понедельник, 15 марта 2021 г.

История Углича и Угличский государственный музей

 Угличский государственный музей

Угличский музей - один из старейших на Верхней Волге. Он существует более ста лет и пользуется заслуженным авторитетом и популярностью. Среди всех достопримечательностей музей Углича занимает особое место. В уникальных памятниках XV - XIX веков размещаются экспонаты, связанные с историей города и России в целом, выдающиеся памятники художественной культуры.

Автор текста: Наталья Соболева

Город Углич. http://kct-chelny.ru/_dr/2/01923772.jpg

Первое упоминание о городе Угличе относится к X веку. По преданию (регулярно, впрочем, оспариваемому), посланец киевского князя Ян Плескович, объезжавший волжские владения ради сбора дани, прельстился местными красотами и основал город, впоследствии ставший Угличем. По поводу происхождения современного названия есть разные гипотезы — то ли имя его образовано от названия древнего племени уличей-угличей, то ли от угля, который здесь выжигали, то ли от «угла» — излучины Волги, на которой, собственно, и расположен город.

Первые три века истории Углича смутны и страшны, как судьба любого небольшого городка тогдашней Европы. До 1218 года Углич входит в сферу влияния ростовского князя. После распада Ростово-Суздальского княжества город становится самостоятельным политическим центром; его первый князь — Владимир (1218-1248), внук Всеволода Большое Гнездо. Наметившееся процветание города было попрано монголо-татарским нашествием, во время которого город был полностью сожжен.

Икона Святые Царевич Димитрий и князь Роман. XVII в. Дерево, левкас, темпера

Со второй половины XIII века Углич вновь восстанавливает свои силы и значение при князе Романе, младшем сыне Владимира. С 1328 года Иван Калита присоединяет Углич к Москве. В 1371 году город горит снова, теперь уже оказавшись разменной картой в войне тверских князей с московскими. В 1375 году Дмитрий Донской город восстановил и укрепил. Список последующих угличских князей представим в хронологической последовательности: Петр Дмитриевич, Владимир Андреевич, Константин Дмитриевич, Дмитрий Юрьевич, еще один Дмитрий Юрьевич (тот был Красный, а этот Шемяка).
Именно Дмитрий Шемяка заложил основу страшноватой традиции, по которой Углич стал гибельным местом для русской знати. Поссорившись с московским князем Василием Васильевичем, Шемяка затаил на него злобу и нанес удар в неожиданный момент — в феврале 1446 года, когда тот поехал по семейному обычаю молиться в обитель Св. Троицы. В его отсутствие Шемяка захватил Москву, потом пленил Василия Васильевича, ослепил его и сослал в Углич.

Кончина князя Андрея Васильевича Большого. «В ту же осень ноября в 6 день скончался князь Андрей Васильевич Большой, а сидел он в Москве в тюрьме, на Казенном дворе великого князя, 2 года и 47 дней». http://www.runivers.ru/bookreader/book481263/#page/5/mode/1up

Сын Василия Васильевича, Андрей Большой, родившийся в узилище в августе 1446 года, сыграл выдающуюся роль в истории Углича. Время его правления — краткий, но запоминающийся золотой период в летописи города. При нем политическое значение Углича стремительно расширяется; к княжеству присоединяются новые земли, ведется обширное строительство. Соответственные масштабу личности имперские амбиции князя (парадная резиденция, официальное летописание, собственные иконописные мастерские) обращают на себя недружелюбное внимание его старшего брата и формального патрона Ивана III. Способ решения конфликта оказывается обычным для дипломатий того времени — в 1491 году Андрей обвинен в заговоре, заключен в тюрьму, где и был убит спустя три года.

Буренин Д.Г. Димитрий Угличский. 1851, холст, масло

Ровно через сто лет Углич вновь оказывается осью, на которой проворачивается скрипучее колесо российской истории. В мае 1591 года в Угличе погиб царевич Димитрий, малолетний сын Ивана Грозного, получивший город в наследство по духовной грамоте отца.
Официальная версия выглядит следующим образом: играя в тычку с детьми дворянскими, царевич в припадке эпилепсии напоролся на ножик и умер от ран, что было засвидетельствовано его кормилицей Василисой Волоховой, которую сразу начали избивать поленом подоспевшие на крик Нагие. Кормилица момента убийства не видела, поэтому всю вину свалили на семью дьяка Михаила Битяговского, его сына и на ряд родственников, которых обезумевшая толпа горожан растерзала.
Мы не можем знать и никогда не узнаем, был ли Димитрий заколот по приказу Бориса Годунова, либо с ним, как свидетельствуют официальные источники, случился эпилептический припадок. Факт тот, что смерть Димитрия ввергла Углич (да и Россию в целом) в многолетнее разорение.

Икона «Царевич Димитрий Угличский в житие». ГИМ, XVII век Слева: 1. Царевича выводят из дворца 2. Убиение царевича, кормилица пытается спасти Димитрия 3. Битяговские на лошадях пытаются бежать из Углича. Справа: 1. Пономарь бьёт в колокол. Битяговские пытаются выбить дверь в колокольне 2. Жители Углича побивают камнями убийц Димитрия 3. Град Углич. Конец XVIII века. Государственный исторический музей. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Saint_Dmitriy_icon_02_BIG.jpg

Со временем официальный взгляд на события вокруг смерти Димитрия претерпел существенные изменения — царевич был канонизирован, его губители были признаны врагами отечества, а бывшие смутьяны — героями.
После этого Угличу уже не доводилось занимать центральное место в отечественной истории, хотя отблески описанных событий, кажется, порой влияли на судьбу его высокородных посетителей. Так, в 1892 году город посетили с официальным визитом великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Федоровна. И он, и она спустя много лет погибли насильственной смертью. Повод, приведший их в город, был более чем радостный — в июне этого года состоялось торжественное открытие Угличского Музея Древностей — в том самом здании, где за триста лет до этого жил несчастный царевич со своей матерью и немногочисленной прислугой.

Дворец царевича Димитрия, уникальный памятник архитектуры XV века https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc

Впервые идея создания в Угличе собственного музея появилась в 1884 году. К тому моменту в городе было несколько заброшенных церквей и усадеб, которые все больше ветшали и потихоньку растаскивались местными жителями. К счастью, в городе нашлись люди, которых такое положение дел не устраивало. Было решено ходатайствовать перед высшим начальством о создании музея, тем более что нашлось и место — дворец царевича Димитрия, уникальный памятник архитектуры XV века, находившийся, правда, в очень плохом состоянии. Неизвестно, чем закончилось бы дело, если бы не приближение печальной годовщины — трехсотлетия гибели царевича Димитрия. Ярославский губернатор А. Я. Фриде обратился в 1887 году с соответстующим ходатайством к Александру III и получил на свое предложение одобрительную резолюцию. Начался сбор средств на реставрацию дворца.
Пожертвования поступали не только от жителей города, но и от всей Ярославской губернии, причем они носили не только денежный, но и предметный характер. Показательна здесь история с угличским ссыльным колоколом.
В 1591 году, в день смерти царевича Димитрия, угличане были созваны к царским палатам звоном колокола. Услышав весть об убийстве царевича, обезумевшая толпа растерзала царских посланцев, заподозренных в преступлении. Последовавшая за этим смута была жестоко усмирена официальной властью; сотни людей были казнены, но, по русскому обычаю, царский гнев не щадил и неодушевленные предметы. В строгом соответствии с законом, колокол, звонивший не вовремя, был казнен — у него вырвали ухо и язык и, бив плетьми (12 ударов, сочувственно сообщает летописец), сослали в Сибирь, в город Тобольск. Там он висел в одной из городских колоколен, сгорел вместе с ней в 1677 году и позже был восстановлен (по одной из версий — чудесно уцелел); много позже он был мирно приобретен Тобольским музеем у тобольской же архиерейской церкви.

Угличский «ссыльный колокол». https://analitikishkola.ru/wp-content/uploads/2020/05/image14.png

Пришла пора реабилитации чугунного преступника. Поэтому, получив разрешение на реставрацию дворца, угличане задумывают вернуть колокол из Тобольской ссылки. Замысловатая официальная переписка по этому поводу слишком обширна, чтобы приводить ее здесь; не можем не упомянуть лишь удивительное предложение тобольского купца Л. Лахмайера приобрести у него точную копию искомого колокола, сделанную из папье-маше (отвергнутое угличанами с негодованием), и суровую переписку между тобольским и ярославским архиереями. С 1880-х годов дело о колоколе берет в свои руки угличский уроженец купец Л.Ф. Соловьев, рассчитывающий, как выяснилось впоследствии, на звание почетного гражданина родного города. Простительное честолюбие потребовало от него изрядных расходов, поскольку тогдашняя бюрократия если чем и отличалась от современной, то только не отсутствием аппетита. Удачное рассмотрение дела в Святейшем Синоде потребовало от купца расходов, «простирающихся до весьма солидной цифры». Но проверенное веками средство помогло, и 20 мая 1892 года колокол вернулся в Углич. «Ликуй, изгнанник Годунова! Свидетель древних страшных дней, Ты возвратился в Углич снова, Ты вновь на родине своей!» — писал торжествующий Соловьев, получивший, кстати, вожделенное звание.

Место престольное, реконструкция https://ok.ru/uglmus/album/59249422434338/878537325602

Так в музей прибыл один из первых экспонатов, определив на ближайшее время основную тему его экспозиции, которая естественным образом сложилась вокруг истории смерти Димитрия. В музее были выставлены носилки, на которых тело убитого царевича несли в Москву для захоронения в Кремле, ларец с его мощами, орехи, согласно преданию, бывшие в руках у царевича в момент его смерти, ковчег с окровавленной землей с места его гибели, шитые и иконописные изображения Димитрия. Основным (да и практически единственным) источником новых поступлений были доброхотные даяния горожан; среди даров первого года — старинный золотой нательный крест, сорочка императора Николая I, коллекция реликвий, привезенных из Палестины, икона, написанная специально по этому случаю неким  художником  Шишкиным.

Неизвестный художник XIX в. Итальянский пейзаж. Картон. Акварель

В 1910-е годы историк русского искусства Борис фон Эддинг пренебрежительно характеризует музей как «собрание более или менее случайных предметов». Несправедливость этого замечания очевидна — сравнения с Третьяковской галереей не выдержит ни один провинциальный музей.

Неизвестный художник XIXв . Восточный пейзаж. Картон, акварель

Скудость средств не позволяла музею как бы то ни было определять политику комплектования — за первые семь лет существования по статье «пополнение коллекций» было израсходовано 83 рубля 75 копеек. Справедливости ради надо признать, что уже в начале XX века объемы закупок становятся масштабнее: в частности, в 1907 году за 500 руб. была приобретена коллекция старинного оружия. Конечно, по сути своей угличский музей оставался «музеем-складчиной», создаваемым  исключительно усердием своих сотрудников и доброжелателей.

Неизвестный художник круга Карло Маратта  XVIII в. Богоматерь со спящим младенцем Иисусом. Холст, масло

Беда 1917 года не миновала и Углич. Как и по всей России, лишь стены музея могли предоставить единственный (весьма хрупкий) шанс на спасение церковной утвари, икон, книг и других предметов старины, уничтожаемых обезумевшими толпами. Большая часть угличских церквей подверглась разорению. Только благодаря сотрудникам музея до нас дошли отдельные иконы из разрушенных церквей и монастырей, вклады в давно не существующие храмы. В августе 1938 года в Угличе был закрыт «молитвенный дом» купцов-старообрядцев Выжиловых, а оставшиеся в нем вещи поступили на хранение в музей, образовав ценную и представительную коллекцию икон «дониконовского» письма, сохраняющуюся и поныне.

Боткин М.П. Этюд венецианки. 1870-е. Холст, масло. 59,5х49

Сходная судьба постигла и дворянские усадьбы, находившиеся в окрестностях Углича. Уцелевшие произведения искусства из разрушенных имений по мере возможности свозились в музей. Всего за 1919 год из имений поступило 1012 единиц стекла, фарфора, мебели, картин. Только из имения «Шишкино» дворян Тучковых было вывезено 118 масляных картин, акварелей, карандашных рисунков, гравюр, литографий русских и иностранных художников XVIII—XIX веков.

Айвазовский К.И. Вид моря в лунную ночь. 1896 Холст, масло, 20*30

Среди них полотна Виже-Лебрен, Айвазовского, гравюры Дж.-Б. Пиранези, акварели Гау и других, а также любительские работы, включая и карандашные рисунки членов семьи Тучковых.
Поступившие из усадеб картины и портреты составили картинное отделение музея и расположились на первом этаже дворца царевича Димитрия.

Нарышкина Татьяна. Цветы. 1868. Картон, акварель

В низком тесном помещении соседствовали шедевры европейских школ с работами известных русских мастеров и провинциальных живописцев. Во время сильного пожара, причину которого так и не смогли установить, в картинном отделении музея погибли дворянские портреты и картины, украшавшие когда-то интерьеры усадебных домов.

Маковский К.Е. Березовая роща. Дата неизвестна. Холст, масло. 115,5х136

В 1930 - е годы был нанесен новый удар по музею. Очередная директива рабоче-крестьянской власти предписывала отправлять все ценные предметы, чудом сбереженные в годы разгула узурпаторов, для централизованного хранения (как выяснилось в новейшее время, и для продажи за границу) в Госфонд.

Дубовской Н.Н. Море со скалой и чайками. 1911, Холст, масло, 105х135

Дубовский Н.Н. Зима. 1907. Холст, масло. 53х70,5

Одновременно из Госфонда шел обратный поток произведений искусства, распределявшихся по музеям. Таким образом, угличская экспозиция изрядно потеряла в целостности, хотя и прибавила в разнообразии: по прихоти судьбы музею досталась первоклассная коллекция картин русских художников: И.К. Айвазовского, АА Рылова, М.П. Боткина, К.Е. Маковского, Н.Н. Дубовского, произведения западных мастеров.

Рылов А.А. Стволы сосен. 1898

Среди коллекций музея выделяется подборка купеческих портретов. Основу ее составляют работы угличского живописца Ивана Тарханова. Иван Васильевич Тарханов (1780-1848) происходил из рода угличских священников и ремесленников. Отец художника Василий Андреевич был приходским священником. Младший брат художника Павел Васильевич — выдающийся астроном, участник экспедиции Васильева и Беллинсгаузена в Индийский океан.

Тарханов И.В. Портрет Павла Матвеевича Сурина. 1843. Холст, масло

И.В. Тарханов учился у местных иконописцев. Он создал значительное число портретов купцов, чиновников и мещан. Произведения Тарханова признаны классикой купеческого портрета.

Тарханов И.В. Портрет Агриппины Андреевны Суриной 1829. Холст, масло, 79х64

Необычность тархановских картин в сравнении с традиционными русскими дворянскими портретами бросается в глаза. Изображаемое лицо представлено вне интерьера, в нарочито скромной (у мужчин) или демонстративно архаичной и богатой (у женщин) одежде. Напряженное выражение лица и скованная поза модели прямо указывают на вынужденный характер работы; писание портрета — не акт высокого искусства, а тяжелый труд для всех участников процесса.

Тарханов И.В. Портрет Надежды Андреевны Суриной.1845. Холст. Масло. 89,5х71х5

Для купца и членов его семьи быть запечатленным на холсте — дань традиции, честолюбию, назидание потомкам; для небогатого живописца — верный кусок хлеба. Все в итоге оказались в выигрыше — мало кто вспомнил бы семейство Суриных, если бы не тархановская кисть. Но и последний легко мог бы оказаться забытым, если бы полтораста лет назад ему не достался тяжелый, но выгодный заказ.

Бучкин П.Д. 1961 . Портрет Федора Ивановича Шаляпина. Холст, масло. http://uglichvernisag.narod.ru/Buchkin.htm

В1970г. коллекция живописи и графики пополнилась произведениями известного советского художника П.Д. Бучкина, завещавшего землякам 146 своих работ.
В 2004 году настоятель храма Михаила Архангела «в бору» иеромонах Рафаил (Симаков) передал в дар музею 180 своих работ.

Угличский государственный историко - архитектурный и художественный музей. Схема. http://uglmus.yar.muzkult.ru/about

1.Церковь царевича Димитрия "на крови»
2. Палаты Угличских удельных князей.
3. Богоявленский собор.
4. Здание бывшей городской думы.
5. Галерея современного православного искусства "Под Благодатным покровом"
6. Спасо-Преображенский собор.
7. Колокольня Спасо-Преображенского собора.

 

Источник:

Соболева Н. Угличский музей./ Наталья Соболева.// Крестьянка. - 2004. - № 5. - с.31-42 (Благодарность Ольге Поляковой, зав. Отделом реставрации музея, за помощь в подготовке материала)

http://uglmus.yar.muzkult.ru/about Угличский государственный историко - архитектурный и художественный музей

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...