.
Мне ж роднее с этой, закопченным,
Пропеченным полднями плечом!

Говорят, что Ева плод сорвала
с дерева познания, добра и зла,
молния вокруг её летала,
туча гневный ливень пролила.

А, деревьям, этого и надо,
Грозовые не страшны враги,
Женщина дождям и грозам рада –
Разрыхлять приствольные круги.

Чтоб пошли вздыматься круче ветви,
Чтоб зазеленел за садом сад,
Чтоб завязывались все соцветья,
сорняки выпалывались с гряд.

То, что эти руки насадили,
Матерински вызвали на свет,
Выше Фиокритовых идиллий,
Ярче всех кто раньше был воспет!

Потому – пока она со мною –
Не страшусь я никакой беды,
Вижу ясно – под её ступнею
Райские наметились следы.  1961 г.

Л. Романенко
Дочерям

Быть другом дочерям - большая честь,
Наисветлейшая из всех возможных!
Две дочери -два нежных друга есть,
Храни, Судьба, моих друзей надежных!
Когда я с ними по земле иду
И хрупких плеч касаюсь чуть плечами,
Светлы мои бессонные печали,
лишь весны суждены мне на роду.
И не иссякнет молодость моя: нет сроков у нее
лихих, безбожных.

Да будет так! И повторяю я:
Судьба, храни моих друзей надежных!
Храни, Судьба, везде, храни всегда!..
Отнимешь их - я дряхлой, нищей стану.
И душу, как расстерзанную рану,
Уже ничем не исцелю тогда.
Такую муку не перенесу,
Уже не хватит сил моих ничтожных...
Но нет!
Я мать!
Я их мольбой спасу:
"Судьба, храни друзей моих надежных!"

В. Ноздрев
***

Счастлив, кто старости не знает,
кто сед, но сердцем молодой,
в груди того не замирает
родник поэзии живой.

так видел я, как извиваясь
среди корней и диких лоз,
течет вперед, не задыхаясь,
лесной ручей в пургу, в мороз.

Фазу Алиева
Хорошее слово

Что было бы в мире,
когда бы
стояли морозы все время,
и снежных сугробов ухабы
лежали,
как вечное бремя.

И реки
под вечными льдами
лениво вели разговоры,
и не покрывались
цветами,
травою и ягодой
горы?

О, если б не знали мы неба
весеннего синего цвета,
румянца и золота хлеба,
скажите,
что было бы это?
Сменяются веснами зимы,
в той смене -
природы основа.
Вот так же нам
необходимо
хорошее, доброе слово.

Зачем же
частенько излишне
бываем друг к другу суровы,
скупимся сказать
своим ближним
хорошее,
доброе слово?

Порой
на душе – холодище,
и как замороженный ходишь,
а в горле -
комок с кулачище, -
не выплюнешь
и не проглотишь.

И вдруг
тебе доброе слово
какой-нибудь скажет прохожий.
То слово -
луч солнечный словно
пройдет сквозь озябшую кожу,
души холодавшей
коснется, -
и ком в твоем горле
растает.

В глазах засияют два солнца,
подснежника два засияют…

Вот так же от доброго сова
и я сейчас
как на вершине,
и даже
взлететь я готова
как будто бы крылья даны мне.

Веселая и молодая,
иду,
как весны середина,
пою,
а причина простая,
лишь доброе слово -
причина.

Е. Николаевская
***

С годами мы становимся щедрей –
Своей души для ближних не жалеем.
С годами мы становимся мудрей –
Добро от зла мы отличать умеем…

Добро от зла умеем отличать,
Добром на зло порою отвечать,
И радость находить в чужой удаче,
Привыкнув не копить, а расточать,
С годами мы становимся богаче…

С годами мы становимся скупей –
Мы так дрожим над крохами участья!
Идут, бегут года, но, хоть убей! –
Все испытав, надеемся на счастье…

Анна Ахматова
***

Как песню, слагаешь ты лёгкий танец —
О славе он нам сказал, —
На бледных щеках розовеет румянец,
Темней и темней глаза.

И с каждой минутой всё больше пленных,
Забывших свое бытиё,
И клонится снова в звуках блаженных
Гибкое тело твоё. <26 марта> 1914

Л. Тараканова
***

В доме, где бегает звонкий ребёнок,
Всякий предмет удивительно тонок:
Зеркало, чашка, стакан.
И не хватает ушных перепонок
В доме, где бегает смелый ребёнок,
Дальних морей капитан.
Маленький меч вылетает из ножен,
Враг наступает, и всадник встревожен.
Рвётся "ура" из груди.
Тесно игре - отойдите в сторонку
Да приготовьте на случай зелёнку,
Мало ли что впереди.
В доме, где бегает звонкое чудо,
Рвётся одежда и бьётся посуда,
Всё кувырком, кувырком.
Но никогда не бывает минуты,
Чтобы хотеть отряхнуть эти путы
И не болеть ни о ком.

Зульфия
Встречая рассвет

Мой внучек!.. весеннего счастья разгадка,
Пушистый мой персик – подарок судьбы!
Топочет… Идет неуверенно – шатко,
Едва овладевший искусством ходьбы.
Идет как по облаку, Вдруг спотыкнется…
Упал?.. Нет, гляди, - распрямился с трудом.

Идет наподобие канатоходца,
Идет, балансируя точно шестом,
Решимости полный, идет понемногу,
Порог… Он отважно его пересек,
Идет мой цыпленок… О люди, дорогу!
Дорогу! Выходит на путь человек!
По вешней земле он идет на рассвете,

С ним вместе, ножонками дружно пыля,
Все черные, желтые, белые дети,
Их много.
Добром ли их встретит Земля?
Мне слышится выстрел…
У жизни в преддверье
Там кто-то упал. Кто-то гибнет сейчас…

О, взрослые люди!
В надежде, в доверье
Рассветы и дети взирают на нас!

Людмила Щипахина
***

Как привычно беречь
Ощущение женщины сильной.
Вот я с верой в себя,
С деловою морщинкой у лба.
Слава богу, не выдам
Ни в делах,
Ни в застолье обильном,
Как беспомощна я
И в конечном итоге – слаба.

Ничего не попишешь – слаба!
И не каюсь напрасно.
К добрым людям – слаба,
И к растеньям,
И к твари любой.
Я слаба к облакам,
Распростертым легко и прекрасно.
И к весенней капели.
И к первой звезде голубой.

Эта вечная слабость:
До пота, до дрожи в коленях.
К белым стаям, к колосьям,
К пронзительным песням детей.
И к высоким кострам,
Восходящих на жарких поленьях.
И к родимой земле.
И к щемящему зову путей.

Вся из слабостей я.
Из уменья – прикрыть их надежно.
Так удобнее, видимо,
В наш рассудительный век.
Да и я ли одна!
Ведь порою понять невозможно,
Под прикрытием силы -
Каков из себя человек?

 

Источники:

Женские журналы 1980-х годов


Автор блога приносит извинение за плохое качество картинок, отсканированные из очень старых журналов... Но эти картинки наполнены светом, добром и любовью, что решилась выложить их в таком виде. Буду благодарна тому, кто сможет отредактировать эти картинки...

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...